litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 11 12
Журналистские расследования: современные методы и техника



Предисловие

В последние 14 лет я рассказывал тысячам журналистов о том, что составляет содержание этой книги. Думаю, что смогу охватить всех остальных одним махом.

В этой книге затрагиваются одновременно две стороны одной проблемы: журналисты воспринимают себя слишком серьезно, но в то же время недостаточно серьезно относятся к процессу подготовки аналитических журналистских материалов.

Вот о чем говорится в основных разделах.

В главе 1 рассматриваются барьеры, препятствующие журналистским расследованиям, и намечаются обходные пути.

В главе 2 рассказывается, как стать более способным детективом. Некоторые советы взяты из журналистики, но большинство - из других сфер, связанных с искусством расследования.

В главе 3 снимается покров таинственности с компьютерных технологий в журналистике. Приводится множество примеров. В сочетании с двумя подверстками эта глава подсказывает некоторые верные способы, которые вы сможете применить для начала.

В главе 4 вы найдете советы, каким образом можно бесплатно осуществить поиск в базах данных по современным технологиям для вас и вашей организации, плюс некоторые идеи, за которые надо платить.

В главе 5 рассказано, как использовать социологическую методику для углубления вашего материала. Не пугайтесь. Смело беритесь за дело и овладевайте новыми приемами.

В заключительных главах 6 и 7 содержатся многочисленные советы, которые увеличат ваши шансы найти нужную тему и лучше подготовить материал.

Каждая глава заканчивается подверсткой, иллюстрирующей важные аспекты государственной политики и процесса расследования. Некоторые из этих дополнений написаны журналистами. Стив Уайнберг рассказывает о работе Дон Барлетта и Джеймса Стила - двух журналистов, прославившихся своими расследованиями. Джерри Урхамер, Мэри Харгроув, Олив Толли и Мэри Найсуэндер делятся опытом проведения интервью в ходе журналистского расследования. Энн Сол рассказывает, как каждый может применить в журналистике компьютерные технологии, используя базу данных регистрации избирателей на выборах местных органов власти. Том Хэмбургер рассказывает, как методика социологии помогла провести ставшее классическим расследование деятельности Миннесотской комиссии коммунальной службы, оказавшей незаконные поблажки крупным компаниям. Джо Ригерт дает ценные советы по организации огромного массива информации, образующегося в ходе расследования.


В трех приложениях свое мнение о журналистских расследованиях излагают университетские специалисты.

Советы, приводимые в этой книге, иногда адресованы редакторам, иногда журналистам, но всегда - студентам, постигающим журналистскую профессию.

Предпосылка, лежащая в основе этой книги, состоит в том, что журналистское расследование, как и подготовка любого солидного журналистского материала, слишком серьезное дело, чтобы отдать его в руки редакторов и только редакторов. Иначе говоря, самые сложные препятствия, которые нужно преодолеть журналисту, - это барьеры, расставленные на его пути в редакции.

Без всякого сомнения, за небольшими исключениями деятельность нынешнего поколения редакторов-менеджеров ежедневных газет будет оценена нашими потомками как наносящая вред журналистике и, возможно, газетам в частности.

Если бы эта книга писалась в другом жанре, я бы изложил многие главы в стихах и даже пятистопным ямбом. Достаточно привести два примера.


  • В Соединенных Штатах издаются 1750 ежедневных газет. Более 1200 из них организовали телефонную справочную службу для читателей. В то же самое время, когда газеты вступают в жесткую конкуренцию со всякого рода старыми и новыми электронными СМИ, газеты обучают читателей находить ответы на вопросы на печатных страницах и приучают к телефону.

  • По всем Соединенным Штатам газета за газетой требует от журналистов более коротких статей, обилия графических материалов и легковесных сюжетов, уделяя все меньше внимания статьям, ради которых была принята первая поправка к Конституции США.

И все это снижение требовательности происходит из-за конкуренции с телевидением.

Частично эта традиция направлена на приспособление к читателю, но в значительной части - на приспособление к распорядку работы нынешнего поколения редакторов. Везде, куда мне приходилось ездить с лекциями или консультациями, журналисты жаловались на то, что стало труднее поместить в газете проблемную статью.


Между тем газетам следовало бы извлекать капитал из двух преимуществ, которые они имеют перед другими средствами массовой информации, - 60 миллионов читателей, приученных покупать и, представьте себе, читать газеты, а также резерва талантливых, полных энтузиазма журналистов, которые способны искать информацию и придавать ей журналистские формы как никто в конкурирующих СМИ.

