litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 7 8 9 10 11 12 13

Статья 23 Право на обращение за консульской или дипломатической защитой.

73. Результаты исследований97 показывают, что трудовые мигранты не доверяют работе консульских учреждений РТ в РФ. На данный момент на территории РФ действует посольство Таджикистана в РФ в городе Москва, и 2 генеральных консульства в городах Екатеринбург и Уфа. Таджикистан также использует институт почетных консулов,98 которые работают в больших городах РТ, где наблюдается компактное проживание таджикских трудовых мигрантов. Это города Санкт - Петербург, Новосибирск, Калининград и Петрозаводск.


74. Многие опрошенные трудовые мигранты негативно отзываются о ситуации в консульстве и в посольстве РТ в РФ. Недостаточная эффективность работы консульских учреждений может быть объяснена недостаточным количеством персонала, а также отсутствием оперативной выдачи информации (например с МВД РТ) по требованию консульских учреждений и посольств. 99 Отсутствие консульских учреждений РТ на территории РФ, где отмечается проживание большого количества таджикских трудовых мигрантов, приводит к появлению серьёзных проблем у трудовых мигрантов. Российская правозащитная организация Анти Дискриминационный Центр «Мемориал» отмечает, что отсутствие консульства в Санкт-Петербурге вынуждает мигрантов, граждан РТ, ехать в Москву по любым административным вопросам. Ситуация превращается в замкнутый круг, если мигрант потерял паспорт или его паспорт просрочен, так как чтобы сделать новый паспорт или получить свидетельство на возвращение на Родину мигранту надо ехать в Москву. А в Москву он может попасть только на поезде или самолёте, а для того, чтобы ехать на этих видах транспорта, ему необходим паспорт.100 В такой ситуации находятся и другие трудовые мигранты, которые трудятся на территории РФ, где нет консульств или их представительств.

75. Некоторые мигранты обращающиеся в ЦСМ в Таджикистане указывают на имевшие место факты коррупции среди сотрудников посольства и консульств РТ в РФ. По их словам можно получить необходимые документы без дачи взяток, но приходится ждать очень долго. Мигранты также указывают, что редко обращаются к почётным консулам, так как их услуги непомерно дороги.101

Кейс трудового мигранта Исмонова М. и Шарипова И.

11.10.2011 г. в газете «Азия Плюс» была опубликована статья о судьбе двух таджикских трудовых мигрантов,102 которые в течение 6 месяцев содержались в спецприёмнике г. Шахты РФ. По информации, представленной в статье, трудовые мигранты Шарипов И. и Исмонов М. весной 2011 г. были помещены в спецприёмник в связи с истечением срока заграничного паспорта у одного из мигрантов и отсутствием паспорта у другого трудового мигранта. Мигрантов заставляли по 16 часов стоять на бетонном полу, кормили 3 раза в день капустой и давали буханку хлеба на шестерых человек. По имеющейся информации Шарипову И. давали обезболивающее лекарство с истекшим сроком годности. Иногда мигрантов заставляли работать в домах начальника спецприемника и местных командиров. Исмонов М. сообщил, что за 6 месяцев пребывания в спецприёмнике никто из представителей посольства РТ ни разу не появлялся. Когда мигранта вывезли в очередной раз работать в доме одного начальника, его жена позволила ему позвонить домой. Исмонов М. сообщил родственникам о своей беде. Близкие Исмонова М. были вынуждены собирать деньги для российских милиционеров, которые требовали взятку в размере 6 тыс. российских рублей, они также заплатили за передачу документов в посольство 3 тысячи российских рублей. За время пребывания в российском спецприемнике Исмонов М. с весом 66 кг похудел на 20 килограммов. У него начали выпадать волосы. Сейчас он вынужден заниматься лечением простуженных почек и больного сердца. Кроме того, он должен собрать $1000 долларов США, чтобы рассчитаться с долгами. После публикации этой статьи 21.10.2011 г. Центр по правам человека обратился с заявлением в интересах Шарипова Ильхома, который оставался в этом спецприёмнике в Миграционную службу РТ, в Посольство Таджикистана в РФ, в МИД РТ, в МВД РТ, в Генеральную прокуратуру РТ и Омбудсмену. Миграционная служба перенаправила обращение в свое представительство в РФ. Омбудсмен перенаправил обращение в МС РТ. Посольство Таджикистана в г.Москве в своем ответе указало, что факты приведённые в статье не отражают действительность. Посольство опровергло данные о том, что с мигранта Исмонова М. требовали взятку, указав, что выдача свидетельства на возвращение лицам, содержащимся в спецприёмниках является бесплатной. Посольство указывает, что официальные власти РФ не уведомляли их о том, что в отношении Исмонова М. и Шарипова И. было вынесено судебное решение о депортации. По информации Посольства РТ в РФ свидетельство Исмонову М. было направлено 19.08.201, и в сентябре Исмонов М. уже вернулся домой. В отношении Шарипова И. посольство сообщило, что ему направлено свидетельство на возвращение. По неизвестным причинам это свидетельство не дошло до администрации спецприёмника. Через месяц был сделан вторичный запрос Центра по правам человека в Посольство РТ в РФ, и только 23 ноября 2011 г. Шарипов И. был депортирован в Таджикистан.



Рекомендации:


  1. При назначении посла и формировании сотрудников посольств, в частности, в странах назначения трудовых мигрантов проводить тщательный отбор высококвалифицированных специалистов с прекрасными навыками дипломатии, совершенным знанием иностранного языка, а также отвечающих требованиям установленным в законодательстве.103

  2. Расширить количество консульских единиц в РФ в виду большого количества трудовых мигрантов из РТ, находящихся на территории этого государства.

  3. Разработать и внедрить детальный механизм обращения трудовых мигрантов, находящихся за пределами РТ за защитой своих нарушенных прав и процедуры реагирования (включая надлежащие сроки) представителей консульских служб и посольств на обращения трудовых мигрантов.

  4. Внедрить предоставление электронных услуг трудовым мигрантам в практику работу посольств и консульств, в частности такие услуги должны предоставляться по вопросам выдачи и восстановления документов необходимых для пребывания в странах назначения или возвращения на Родину.

  5. Открыть горячую линию в посольстве специально по вопросам миграции и праву на труд и гарантировать, чтобы персонал, обслуживающий горячую линию прошел необходимое обучение для представления информации и перенаправления к соответствующим организациям, оказывающим правовые, социальные и другие услуги.

  6. Проводить обучение в регионах РФ с гражданами РТ в местах их наибольшего проживания и работать как посредством поездок в регионы, так и в сотрудничестве с местными НПО или другим способом.

  7. Распространять информацию о правах, предусмотренных международными и российскими законами; обязанностях агентств занятости и других посредников; и механизмах в РТ и РФ по подаче жалоб на действия работодателей, посредников и полиции.



<< предыдущая страница   следующая страница >>