litceysel.ru
добавить свой файл
1
ЖУР 102: Основы журналистики: навыки письма



Уровень изучения: Первый год в программе бакалавриата со сроками обучения 3 или 4 года.


Описание предмета: введение в повествовательное, описательное и объяснительное письмо с повторением грамматики, синтаксиса и стилистики. Написание новостей будет представлено на первом уровне предмета «Подготовка новостных материалов».


Методика:
лекции по написанию, ежедневная практика письменных навыков, групповое обсуждение выполненных друг другом работ, раздаточные материалы по грамматике и контрольные, грамматические тесты, письменные задания по специальности.


Педагогический подход:
на протяжении всего семестра предполагается, что студенты будут писать короткие материалы (100-200 слов) пять дней в неделю (ежедневно с понедельника по четверг и одно задание на выходные дни) и сдавать их для регистрации утром каждого дня. Эти материалы дадут студентам практику наблюдений, повествовательного изложения и распознавания особенностей газетных жанров. К концу семестра студенты напишут около 75 коротких (и три более обширных) материалов. Цель – сделать получение навыков письма частью повседневной жизни студентов. Очевидной проблемой для преподавателя является проверка всех этих заданий. В идеале преподавателю должны помогать студенты старших курсов и магистранты (или местные работающие журналисты и писатели) для чтения и проверки, по крайней мере, одного материала от всех студентов каждую неделю. Не имея такие ресурсы, преподаватель должен проверять около 15 студенческих работ каждый день. Нужно отметить, что в классе из 150 человек каждый студент будет иметь материал с выставленной оценкой каждые две недели – всего семь работ за семестр. Однако студенты получат зачет за каждый сданный материал.

Студенты также извлекут пользу из еженедельных отзывов своих однокурсников при обсуждении в небольших группах. И вновь, в идеале каждая группа работает под руководством старшекурсника или магистранта. Если это невозможно, преподаватель сам работает, переходя от группы к группе. Каждая группа может выбрать один материал в неделю от каждого студента для публикации в еженедельном или ежемесячном сборнике, фотокопирования или электронной передачи, размещения на информационном стенде, или передачи на студенческом радио. К середине семестра, и дважды к концу семестра, студенты напишут более обширный материал, используя техники, изученные на лекциях.



Оценивая работы в течение семестра, преподаватель должен пытаться сосредоточиться на положительном отзыве в студенческих письменных материалах и воздерживаться от замечаний, которые вызывают у студентов чувство страха и унижения. Ошибки должны быть не только выявлены, но и исправлены. Студенты должны поощряться за эксперименты в поиске собственного голоса, стиля и творчества.


Грамматические навыки: Каждую неделю преподаватель должен задавать главу по учебнику грамматики или стилистики, или давать раздаточный материал по грамматике с последующей проверкой на следующей неделе. Если преподаватель имеет ассистента, контрольные нужно проверять и регистрировать оценки каждую неделю; если помощника нет - оценка выставляется за каждую вторую работу в классе, и грамматические тесты на оценку проводятся дважды в семестр. Этот учебный план предоставляет преподавателю возможность самому выбрать еженедельные задания по грамматике и стилистике, поскольку они доступны в учебниках и меняются от языка к языку. Цель каждого занятия по грамматике - совершенствовать навыки письма. Например, согласование времен нуждается в таком совершенном овладении, чтобы студент мог писать в настоящем времени, правильно перейти к описанию прошлого, а затем к будущему времени как требуется. Каждый из них должен понять разницу между активным и пассивным залогами таким образом, чтобы он мог использовать активный залог там, где возможно и т.д.


Недельная нагрузка:
2 аудиторных часа плюс от 3 до 5 внеаудиторных на приобретение навыков письма.

Обязательная и рекомендованная литература

Для студентов:

преподаватель может составить портфель раздаточных материалов или требовать, чтобы студенты купили пособие по грамматике и стилистике, письменное издание, или сборник документальных материалов с примерами пояснения правописания.

Примеры изданий на английском языке:

  • Andrea A. Lunsford. The St. Martin's Handbook: With 2003 MLA Update. Bedford/St. Martin's (2003, или любое посл. изд.).


  • Lauren Kessler and Duncan McDonald. When Words Collide: A Media Writer's Guide to Grammar and Style. Belmont, California: Wadsworth (1996), William Strunk (and E.B. White): The Elements of Style. Longman (1999, или любое посл. изд.).

