litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 10 11 12 13

Статья 43 Принцип равного обращения с гражданами работы по найму в указанных областях

89. КЗПТМ устанавливает, что трудовые мигранты, имеющие документы или постоянный статус приравнены к гражданам в отношении права обеспечения жильём (ст.43. 1d, 43.3). Законодательство ограничивает в этой части права трудовых мигрантов. Закон «О правовом положении иностранных граждан» в статье 9 устанавливает, что иностранные граждане, постоянно проживающие в РТ, (т.е. те которые имеют вид на жительство), «имеют право на основаниях и в порядке, установленном для граждан Республики Таджикистан, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов». Законодатель с одной стороны, приравнивая иностранных граждан имеющих постоянный статус к гражданам страны, с другой стороны, устанавливает для них ограничения – иностранные граждане могут только проживать и пользоваться жилым помещением. В следующем пункте этой статьи, законодатель уже конкретно устанавливает, что «иностранные граждане не имеют права приобретать в собственность жилые здания и дома, а также другие здания, входящие в жилищный фонд (за исключением приобретения в наследство наследниками по закону), если иное не предусмотрено законами и международными правовыми актами, признанными Таджикистаном. На этом основании иностранные граждане не могут приобретать в Таджикистане недвижимость в собственность.


Рекомендации:


  1. Исключить из законодательства нормы, имеющие дискриминационный характер в отношении иностранных граждан, имеющих постоянный статус и ограничивающий их право на собственность и жилье.

Статья 71 Возвращение останков умерших трудящихся - мигрантов или членов их семей и вопросы компенсации связанной со смертью.

90. Практика же возвращения тела умерших мигрантов на Родину неоднозначная. В практике есть случаи, когда Посольство РТ в РФ способствовало возвращению останков умерших трудовых мигрантов и членов их семей в РТ. Содействие заключалось в предоставлении гражданам РТ возможности безвозмездного провоза тел умерших граждан обратно в РТ посредством таджикских авиакомпаний. Хотя, существует утверждение о наличии специального Постановления Правительства РТ о безвозмездном провозе останков умерших мигрантов таджикскими авиакомпаниями, такой документ не был доступен составителям доклада на момент его подготовки. Ни законодательством о миграции, ни гражданским законодательством не предусматриваются вопросы возмещения и/или компенсации, связанных со смертью трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи.



91. В интервью 22 летний мигрант из г. Куляба указал следующее: «Я и мой друг утроились на работу в Москве через одного знакомого. Через год мой друг остался без работы, он долго ходил по работодателям, искал работу. 03.09.2011 его сбила машина. Мы ничего не знали об этом. Следователь, который вёл это дело, не сообщил об этом в наше посольство. Мама моего друга обратилась в ОВД г. Куляба, когда он внезапно перестал звонить. ОВД Куляба, как потом мне рассказали, сделали запрос в МВД РФ, и получили ответ, что в одном из моргов найдено тело, предположительно гражданина РТ. Я узнал обо всем этом только в декабре, было опознание тела, это действительно был мой друг. Оказывается он 3 месяца пролежал в морге. Я обратился в Миграционную службу за помощью, но там мне отказались помогать, сказали это не их работа. В посольство уже обращаться не стал, какой от этого толк? Мне было легче пройтись по друзьям и знакомым и собрать нужную сумму для возвращения тела друга домой. Я собрал 25 000 тысяч рублей и отправил тело на Родину, отправлял таджикскими авиалиниями, никто не говорил мне что это может быть бесплатно».

92. Общественные организации в интервью также отмечали проблематичность возвращения останков умерших граждан РТ, особенно в случаях отсутствия представительства таджикских авиакомпаний и дипломатических единиц в той или иной административной единице страны пребывания трудовых мигрантов и членов их семей.112 «У нас было несколько обращений граждан за период 2008 – 2011 гг. по оказанию содействия в возвращении тел трудовых мигрантов скончавшихся по различным причинам в России. Как правило, это очень неимущие семьи, и у них нет денежных средств для возвращения тел их умерших родственников. В таких случаях мы обращаемся за помощью в посольство РТ в г. Москве, в представительство МС в Москве, или к диаспорам, которые характеризуются положительно. Мы слышали, что есть официальный документ, который предписывает таджикским авиалиниям бесплатно перевозить груз 200,113 но пока не видели его. Однажды нам приходилось возвращать тело мигранта из Уфы РФ, оттуда не было прямых таджикских рейсов, пришлось привозить через российские авиалинии. В 2007 г г. мы обращались в посольство, но запрос рассматривался долго, мы обратились к диаспоре. Они собрали половину суммы, другую часть добавили родственники и знакомые умершего мигранта из Таджикистана и останки были привезены на Родину».



