litceysel.ru
добавить свой файл
1
Инновационные методы кадровой политики библиотеки: организация методической поддержки


Светлана Алексеевна Бражникова,

зам. директора по научной работе БГУНБ

Практика убедительно подтверждает, что успех есть там, где руководство осуществляет активную и планомерную кадровую политику, создает систему развития персонала, систему мотивации.

Концепция развития персонала, реализуемая в нашей библиотеке, рассматривает Кадры как важнейший ресурс, благодаря которому библиотека может действовать как востребованный полифункциональный центр местного сообщества, постоянно предлагающий белгородцам новые виды услуг.

Мы считаем, в нашей библиотеке создана достаточно эффективная кадровая политика, что подтверждает диплом призера регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация социальной эффективности», который получила в сентябре этого года областная научная библиотека - II место в номинации «За развитие кадрового потенциала».

В основу методической деятельности БГУНБ, направленной на формирование в системе управления муниципальных библиотек целенаправленной эффективной кадровой политики, положены многие методы, апробированные в нашей библиотеке. Поэтому сегодня я буду говорить как об опыте областной библиотеки в данном направлении, так и методических решениях, которые региональный методический центр предлагает включать в кадровую политику муниципальных библиотек. А также предложу Вашему вниманию формы работы с персоналом, разработчиками которых являются муниципальные библиотеки.

Проблематика моего выступления согласуется с темой настоящего коллоквиума в полном объеме. Сегодня мы говорим о библиотечных кадрах, о путях развития кадрового потенциала, т.е. о том, что составляет кадровую политику любой организации.

Во всех библиотеках области в основу политики развития персонала положена абсолютная для библиотечной администрации аксиома, что поощрять, отмечать сотрудников нужно за любые профессиональные, общественные и даже личные победы, достижения, инициативы. В этот список входят отличные результаты трудовой деятельности, стремление к самообразованию, общественная активность, и даже изменения в личной жизни – замужество, рождение детей и т.д. Хорошо известно, когда коллектив разделяет вместе с работником его самые значительные события личной жизни - это является одним из оптимальных методов формирования корпоративного духа в библиотеке. Сотрудник ощущает себя не только как винтик производства, но как человек, чья жизнь не ограничивается стенами библиотеки, и эту жизнь вне библиотечного пространства уважают, не отодвигают на второй план, и при необходимости всегда помогут и поддержат.


Эффективная кадровая политика выделяет приоритетные задачи, решение которых обеспечит общий успех работы библиотеки:

1. Отбор и успешная адаптация принятых специалистов к работе и трудовому коллективу;

2. Объективная оценка способностей сотрудников, мотивация их деятельности;

3. Выдвижение творческих работников, способных активно участвовать в инновациях и постигать новые технологии;

4. Создание условий для непрерывного образования сотрудников библиотеки и повышение их квалификации;

5. Формирование оптимального штатного расписания, соответствующего объему и сложности выполняемых работ.

На вариантах решения этих задач я сегодня остановлюсь.

В целях эффективной реализации кадровой политики в БГУНБ разработан пакет организационно-регламентирующих документов, во-многом, определяющих библиотечную персонал-стратегию. Часть этих документов вы видите на экране:

- Положение о персонале …

Некоторые документы я назову дальше по ходу выступления. Все эти материалы мы предлагаем использовать администрациям муниципальных библиотек при разработке документного обеспечения их работы с персоналом.


    1. Отбор кадров

Отбор сотрудников в библиотеку начинается еще на стадии обучения студентов на библиотечно-информационном факультете БелГИКИ. Во-первых, специалисты библиотеки преподают на факультете, тем самым отслеживаются способности и личные психологические качества будущих библиотекарей. Во-вторых, большинство студентов в обязательном порядке проходят практику в областной научной библиотеке. Программа практики составляется таким образом, чтобы студенты смогли познакомиться с деятельностью внутренних отделов библиотеки и поработать непосредственно на обслуживании. Таким образом определяется род библиотечной деятельности, который наиболее подходит студенту в соотвествиии с его психофизическими качествами. Одновременно идет оценка возможностей студентов как потенциальных работников областной библиотеки.