Современные журналисты составляют величайшую армию добывателей и распространителей информации, когда-либо существовавшую во времени и пространстве.

Как говорил редактор-распорядитель газеты "Шарлотт Обзервер" Фрэнк Бэрроуз, "будущее газет - в ширине и глубине".

Глубина рождает журналистов, пишущих проблемные статьи. И эта книга имеет целью помочь вам лучше работать в этом направлении.

Если вы внемлете советам, примете стратегию, воспользуетесь тактическими приемами, вы сможете создавать более качественные материалы для своей газеты или телевизионной станции, хотят они этого или нет.

И еще одно предупреждение читателю. Некоторые сюжеты повторяются, поскольку разбор той или иной темы был бы неполон без повторения совета, который подходит и к другому случаю. Не пугайтесь, если это случится несколько раз. Виноват Джон Дьюи, который говорил, что вещь, достойная упоминания единожды, достойна упоминания много раз. Те, кто получал образование в США, знают, что этот совет Дьюи помнит каждый преподаватель и неуклонно следует ему.

И, наконец, представьте: завершив свою профессиональную карьеру, вы сидите в кресле-качалке на террасе с внучкой на коленях и рассказываете ей военные байки.

Какими профессиональными достижениями вы сможете гордиться? "Я все успел к 4 часам?" "Я смог выдать статью на полколонки всего за 4 часа?" или "Однажды я написал проблемную статью, ускорившую перемены, в которых нуждались несколько человек?"

Я не говорю, что газета должна публиковать лишь журналистские расследования. В ней найдется место для коротких сообщений, рассказов из жизни, спортивных комментариев, комиксов, но не ради них я и вы пошли в журналистику. Если вы дочитали до этого места, я уверен, что имею в виду вас, когда говорю, что хотя бы раз в жизни вы захотите приобщиться к звездной журналистике. Если вы уже работали в области журналистского расследования, вы захотите преодолеть барьеры, которые сдерживают вас от продолжения или совершенствования этой работы.


Эта книга содержит много советов, которые могут быть использованы в двух областях. Поскольку мой предыдущий опыт накоплен в печатной прессе, большинство приводимых примеров имеют отношение к газетам и журналам. Но значительная часть книги может быть в равной степени полезной для журналистов вещательных СМИ.

Ваш единственный долг по прочтении этой книги - заниматься журналистикой, которая что-то значит, а затем помочь в этом другим.

Слова благодарности

Если бы телевидение в 10-часовых новостях передало репортаж о 10 заповедях, он звучал бы так: "Сегодня Господь вручил Моисею 10 заповедей. Если мы будем следовать им, наступит вечный мир. Если мы нарушим их, будем навсегда прокляты. Передаем три наиболее важных".

В ходе работы над книгой мне очень помогали. Ниже перечислены люди, которые помогли мне написать правильные вещи. (Если что-то окажется неправильным, это серьезная недоделка с их стороны.)

Вы и я в долгу перед журналистами, поделившимися своими профессиональными приемами в этой книге. Это Том Хэмбургер, Мэри Харгроув, Мэри Найсуэндер, Джо Ригерт, Олив Толли, Джерри Урхаммер и Стив Уайнберг.

Особо помогли мне преподаватели журналистики, которые ознакомились с первоначальным вариантом и предложили внести изменения. Это Маргарет Дж. Паттерсон из Дюкэнского университета, Дэвид Протесс из Северо-Западного университета, Шерри Рикьярди из Университета Индианы в Индианаполисе и Карл Сэшнс Степп из Мэрилендского университета. Редакторы издательства "Сент Мартинс Пресс" избавили вас от моего раскованного юмора и справились бы с этой задачей еще лучше, если бы я им позволил. Это Кэти Пьюзатери, Джейн Ламберт, Нэнси Лаймен, Сюзан Фелпс Уэйр и Элизабет Туми, Рич Райт, президент "Омега Паблишинг Сервисиз" и редактор рукописи Лора Старрет перевели мою прозу на английский язык.

А Боб Грин с помощью сотен членов объединения репортеров-расследователей, а также мои бывшие коллеги из "Стар-Трибьюн" научили меня всему, что я знаю.


Спасибо каждому из вас и всем вместе.

Джон УЛЛМЕН

Глава 1.
С чего начать


Дорогу к хорошему журналистскому расследованию преграждают многочисленные барьеры. Все их можно преодолеть, и ваши старания не пропадут даром.

