litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 12 13

I. Введение


Правительство страны прилагает много усилий в сфере трудовой миграции: проводится реформа миграционного законодательства, принята Национальная стратегия по трудовой миграции граждан РТ за рубеж на 2011-2015 гг. (далее, Стратегия ТМЗР) , создаются структуры, облегчающие процессы выезда и трудоустройства и т.д. Вместе с тем, возрастающая тенденция миграции граждан за рубеж приводит к появлению множества проблем, для решения которых пока не предпринимаются достаточные меры на уровне политики и законодательства.


Настоящий доклад охватывает период с 2004 по 2011 г. подготовлен усилиями Неправительственных организаций (НПО) Центр по правам человека, и Имран с широким привлечением следующих НПО:


  • Ассоциация Юристов Памира

  • Общественное Объединение (ОО) Лига Женщин Юристов

  • ОО Накукор

  • Ассоциация Сурхоб

  • ОО Ахтари Бахт

  • Центр поддержки гражданских инициатив (ЦПГО) Шахрванд

  • ЦПГО Калам

  • ОО Ватанам

  • ОО Хайрандеш

  • Фонд Развития Общества г. Истаравшан

  • ОО Мухочират

  • Международная ассоциация женщин трудовых мигрантов


В докладе также использованы отчёты и исследования других НПО и организаций, в таком случае в докладе приводится ссылка на источник информации.

Целью подготовки настоящего альтернативного доклада является предоставление членам Комитета по правам мигрантов и другим заинтересованным сторонам объективной информации о ходе выполнения страной положений Международной Конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (далее, КЗПТМ). Позиция составителей доклада отличается от официальной позиции государства. Настоящий доклад дополняет Национальный доклад, поэтому мы избегали дублирования информации о законодательстве, которая подробно приведена в Национальном докладе Таджикистана. Мы надеемся, что представленная в настоящем докладе информация, примеры из практики будут полезны членам Комитета по правам трудовых мигрантов при формировании объективного мнения о соблюдении прав трудовых мигрантов Таджикистаном и разработке рекомендаций.

II. Информация общего характера

А. Общая экономическая и социально-политическая ситуация в сфере трудовой миграции Республики Таджикистана.


1. Таджикистан характеризуется как страна с нестабильной экономикой и высоким уровнем безработицы. По официальным данным уровень безработицы в Таджикистане в первом полугодии 2011 вырос на 15 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. К основным проблемам, тормозящим процесс развития Таджикистана кроме массовой безработицы и нестабильной экономики, относят недостаточную эффективность государственного аппарата, судебной и правоохранительной системы, сложный и непрозрачный механизм принятия государственными органами решений, высокий уровень коррупции и непривлекательный предпринимательский и инвестиционный климат.1 На фоне проблем, связанных с бедностью и безработицей трудовая миграция граждан за рубеж становится основным источником дохода значительной части населения Таджикистана. По оценкам национальных экспертов трудовая миграция позволяет почти в 3 раза снизить уровень безработицы и на 15% повышает уровень занятости трудоспособного населения. Миграция стала основной стратегией выживания населения за последнее 15 лет в Таджикистане.2


2. Политика Таджикистана в сфере трудовой миграции. Политика регулирования трудовой миграции больше ориентирована на трудоустройство граждан за рубежом, а проект Закона о внешней трудовой миграции содержит ряд ограничительных мер для трудовых мигрантов, связанных с ограничением их свободы передвижения и наложением на них дополнительных обязанностей.3