Рекомендации:


  1. Предусмотреть в Законе «О миграции» и, в дальнейшем, в принимаемых законах о миграции вопросы возмещения и/или компенсации, связанных со смертью трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи в соответствии с положениями КЗПТМ.

  2. Обеспечить, чтобы провоз останков мигрантов умерших в странах назначения посредством национальных авиакомпаний осуществлялся за счет государственного бюджета.

1 Национальная стратегия Развития РТ на период до 2015 гг.

2 Влияние мирового финансового кризиса на трудовых мигрантов из Таджикистана: мнение мигрантов экспресс – опрос. Автор Джамшед Куддусов, ИИЦ «Соцсервис» май 2009 года.

3 См. подробнее параграфы 22-23 настоящего доклада.

4 Данные Миграционной службы при Правительстве РТ.

5 Сбор и учет статистической информации о трудовой миграции в Таджикистане осуществляется на основании Постановления Правительства РТ «Об учете внешней миграции граждан Республики Таджикистан за рубеж и возвращения из-за рубежа». Граждане РТ, выезжающие за пределы страны должны заполнять миграционную карту, где содержится информация о стране направления, целях выезда, образовании и квалификации выезжающего лица. Согласно результатам исследования МОТ «Сбор данных и статистики по трудовой миграции в Таджикистане» (2010 г.) сбор данных через карточки учета внешней трудовой миграции который практикуется в Таджикистане мог бы быть достоверным источником информации при условии, если бы все пропускные пункты государственной границы (как наземного, так и воздушного транспорта) были бы оснащены соответствующей современной техникой и высококвалифицированном обученным персоналом. На данный момент необходимое техническое оснащение имеется, лишь в пропускных пунктах аэропортов страны.


6 Влияние мирового финансового кризиса на трудовых мигрантов из Таджикистана: мнение мигрантов экспресс – опрос. Автор Джамшед Куддусов, ИИЦ «Соцсервис», май 2009 года.

7 Данные Миграционной службы при Правительстве РТ.

8 Денежные переводы мигрантов в Таджикистан: потенциал для сбережений и инвестиций в экономику и финансовые продукты для привлечения денежных переводов / Субрегиональное Бюро для стран

Восточной Европы и Центральной Азии, МОТ. – Москва: МОТ, 2010

9 В конце 2011 г. МС ПРТ запустила проект по обучению 100 потенциальных трудовых мигрантов на краткосрочных курсах по повышению профессиональных навыков и изучению русского языка. В феврале 2012 г. участники пилотного проекта сдали свои первые экзамены по специальности, в марте они получили сертификаты. Ожидается, что в дальнейшем под контролем миграционных служб Таджикистана и России эти трудовые мигранты будут трудоустроены в Росии.

10 Исследование ООН Женщины и ОФ Панорама «О статусе соблюдения прав женщин трудящихся-мигрантов из Таджикистана», Душанбе 2009 г.

11 Там же.

12 Интервью гендерного эксперта Т.Бозриковой http://www.migrant.ru/news.php?id=404

13 Исследование ООН Женщины и ОФ Панорама «О статусе соблюдения прав женщин трудящихся-мигрантов из Таджикистана», Душанбе 2009 г.

14Исследование МОМ «Брошенные жены Таджикских трудовых мигрантов», 2009 г.

15 Из интервью с сотрудниками отделения НПО Центра по правам человека в г.Исфаре.


16 По данным ЦПГО «Шахрванд» в Хатлонской области Таджикистана

17 Мукаммал Одинаева. «Таджикистан: высокий уровень самоубийств среди женщин связан с домашним насилием». http://www.irinnews.org/InDepthMain.aspx?InDepthID=20&ReportId=62834&Country=Yes

18 Исследование МОМ «Брошенные жены Таджикских трудовых мигрантов», 2009 г.

19 Исследование ЮНИСЕФ «Воздействие трудовой миграции на детей мигрантов, оставшихся в Таджикистане», ноябрь 2011 г.