  • Roy Peter Clark: Writing Tools: 50 Essential Strategies for Every Writer. Little, Brown (2006).

  • William K. Zinsser. On Writing Well. New York: HarperCollins (2006, или любое посл. изд.).

  • Roy Peter Clark and Christoтел.er Scanlan. America's Best Newspaper Writing. Boston: Bedford/St.Martin's (2001).

  • Kevin Kerrane and Ben Yagoda. The Art of Fact. Scribner (1998).

  • Walt Harrington. Intimate Journalism: The Art and Craft of Reporting Everyday Life. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, (1997).

  • George Orwell. Seeected Writings. Heinemann (1958, или любое посл. изд.).


Для преподавателей:

Среди текстов на английском языке, которые могут быть полезными для преподавателей, рекомендуются следующие:

  • Jacques Barzun. Simpee & Direct: A Rhetoric for Writers. Chicago: University of Chicago Press (1994, или любое посл. изд.).

  • Thomas S. Kane. The New Oxford Guide to Writing. New York: OUP (1994, или любое посл. изд.).

  • Ben Yagoda. When You Catch an Adjective, Kill It. Broadway Books (2007).

  • Rudolf Flesch. The Classic Guide to Better Writing. New York: HarperColllins (1996).

  • Jack Hart. A Wrtter's Coach. Pantheon (2006).

  • Carl Sessions Stepp. The Magic and Craft of Media Writing. Chicago: NTC (2000).
  • Christoтел.er Scanlan. Reporting and Writing. New York: OUP (2000).


  • Donald Murray. A Writer Teaches Writing. Boston: Houghton Mifflin (1985).

  • Renee J. Cappon. The Word: An Associated Press Guide to Good News Writing (1991).

  • G. Stuart Adam and Roy Peter Clark. Journalism. The Democratic Craft. New York: OUP (2006).

  • Многочисленные веб сайты предлагают преподавание навыков письма, советы и упражнения.




  • Адаптация к русской редакции







    1. Выберите источник для оценки,

    2. Оцените выбранный источник по предлагаемой оценочной шкале от 0 до 4 (0 – неприемлемый, 4 – необходимый),

    3. Критерии оценки:

      • соответствие разделу обучающего курса;

      • источник используетя в русскоязычных учебных программах по журналистике;

      • академическая / профессиональная репутация автора;

      • дата публикации (как правило, книги, изданные после 2000 года или старые публикации в обновленной редакции, являются предпочтительными).


0  1  2  3  4 

В строке ниже – комментарий (по желанию)

_____________________________________________________________________



NOTE! Taken into account different meanings, I would recommend changing the “анекдот” term in this syllabus on “короткая забавная история” or “короткая сюжетная композиция” terms. However, this change is not critical.


Обязательнaя и рекомендованная литература:


Литература общеобразовательного плана по курсу:

  • Пособие по журналистике. Автор: Григорян М. (File Grigorian.pdf enclosed)

0  1  2  3  4 


__________________________________________________________________


Обязательная литература:


  • Коппероуд Р., Нельсон Р. Как преподносить новости:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/kopper/index.php

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Рекомендованная литература:

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

  • Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. (Files RusLang.pdf and RusLang2.pdf enclosed)

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

  • Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

  • Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. М.: Высшая школа, 1990.

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

  • Изучение читательской аудитории:

http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=230

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Not Checked

  • Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


  • Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

  • Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 1999.

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

  • Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: Пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2005.

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

  • Ладыженская Т.А. Сочинения разных жанров. М.: Просвещение, 1996.

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Interesting and useful article from an unknown blog

  • Как стать первоклассным журналистом? Приемы письма

Part I: http://h.ua/story/30294/

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Part II: http://h.ua/story/30297/

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Недельное расписание занятий (схема):

Неделя № 1


Двухчасовой класс:

(1) Введение. Установление дискуссионных групп и процедур для выполнения ежедневных домашних заданий.

(2) Лекция о повествовательном стиле письма: жанр анекдота. Акцентирование на том, что анекдот – это не чье-то мнение или персональное размышление, а информация о чем-то случившемся. Первая контрольная работа на знание грамматики.


0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Неделя № 2

Лекция о повествовательном стиле: статья.

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

  • Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

Неделя № 3


Лекция: Анализ повествовательных статей, заданных для чтения на прошлой неделе.


0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Not Checked

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Неделя № 4

Лекция: Дескриптивное письмо.

