litceysel.ru
добавить свой файл
1
Л.В. Буравова, заместитель директора


по УВР МОУ-СОШ №1

Арамильского городского округа

Свердловской области


Изложения с элементами сочинения или рассуждения

как форма обучения младших школьников основам

безопасности дорожного движения


О количестве ДТП с участием школьников говорится на разных уровнях. Федеральным законом №196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» на общеобразовательные учреждения возложена обязанность обучения граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах. Одной из форм такой работы могут служить изложения с элементами сочинения или рассуждения, доступные для выполнения учащимися 3-4 классов.

Выполнение подобных заданий позволяет через интеграцию русского языка и элементов основ безопасности жизнедеятельности не только повторять правила дорожного движения, обсуждать описанные в текстах ситуации, проверять умение правильно передавать содержание текста, но и определять сформированность знаний правил дорожного движения на уровне понимания следствий при их нарушении.
Кроме того, работа над изложением с элементами рассуждения или сочинения по нарушению ПДД может стать стимулом для размышления школьнику, не задававшемуся вопросом о последствиях неправильного поведения на дороге.

После изложения предложенного текста учащимся предлагается творческое задание, где они должны либо развить предложенную ситуацию дальше и показать ее исход, либо объяснить, как надо правильно поступить. В завершении работы учащиеся обязательно высказывают личное мнение о правильности совершенного героем поступка. В результате анализа проведенной работы учитель может определить уровень освоения ПДД учащимися и скорректировать свою деятельность в этом направлении.


Тексты изложений с элементами творческого характера для учащихся 3-4 классов


Случай на дороге

Текст 1.

Закончились уроки. Школьники пошли домой. На последнем уроке учительница напомнила им о волшебной кнопке светофора. Нажимаешь на нее – и машины останавливаются. Можно смело переходить дорогу.


Подошли школьники к пешеходному переходу и растерялись. Светофор не работал.


Как перейти дорогу? Напиши.


Текст 2¹.

Выпал снег. Ребята помчались во двор. Там они дружно построили горку.

На другой день Федя взял санки и побежал к горке. Она совсем рядом – у дороги. Влез Федя на горку, сел на санки и помчался вниз! Но вдруг неожиданно из-за поворота выскочила машина…


Как ты думаешь, что могло случиться? Напиши.


Текст 3².

Едет по дороге машина. Далеко от пешехода, метров за двадцать. Решил пешеход, что успеет он и кинулся через дорогу, прямо перед автомобилем…

Водитель нажал на тормоза, и машина остановилась. Перепуганный пешеход дрожал и просил его отпустить. Водитель заставил его решить задачу: «Моя машина мчалась со скоростью 60км/ч. Ты бежал через дорогу в 20 метрах от машины. Что могло случиться?»

Помогите пешеходу решить эту задачу. Объясните, почему ему грозила опасность.

Текст 4.

Весело распевая, Буратино шагал в школу. По дорожке, где он шел, ходили только люди. Машины ехали по другой дороге. Вдруг Буратино увидел автомобиль Самоделкина. Деревянный мальчишка выскочил на дорогу и побежал за ним. Но не догнал.

Возвращаться на тротуар не хотелось. Буратино шел по краю дороги. Он размахивал портфелем и продолжал петь. Вдруг впереди остановилась машина со странными буквами «ДПС», вышел инспектор в форме и сказал, что Буратино нарушил правила дорожного движения.


Объясните, как Буратино должен поступить, чтобы не нарушать правила дорожного движения.


Текст 5.

Число несчастных случаев на дорогах не уменьшается, а растет. И чаще всего под колеса автомобилей попадают дети. Самый надежный способ избежать этого – соблюдать правила дорожного движения.

Представь такую ситуацию: школьники ждут, когда загорится для них зеленый сигнал светофора. Но один решил перебежать, ведь машины еще далеко. Сломя голову рванул он через дорогу. Завизжали тормоза, и…


Напиши, как закончилась эта история, и какие правила надо выполнять, чтобы на дороге не возникало опасных ситуаций.


Для разработки текстов изложений использована литература:


  1. ¹ Пенькова Е.Г. Классный час «Учимся быть пешеходами» (Завуч начальной школы №7 2008г.)

  2. Извекова Н.А. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 2-го кл.- 11-е изд.-М.: Просвещение, 1986

  3. ²Извекова Н.А. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 3-го кл.- 10-е изд.-М.: Просвещение, 1986