3. Основные характеристики трудовой миграции из Таджикистана. По официальным данным в 2011 г. за пределы Таджикистана с целью трудоустройства выехало 735 031 граждан страны, из них 653 257 составили мужчины и 81 774 составили женщины.4 Однако существующая система сбора статистических данных о миграции, 5 не позволяет определить реальную цифру выезжающих трудовых мигрантов, которая по различным экспертным данным колеблется от 1 млн. человек до 1,5 млн. человек. Трудовая миграция из Таджикистана имеет сезонный и возвратный характер, так как в Таджикистане традиционно крепки семейные связи. Но в последние годы наблюдается увеличение продолжительности пребывания граждан Таджикистана на заработках за границей.6 По официальным данным в 2011 г. в Таджикистан возвратилось 572 728 трудовых мигрантов, из них 506 417 мужчин и 66 311 женщин.7 По данным исследования Международной Организацией Труда (МОТ) в Таджикистане преобладает мужская трудовая миграция. 67% мигрантов входят в возрастную группу от 25 до 55 лет. Лица в возрасте от 18 до 25 лет составляют 31% всех мигрантов. Самой популярной страной назначения таджикских трудовых мигрантов является Россия, где трудятся более 90% мигрантов из Таджикистана. Оставшийся процент выезжающих мигрантов приходится на долю Казахстана, Южной Кореи, Украины и США. Самая большая часть находящихся за границей мигрантов (52%) занимается неквалифицированным трудом в различных секторах экономики, примерно 16% являются строительными рабочими.8



4. Преобладающее количество трудовых мигрантов не имеют начального профессионального образования, в целом имеют низкий уровень образованности, плохо владеют русским языком и не имеют достаточных правовых знаний. Эти факторы значительно ухудшают их положение в стране назначения, и приводят к распространению случаев трудовой эксплуатации и рабства. В связи, с чем вновь образованная Миграционная служба при Правительстве Республике Таджикистан (РТ) (далее, МС) в 2011 г. запустила проект9 по подготовке и организованной отправке трудовых мигрантов в Россию, однако на момент подготовки настоящего доклада оценить уровень эффективности этой инициативы не представляется возможным. Большинство мигрантов не доверяют государственным органам и предпочитают самостоятельно выезжать в миграцию. К государственным и частным агентствам занятости, имеющим лицензию на трудоустройство граждан за рубежом, обращается очень маленький процент трудовых мигрантов.


5. Женская трудовая миграция и гендерные стереотипы. Среди основных проблем женщин – трудовых мигрантов остаётся их неподготовленность к выезду на заработки, социально-правовая незащищённость в силу преобладания незаконной трудовой занятости, низкий уровень профессиональной квалификации, информированности, правовой грамотности, здоровья, проблемы детей, находящихся вместе с ними или оставленные дома.10 В основе адаптационной модели таджикских мигрантов, в том числе и женщин, лежит стратегия выживания, нежели стратегия интеграции в общество принимающей страны. Согласно исследованию ООН Женщины11 в Таджикистане существует стигматизация женщин – мигрантов, особенно самостоятельно выезжающих на заработки, без мужа. В обществе бытует твёрдо устоявшийся стереотип о том, что миграция – это не женское, а мужское дело.12

6. Воздействие трудовой миграции на домохозяйства. Трудовая миграция влияет на распределение ролей в семье. Жёнам трудовых мигрантов приходится брать ответственность за воспитание детей, возделывание земли, решение многочисленных бытовых и экономических проблем и при этом оставаться под надзором родителей мужа или своих родственников.13 Самыми уязвимыми к негативному воздействию миграции остаются жены и дети из покинутых мигрантами семей. По данным исследования МОМ примерно треть мигрантов никогда не возвращаются на Родину. Брошенные и оставленные трудовыми мигрантами женщины живут в крайней нищете и в неадекватных жилищных условиях, питаясь тем, что сами выращивают, и изредка получая помощь от родственников.14 Чтобы выжить, эти женщины отправляют несовершеннолетних детей работать. Некоторые из них занимаются проституцией или вступают в полигамные браки для улучшения своего экономического положения.15 Распространены случаи, когда родственники трудового мигранта без объяснения причин выгоняли из дома женщин после того, как их мужья уезжали в Россию и переставали поддерживать связь с семьёй.16 Исследователи Международной Организации по Миграции (МОМ) отметили, что внешний вид женщин свидетельствовал о длительной физической и эмоциональной боли, выглядели они гораздо старше своих лет, часто плакали и выражали чувство неуверенности и переживания за условия собственной жизни и детей. Такое психическое состояние может довести женщин до самоубийства, если они не видят выхода из сложившегося положения,17 особенно в патриархальном обществе Таджикистана.