  • Коппероуд Р., Нельсон Р. Как преподносить новости:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/kopper/index.php

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Неделя № 5

Лекция: Анализ повествовательного материала, заданного на прошлой неделе, и изложение для восприятия вслух (с использованием аудиозаписей и сценариев радиоматериалов).


0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Not Checked

  • Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. РИТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ: http://www.evartist.narod.ru/text3/84.htm

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Неделя № 6

Лекция: сделать инсценировку и написать об этом событии.

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Неделя № 7

Лекция: Работа над черновыми вариантами материала (устранение перегруженности материала, уплотнение языка и т.д.)

AND

Неделя № 8

Двухчасовое занятие:

(1) Лекция: работа над черновыми вариантами материала (добавить чувства, тон, драматические моменты).

(2) Контрольная работа по грамматическим навыкам.
  • Кара-Мурза Е. В помощь редакторам: эксперты-лингвисты о предвыборной информации и агитации: http://www.evartist.narod.ru/text3/81.htm


0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

  • Как преподносить новости Автор: Коппероуд Р., Нельсон Р. П. Год издания: 1998. Издательство: ВИОЛАНТА

http://www.library.cjes.ru/offline/?b_id=229

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

  • Коппероуд Р., Нельсон Р. Как преподносить новости:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/kopper/index.php

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Неделя № 9

Лекция: объяснительное письмо.

  • Коппероуд Р., Нельсон Р. Как преподносить новости:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/kopper/index.php

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Неделя № 10

Лекция: Объяснение идей и процессов их реализации.

  • Коппероуд Р., Нельсон Р. Как преподносить новости:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/kopper/index.php

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Неделя № 11

Лекция: Привлечение читателя: как создать хорошее начало или лид к материалу?

AND

Неделя № 12

Лекция: Как создать хорошую завершающую часть материала?

  • Коппероуд Р., Нельсон Р. Как преподносить новости:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/kopper/index.php

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Not Checked

  • Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. РИТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ: http://www.evartist.narod.ru/text3/84.htm

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Неделя № 13

Лекция: Язык журналистики: конкретный, специфический, активный, ясный, демократичный, без сексизмов и расовых выпадов.

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

  • Кара-Мурза Е. В помощь редакторам: эксперты-лингвисты о предвыборной информации и агитации: http://www.evartist.narod.ru/text3/81.htm

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Неделя № 14

Двухчасовое занятие:

(1) Переходные глаголы

(2) Контрольная работа по грамматическим навыкам.

  • Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. (Files RusLang.pdf and RusLang2.pdf enclosed)

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________

  • Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.

0  1  2  3  4 

__________________________________________________________________


Неделя № 15

(1) Анализ типичной документальной статьи: в чем её преимущества?

(2) Контрольная работа по грамматическим навыкам (или итоги последнего теста).

NO LITERATURE





Расписание занятий:

два занятия в неделю по одному часу. На первом часовом занятии преподаватель будет разбирать результаты письменного работы, заданной на предыдущей неделе, объяснять особенности письма, и проведет контрольную работу по грамматике. На втором часовом занятии студенты встречаются группами в 10-15 человек для критического анализа работ друг друга, написанных в предыдущую неделю и принятия участия в других проектах развития навыков письма.



Неделя № 1

Двухчасовой класс:

(1) Введение. Установление дискуссионных групп и процедур для выполнения ежедневных домашних заданий.

(2) Лекция о повествовательном стиле письма: жанр анекдота. Акцентирование на том, что анекдот - это не чье-то мнение или персональное размышление, а информация о чем-то случившемся. Первая контрольная работа на знание грамматики.

Ежедневное задание (понедельник-четверг): написать анекдот в 100-150 слов о том, что студент сделал, или был очевидцем в течение дня.

Задание на выходные дни: переработать свой лучший анекдот.

Учебная литература ко второй неделе*: (1) повествовательное письмо, привести пример из нехудожественной литературы, (2) раздаточный материал или глава из учебника.

*Литература для чтения каждую неделю должна состоять из раздаточного материала по навыкам письма и задания по грамматике, приготовленных преподавателем, и рекомендованных отрывков из учебников и фотокопий письменных примеров. Портфель заданий может быть комбинированным из раздаточных материалов и примеров (разрешенных к перепечатке).


Неделя № 2

Лекция о повествовательном стиле: статья.

Контрольная работа по грамматическим навыкам.

Недельная групповая дискуссия: студенты читают свои первые (исправленные) анекдоты, критикуют их и советуются друг с другом по их усовершенствованию.