21 Статья 122 Семейного Кодекса РТ устанавливает, что защита прав и интересов детей в случаях длительного отсутствия родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные органы государственной власти. Вопросы организации и деятельности местных исполнительных органов государственной власти по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами в порядке, установленном Семейным Кодексом, Гражданским кодексом РТ. (ЗРТ от 26.12.11г., №791)

22Интервью с руководителем НПО Центр по правам ребенка, Г.Рахмановой март 2012 г.

24 Примеры приведены из практики Центра по правам человека.

26 Migration and Remittances Factbook 2011, World Bank 2nd edition.

27 Выступление эксперта представительства Азиатского Банка Развития в Таджикистане К.Аминова на презентации экономического развития Таджикистана, апрель 2011 г.

28 По данным Национального Банка РТ и Всемирного Банка «Migration and Remittances Factbook 2011”

29 Первый доклад РТ о выполнении Международной Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, 2010, п. 10.

30 Государственная стратегия развития рынка труда РТ до 2020 года, приоритет 3, пункт 4.

31 В Руководящий совет по реализации Программы также входят - представители Исполнительного аппарата Президента Таджикистана, заместители Министров финансов, экономики и торговли, сельского хозяйства, заместитель Главы Налогового Комитета, Агентства по статистике, представители Федерации профсоюзов и Ассоциации работодателей, Национальной ассоциации малого и среднего бизнеса и других органов и организаций. Все упомянутые министерства, ведомства и организации, представленные в Совете несут ответственность за реализацию определённых видов деятельности стратегии.

32 Национальная стратегия трудовой миграции граждан РТ за рубеж на период 2011-2015, пп.1-2

33 Общественные слушания были проведены в сентябре и октябре 2010 г., в г. Душанбе и г. Худжанде.


34 Бозрикова Т. «Результаты гендерной экспертизы проекта Национальной стратегии трудовой миграции граждан РТ за рубеж на период 2011-2015 года», 2011, стр. 16.

35 Там же, стр. 15.

36 Из неофициальных бесед с сотрудниками МС ПРТ.

37 Национальная программа по защиты населения от туберкулеза в РТ на период 2010-2015 гг., пункт 4.2.3

38 Программа по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД в РТ на период 2011-2015 гг., глава 10.

40 По результатам анализа обращений гражда в правовые приемные НПО «Центр по правам человека»

41 Данные кейсы приведены из интервью с мигрантами, адвокатами трудовых мигрантов а также интервью юристов ОО Центр по правам человека и НПО Имран.

42 Официальное обращение HRW опубликовано на http://www.hrw.org/ru/news/2009/06/04-4

43 За №49 (220) от 23.02.11 года.

44Из интервью сотрудников ОО Фонд развития общества с группой трудовых мигрантов из Ганчинского района, октябрь 2011 г.

45 Закон РТ 20 марта 2008 года за №372.

46 Такая практика имело место при рассмотрении жалобы в интересах трудового мигранта Абдукодирова М. ставшего в сентябре 2011 г. жертвой трудовой эксплуатации в РФ и в интересах Шарипова И. подвергшегося жестокому и негуманному обращению в РФ, жалоба была направлена 21.10.2011 г.


47 Подробнее см. в параграфе 9 настоящего доклада.

48 Согласно ст. 7 Закона РТ «О борьбе против торговли людьми» (от 15.07.2004 г.) Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми напрямую не обязана предпринимать конкретные меры по защите жертв торговли людьми, однако она имеет полномочия осуществлять контроль над функционированием специализированных учреждений в соответствии с возложенными на нее задачами.

49 Обращения в интересах граждан РТ Абдукодирова М. направлено 15.09.2011 г., в интересах Джурабаева Умурзока и ещё предположительно 30 трудовых мигрантов находящихся в трудовой эксплуатации у российских работодателей направлено 29.07.2011 г.

50 Джурабаев Умарзок указывал, что российский работодатель отказывается отпускать его, отобрал его документа в то время как у трудового мигранта обострилось почечное заболевание.

51 Кейс Исмонова Мирали и Ильхома Шарипова, см. подобнее в параграфе 75

52 Мониторинг соблюдения прав иностранных трудовых мигрантов в Таджикистане. НПО Центр по правам человека совместно с НПО Накукор, Ахтари Бахт, Ассоциация юристов Памира. Февраль – март 2012 г.