Еще один источник пополнения коллектива библиотеки сотрудниками, по-настоящему увлеченными библиотекой, знающими все «за» и «против» работы в библиотеке, - это дети и близкие самих библиотекарей. Эти дети, выросшие в библиотеке, если хотите, воспитанные библиотекой. Поэтому в области достаточно распространены библиотечные династии. 3-5 династий в библиотеке, ЦБС – не редкость. Причем иногда династии объединяют не два, а три поколения.

В ЦБС гораздо меньше возможностей принять на работу библиотекаря со специальной квалификацией, поэтому при приеме на работу между администрацией и работником заключается соглашение о том, что работник обязуется в ближайшее время поступить в учебное заведение. В результате если в 2003 году специалистов с высшим образованием было 28%, то в 2009 году – 44,8%.

В муниципальных библиотеках все популярнее становится волонтерское движение будущих библиотекарей. Старшеклассники, и не только, помогают библиотекарям в работе с фондом, его расстановкой, обеспыливанием. Школьники, владеющие навыками работы с новыми технологиями, знающие Интернет-пространство, помогают библиотекарям в создании тематических БД, осуществляют поиск информации в мировой информационной сети по запросу пользователей. В некоторых библиотеках работают Школы будущих библиотекарей.

В следующем году в БГУНБ также будет реализован проект Летняя школа будущего библиотекаря. Старшеклассники городских школ во время летних каникул попробуют себя в роли библиотекарей. Тем самым смогут оценить, насколько им подходит работа в библиотеке.

1.2. Успешная адаптация принятых специалистов к работе

и трудовому коллективу

Адаптация специалиста, только пришедшего в библиотеку, является в библиотеке важнейшей составляющей работы с персоналом, поэтому в библиотеке разработана методика введения в должность, основанная на принципах «участия и вовлечения» и «помощи и поддержки». Поэтому трудовой путь специалиста начинается с его представления перед всем коллективом библиотеки, который рассказывает о себе, ему задают вопросы. Здесь же ему определяется наставник. Прежде чем приступить к работе на основном месте, новичок может пройти практику во всех структурных подразделениях, затем с ним беседует специалист по кадрам, чтобы выявить его профессиональные предпочтения и учесть эти предпочтения, если возможно, в дальнейшем. Чтобы начинающий библиотекарь получил дополнительную уверенность в собственных силах и выбранной профессии его обязательно привлекают к разработке сценариев корпоративных библиотечных мероприятий, доверяют ему роль ведущего, кроме того, он обязан посещать все публичные мероприятия, проводимые библиотекой. Два года назад в области был проведен Первый Форум молодых библиотекарей Белгородчины. Форум стимулировал профессиональное творчество библиотечной молодежи. Одновременно он показал, что будущее белгородских библиотек в надежных руках. Более подробно о Форуме вы сегодня услышите.




  1. Объективная оценка способностей сотрудников,

мотивация их деятельности

Начиная с этого года, в соотвествиии с постановлением ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 5 августа 2008 г. N 583


«О ВВЕДЕНИИ НОВЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, В КОТОРЫХ ЗАКОНОМ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ И ПРИРАВНЕННАЯ К НЕЙ СЛУЖБА, ОПЛАТА ТРУДА КОТОРЫХ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» во всех регионах страны должны быть внедрены отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных государственных и муниципальных учреждений.