7. Хотя нет статистики о брошенных жёнах трудовых мигрантов, такие женщины чаще подвержены депрессии, суициду, преступности, жестокому обращению и полигамии, когда доходит до ситуации, в которой нет другого выхода, или не знают своих юридических и социальных прав.18


8. По данным исследования ЮНИСЕФ дети из покинутых мигрантами семей становятся более агрессивными и недисциплинированными, подвержены депрессиям.19 Факт возрастания количества беспризорных детей из семей, где один или оба родителя являются мигрантами признается страной.20 В декабре 2011 г. в Семейный кодекс РТ были внесены поправки, согласно которым несовершеннолетние дети, оставшиеся без должного присмотра, до возвращения родителей могут быть отправлены в специализированные детские учреждения.21 Интернатные учреждение не являются наилучшим местом для ребёнка и не могут заменить ему семейную заботу, при этом условия содержания детей в этих учреждениях приравниваются к бесчеловечным.22

9. Риски, связанные с чрезмерной зависимостью Таджикистана от трудовой миграции. 90% потоков трудовой миграции из Таджикистана ориентированы на Российскую Федерацию (РФ). Такая зависимость от одной страны назначения создает риски для страны, трудовые мигранты могут стать заложниками кризиса в политических отношениях между странами. В ноябре 2011 г. судебные органы Таджикистана вынесли приговор по делу о незаконном пересечении границы и контрабанде в отношении гражданина РФ Виктора Садовничего и гражданина Эстонии Алексея Руденко в виде лишения свободы на 8,5 лет. Приговор в отношении гражданина РФ, вызвал широкий резонанс в РФ. Сразу после вынесения приговора 11 ноября 2011 г. РФ сделала официальное заявление о том, что несколько сотен трудовых мигрантов из Таджикистана будут депортированы за нарушение режима пребывания. Официальные власти этой страны заявили, что РФ дождётся официального ответа от Таджикистана, и в зависимости от ответа будет принимать «симметричные или ассиметричные» меры.23 С 11 ноября 2011 г. в Москве, Московской области и нескольких других крупных городах РФ были задержаны и помещены в специальные приёмники несколько сотен таджикских трудовых мигрантов.


Примеры выдворений24:

Из интервью с трудовыми мигрантами из Хатлонской области, которые были выдворенны из РФ сразу после осуждения лётчиков:

«16.11.2011 в 23.00 в место нашего проживания пришли сотрудники патрульно-постовой службы. Нас мигрантов было много, были граждане Узбекистана, Кыргызстана и мы из Таджикистана, но они задержали только таджиков. Привезли нас в Отдел внутренних дел (ОВД) и продержали там 12 часов и после передали сотрудникам Федеральной Миграционной службой (ФМС), один из которых сказал, нам, что всех нас таджиков нужно депортировать. Там я и узнал об этом деле с осуждением гражданина РФ».

«Меня задержали из-за того, что я не продлил срок своего пребывания. В ходе рассмотрения дела судом, мне назначили выдворение, я попросил судью назначить мне штраф, так как впервые совершил правонарушение и дать мне возможность обжаловать решение суда. Однако судья Зюзинского районного суда Московской области г-жа Котлышева заявила мне «Расскажешь это руководителям своего государства и правоохранительным органам, которые задержали наших лётчиков!»


