litceysel.ru
добавить свой файл
1


ДОКЛАД

на педагогическом совете


«Учебно-дидактические игры - средство развития

познавательной активности учащихся»


Заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе

Кузнецова С.Н.

Учебно-дидактические игры – средство познавательной активности учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности.

В 2005/2006 учебном году район работает по теме: «Развитие творческих способностей детей, их стремление к здоровому образу жизни и созидательной деятельности, в том числе в детских общественных организациях». Развитие творчества детей происходит как на уроках, так и во внеурочное время. И основное время это, конечно, урок. Именно поэтому школой выбрана тема: «Учебно-дидактические игры – средство познавательной активности учащихся».

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения по­ставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоя­тельности и творчества.

Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности - требование наших дней. Вследствие этого возникает необхо­димость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых за­даний, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизи­рующими познавательную деятельность.


Повышение активности учащихся достигается совокупностью мето­дов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, ко­торые принято называть активными.

Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков.

Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. Сюда относятся проблемные лекции, различные формы программиро­ванного контроля, обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций и метод разыгрывания ролей, тематические дискуссии, всевозможные олим­пиады и деловые игры.

В соответствии с классификацией методы активного обучения приме­няются на имитационных и неимитационных видах занятий. Неимитационными чаще всего являются традиционные виды занятий (лекции, лаборатор­ные работы и др.). Основная особенность имитационных видов занятий -имитация изучаемого процесса или деятельности. Это в основном занятия нового типа (анализ конкретных ситуаций, различные учебные игры и т.д.). Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие имитационной модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения реализуется в виде постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателем и учащимися.

Основными видами активного обучения на неимитационных занятиях являются;

1. Проблемная лекция. Она отличается от обычной прежде всего отсутствием монологического, информационного характера сообще­ния готовых знаний и выводов. Особенность проблемного изложения в том, что преподаватель не все знания дает в готовом виде, а в ходе лекции ставит вопросы, создает проблемные ситуации, направляет внимание учащихся на их сущность и необходимость решения, доби­вается вовлечения их в активную учебную деятельность по решению выдвинутых проблем. Т.е. проблемная лекция активна, если в ходе ее обеспечивается самостоятельная творческая работа учащихся кон­тролирующими вопросами, обсуждением и другими способами.


2. Практические занятия, лабораторная работа. Они активны, если учащиеся самостоятельно получают результаты, анализируют их и дорабатывают при обнаружении ошибок или упущений.

3. Семинары, тематические дискуссии. Приемлемы как форма обсуждения какого-либо сложного вопроса, проблемы, по которым нет единого мнения. Они заставляют участников тщательно продумывать, обосновывать свою точку зрения, собственное понимание материала, развивают навыки критического суждения, формируют умение выступать публично.

4. Групповая консультация. Активна, если весь коллектив вовле­кается в творческое обсуждение поставленных вопросов.

Имитационные методы активного обучения подразделяются на неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения) и игровые.

Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Классики русской педагогики (К.Д. Ушинский, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.) в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности. «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К.Д.Ушинский

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педа­гогической науки. В современной педагогике идет постоянный поиск но­вых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоот­ношений преподавателей и обучающихся.

В.Ф. Шаталов одним из первых понял, что сегодня основная функция педагога - не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования по­следних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, ди­дактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический прием обуче­ния. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и не­которые условия и средства ее реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творче­ских резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, соз­дают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.


Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную дея­тельность интеллектуально пассивных детей. Исследования психолога Л.С. Славиной (Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинирован­ным школьникам. М., 1959 г.) показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершен­но недоступен в обычной учебной ситуации. На наш взгляд, неправомерен вопрос: нужна ли игра в учебном процессе? В одних условиях она нужна, даже необходима, в других может оказаться лишней. Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и воображаемая роль. Если такого интереса нет и педагог стремится его создать, то игра может стать добрым помощником учителя. Необходимо учитывать так­же возраст школьников: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономер­ность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.

Психолог В.В. Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра поставленная игра позволяет многому научить ребенка. Организация игровой деятельности де­тей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребенка». «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов.

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психоло­гические эффекты игры.


Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой уче­ного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообра­зительности и т. п.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

Характерным для каждой дидактической игры является, с одной сто­роны, решение различных дидактических задач - уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, раз­витие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание учени­ка направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием.

К организации игр для детей предъявляются определенные требования:

1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельно­сти учащихся.

2. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным, разнообразным.

3. Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра долж­на вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

4. В играх обязателен момент соревнования между командами или от­дельными участниками игры. Это всегда приводит к усилению само­контроля учащихся, четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

В таких играх завоевание победы, выигрыш - очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.