litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


http://www.rusnauka.com/cgi-bin/conference/uploud.cgi

Д. ф. н. Мартынович С. Ф.

Саратовский государственный университет, Россия

Понятие философии науки
как предмет метафилософского исследования


Источники:


  1. Мартынович С. Ф. Понятие философии науки как предмет метафилософского исследования // Наука и инновации, 2007 // Website : http://www.rusnauka.com/18_NiIN_2007/Philosophia/22971.doc.htm, 24 с.; 1,1 п. л. (Электронная публикация);

  2. Мартынович С. Ф. Понятие философии науки как предмет метафилософского исследования // Умение и нововведения – 2007 / Материали за III международна научна практична конференция, 16-31 октомври 2007 година. Том 6. Педагогически науки. Философия. Музика и живот. София: Бял Град-БГ, 2007. С. 64-80, 1,1 п.л. (На бумажном носителе).



Философия науки в качестве сферы философии является процессом и результатом применением всего интеллектуального потенциала философии к освоению феномена науки. Философия науки возникает там и тогда, где и когда философия относится к науке систематически как к уникальному ареалу опыта бытия человека-в-мире. Такое понимание статуса философии науки в контексте философского творчества предполагает необходимость самосознания философии, целесообразность прояснения ее предметности и методологичности, проблемности и концептуальности.

Исследование философии науки как части философии составляет задачу метафилософии. Метафилософия есть философия философии, систематические размышления философии о природе философии, о природе философского мышления и познания, о структуре и функциях философского знания. К проблематике метафилософии относится рассмотрение предмета и метода, цели и задач, идеалов и норм, оценок ценностей философского творчества1. Поскольку философия в определенном смысле плюралистична, постольку темы предмета и метода, цели и задач, идеалов и норм, оценок ценностей философствования тематизируются как предметность и методологичность, нормативность и телеономичность, аксиологичность философского исследования.


Институционализация метафилософии как направления исследования выразилась в проведении конференций, публикации периодических изданий профессионального философского сообщества2, в которых исследуется специфика философского знания3. Метафилософские исследования посвящены осмыслению тех или иных проектов философствования. К примеру, в центре внимания находится проект компаративистской философии (comparative philosophy). В нем предполагается сопоставление культурно-цивилизационных традиций философствования – европейской, индийской, китайской, подчеркивается «западно-восточная асимметрия» философских кросс-культурных обменов4.

В метафилософии исследуется проблема автономии философского знания. Иногда она усматривается в том, что философски познанные истины должны быть необходимыми, так как они открыты априорно посредством интуиции. Истины же, открытые наукой, представляются случайными, так как они открыты апостериорно посредством наблюдения5. Этой концепции противопоставляется позиция философского натурализма в метафилософии6. В контексте метафилософских исследований оцениваются возможности философских методологий. Так, критически исследуется статус постмодернистской методологии7. В сферу метафилософских исследований входят, например, проблемы соотношения интернационального и национального содержаний в контексте философских традиций. Строятся модели интернационализма в философии, выявляются мотивы и проблемы интернационализма в содержании философского мышления и познания8.

Для прояснения природы философского знания необходимо осмыслить явление многообразия философских учений, направлений, традиций как фундаментальный факт специфики философского знания. Что следует из этого факта? Его можно интерпретировать по-разному. Выявить наиболее обоснованные интерпретации этого факта есть фундаментальная проблема современной метафилософии.


В историческом бытии философии, в ее историографии представлены различные концепции природы философии, различные представления о методе философии. Философия, резюмирует опыт исторического бытия философии К. Дюкасс, есть нечто более общее, чем наука. Версиями этой концепции являются тезисы о том, что философия есть: (1) синтетическая картина мира в целом; (2) познание высшей степени общности; (3) гармонизатор религии и науки; (4) потенциальное естествознание9. Философия, согласно другому подходу, понимает себя как логически артикулированная вера. Здесь возникает вопрос о том, отличается ли философский метод от метода научного. Не является ли философия тем, что принимает желаемое за действительное, так как постулирование единства не гарантирует его существования?

Праксиологическое осмысление природы философии как рациональной традиции мысли показало, что философия есть такая форма общественного сознания и познания мира, которая осуществляет рациональную экспликацию универсалий культуры, представляет их в виде системы категорий, составляющих теоретическое ядро мировоззрения10. Категории как теоретические схематизации универсалий культуры находятся в процессе смыслопорождения. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, категории как экспликации универсалий культуры генетически связаны с динамикой опыта бытия человека-в-мире. Существенной частью этого опыта является история научного познания. Во-вторых, являясь системой идеальных объектов, категориальные смыслы становятся предметом самостоятельной философско-теоретической мыследеятельности.

