litceysel.ru
добавить свой файл
1
Методическая разработка



Тема: Использование мультимедийных презентаций в начальной школе


Проблема:

Из-за увеличения умственной нагрузки на уроках снижается у учащихся интерес к изучаемому предмету и их активность на протяжении всего урока


Цели: выявить эффективные способы организации обучения младших школьников


Задача:


  1. Изучить методическую литературу для учителей по применению мультимедийных презентаций в периодической печати и на сайтах;

  2. Подготовить разработку по теме;

  3. Подобрать материал для уроков и внеклассных мероприятий;

  4. Оформить собранный материал в виде презентаций.

  5. Поместить наработанный материал по теме разработки на сайте.


План работы над темой методической разработки:

  1. Выбор темы.

  2. Определение цели и задачи.

  3. Изучение литературы в периодической печати и на сайтах по теме.

  4. Оформление методической работы по следующему плану:

    • Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках.

    • Преимущества мультимедийных презентаций

    • Недостатки мультимедийных презентаций

    • Советы для создания эффективной, информативной, наглядной, т.е. для «идеальной презентации». (Требования)

    • Причины выбора темы

    • Роль урока или внеклассного мероприятия с применением презентации

    • Вывод.

    • Список использованной литературы.

    • Адреса сайтов о применении ИКТ в образовании.

  5. Зафиксирование результатов.

  6. Защита своей работы.

  7. Наметить программу дальнейших поисков


Мотив выбора темы методической разработки:
  • Для удовлетворения личных интересов: найти такие способы, которые позволят сделать урок интересным и насыщенным, а самое главное, помогут вызвать интерес учеников к изучаемому предмету


  • Помочь своим коллегам узнать больше о возможностях мультимедийных презентаций

  • Агитировать коллег применять в работе мультимедийные презентации


Гипотеза: все учителя широко используют мультимедийные презентации в работе


Актуальность:

  • Мультимедийная презентация урока позволяет экономить время и дает возможность решения большего числа задач.


Методы исследования темы разработки:

  • Наблюдение

  • Беседа

  • Составление таблиц


Источники исследования темы разработки:

  • Интернет

  • Методическая литература


Трудности, возникшие при работе над методической разработкой:

  • Плохо оснащена данная тема в периодической печати для учителей начальных классов

  • В продаже отсутствуют пособия по применению мультимедийных презентаций в обучении

  • В продаже отсутствуют методические пособия готовых уроков с презентациями


Результаты методической разработки:


№№

п/п

Список работ



Изучена литература по данной теме



Была на семинаре «Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя-предметника» при межшкольном методическом центре в МОУ «Лицей №»г. Чебоксары


Разработана методическая разработка «Использование мультимедийных презентаций в начальных классах»




Участвовала в районном конкурсе открытых уроков с применением ИКТ



Составлен собственный сборник конспектов уроков и внеклассных мероприятий с применением мультимедийных презентаций



Составлен собственный сборник мультимедийных презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям



Приобретены электронные учебники и пособия



Составлена база сайтов для применения в урочной и внеурочной деятельности



Показала открытое внеклассное мероприятие на творческом отчете школы



Разместила конспект открытого урока и презентацию к нему на веб-странице сайта школы №37 г. Чебоксары



Подготовила ученицу Мартиросян Карину для участия в научно-практической конференции (при защите исследования использовала мультимедийную презентацию):


    • участвовала в очном туре Регионального этапа 4 Российского конкурса исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» (Сертификат участника)



    • участвовала на I I открытой региональной конференции – фестивале школьников и подростков «Наука. Творчество. Развитие». (Сертификат участника и Диплом I степени)







Участвовала в реализации федерального проекта «Создание отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ - компетентности учащихся, преподавателей, руководителей общеобразовательных учреждений (всех уровней) в системе непрерывного образования», который является частью Федеральной целевой программы развития образования на 2006 -2010 годы.




Адрес использования методической разработки:

  • Для себя

  • Для учителей начальных классов

  • Для воспитателей детских садов

  • Для заинтересованных родителей учеников


Программа моих дальнейших действий:

  • Быть в курсе методических новинок по применению мультимедийных презентаций в начальной школе

  • Найти новые адреса сайтов по применению мультимедийных презентаций в начальной школе

  • Изучить подробно о возможностях интерактивной доски

  • Применять интерактивную доску при обучении своих учеников



Методическая разработка

«Доска и мел - наши главные инструменты,

но хочется чего-то большего...»


Из сайта « ИКТ в начальной школе»

www.zavuch.inf

1.Введение.

Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках. Мультимедийный урок – это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств. Мультимедийные технологии применяются для усиления наглядности, для более доступного объяснения сложного нового материала. При объяснении учитель может с помощью гиперссылки перейти к детализации информации, где использованная анимация может «оживить» процесс.

При проектировании своего урока каждый учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет урок в изучаемой теме, для чего он предназначен: для изучения нового материала, для обработки учебных умений и навыков, для систематизации знаний. Данные критерии следует сразу определить. Это позволит усилить обучающий и воспитывающий эффект урока. Можно достичь максимального обучающего эффекта урока, если он представлен цельным и завершающим продуктом, а не просто наборов слайдов.


Несомненно, против использования презентаций выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но если ответственно подходить к созданию презентаций, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать.


Для начала необходимо проанализировать преимущества и недостатки.


2. Преимущества:


  • Использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

  • Презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, карт

  • и быстрота, удобства их воспроизведения.

  • Используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамических процессов.