Некоторые из нас утверждают, что любой журналистский материал основан на расследовании. Эта точка зрения, делающая излишним термин журналистское расследование, кажется правомерной до того момента, как мы раскроем первую попавшуюся под руки газету. Или посмотрим вечерний выпуск новостей по телевидению.

Почему-то метеопрогноз, рассказ о том, как плести декоративные шторы в темноте, и статья о расстановке сил в законодательном собрании штата не представляются слишком "расследовательскими". Наше сомнение увеличивается, когда мы сравниваем эти статьи (и все остальные в этом номере) с забойной статьей на первой полосе о махинациях мэра с командировочными расходами, которые возмещались ему из казны, в то время как его поездки с лекциями оплачивались частными организациями. В статье раскрывается, как мэр присвоил таким образом 22 тыс. долларов.

Очевидно, чтобы написать такую статью, потребовалась определенная квалификация и гораздо большие затраты времени, чем для написания остальных.

Другими словами, если все журналистские материалы можно отнести к категории расследований, почему же существует такое различие между тем, что называется журналистским расследованием, и почти всеми остальными материалами?

Можно ли сделать вывод, что журналистское расследование подобно порнографии - мы не можем дать ей определения, но узнаем, когда ее видим? Конечно, нет.

Лучшее определение журналистского расследования дал бывший заместитель редактора-распорядителя газеты "Ньюсдэй" Роберт Грин: "Это журналистский материал, основанный, как правило, на собственной работе и инициативе на важную тему, которую отдельные лица или организации хотели бы оставить в тайне. Три основных элемента: журналист проводит расследование, которое не проводил кто-то другой; тема материала достаточно важна для читателя или телезрителя; другие пытаются скрыть затронутые в расследовании факты от общественности".


Обычно в качестве примера различия между журналистскими расследованиями и аналитической журналистикой в области государственной политики приводят "Пентагоновские документы" и Уотергейтское расследование. "Пентагоновские документы", опубликованные в "Нью-Йорк Таймс" и других газетах, показали в нелицеприятном свете действия правительства США во вьетнамской войне. Журналисты "Нью-Йорк Таймса" затратили несколько месяцев на анализ документов, сравнивая их истинное содержание с официальными сообщениями соответствующего периода. Тем самым журналисты выступили в интересах общества. Но фактически это было не журналистское расследование, а аналитический материал в области государственной политики. Сами документы были произведены правительством, которое практически является основным автором публикации.

Уотергейтские разоблачения были в основном работой журналистов, которые по кускам собрали факты, касающиеся проникновения агентов Белого дома в предвыборный штаб демократической партии в гостиничном комплексе Уотергейт и последующих событий. Здесь присутствуют все три элемента, о которых говорил Грин.

Большинство газет публикуют и журналистские расследования, и аналитические материалы в области государственной политики. Последние появляются чаще, чем первые.

Почему это происходит? Квалификация, необходимая для подготовки обоих этих видов журналистских материалов, по большей части сходна. Сюда относятся: исследовательская работа, установление и разработка источников, связанных с предметом расследования; способность распутывать и объяснять сложные материи; строить гипотезы (на основе подсказок или внимательного наблюдения) и проверять их на известных фактах и мнениях.

Журналистское расследование включает дополнительное требование к его автору - раскрыть злоупотребления, выявить нарушения законов, установлений, норм поведения или даже правил приличия. Здесь наше внимание должно быть сосредоточено не только на пороках институтов, таких, например, как неэффективность отношений государства с фермерами, плохая подготовка студентов в сравнении с другими странами, но и на лицах, повинных в этих пороках.


Способные редакторы и журналисты, которые много и вдумчиво читают, могут быстро найти сюжет для аналитической статьи в области государственной политики. В чем недостатки в системе образования в нашем городе? Насколько безопасна вода? Правильно ли взимается налог на собственность? Эти вопросы могут привести к созданию великолепной аналитической статьи.

Однако чтобы начать журналистское расследование нужно иметь основание полагать, что что-то неладно, кто-то совершил злоупотребление. Темы таких расследований приходят с улицы. Это может быть намек, обвинение или серия наблюдений, которые подталкивают активного журналиста к началу работы.

Кроме того, журналистское расследование может быть более опасным, чем аналитические статьи, размеры ущерба, которые могут принести ошибки журналиста, - более ощутимыми. Поэтому газеты и телевизионные станции обычно поручают расследования более опытным журналистам. И с полным основанием. Можете представить, какие проблемы возникнут после опубликования серии статей об организованной преступности в вашем городе для вас лично и героев ваших статей, и сравнить с эффектом опубликования статей о качестве воздуха в вашем городе.