В Белгородской области, как участнице пилотного проекта, переход на отраслевые системы оплаты труда, в том числе учреждений культуры, произошел несколько лет назад. НА ОСНОВАНИИ ЗАКОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 21 декабря 2006 года «ОБ ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМАХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» в БГУНБ были разработаны:

«Положение об оплате труда работников государственного учреждения культуры «Белгородская государственная универсальная научная библиотека». Согласно Положению работникам Библиотеки могут быть установлены следующие выплаты: повышающие коэффициенты к окладам, стимулирующие надбавки к окладу, премии. Заработная плата работника Библиотеки предельными размерами не ограничивается.


«Положение о премировании работников Белгородской государственной универсальной научной библиотеки и оказании им материальной помощи». В целях поощрения работников за выполненную работу в Библиотеке установлены премии:

- по итогам работы за соответствующий период (квартал, год);

- за качество выполняемых работ;


- за выполнение особо важных и срочных работ;

- за интенсивность и высокие результаты работы.

Это Положение устанавливает условия выплаты материальной помощи, в том числе:

- в связи с юбилейными датами, бракосочетанием, рождением ребенка и иными обстоятельствами;

- на оздоровление (приобретение путевок и т.д.);

- в случае смерти работника или его близких родственников;

- в связи с длительной болезнью, приобретением дорогостоящих лекарств или платным лечением сотрудника или его членов семьи;

- в связи с чрезвычайными ситуациями (кража, пожар, стихийное бедствие, гибель имущества и др.);

- при несчастных случаях (травмы при авариях) и т.д.;

- по другим уважительным причинам.


«Положение о стимулировании работников Белгородской государственной универсальной научной библиотеки» устанавливает Критерии оценки эффективности деятельности руководителей и работников Белгородской государственной универсальной научной библиотеки и порядок начисления стимулирующих выплат на основе использования критериев оценки. Критерии оценки определены для каждого сотрудника в соотвествиии с его специализацией. Пример на экране:





БИБЛИОТЕКАРЬ I, II КАТЕГОРИИ

Ед. изм.

Периодич

ность изменения

Диапазон индикатора

Кол-во баллов*

1.

Интенсивность и эффективность:











1.1

Количество обслуженных пользователей

Ед.

месячная

90-100% плана




1.2

Участие в подготовке и проведении публичных мероприятий

Ед.

квартальная

95-100% плана




1.3

Участие в подготовке и проведении методических мероприятий

Ед.

годовая

100% плана




1.4

Участие в подготовке издательской продукции

Назв.

годовая

1-2




2.

Внедрение новых форм и методов работы:













2.1

Участие в конкурсах, в т.ч. на получение грантов в области развития библиотечного дела, целевых программах всех уровней

Ед.

годовая

1




2.2

Участие в создании БД по профилю деятельности структурного подразделения


Ед.

годовая

1




3.

Имиджевая политика:













3.1

Участие в реализации совместных проектов

Ед.

годовая

1




4.

Прочее:













4.1

Повышение профессиональной квалификации

Да-Нет

годовая

Да, без пропусков




4.2

Отсутствие замечаний и нареканий к деятельности сотрудника со стороны руководства

Да-Нет

месячная

0




4.3

Отсутствие обоснованных жалоб пользователей на работу сотрудника

Да-Нет

месячная

0




Аналогичные типовые документы разработаны региональным методическим центром для муниципальных библиотек области. В настоящее время фонд оплаты труда белгородского библиотекаря находится в прямой зависимости от качества исполнения его профессиональных обязанностей. Администрация библиотеки имеет возможность начислять стимулирующие коэффициенты, премиальные выплаты.


Методическая служба БГУНБ осуществляет постоянный мониторинг размера заработной платы специалистов муниципальных библиотечных учреждений. И Если размер з/п ниже среднеобластного уровня по муниципальным библиотекам, эта проблема выносится на заседание управления культуры области, докладные записки направляются в адрес органов местного самоуправления районов, городских округов.