53 Мониторинг соблюдения прав иностранных трудовых мигрантов в Таджикистане. НПО Центр по правам человека совместно с НПО Накукор, Ахтари Бахт, Ассоциация юристов Памира. Февраль – март 2012 г. Опрос проводился среди 60 иностранных трудовых мигрантов.

54 В Замечаниях общего порядка Комитета по правам человека №27 указывается, что «само по себе упоминания государственной тайны недостаточно для подобного ограничения свободы передвижения и такие ограничения должны иметь под собой четкие законные основания и соответствовать критериям абсолютной необходимости и требованиям соразмерности. Комитет ООН по правам человека, замечание общего порядка №27 «Свобода передвижения» (ст.12), 02\11\99.


55 Исследование законодательства в области трудовой миграции, проект МОТ в Таджикистане, 2010 г.

56 Более подробно см. в параграфе 22-23 настоящего доклада.

57 Карточка миграционного учета граждан РТ заполняется каждым гражданином РТ, достигшим 16-летнего возраста при выезде из РТ и возвращении из-за границы. Сведения, собираемые на основе карты миграционного учета граждан РТ, должны быть использованы исключительно для статистического обобщения.

58 Статья в газете Азия плюс от 03.03.2012 «Мигрантов обманывают уже в Таджикистане?» http://www.news.tj/ru/news/migrantov-obmanyvayut-uzhe-v-tadzhikistane

59 Мониторинг соблюдения прав иностранных трудовых мигрантов в Таджикистане. НПО Центр по правам человека совместно с НПО Накукор, Ахтари Бахт, Ассоциация юристов Памира. Февраль – март 2012 г.

60 Осуществление надзора за исполнением закона о борьбе против торговли людьми, выполнение мероприятий по предупреждению торговли людьми.

61 Предупреждение, выявление и пресечение преступлений, связанных с торговлей людьми.

62 Выявление связей международных террористических организаций и организованных преступных групп с торговцами людьми, предупреждение и пресечение попыток пересечения торговцами людьми Государственной границы РТ, а также незаконного перемещения через Государственную границу РТ жертв торговли людьми.

63 Выявление и пресечение попыток пересечения торговцами людьми таможенной границы РТ, а также незаконного перемещения через таможенную границу РТ жертв торговли людьми.


64 Минтруда разрабатывает предложения по оказанию помощи жертвам торговли людьми, учреждению и содержанию специализированных учреждений.

65 МИД обеспечивает защиту прав и интересов граждан РТ, ставших жертвами торговли людьми, находящихся за пределами Республики Таджикистан посредством разработки эффективных механизмов сотрудничества между дипломатическими миссиями в странах назначения и транзита.

66 Включает в существующие программы гуманитарных дисциплин разделы, освещающие проблемы торговли людьми.

67 Разрабатывает программы оказания медицинской и психологической помощи жертвам торговли людьми, обеспечения медикаментами специализированные учреждения.

68 Осуществляет контроль за уставной деятельностью туристических организаций и фирм.

69 Здесь имеется ввиду УК РТ и Закон о борьбе с торговлей людьми.

70 См.: Сатторов Ф.М., Бурханова М.Дж. Рекомендации по совершенствованию законодательных основ в сфере противодействия торговле людьми в Таджикистане. Душанбе, 2010г.

71 Отчёт Межведомственной Комиссии по борьбе против торговли людьми при Правительстве РТ за 2005-2009 годы.

72 См.: Сатторов Ф.М., Бурханова М.Дж. Рекомендации по совершенствованию законодательных основ в сфере противодействия торговле людьми в Таджикистане. Душанбе, 2010г., С.5-6

73 См.: Доклад Правительства США о торговле людьми, 2011г. www.dushanbe.usaembassy.gov

74 Информация адвокатов ОО Центр по правам человека, Худжанд.


75 См.: Таджикистан: Живой товар за живые деньги, недорого и навсегда. Тилав Расул-заде для http://www.fergananews.com/article.php?id=6891, здесь также использована информация от адвокатов ОО Центр по правам человека, Худжанд.

77 См. подробнее информацию в параграфе 35 настоящего доклада..

78 Из интервью с жертвой эксплуатации Сиярхном Табаровым, 2010г.

79 За №762 от 2 августа 2011 года.

