litceysel.ru
добавить свой файл
1

Занятие 1: «Начало начал».

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения половой системы человека, гамет, процесса оплодотворения, деления зиготы, формированием плаценты, пуповины, околоплодных вод и их значением для развития эмбриона;

выяснить строение органов зародыша в первый месяц эмбрионального развития;

познакомить с первыми признаками беременности.

Оборудование: таблицы «Зародыши позвоночных. Сравнительная характеристика»», «Определение пола». Тест №1 «Половые клетки человека». Иллюстрации «Жизнь до рождения», «Зародыш 1-го месяца развития», «Оплодотворение», «Онтогенез».

Ход занятия.

1. Знакомство с программой элективного курса «Жизнь до рождения».

2. Вступительное слово учителя:

Постепенно, бесшумно начинается жизнь. Две клетки участвуют в магическом действии – оплодотворении – слиянии яйцеклетки и сперматозоида. В этой клетке заложено всё: пол, группа крови, цвет глаз, размер ноги, таланты, вкус, интерес, и даже строение всех белков организма. 9 месяцев спустя, пройдя путь от эмбриона до плода, малыш входит в наш мир. Этот шаг – апофеоз рождения.

С момента зачатия человек – существо, которого никогда раньше не было в истории и никогда не будет существовать снова.

3.Половая система человека.


  • Половые клетки и железы человека:

Гаметы – половые клетки, несущие наследственные признаки и обуславливающие размножение.

Гонады – половые железы, вырабатывают половые клетки и половые гормоны.

Сперматозоид – мужская гамета.

Яйцеклетка – женская гамета.




  • Хромосомы – материальные носители наследственной информации:

23 отцовские (ΧΥ) + 23 материнские (ΧΧ).


Хромосомы определяют пол будущего ребёнка.


  • Механизм определения пола (таблица «Определение пола».)

4. Оплодотворение – процесс слияния гамет. (Демонстрация иллюстрации «Оплодотворение»).



Перед входом в шейку матки сперматозоиды представляют собой 500 млн. когорту на старте, при подходе к яйцеклетке их не более сотни, способных разрушить её защитную оболочку и только один оплодотворяет яйцеклетку.

Зигота – оплодотворённая яйцеклетка.

5. Асинхронное деление зиготы. Поступление зародыша в матку

Итак, половые клетки родителей слились воедино. Затем, в течение некоторого времени – от 15 минут до нескольких часов ничего не происходит и будущий человек остаётся одноклеточным организмом, таким, например, как амёба. Наконец, из одной клетки образуются 2, потом 4, 5, 7, 8… 16… Темп деления нарастает, но клетки делятся асинхронно, то есть не все сразу, образуя то чётное, то нечётное число.

В этот период зародыш больше всего похож на тутовую ягоду. Его так и называют – морула (от лат. morus – тутовая ягода). Эта «ягодка», продолжая делиться, продвигается по яйцеводу к тому месту, где ей суждено поселиться на долгих 9 месяцев, - к матке. На этот путь уходит вся первая неделя. Зародыш представляет собой целый сгусток клеток – пузырёк. Добравшись до матки, он зарывается в её слизистую оболочку. Это называется имплантацией и происходит, как правило, спустя 7-10 дней после оплодотворения. Как только это происходит, женщина становится беременной.

Внутриутробное развитие – период развития организма от момента имплантации плодного яйца до родов.

6. Сообщение уч-ся «Первые признаки беременности».

7. Формирование плаценты, пуповины, околоплодных вод; их значение.


Плацента, или детское место – дисковидный орган, при помощи которого осуществляется связь между развивающимся в теле матери зародышем и материнским организмом.

Функции плаценты:


  • Газообмен (дыхание) между организмом матери и плода.

  • Питание – получение питательных веществ из крови матери.

  • Выделительная функция плода.

  • Защита – от матери плод получает антитела.

  • Секреторная – плацента выделяет особый гормон, который сохраняет плод, слизистую матки и останавливает менструальные циклы.


Кровь матери и плода не смешивается. Обмен веществ идёт через капилляры.
Плод и окружающая среда

Пуповина


Идущий от плаценты шнуровидный орган, соединяющий плод с материнским организмом

Осуществляется питание и дыхание плода

Плодные оболочки, или плодный пузырь

Особые оболочки, окружающие плод в виде мешка

Функция механической защиты плода

Околоплодные воды


Заполняют пространство между плодом и амнионом (внутренняя плодная оболочка)

Обеспечивают механическую защиту, передвижение и развитие плода


8. Заполнение таблицы «Жизнь до рождения» - 1 месяц.

Месяц - 1
Характеристика развития




Образование зародышевых листков, хорды. Вначале эмбрион в виде диска, затем трубки и под конец – запятой. Из группы клеток быстро образуются структуры будущего младенца: утолщение на конце трубки – голова, хвостик – копчик, выпуклость брюшной области – сердце (уже сокращается). В это время функционирует артериальная и венозная система сосудов, но путь кровотока у зародыша иной, чем у новорождённого. Примитивный кишечник, первые половые клетки. Лица и конечностей нет. Длина эмбриона 5 мм.

9. Факторы, негативно влияющие на развитие эмбриона человека.

Домашнее творческое задание – сообщение, буклет, презентация «Что может повредить плоду?»


10. Выполнение теста №1 «Половые клетки человека»

1. Половые клетки:

а) зигота;

б) гаметы.

2. Половые клетки несут набор хромосом:

а) одинарный;

б) двойной.

3. Как называется женская половая клетка:

а) сперматозоид;

б) яйцеклетка;

в) зигота;

г) яйцо.

4. Как называется мужская половая клетка:

а) сперматозоид;

б) яйцеклетка;

в) зигота;

г) яйцо.

5. Размеры яйцеклетки и сперматозоидов:

а) одинаковые;

б) неодинаковые – яйцеклетка значительно крупнее сперматозоида;

в) неодинаковые – сперматозоид больше яйцеклетки.

6. Где образуются сперматозоиды:

а) в семенниках;

б) в яичниках.

7. Яйцеклетка развивается:

а) в матке;

б) в яичнике;

в) в фолликуле.

8. Подвижная половая клетка – это:

а) яйцеклетка;

б) сперматозоид.

9. У женщин набор половых хромосом:

а) ХY;

б) ХХ.

10. Развитие яйцеклетки у женщины длится:

а) 10 суток;

б) 28 суток;

в) 40 суток.

11. Слияние двух половых клеток называется:

а) оплодотворением;

б) овуляцией;

в) беременностью.