Размышление философии о философии, философии о самой себе является условием возможности существования философии как особой культуры мысли. Темы начала и понятия философии, предметности, проблемности и методологичности философствования естественным образом возникают на пути самосознания философии. Их постановки, обсуждения и возможные решения опираются на опыт исторического бытия философии.


Самосознание философии герменевтично по своей природе. Так, герменевтична ситуация соотношения тем начала философии и понятия философии. Условием познания начала философии является наличие понятия философии. Условием же формирования понятия философии является наличие философии как феномена культуры. Герменевтический круг в самосознании философии выражает реальную природу самосознания вообще. Феномен круга понимания философии в ее самосознании не может быть устранен. Возможны же обогащения, конкретизации мысли в динамике этого круга на основе осмысления опыта традиции, опыта исторического бытия философии. Поэтому формирование понятия философии есть задача, постановки, обсуждения и возможные решения которой непрерывно возобновляются в историческом бытии философии.

Понимание философии как исследования природы вещей, как познания вечного, непреходящего сущего, как науки о первых причинах и началах вещей, как пути для достижения счастья посредством разума свойственно античной традиции, раскрывавшей возможности философии объективности. В ее контексте реализована проективная функция философии науки. Философский разум сформировал проекты развития математики, теоретического естествознания и эмпирического естествознания.

Позиционирование философии как мирской мудрости, основанной на естественном свете человеческого разума, как единой науки, существующей в форме понятия, как трансцендентальной истории самосознания, как учения об абсолюте, как науки о разуме, постигающем самого себя, характеризует осмысление предметности и проблемности философии субъективности. Философия науки этого периода, закрепляя свою проективную функцию посредством разработки программы развития эмпирической психологии, исследует условия возможности субъективного синтеза научного знания, математики и естествознания.

Понимание философии как исследования соотношения мышления человека и бытия человека, как изучения универсальных законов природы, общества и мышления человека, как стратегии переоценки всех ценностей культуры, как процедуры прагматического улучшения опыта, как анализа языка, как герменевтики бытия понимающего, как рефлексии культуры, как продуктивного производства смыслов (концептогенез) помечает пути самосознания философии интерсубъективности11. Здесь философия науки осознает себя, например, как теорию и методологию естествознания, ориентированную в той или иной мере на опыт исторического бытия науки.


Прояснение универсальных, родовых свойств философии как целостного феномена и вида культуры возможно посредством сравнения философии с другими видами культуры, с языком, искусством, наукой. Философия как феномен культуры есть символическое, аксиологическое и деятельностное опредмечивание мысли. Символическая природа философии опредмечивается в языке в виде письма и речи. Возникая на основе культуры письма, философия существует и в изустной форме в качестве речи. Письменное опредмечивание философской мысли структурирует историческое бытие философии как ретроспективный диалог. Речевая артикуляция философии определяет ее как актуальный диалог текущего момента. Философия науки обладает своим языком, посредством которого изучается символическая природа научного познания. Язык научного познания становится частью предметного мира философии науки. Темы логического синтаксиса и логической семантики становятся конституирующими направлениями исследований в философии науки.

Аксиологическая определенность философского исследования есть универсальное свойство философии в целом. Оно воспроизводится в каждом конкретном философском учении. Феномен принятия аксиологических презумпций (оценок ценности вещей, идеалов и норм) как универсален, так и конкретен. Спецификация аксиологического фундирования философской мысли многомерна, что свойственно и философии науки. Философские образы научного познания имеют дело с аксиологией в двух случаях. Во-первых, концепции философии науки включены в ценностно-оценочное отношение, воспринимают аксиологические допущения. Во-вторых, концепции философии науки исследуют ценностно–оценочную проблематику в предметном мире научного познания. Поэтому аксиология научного познания является частью философии науки.

Деятельностная природа философии как феномена культуры состоит в том, что философствование изначально реализуется как мысле-деятельносить. Философия осознает себя как конструирование метафизических смыслов и деконструирование их, как аналитическую деятельность, как деятельность по преобразованию опыта, как деятельность по продуцированию смыслов культуры. Эта сторона творчества свойственна и философии науки. Феномен науки осваивается в контекстах философской конструкции и деконструкции, философского анализа и синтеза.


Сопоставление философии и искусства позволяет акцентировать специфические принципы организации их конкретных образцов. Если произведение искусства формируется посредством художественных образов, то философское учение концептуализирует свой предметный универсум, выражая его посредством понятий. Понятийность есть телесность философии вообще, философского учения - в частности. Понятийность есть принцип организации и философии науки. Следовательно, философия науки понимается как феномен рационального дискурса. Философия науки как часть философии воспринимает символическую, аксиологическую и деятельностную определенность. Философия науки в целом осмысливается как феномен культуры со своими символическими, аксиологическими и деятельностными параметрами.