80 За №230 от 1февраля 1996 года.

81 За №881 от 11 декабря 1999 года.

82 Коалиция «От равенства юридического к равенству фактическому», 2010, Предварительная версия Второго альтернативный доклад общественных организаций Таджикистана по реализации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин(КЛДЖ), параграф 59-60.

83 См. подробнее в параграфе 89 настоящего доклада.

84 Интервью с трудовым мигрантом, Согдийская область, 2011.

85 Коалиция «От равенства юридического к равенству фактическому», 2010, Второй альтернативный доклад общественных организаций Таджикистана по реализации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин(КЛДЖ), параграф 38.

86 Там же, параграф 39.


87 За №41 от 17 мая 2004 года.

88 Мониторинг соблюдения прав иностранных трудовых мигрантов в Таджикистане. НПО Центр по правам человека совместно с НПО Накукор, Ахтари Бахт, Ассоциация юристов Памира. Февраль – март 2012 г.

89 1 доллар США равен 4.75 таджикских сомони, www.nbt.tj

90 Интервью с трудовым мигрантом гражданином Китая Хатлонская область, 25 февраля 2012 года.

91 Интервью с трудовым мигрантом гражданином Китая, Хатлонская область, 25 февраля 2012 г.

92 Интервью с группой трудовых мигрантов в Хатлонской и Согдийской области, ГБАО, г.Душанбе, в период с 20-29 февраля 2012 года.

93 Интервью с трудовыми мигрантами, город Душанбе, в период с 20-29 февраля 2012 года.

94 Данная информация подготовлена по материалам Центра содействия мигрантов Согдийской области по административному выдворению.

96 Интервью с трудовыми мигрантами, Согдийский область, в период с 20-25 апреля 2012 года.

97 Например отчет FIDH «Таджикистан: Экспорт рабочей силы – какой ценой?» 2011 г.,, отчет HRW «Эксплуатация трудовых мигрантов в российском строительном секторе» 2008 г., «Мониторинг информированности трудовых мигрантов об их правах и их досту к информации» Центр по правам человека, проведен в 2007,2008, 2010 и 2011 гг.


98 Нештатный (почётный) консул — лицо, не состоящее на дипломатической службе представляемого государства, но выполняющее некоторые консульские функции. Как правило, это представители деловых кругов государства пребывания. Обычно почётные консулы не могут выдавать документы строгой отчётности (паспорта, визы и т. д.), но могут выступать с ходатайствами перед властями государства пребывания (гражданами которого они обычно и являются). Не получая за исполнение консульских функций от представляемого государства заработной платы, они могут обращать в свою пользу часть консульских сборов.

99 Из беседы сотрудника Центра по правам человека с сотрудником МИД, февраль 2012 г.

100 По данным исследования FIDH «Таджикистан: экспорт рабочей силы какой ценой?», 2011 г.

101 Интервью с мигрантом из г.Исфары, июль 2011 г.

103 Здесь подразумевается ст. 1 Положения о послах ППРТ от 23.01.1995г.,№ 165.

104 Статья 7 Закона РТ «О правовом положении иностранных граждан в Республике Таджикистан» №230 от 1 февраля 1996 года.

105 Пункт 2 Правил выдачи разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые осуществляют трудовую деятельность в РТ, утверждённое Постановление Правительства от 31 октября 2008 за № 529.

106 Из ответов Правительства РТ по представленному Комитетом ООН списку вопросов CMW/C/TJK/Q/1/Add.1

107 Интервью с сотрудниками МС по ГБАО, Согдийской области и Хатлонской области, февраль 2012 г.


108 Из ответов Правительства РТ по представленному Комитетом ООН списку вопросов CMW/C/TJK/Q/1/Add.1

109 Интервью с сотрудниками МОМ, март 2012 г.

110 Из ситуационного анализа МОМ проведённого в рамках разработки Национального механизма перенаправления мигрантов, июль 2011 г.

111 Из ситуационного анализа МОМ проведённого в рамках разработки Национального механизма перенаправления мигрантов, июль 2011 г.

112 Данные Центра по правам человека, г. Худжанд 2010-2011г.г.

113 Груз 200 - термин, обозначающий транспортировку убитых или умерших людей в специальном герметичном контейнере (запаянный цинковый гроб) до места захоронения.



<< предыдущая страница