  • Проигрывание аудиофайлов.

  • С помощью заголовков на каждом слайде можно дать возможность следить за ходом изложения материала.

  • Осуществляется интеграция наук, раскрываются межпредметные связи.

  • Одновременно содействованы графическая, текстовая, аудиовизуальная информация.

  • Сэкономит время для другой деятельности на уроке, для использования других педагогических технологий. Можно использовать разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом.

  • Соблюдение принципов здоровосберегающих технологий: возможность организация смены видов деятельности, проведения физкультминуток и т.д.


Итак, мультимедийная презентация - это наглядность, быстрота, удобство, привлекательность для детей, поддержка эмоционального настроя, облегчающая восприятие и запоминание представленного материала, возможность акцентировать внимание на важных моментах урока.


3. К сожаленью, нужно отметить ряд недостатков, которых можно заметить на уроках у некоторых учителей:


  • Слишком быстрый темп смены слайдов.

  • Мелкий нечитаемый шрифт.

  • Обилие анимации, слайдов, перегруженные рисунками.


4. Несколько советов для создания эффективной, информативной, наглядной, т.е. для «идеальной презентации»: (требования)


  • Использовать рубленые шрифты (Arial или Tahoma).

  • Размер шрифта должен быть крупный.

  • Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать: на светлом фоне темный шрифт.

  • Сайды лучше оформлять в едином стиле.

  • Учитывать возрастные особенности детей.

  • Слайды нельзя перегружать текстом и рисунками.

  • Слайды должны соответствовать тексту лекции.

  • Музыкальное сопровождение должно соответствовать теме и нести смысловую нагрузку.

  • Рекомендуется следующие параметры для лучшего размещения в сети Internet: для изображений -50-100 КБ, для презентаций 500 КБ.

  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила, ограничивающие время пребывания ученика перед экраном.

  • Соблюдать воздужно-температурный режим в помещении.

  • «Та презентация лучшая, которая по духу ближе к учителю, создавшему ее на свой вкус, уровень развития, образованность, взгляд на жизнь».
  • Для разработки роликов и информативных блоков МП нужно применять технологии flash- и 3D-анимации, компьютерного и графического дизайна, цифровой обработки видео и фотоматериалов, монтажа, программирования внутренней структуры и создания интерфейса презентации.



Данная методическая разработка содержит конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий для начальной школы, основанные на применение мультимедийной презентации.


Такие уроки не могут быть ежедневными, потому что при их подготовке и организации от учителя и ученика требуется гораздо больше интеллектуальных и моральных усилий, чем при подготовке обычного будничного урока.


  1. Причины выбора темы.


Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Учитель вынужден находить такие средства и приемы, которые позволят сделать урок интересным и насыщенным, а самое главное, помогут вызвать интерес. С появлением информационно-коммуникационных технологий в образовании можно решить эту проблему. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера  при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.


В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. В настоящее время многие учебные заведения оснащены не только компьютерными классами, но и мультимедийными проекторами и ноутбуками. Это заметно расширяет возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках непосредственно в кабинете учителя-предметника.

Роль урока или внеклассного мероприятия с применением мультимедийной презентации состоит в том, чтобы превратить встречу ученика и науки в праздник, в демонстрацию достижений, чтобы снять страх и напряжение ребенка перед учебой, способствовать открытию у него каких-то новых качеств, способностей, умений. Предлагаемые уроки и внеклассные мероприятия соответствуют требованиям времени: ученики начальных классов учатся думать, добывать знания, нестандартно мыслить, искать ответы на проблемные вопросы.



Составляя методическую разработку, руководствовалась мыслью о том, что творчески мыслящий учитель всегда найдет какую-то изюминку, что-то новое в любом уроке, какую бы программу он не представлял. Думается, что данная методическая разработка облегчит подготовительный труд учителя, поможет в моделировании и проведении урока или внеклассного мероприятия, сопровождаемой мультимедийной презентацией. Учитель может полностью заимствовать предлагаемый материал или частично использовать, встраивая в собственный урок.


8. Хочу сделать следующие выводы и выделить ряд преимуществ урока с применением мультимедийной презентации по сравнению с обыкновенным уроком:


- улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение и др.);

- увеличивается активность учащихся на уроке;

- в ходе работы у детей формируется пространственное и логическое мышление;

-естественным образом достигается оптимизация темпа работы учеников;

-появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности;

- появляется возможность оперативного тестирования учащихся;

- позволяет экономить время и дает возможность решения большего числа задач.


9. Литература

1.Алтынова Т. В., Юдина О. А. «Приглашаем на урок», Волгоград, «Учитель», 2008 г.

2.Захарова Е.Л. Методическая копилка «В ногу со временем», Чебоксары, 2008.

3.Кислицына Н.Г. Методическая копилка «В ногу со временем», Чебоксары, 2008.


10.Адреса сайтов по теме

1. http:// www.ihtuit.ru/department/office/intelteach/15/ intelteach_15.html


2. http:// www.scribd.com/

3. http:// www.slideshare.net/

4. http:// www.flashsring.ru/

5. http:// www.chrio/chebnet/com/wiki/.

7. http:// www.zavuch.info/ «ИКТ в начальной школе»

8. http:// www.21205 so3.edusite.ru/ Опыт работы учителя по применению ИКТ

9.http:// www.ztsvetkova@lbz.ru/ Цветкова Марина Серафимовна, кпн, доцент АПК и ПРО/Информационная среда начальной школы как часть информационной культуры