    1. Мотивация

Немаловажным в мотивации деятельности специалистов является создание системы нематериальной заинтересованности - моральные виды стимулирования, являющиеся выразителями «общественного престижа» сотрудника, его статуса в коллективе. Кстати, было проведено изучение эффективности методов стимулирования работников нематериальными средствами. Самое сильное мотивирующее воздействие оказывают (в порядке убывания):

- моральные поощрения (благодарности, почетные грамоты и т.п.);

- занесение в книгу истории организации или на доску почета;

- информация, посвященная сотруднику, в СМИ;

- награждение памятными значками и т.п.;

- отгулы, дополнительные отпуска и ценные подарки;

- обучение и др.

В действующую систему моральных бонусов сотрудников библиотеки входят благодарственные письма от имени директора библиотеки, вручаемые сотрудникам по итогам работы за год, приуроченные к празднованию Нового года, Общероссийского дня библиотек, к юбилеям работников;

грамоты (благодарности) управления культуры; департамента образования, культуры и молодежной политики; губернатора области; Министерства культуры РФ; Знак МК «За достижения в культуре», звание «Заслуженный работник культуры РФ» (в 2009 году 3 библиотекаря получили это звание). Библиотека ежегодно подает кандидатуры сотрудников на областную, городскую Доски почета, а также в областной ежегодный конкурс «Менеджер года», объявляемый губернатором области. На основании опросов сотрудников можно с уверенностью сказать, что хорошим «мотиватором» являются публикации о сотрудниках в профессиональных местных и центральных изданиях, региональной периодике, упоминание о них в теле- радиосюжетах, или в юбилейном издании, например, посвященном 55-летию библиотеки, т.е. те формы, которые могут увидеть родные и знакомые библиотекаря. Набор средств, оказывающих моральное воздействие на мотивацию сотрудников научной библиотеки, включает присвоение званий «Лучший по профессии», «Лучший библиотекарь года», «Лучший библиограф года», «Почетный сотрудник библиотеки», «Лучший работник месяца», «Лучший молодой специалист».


Предложения о поощрении сотрудников вносят все члены коллектива в виде служебной записки. Все заявки рассматриваются на расширенном заседании дирекции библиотеки с участием председателей профсоюзного комитета и молодежного совета БГУНБ.

К слову, в целях формирования чувства сопричастности каждого работника к общему делу в библиотеке учреждены коллективные номинации и награды «Лучшее структурное подразделение», «Лучшая творческая команда библиотеки» (команда формируется под конкретные цели и задачи, определяемые социокультурной ситуацией в стране и регионе).

В настоящее время в библиотеке ведется сбор экспонатов для музея БГУНБ. Составной частью экспозиции, посвященной сотрудникам библиотеки, станет Книга почета библиотеки, Фотоальбом персоналий библиотеки, внесших вклад в ее развитие, Архив публикаций о сотрудниках во внешних СМИ.

В целом в Белгородской области сохранена система профессионального соревнования между ЦБС по итогам деятельности за год. Лучшие ЦБС награждаются дипломами победителей. Кроме того, Совет директоров государственных библиотек принимает решение о персональном награждении наиболее отличившихся сотрудников муниципальных библиотек.

3. Выдвижение творческих работников, способных активно участвовать в инновациях и постигать новые технологии

Эффективной формой стимулирования деятельности сотрудника является включение его в Кадровый резерв библиотеки, который состоит из двух уровней. В первый уровень входят лица для назначения на одну из руководящих должностей. Кадровый резерв второго уровня учитывает профессиональные предпочтения кандидата и подразумевает перевод сотрудника в другое подразделение (на другой участок работы) на ту же самую должностную категорию. Резервный список фамилий формируется из различных источников: в том числе, по итогам ежегодных конкурсов специалистов и подразделений библиотеки «Научных работ в области библиотечного дела», «Творческих идей и рационализаторских предложений», «Лучшая выставка библиотеки», а также по результатам проводимых в библиотеке аттестации сотрудников, ротации кадров в каждом структурном подразделении. Ротация кадров заключается в поочередном пребывании сотрудника на различных должностях, в библиотеке реализуется ежегодно в трех видах: вертикальная (повышение в должности), горизонтальная (перевод на новую должность той же ступени карьерной лестницы), нисходящая (сотрудника из числа руководителей перемещают на более низкую должность). Вертикальная и нисходящая ротации в библиотеке осуществляются параллельно. В течение месяца функции заведующего в полном объеме возлагаются на одного из рядовых работников, а руководитель выполняет функции подчиненного с целью выявления организационных, технологических и др. проблем и резервов на данном участке работы и более эффективного руководства подразделением в дальнейшем.