Ежедневное задание: второй набор анекдотов. Придумать усложненный анекдот (например, мальчик упал с велосипеда, парад, застрявший в пробке, покупатель, не знающий что выбрать…). Писать для своих ровесников.

Задание на выходные дни: переписать свой лучший анекдот для людей возраста ваших родителей, или дедушек и бабушек.

Литература к третьей неделе занятий: (1) пример документальной повествовательной статьи, выбранной из местной или национальной газеты или журнала, или из сборников, демонстрирующий элементы, раскрытые на лекции, (2) учебник по грамматике.



Неделя № 3

Лекция: Анализ повествовательных статей, заданных для чтения на прошлой неделе. Контрольная работа по грамматическим навыкам.

Недельная групповая дискуссия: второй (в оригинале и переписанный) анекдот.

Ежедневное задание: третий набор анекдотов. На этой неделе написать для людей возраста ваших родителей или их родителей.

Задание на выходные дни: переписать свой лучший анекдот для своих ровесников.

Литература к четвертой неделе занятий: (1) описание с примерами, (2) учебник по грамматике.


Неделя № 4

Лекция: Дескриптивное письмо.

Контрольная работа по грамматическим навыкам.

Недельная групповая дискуссия: третий (в оригинале, и переписанный) анекдот. Ежедневное задание: четвертый набор анекдотов. На этой неделе особое значение придается описанию. Писать для взрослых людей, изучающих ваш язык как иностранный.

Задание на выходные дни: переписать свой лучший анекдот, адресуя его детям.

Литература к пятой неделе занятий: (1) пример дескриптивного изложения в документальном материале из местной или центральной газеты, или журнала, или из сборников, (2) учебник по грамматике.

Неделя № 5

Лекция: Анализ повествовательного материала, заданного на прошлой неделе, и изложение для восприятия вслух (с использованием аудиозаписей и сценариев радиоматериалов).

Контрольная работа по грамматическим навыкам.

Недельная групповая дискуссия: четвертый, (в оригинале и переписанный), анекдот. Ежедневное задание: пятый набор анекдотов, написанный для общей аудитории.

Задание на выходные дни: переписать свой лучший анекдот для чтения вслух.

Литература к шестой неделе занятий: (1) Пример с постановочными сценами в документальном материале из газеты, журнала, или из сборников; (2) учебник по грамматике.

Неделя № 6


Лекция: сделать инсценировку и написать об этом событии.

Контрольная работа по грамматическим навыкам.

Недельная групповая дискуссия: пятый (в оригинале, и переписанный) анекдот.

Ежедневное задание: дескриптивный (или инсценировка) параграф, написанный для того, кто не знаком с предметом описания или с человеком, которого описывают (для показа в инсценировке).

Задание на выходные дни: посетить событие, предложенное преподавателем и написать материал об этом в 500-750 слов. Сдать первый набросок материала в понедельник.

Литература к седьмой неделе занятий: (1) работа над черновыми вариантами материала, (2) учебник по грамматике.


Неделя № 7

Лекция: Работа над черновыми вариантами материала (устранение перегруженности материала, уплотнение языка и т.д.)

Контрольная работа по грамматическим навыкам.

Недельная групповая дискуссия: материалы о событиях.

Ежедневное задание: первый набросок анекдота о чем либо, случившемся с ними в тот день, и затем работа над устранением перегруженности материала, шлифовка языка.

Задание на выходные дни: корректура деталей описываемого события для достижения ясности и лаконичности и сдача последнего варианта для оценки.

Литература к восьмой неделе занятий: (1) примеры эмоциональных материалов из местных газет или журналов, (2) учебник по грамматике.


Неделя № 8

Двухчасовое занятие:

(1) Лекция: работа над черновыми вариантами материала (добавить чувства, тон, драматические моменты).

(2) Контрольная работа по грамматическим навыкам.

Недельная групповая дискуссия: обсуждение анекдотов, подготовленных и отредактированных за последнюю неделю.

Ежедневное задание: студенты выбирают «мягкую», или предсказуемую тему или событие и пишут о своих ощущениях; например: о том, как они проснулись утром, как позавтракали, как они добрались, или приехали на автобусе в университет и т.д.


Задание на выходные дни: студентам дается два материала об одном и том же событии. Один из этих материалов написан хорошо, другой – не очень. Студенты должны объяснить, как и за счет чего один из них получился лучше другого (и как переделать неудавшийся материал).

Литература к девятой неделе занятий: (1) примеры объяснительных материалов из местных газет, журналов или сборников, (2) учебник по грамматике.