Тем не менее аналитические статьи в области государственной политики - хорошая тренировка для журналистов, которые хотят заняться расследованием.

В этой книге даются советы и описывается техника, которая поможет вам в работе над аналитическими статьями и в журналистских расследованиях. В частности, книга рассчитана на повышение вашего мастерства с тем, чтобы помочь вам преодолеть барьеры, мешающие вашим начинаниям.

Барьеры на пути к журналистским расследованиям

К сожалению, на пути к журналистским расследованиям вас подстерегает множество барьеров, которые надо преодолеть.

  • Доступ к информации. Действительно, нелегко найти людей, которые будут говорить с вами о злоупотреблениях открыто или оставаясь в тени. К тому же трудно или вообще невозможно получить письменные документы. Иногда на это требуются месяцы, а цена превышает наши ожидания или возможности.


  • Необходимость освоения новейших приемов. Некоторые приемы журналистики, которые до того считались роскошью, фактически стали стандартом в работе над аналитическими статьями и в журналистском расследовании. Журналист, не овладевший компьютерными технологиями, не научившийся использовать закон о свободе доступа к информации для затребования скрываемого документа, не умеющий собрать и организовать огромный массив документов и записей, будет испытывать все возрастающие трудности в работе.

  • Незнание существа предмета. Приобретение знаний о предмете вашего исследования или расследования может серьезно затруднить работу. Приступая к работе, мы обычно мало знаем о предмете, основных действующих лицах, принятых нормах, способах их нарушения и даже не представляем, по каким критериям определить, достоин ли сюжет расследования.

  • Давление. На журналиста обычно оказывается давление в одном из двух направлений - прекратить расследование или быстрей его закончить. Лица и организации, оказавшиеся в поле зрения журналистского расследования, имеют обыкновение жаловаться редакторам, издателям, руководителям телестанций. Я говорил с сотнями авторов журналистских расследований, и они подтвердили, что в ходе работы находились в поле повышенного внимания и что от них попеременно требовали прекратить работу, прекратить немедленно, опубликовать, пустить в эфир.
  • Время. Время - враг любого серьезного журналистского материала. Помимо того, что журналистов, как всегда, поджимают сроки сдачи материалов в редакцию, события вне редакции, неподконтрольные журналисту, могут ее более придвинуть срок окончания работы. Такими событиями могут стать: конкуренция со стороны другой газеты; действия законодательного собрания штата или других органов власти, которые ставят под вопрос целесообразность продолжения работы над материалом; обвинение, официально предъявленное объекту расследования или созываемая им пресс-конференция о ведущемся вами расследовании, рассчитанная на то, чтобы смазать его эффект. Все это особо относится к журналистам ежедневных газет, радио и телевидения, аудитория которых ожидает новости. Этот вид журналистики не повторяет новости за другими, а требует своевременности и эксклюзивности.


  • Юридические проблемы. Журналисты, проводящие расследования, и их редакторы работают под постоянной угрозой судебного преследования за пасквиль, клевету, вторжение в частную жизнь. И всегда надо помнить, что каждый раз, когда вы проигрываете дело в суде, публикуете опровержение или отказываетесь от своих слов, это понемногу подрывает свободу ваших коллег журналистов и доверие к ним.

Все эти пункты будут подробно освещены в последующих главах. Читателю будут предложены конкретные советы и рекомендации по интервьюированию, компьютерным технологиям в журналистике, организации времени и информации, подготовке результатов расследования к публикации в оптимальном варианте и в сжатые сроки, взаимоотношениям с начальством и юристами.

Но есть одна преграда, о которой следует рассказать более подробно.

Препоны, чинимые начальством

Большинство газет не приспособлено для работы над аналитическими материалами. Проблема, в частности, состоит в том, что газета живет событиями и озабочена выпуском сегодняшнего номера. Это обусловливает нерасположенность редакторов к предлагаемым журналистами проектам, требующим долговременной подготовки.

Рассмотрим гипотетический пример отношения редактора отдела городских новостей к идее проведения журналистского расследования. Подобные проблемы возникают в каждой редакции, но, к счастью, редко встречаются в одно и то же время.

Первый этап. Журналистка, специализирующаяся по вопросам образования, принимает участие в научной конференции в Сан-Франциско за свой счет и в отпускное время, поскольку газета не посчитала целесообразным оформить командировку. Ее заинтересовали приведенные в одном из докладов данные исследования, показывающие, что в школах, где учатся лишь белые или черные дети, успеваемость выше, чем в тех школах, которые под давлением были вынуждены ввести у себя смешанный состав учащихся. Журналистка решает, что это интересный материал для статьи.