  1. Создание условий для непрерывного образования сотрудников библиотеки и повышение их квалификации

Определяющим мотивом кадровой библиотечной политики Белгородчины является понимание и признание того, что Образование – не на всю жизнь, Образование – через всю жизнь. Поэтому в нашей области на данном этапе весь комплекс работ, связанный с обучением библиотекарей, модернизирован в систему непрерывного профессионального развития библиотечных специалистов Белгородской области, ориентированную, в значительной степени, на использование собственной образовательно-ресурсной базы и развитие региональной образовательной инфраструктуры. Именно профессиональное развитие, а не профессиональное образование.

В основу профессионального развития библиотекарей положены три составляющих, которые определяют уровень профессионализма:

  • получение собственно библиотечной квалификации,

  • желательное и возможное получение второго высшего образования,

  • дополнительное библиотечное образование и повышение профессиональной квалификации.

Главную роль в системе непрерывного образования отводим получению базового образования. До 2000 года жители Белгородчины могли получить высшее библиотечное образование только за пределами области. В 2000 году на базе колледжа культуры и искусства в области открыт Белгородский государственный институт культуры, а созданная при открытии института библиотечная кафедра позже была преобразована в библиотечно-информационный факультет. В настоящее время факультет состоит из двух выпускающих кафедр: библиотековедения и информатики и информационных технологий. Подготовка специалистов на факультете ведется по специальности Библиотечно-информационная деятельность по 3 специализациям. специализация – Управленческая деятельность, квалификация Менеджер информационных ресурсов. Специализация - Библиография и филология детской и юношеской литературы открыта, квалификация - Библиотекарь-библиограф, преподаватель. Специализация была открыта в результате пожеланий библиотечного производства.


С 2001 года введена новая специализация – Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах, квалификация - Технолог автоматизированных информационных ресурсов. Тем самым начата подготовка промежуточного звена между библиотечной специальностью и технологической службой. Сейчас на очном и заочном отделениях факультета обучаются более 150 студентов. Хочу отметить, что теория и практика: БГУНБ и Бел ГИКИ находятся в тесной координации.

Примеры получения библиотечными специалистами второго высшего образования характерны пока для государственной универсальной библиотеки Сегодня за счет библиотеки получили второе высшее образование 2 специалиста (специалист в области правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, Юрисконсульт в Центре правовой информации).

Как и в большинстве регионов страны наша структура дополнительного образования предусматривает обучение библиотечных специалистов государственных и муниципальных библиотек на федеральном, региональном и местном уровнях.

На федеральном уровне особо хотелось бы отметить Всероссийскую Школу библиотечной инноватики, которая восемь раз проходила на базе библиотек Белгородчины, в ней прошли обучение более 250 белгородских библиотекарей.

Работу регионального уровня дополнительного библиотечного образования организует региональный Центр непрерывного профессионального развития библиотечных специалистов области, созданный на базе БГУНБ. Ежегодно реализуется целый комплекс обучающих мероприятий: семинары, тренинги, деловые игры, научно-практические конференции, школы руководителей и т.д. Не менее 300-400 специалистов каждый год становятся участниками этих мероприятий.