Ещё несколько опрошенных трудовых мигрантов заявили, что не были допущены на территорию РФ с 16 по 28 ноября 2011 г. при прохождении пограничного контроля в аэропортах Внуково и Домодедово. 17 ноября 2011 г. генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода заявил: «С учетом исключительности данного случая и обстоятельств, судебный приговор пилотам будет в значительной мере смягчен судом вышестоящей инстанции».25 В конце ноября кассационная инстанция уменьшила срок лишения свободы летчиков до 2,5 лет и с применением амнистии освободила их. После освобождения лётчика Садовничего В., гражданина РФ, массовые задержания и облавы трудовых мигрантов из Таджикистана в РФ прекратились.

10. Зависимость страны от денежных переводов трудовых мигрантов в связи с возрастанием трудовой миграции. По оценкам Всемирного Банка в 2009 г. Таджикистан возглавил список развивающихся стран, наиболее зависящих от денежных переводов мигрантов.26 Эксперты прогнозируют, что зависимость экономики от денежных переводов препятствует переходу страны к более высокому и устойчивому росту.27


Год28

Объем денежных переводов в Таджикистан от физических лиц.

Соотношение полученных денежных переводов к ВВП страны

2008

$ 2.5 млрд.

49% ВВП

2009

$ 1.8 млрд.

34.6 % ВВП

2010

$ 2.1 млрд.

40% ВВП

2011

$ 2.9 млрд.

45 % ВВП


Рекомендации:

  1. В процессе разработки миграционной политики и законодательства использовать подходы, основанные на правах человека и на положениях КЗПТМ.

  2. При разработке миграционной политики учитывать гендерные подходы и принимать во внимание различное влияние трудовой миграции на мужчин и женщин и связанные с этим их потребности.

  3. Обеспечить в общинах правильное понимание издержек и преимуществ всех форм миграции женщин и проводить мероприятия по повышению уровня осведомлённости населения в этом направлении.

  4. Разрабатывать специальные курсы по предотъездной ориентации трудовых мигрантов с учетом потребностей женщин трудовых мигрантов.

  5. Способствовать получению женщин трудовых мигрантов бесплатной или не требующей больших расходов информации по специфически женским вопросам, возникающим на всех этапах миграции.
  6. Разработать и внедрить систему оказания комплексных услуг социально-экономического, психологического и юридического характера, призванных содействовать ре-интеграции вернувшихся трудовых мигрантов с учетом особых потребностей женщин трудовых мигрантов.


  7. Регулярно проводить исследования по оценке воздействия миграции на оставленные в Таджикистане семьи трудовых мигрантов. Учитывать результаты таких исследований при разработке политики в области трудовой миграции.

  8. Содействовать созданию условий для обеспечения занятости женщин с пониженной конкурентоспособностью и зависящих от денежных переводов мигрантов. Предпринимаемые меры в этом направлении должны стимулировать работодателей внутри страны принимать на работу социально незащищённых женщин и предоставлять таким женщинам налоговые льготы в сфере развития частного предпринимательства.

  9. Разрабатывать стратегии направленные на укрепление и развитие института семьи в стране. Такие стратегии должны отдельно рассматривать нужды и потребности семей трудовых мигрантов, оставленных в Таджикистане.

  10. Меры по помещению оставленных мигрантами детей в интернаты не должны рассматриваться как положительная практика. Правительство должно разработать практику защиты интересов детей мигрантов, отвечающих их потребностям и обеспечивающей возможность таких детей не терять связи со своей семьёй.

  11. Улучшить предпринимательскую и инвестиционную среду. С этой целью создавать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, снижать риски для частных инвесторов посредством соблюдения их имущественных прав, сокращения коррупции, и поддержания безопасности и стабильности внутри страны.

  12. Включить вопросы воздействия денежных переводов в программы развития сел, деревень, районов и других административных единиц с определением возможностей государственной поддержки для развития домохозяйств мигрантов, в том числе, в виде предоставления налоговых, административных льгот.



<< предыдущая страница   следующая страница >>