Второй этап. Возвратившись домой, журналистка предлагает заместителю редактора отдела городских новостей проверить выводы исследователей на местном материале и подготовить серию статей, оживив ее историями педагогов, родителей, учеников и цитатами из докладов ученых, услышанных на национальной конференции. Заместитель редактора несмотря на скептическое отношение к этой идее сообщает о ней редактору на утренней летучке. Редактор также без энтузиазма обещает доложить главному и через некоторое время действительно докладывает. После этого заместитель редактора городских новостей сообщает журналистке, что редакция не может выделить ей время для работы над серией в ущерб исполнению повседневных обязанностей.

Третий этап. Упорная журналистка в течение трех недель урывает время для работы над статьей. Ей повезло. В ходе работы она встречается с тремя исследователями, которые работали над той же темой в течение двух лет и намерены опубликовать результаты своих изысканий на материалах штата. Она просит в редакции две недели для завершения статьи, зная, что потребуется четыре. Полная энтузиазма, в понедельник утром она подает заявку заместителю редактора, который, сохраняя скептическое отношение к проекту, передает ее редактору, который настроен враждебно, но обещает доложить главному, что и делает.

Четвертый этап. Редактор отдела городских новостей приглашает журналистку на обед, заметив, что в силу занятости может "обговорить" вопрос только в обеденный перерыв. В ожидании официантки он задает дюжину вопросов (ответы на 10 из которых даны в заявке на статью, а остальные - не по делу). Затем он объясняет, что газета не может позволить себе роскошь освобождения журналистки от ее основных обязанностей. Весь разговор в ходе часового перерыва занимает 8 минут. По пути в редакцию заместитель редактора отдела благодарит журналистку за энергию и инициативу и высказывает мысль, что такие встречи за обедом надо бы проводить регулярно, так как они придают ему силы. Он сокрушается, что перешел с журналистской работы на редакторскую.


Пятый этап. Расстроенная и разочарованная журналистка складывает на полку подготовленные материалы и готовится освещать очередную сессию городского школьного совета.

Шестой этап. Месяц спустя три упомянутых выше исследователя докладывают о своих выводах на заседании комитета по образованию законодательного собрания штата. Газета публикует сообщение об этом своего корреспондента в столице штата, который допустил фактические ошибки и не понял возможных последствий опубликования результатов исследования. Двумя днями позже группа граждан пикетирует офис местного инспектора школ, который в телеинтервью поставил под сомнение выводы исследователей. Газета публикует сообщение об этом дежурного редактора, который не удосужился проконсультироваться с единственной в редакции журналисткой, знающей суть проблемы, и свел свой репортаж к падению популярности инспектора по школам. О выводах, к которым пришли ученые, говорилось в двух последних абзацах, один из которых был вырезан, чтобы статья легла в полосу.

Седьмой этап. Регулярные источники, с которыми обычно работает журналистка, освещающая проблемы образования, укоряют ее за неряшливое, полное ошибок и вводящее читателей в заблуждение освещение проблемы газетой. Возмущенная журналистка переписывает свою старую заявку и снова подает его заместителю редактора отдела, который не без испуга обещает передать ее главному.

Восьмой этап. Отругав предварительно заместителя редактора отдела, главный редактор отвечает журналистке по электронной почте: "Мы уже опубликовали две статьи на эту тему, возможно, на одну статью больше, чем нужно нашим читателям. Вы пишете не для ваших источников. Думаю, что достаточно понятно объяснил на совещании в прошлом месяце, что у нас нет денег и времени на подобные проекты и в любом случае читателей больше интересуют вопросы, которые им более близки - например, падающая популярность инспектора по школам. Давайте оставим эту тему и вернемся к статьям вроде тех, которые были вам интересны, когда шесть лет назад мы поставили вас на участок образования. Конечно, я готов выслушать вас. Общеизвестно, что дверь моего кабинета всегда открыта".


Девятый этап. В том же году журналистка переходит на работу в управление инспектора по школам, чья популярность, как сообщалось, падает. Это предательство приводит в изумление главного редактора и другое газетное начальство. Они не могут понять, что еще можно было для нее сделать. Ведь ее поставили на образование, лакомый кусок для каждого журналиста, где можно проявить свое мастерство.

Вы найдете конкретные советы, касающиеся редакторов, которые слишком заняты, чтобы одобрительно взглянуть на вашу идею, в


следующая страница >>