Учитывая особый общественный резонанс проекта по созданию модельных библиотек, работа по профессиональному развитию специалистов модельных библиотек ведется по отдельной программе. Так, совсем недавно было принято методическое решение о том, что начиная с 2010 года, обязательным становится подтверждение библиотекой статуса «модельная», которое проводится не позже, чем через два года после официального открытия модельной библиотеки. Для подтверждения статуса «модельная» специалисты библиотеки организуют презентацию своей деятельности, в рамках которой они должны продемонстрировать свое умение работать с новыми информационными технологиями, представить собственные базы данных, а также новые проекты библиотеки, выполненные с использованием информационно-коммуникационных технологий.


Подтверждение статуса «модельная» будет оформляться протоколом экспертной комиссии, в состав которой обязательно войдут специалисты Белгородской государственной универсальной научной библиотеки.

Областные профессиональные конкурсы остаются действенным средством развития персонала. Ежегодно объявляются не менее двух профессиональных конкурсов. В этом году: Конкурс на лучшую модельную библиотеку, Конкурс на лучшее библиотечное мероприятие, посвященное 65-годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Мы стремимся сделать участие в конкурсе статусным, престижным (награждение дипломами победителей лауреатов, участников) и выгодным материально (победители получают довольно дорогие призы)

В целях изучения профессионального опыта непосредственно на местах организуются Методические экспедиции. Поиск новых творческих идей привел к организации Областного Дня обмена профессиональными инновациями.

В области также работают Государственные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства. Совместно с областной библиотекой Курсы разрабатывают программу обучения библиотечных специалистов. Это - девятидневные, трехдневные, однодневные курсы, как выездные (в районы), так и проходящие на базе областной библиотеки. В результате в области сложилась система, когда один раз в пять лет библиотекари поселенческих библиотек проходят курсы повышения квалификации с получением свидетельства государственного образца.

На муниципальном уровне все ЦБС в области работают по целевым программам дополнительного профессионального образования. На этом уровне силами районных методистов решается, прежде всего, проблема подготовки и переподготовки сельских библиотекарей современным навыкам работы.

Для того чтобы процесс обучения был более эффективным в области создан Клуб методистов, который получил в этом году новый статус - Методического коллоквиума. Основная задача Коллоквиума – это обучение методистов современным навыкам и методам методической работы, а также – психологическая подготовка библиотекарей к образовательной деятельности, формирование профессионального мышления методиста.


5. Формирование оптимального штатного расписания, соответствующего объему и сложности выполняемых работ

Эта задача особенно актуальна в последнее время в условиях административной и бюджетной реформ, когда местные власти получили все полномочия самостоятельно определять структуру муниципальной сферы культуры и соответственно штатный ресурс муниципальных учреждений культуры. С целью сохранения в области муниципальных библиотек по инициативе БГУНБ в области принят Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Белгородской области, который предусматривает минимальный норматив наличия стационарной библиотеки в населенном пункте с числом жителей менее 500 человек, расположенном на расстоянии 5 км от административного центра поселения. В Модельном стандарте также определен минимальный норматив числа библиотечных специалистов в зависимости от объема выполняемой работы. Кроме того, региональная методическая служба разработала Норматив минимального кадрового обеспечения муниципальных библиотек Белгородской области, который предусматривает кадровую потребность для различных видов библиотек: ЦБ, ЦДБ, библиотеки сельского поселения, городского поселения, городского округа.

В связи с подготовкой программы региональной кадровой политик на 2010-2015 г.г. подготовлены предложения о кадровых потребностях всех библиотек области на указанный период.

В случае необходимости БГУНБ подготавливает и направляет в муниципальные органы управления культуры Обоснование на введение в штатные расписания муниципальных библиотек дополнительной штатной единицы, например, программиста, юриста и т.д.

Представленный опыт формирования кадровой политики в библиотечной сфере Белгородчины не является исчерпывающим.

Однако даже реализация названных мер способствует трудовой мотивации библиотекарей, поддержанию продуктивного психологического климата в библиотечных коллективах, но главное помогает сохранить высокопрофессиональные команды белгородских общедоступных библиотек.