litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 9 10 11 12 13

Статья 33, 37 Право на информацию

81. Положение о МС, утверждённое Правительством 30 апреля 2011 года, обязывает этот орган оказывать трудовым мигрантам и членам их семей консультационные услуги. Услуги по информированию предоставляются бесплатно. К сожалению, Положение МС не закрепляет напрямую за ними обязанность по информированию трудовых мигрантов о политике трудовой миграции в странах назначения, положений и правил по оформлению разрешительных документов для трудоустройства в странах назначения и так далее как это предусмотрено КЗПТМ


82. Специальный отдел по консультированию и приему трудовых мигрантов, действует только в Центральном аппарате МС в г. Душанбе. В представительствах МС по регионам такого специализированного отдела не имеется, и практика консультирования там различная. В одном из интервью представители МС по Горно-Бадахшанской Автономной Области (ГБАО) отметили, что: «Официального штата по оказанию консультационных услуг в нашей службе нет. Иногда руководству организации самому приходится консультировать обращающихся граждан РТ и иностранных граждан по различным вопросам касательно трудовой миграции». Представители же МС по Хатлонской области указали, что весь штат в 21 человек при необходимости оказывают консультационные услуги трудовым мигрантам. В МС Согдийской области за 4 сотрудниками закреплена обязанность по консультированию мигрантов. Несмотря на эту практику, имеющийся кадровый потенциал и ресурсы МС не в состоянии охватить непосредственным информированием даже 10% выезжающих трудовых мигрантов граждан РТ.

83. По имеющимся данным отдел по приёму и консультированию граждан при Центральном аппарате МС за период своей деятельности с сентября по декабрь 2011 года рассмотрел всего 89 заявлений трудовых мигрантов - граждан РТ касательно юридических и социальных вопросов.106 Представительство МС в ГБАО с момента своего функционирования в 2011 г. оказало помощь, в том числе информационную 18 трудовым мигрантам, а МС по Согдийской области за аналогичный период оказало помощь и консультирование 270 трудовым мигрантам. К сожалению МС по Хатлонской области не представили официальных данных о количестве мигрантов получивших в организации помощь и консультирование, но по словам сотрудников ежемесячно в МС по этому региону обращается около 50-60 трудовых мигрантов.107


84. Хотя МС и указывает на то обстоятельство, что информирование мигрантов происходит и через официальный сайт организации,108 однако часть представленной информации о процедурах, связанных с трудовой миграцией за рубеж устарела или не обновляется. Кроме того, представляемая информация ориентирована больше всего на граждан РТ, в то время как информации для иностранных трудовых мигрантов на понятном им языке (хотя бы на английском), на сайте пока нет.


85. МС и его представительства в регионах базируются только в административных центрах, следовательно, возможности многих мигрантов из сельских регионов в доступе к услугам и информированию значительно ограничиваются. Приезд в административный центр может быть обременительным в финансовом плане для большинства мигрантов. Доступ к виртуальной помощи через сайт организации также может быть недоступен многим гражданам, тем более, если учитывать, что не все мигранты обладают навыками работы с Интернет, не во всех регионах есть доступ к Интернет, а в осеннее и зимнее время в Таджикистане вводится ограничение на потребление энергии. В некоторых регионах электричество в этот период предоставляют в сутки около 2-х часов.

86. МС не практикует выезды в регионы для предоставления информации консультаций мигрантам по вопросам выезда и трудоустройства за рубежом, хотя при сложившихся условиях этот вид информационной работы мог бы быть эффективным. В регионах представительства МС вовлекаются со стороны НПО в процесс предоставления информации населению о процедурах выезда и трудоустройства за рубежом. На фоне работы МС по информированию значительно возрастает роль профильных НПО, оказывающих мигрантам информационные услуги на всех этапах планирования и выезда в миграцию. На момент подготовки настоящего доклада в Таджикистане при поддержке МОМ функционировало 7 специализированных центров содействия мигрантам (ЦСМ), 6 из них функционировало на базе НПО. По данным представленным МОМ Душанбе109 до 2010 работой ЦСМ было охвачено более 30 000 трудовых мигрантов. В 2010 г. ЦСМ проинформировали по различным аспектам трудовой миграции (в том числе миграционные вопросы стран назначения) более 11 000 трудовых мигрантов, а в 2011 цифра охваченных информационной работой мигрантов составила более 13 000 трудовых мигрантов и потенциальных трудовых мигрантов, из них 30% составили женщин.




Название организации

2010 г.