Философия находится в сложных отношениях с наукой, качественно отличаясь от нее. Развитая наука с необходимостью фактуальна и системна. Философия же может быть как системной, так и антисистемной по своему замыслу, как метафизичной, так и антиметафизичной по своим манифестированным установкам. Если наука с необходимостью опирается на опыт как на свой универсальный метод, то философия обладает статусом свободного мышления, свободного вопрошания относительно опыта бытия человека-в-мире в рамках принятого дискурса имманентности / трансцендентности, рациональности / иррациональности.

Философия XXI века, как и прошлых веков, находится под определенным влиянием культуры. Культура модерна и постмодерна, так или иначе, соотнесена с философией. Классические идеи бытия и мышления, знания и истины, блага и справедливости заново осмысливаются при их сопоставлении с постмодернистской практикой интерпретации, оценки и переоценки всех ценностей культуры, в том числе и культуры мышления.

Тенденции пессимистического оценивания возможностей человеческого разума полезно противопоставить стратегию переосмысления всего философского наследия человечества. Темы бытия и мышления, знания и истины, ценности и оценки, языка и практики, Я и Другого, рода и пола могут быть осмыслены и осмысливаются в контексте стратегий современного философствования12.


Если философия понимается как непрерывное творчество концептов, то метафилософия будет полагать посылки и «выводы о природе концепта или о концепте концепта»13. Концепты взаимосвязаны, отсылают друг к другу. Составляющие одного концепта могут выступать в качестве другого концепта. К примеру, концепт Другого имеет составляющую «лицо». Но «лицо» также может быть осмыслено как концепт со своими составляющими. В этом заключается непрерывность философии как творчества концептов. Важен вопрос: из чего творятся концепты?

Составляющие концепта есть единство различного, внутренняя фрагментарная целостность. В концепте Другого, например, возможный мир (выражаемое) и лицо (выражающее) связаны выражением, а через него и друг с другом. План есть форма единства и взаимосвязи концептов, их внешняя целостность. Концепт по отношению к своим составляющим есть точка их соотношения. Составляющие концепта есть упорядоченные процессуальные вариации. Концепт есть событие целостности своих составляющих, есть определенный мыслительный акт. Концепт отнесен к своим составляющим, к другим концептам, к своему плану, к проблемам, которые он решает. Но он абсолютен как определенная целостность. Он автореферентен: сам полагает себя и свой объект.

Концепт недискурсивен, поэтому и философия недискурсивна. Концепт не есть пропозиция. С позиций логики философский концепт «чаще всего предстает как пропозиция, лишенная смысла»14. Концепт не пропозиционален, а пропозиция не интенсиональна. Пропозиция определяется референцией, которая не затрагивает события. «Независимость переменных в пропозициях противостоит неразделимости вариаций в концепте»15. Концепты вступают в отношения недискурсивных переосмыслений. Концепты понимаются как центры смыслополагания.

Философии свойственно высказывание фрагментарных концептов. Науке – высказывание чистых пропозиций. Полагательное высказывание имманентно концепту, объектом которого являются его составляющие. Специфика философии, науки и искусства видится Делезу и Гваттари в их отношениях к фразе. Из фраз философия добывает концепты, наука – проспекты (пропозиции, не совпадающие с суждениями), искусство – перцепты и аффекты (не совпадающие с восприятиями и чувствами)16.


Например, cogito Декарта есть один из концептов «я», являющийся целостностью трех составляющих – сомневаться, мыслить, быть. Этот концепт образует целостное высказывание: я (сомневающийся) мыслю, следовательно, я существую. Это возобновляемое событие мысли, по Декарту, центрируется в Я, которое определяет целостность составляющих. Этот концепт как фрагментарная целостность замкнут формулой «я существую как мыслящая вещь».

Концепты связаны смысловыми мостами. Примером такого моста является фраза «я имею понятие о бесконечном», которая ведет от концепта «я» к концепту Бога. Этот концепт есть фрагментарная целостность трех составляющих – «доказательств» существования Бога как бесконечного события. Онтологическое доказательство ведет к концепту протяженности, обеспечивающему объективность наших понятий. Проблема, ведущая к концепту cogito Декарта: как определить истину как абсолютно чистую субъективную достоверность? План мышления Декарта имплицитно субъективен: достоверное познание продуцирует объективную действительность.

Концепты оцениваются по отношению к проблемам, на которые они отвечают, и по отношению к плану, в котором они возникают. Планы, проблемы и концепты есть предметы непрерывного философского творчества. Новые концепты создаются для осмысления новых проблем. Критиковать концепт – значит, анализировать изменение состава составляющих концепта, изменение его проблем, его плана.

Философ сегодня должен


следующая страница >>