Неделя № 9

Лекция: Объяснительное письмо.

Контрольная работа или тест по грамматическим навыкам.

Недельная групповая дискуссия: обсуждение критических замечаний по работам, заданным на выходные дни.

Ежедневное задание: «Я хотел бы узнать почему, что, как…». Каждый день студентам предлагаются иллюстрации, материалы из местных газет, подборки фактов с просьбой рассказать обо всем, что удивило их в этих материалах.

Задание на выходные дни: студенты делятся по парам. Они должны выбрать что-то необычное друг в друге, задать вопросы и написать об этом.

Литература к десятой неделе занятий: (1) примеры объяснительных материалов об идеях и их реализации, (2) учебник по грамматике.


Неделя № 10

Лекция: Объяснение идей и процессов их реализации.

Контрольная работа или тест по грамматическим навыкам.

Недельная групповая дискуссия: студенты обсуждают материалы, написанные друг о друге.

Ежедневное задание: (с воскресения по четверг) материалы по 100-150 слов, объясняющие, например, как добраться из университета домой, как работает программа Face book, написанные для взрослых читателей, не знакомых с идеей или принципами её работы.

Задание на выходные дни: написать материал для общей аудитории, разъясняющий что-либо из науки или курса социальных наук.

Литература к одиннадцатой неделе занятий: (1) как написать удачное начало к материалу? (2) учебник по грамматике.



Неделя № 11

Лекция: Привлечение читателя: как создать хорошее начало или лид к материалу?

Контрольная работа по грамматическим навыкам.

Недельная групповая дискуссия: обсуждение материалов, заданных на выходные дни.

Ежедневное задание: написать анекдот, концентрируясь на эффективном написании первого предложения.

Задание на выходные дни: найти три эффективных лида из анекдотов, написанных выходные дни и объяснить, за счет чего они эффективны.

Литература к двенадцатой неделе занятий: (1) завершающая часть материалов, (2) учебник по грамматике.


Неделя № 12

Лекция: Как создать хорошую завершающую часть материала?

Контрольная работа по грамматическим навыкам.

Недельная групповая дискуссия: обсуждение анекдотов последней недели и упражнений по написанию хороших лидов к материалам.

Ежедневное задание: написать анекдот, концентрируясь на впечатляющем написании завершающей части материалов.

Задание на выходные дни: посетить какое-либо событие по заданию преподавателя и написать об этом материал в 750-1000 слов, используя повествовательный, описательный и объяснительный стили. Сдать первый набросок материала в понедельник утром.

Литература к тринадцатой неделе занятий: (1) язык журналистики, (2) учебник по грамматике.


Неделя № 13

Лекция: Язык журналистики: конкретный, специфический, активный, ясный, демократичный, без сексизмов и расовых выпадов.

Контрольная работа по грамматическим навыкам.

Недельная групповая дискуссия: обсуждение анекдотов последней недели и черновых вариантов материалов, заданных на выходные дни.

Ежедневное задание: (с воскресения по четверг) написать анекдот, используя примеры из языка журналистики.

Задание на выходные дни: отредактировать и сдать в понедельник на оценку материалы по освещению событий.


Литература к четырнадцатой неделе занятий: (1) эффективные и неэффективные переходные глаголы, (2) учебник по грамматике.


Неделя № 14

Двухчасовое занятие:

(1) Лекция: Переходные глаголы.

(2) Контрольная работа по грамматическим навыкам.

Недельная групповая дискуссия: Каждый студент представляет на обсуждение свою лучшую работу за семестр и разбирает, за счет чего выиграл материал.

Ежедневное задание: написать анекдот о событии, случившемся во время изучения данного предмета.

Задание на выходные дни: используя анекдоты, написанные в течение семестра, написать повествовательный материал в 750-1000 слов об изученном курсе. Сдать его на оценку.

Литература к пятнадцатой неделе занятий: типичная документальная статья.


Неделя № 15

Лекция: (1) Анализ типичной документальной статьи: в чем её преимущества?

(2) Контрольная работа по грамматическим навыкам (или итоги последнего теста).

Недельная групповая дискуссия: обсуждение анекдотов, написанных об изученном предмете.


Протокол оценок:

Домашние задания: ежедневные и на выходные дни:

Сданные: 25%

Оцененные: 25%

Основные статьи: 30%

Контрольные работы: 20%


Предоставлено Мишелем Гобденом, университет Кингс Колледж, Галифакс, Канада.

__________________________________________________________________________________