2011 г.

2010 г.
















1

Центр содействия мигрантам в г. Душанбе

---

---

Оказана информационная и правовая помощь 851 трудовым мигрантам.

1

Центр содействия мигрантам в г. Кулябе

Оказана информационная и правовая помощь 769 трудовым мигрантам из них 130 женщин

1374 человек из них 468 женщин

2938 человек из них 973 женщин

2

Центр содействия мигрантам в г. Худжанде

Оказана информационная и правовая помощь 943 трудовым мигрантам из них 312 женщин

5292 человек из них 1807 женщин

4396 человек из них 1648 женщин

3

Центр содействия мигрантам в Гиссаре

---

---

Оказана информационная и правовая помощь 3327 трудовым мигрантам

4

Центр содействия мигрантам в Таджикабаде


---

---

Оказана информационная и правовая помощь 3044 чел трудовым мигрантам.

5

Центр содействия мигрантам в г. Хороге

Оказана информационная и правовая помощь 1144 трудовым мигрантам, из них 353 женщин

Оказана информационная и правовая помощь 1612 трудовым мигрантам, из них 642 женщин

Оказана информационная и правовая помощь 4800 трудовым мигрантам, из них 1396 женщин

6

Центр содействия мигрантам в Айни

Оказана информационная и правовая помощь 1579 трудовым мигрантам, из них 375 женщин

Оказана информационная и правовая помощь 4385 трудовым мигрантам, из них 997 женщин

Оказана информационная и правовая помощь 5898 трудовым мигрантам, из них 2224 женщин


87. Кроме ЦСМ, занимающихся на систематической основе информированием трудовых мигрантов, такую же работу с женщинами трудовыми мигрантами и оставленными жёнами трудовых мигрантов ведут местные НПО Лига Женщин Юристов и Международная ассоциация женщин трудовых мигрантов.




Название организации

2010 г.

2011 г.

1

Лига женщин юристов

1258

1775

2

Международная Ассоциация женщин трудовых мигрантов




--



307

3

ИТОГО




2082


88. Эти таблицы показывают, что в основном деятельность по информировано мигрантов ведут общественные организации. Такая ситуация имеет определённые риски. В первую очередь, это связано с тем, что ЦСМ зависят от донорской поддержки и после окончания проектной деятельности их работа может прекратиться. Ярким примером тому служит практика работы ЦСМ в г. Курган-Тюбе и Шаартузском районе, которые в 2011 г. из-за завершения финансирования фактически прекратили активно работать. «Сейчас мигрантам из нашего региона не откуда получать информацию о работе за рубежом», - отмечает руководитель НПО «Шифо».110 «Создается ощущение, что обязанность по информированию трудовых мигрантов полностью возложена на НПО. Уполномоченные органы не интересуется качеством проводимой информационной предотъездной работы среди трудовых мигрантов, не отслеживают уровень информированности мигрантов, не изучают потребности мигрантов в нужной им информации» - говорят представители НПО.111 МС должна играть ведущую роль в сфере предоставления информационных услуг трудовым мигрантам.


Рекомендации:


  1. Обеспечить доступ трудовых мигрантов к информации посредством открытия представительств/представителей Миграционной службы при Правительстве РТ во всех административных единицах РТ и включить в функциональные обязанности компетентных сотрудников вопросы информирования трудовых мигрантов;
  2. Улучшить доступ трудовых мигрантов из Таджикистана и иностранных трудовых мигрантов в Таджикистане к информационным услугам посредством информационно-коммуникационных технологий (например Интернет , бесплатное СМС информирование и бесплатные мобильные приложения ).


  3. Обеспечить доступ иностранных трудовых мигрантов на понятном им языке к информации о миграционном законодательстве РТ и правилах пребывания в РТ.

  4. Обеспечить должное и систематическое повышение потенциала сотрудников Миграционной службы РТ, работающих на местах в области информирования и консультирования трудовых мигрантов.

  5. Включить в положение МС обязанность по информированию трудовых мигрантов о политике трудовой миграции в странах назначения, положений и правил по оформлению разрешительных документов для трудоустройства в странах назначения и так далее как это предусмотрено КЗПТМ.

  6. Разработать и внедрить методическое руководство для МС и других уполномоченных органов по проведению информационной работы среди трудовых мигрантов. Такое руководство должно стандартизировать работу по информированию мигрантов, повлиять на качество информационной работы и учитывать положения КЗПТМ.



<< предыдущая страница   следующая страница >>