litceysel.ru
добавить свой файл
1
Технология критического мышления


Надо идти, чтобы дойти до цели

Общепризнано, что в методике 21 века приоритет за приемами, ориентированными на активизацию познавательной деятельности учащихся. Если 19 век был веком энциклопедизма, а 20 век – теоретизма, то 21 век станет веком методологизма. Методология определяет пути и принципы, способы и приемы познания, практическая реализация которых невозможна без определенных правил и процедур.

Наше современное общество имеет свой идеал современной школы: это место, куда детям хотелось бы ходить с удовольствием, где не задают много заданий, где интересно, где дают проявлять свои способности, где готовят к поступлению в институт, учат ориентироваться в сложном мире профессий.

Учиться - интересно! В этом помогает технология развития критического мышления. Одно из важнейших положений технологии развития критического мышления является совместное (учитель-ученик, родители-дети) конструирование своего знания и всего процесса учения. Эта технология позволяет сделать учение увлекательным и осмысленным. Ведь учение интересно тогда, когда оно приносит осязаемую радость от познания нового, от ощущения собственной причастности к открываемому в книге миру знаний.

Что же такое критическое мышление? Прежде всего- это система стратегий, которая позволяет формировать мыслительные умения, такие как эффективная работа с информацией, принятие осмысленных решений, взаимодействие с окружающим миром. При развитом критическом мышлении человек овладевает разнообразными способами интерпретации и оценки информации, видит противоречия в тексте, умеет аргументировать свою точку зрения и сопоставлять её с точкой зрения своего собеседника.

Технология развития критического мышления помогает обучающимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы, т.е. мыслить по-настоящему. Но основное условие - это удовольствие, которое получают от обучения и ученики, и учитель.

В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: «вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)».

1 стадия – вызов. На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) и т.д. Задачами 1 фазы являются:

*самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности

*самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить

*на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?»

 

2 стадия – осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать. Основными задачами на этом этапе являются:

*организация активной работы с информацией

*самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями

В ходе работы с информацией ученик делает пометки, выделяет главное, дает оценку содержания: «это я знаю», «знал, но забыл», «это противоречит моим представлениям», «не знал», «никогда не подумал, что так бывает». В качестве методических приемов на 2 стадии предлагается составление маркировочной таблицы (состоит из пунктов: 5 - я так и думал, + -новая информация, +! –очень ценная информация, ? –не очень понятно, - -у меня по-другому), взаимоопрос и взаимообучение, составление опорных схем, графиков, рисунков и т.д.

3 стадия – рефлексия, размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии. У ученика вырабатывается свое отношение к изученному вопросу или явлению. Методические приемы на этой стадии: возврат к стадии вызова, возврат к ключевым словам.


Предлагаю вашему вниманию план-конспект урока, где постаралась наглядно показать применение технологии развития критического мышления.


Класс 7

Раздел: Кулинария

Тема урока: Песочное тесто (2 часа)

Цель урока: Научить практическим приемам приготовления песочного теста; сформировать навыки по соблюдению санитарно-гигиенических требований, правил техники безопасности; изучить состав песочного теста; проанализировать, как влияет состав на качество готовой продукции; сформировать навыки по определению качества готовой продукции; научить определять виды и причины дефектов песочного теста; воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

Методы: метод проблемного изложения, частичного поиска, исследовательский метод.

Приемы: практическая работа, лабораторная работа.

Место проведения I урока – кухня.

Место проведения II урока – кабинет технологии

Урок I - практическая работа.

Урок II – лабораторная работа.

Оборудование: набор посуды и инвентаря для кухни, набор продуктов, электрический духовой шкаф, инструкционные карты, учебник, рабочая тетрадь, таблички: «норма», «муки больше нормы», «муки меньше нормы», «яиц больше нормы», «яиц меньше нормы», «масло больше нормы», «масла меньше нормы», «сахара больше нормы», «сахара меньше нормы», «без соды», «соды больше нормы».

Подготовительная работа: Сообщить тему урока и его задачи, «расписать» продукты (кто, какие, сколько принесет).


Ход урока

I. Организационный момент.


  1. Работа с классным журналом.

  2. Проверка рабочей формы.

  3. Проверка наличия продуктов.

  4. Повторение правил техники безопасности.

    • Перед приготовлением пищи обязательно наденьте спецодежу: фартук и косынку.

    • Тщательно вымойте руки с мылом.
    • Включать и выключать электрические приборы только сухими руками, держась за корпус вилки.


    • При приготовлении пищи пользуйтесь только свежими продуктами.

    • При работе с колющими и режущими приборами будьте внимательны, передавать их можно только тупым концом от себя.

    • Снимая горячую посуду с плиты, пользуйтесь прихваткам и.




  1. Сообщение новой темы и целей урока (1-я стадия – вызов).

Учитель: Тема нашего урока «Песочное тесто». Сегодня на уроке мы с вами изучим состав песочного теста, научимся определять качество готовой продукции, а так же откроем секрет, от чего зависит качество изделий из песочного теста. Для этого возьмите, пожалуйста, инструкционные карты. Обратите внимание, задания для каждой бригады несколько отличается от остальных. Кто скажет - чем?

Ученик: Состав продуктов одинаковый, а количество продуктов разное

Учитель: Песочное тесто приготавливают, используя большое количество масла, сахара и яиц. Вот сегодня мы проведем эксперимент, и сами разберемся, от чего же зависит качество готовых изделий из песочного теста.

  1. Практическая работа (осмысление новой информации)

Учащиеся выполняют практическую работу в группах, согласно полученным технологическим картам. Коме того, в освободившееся время каждая ученица индивидуально работает с текстом в учебнике, отвечая на ключевые вопросы темы (одновременно делая для себя пометки). Таким образом, в тетради вырисовывается конспект занятия.

    • Какие инструменты и приспособления необходимы для приготовления песочного теста?

    • Какое тесто называют пресным?

    • Какие продукты входят в состав песочного теста?

    • Что такое разрыхлители теста, для чего они нужны?

    • Что служит основным разрыхлителем теста в песочном тесте?

    • Каким должно быть песочное тесто?
    • Перечислите требования к качеству готового продукта из песочного теста.


    • Сколько способов приготовления песочного теста вам известны?



По окончании практической работы учащиеся выставляют на демонстрационный стол блюда с печеньем, результатом практической работы, под соответствующей табличкой: «норма», «муки больше нормы», «муки меньше нормы», «яиц больше нормы», «яиц меньше нормы», «масла больше нормы», «масла меньше нормы», «сахара больше нормы», «сахара меньше нормы», «без соды», «соды больше нормы».

  1. Лабораторная работа (3-я стадия - рефлексия, размышление).

      1. На стол перед каждой ученицей кладется бумажная салфетка и тарелка. Теперь по очереди ученицы берут печенье из каждого блюда, начиная с «нормы», определяют его качество по визуальным, вкусовым, обонятельным и органолептическим показателям. Результаты записывают в таблицу.








Внешний вид


Запах


Вкус

Твердость, хрупкость, ломкость и т.д.


Выводы


Норма продуктов
















Муки больше нормы
















Муки меньше нормы
















Яиц больше нормы
















Яиц меньше нормы
















Масла больше нормы
















Масла меньше нормы
















Сахара больше нормы
















Сахара меньше нормы

















Без соды















Соды больше нормы



















      1. По окончании лабораторной работы каждая ученица делает в тетради собственные выводы.

V. Закрепление материала (развязка урока).

  1. Сопоставление результатов лабораторной работы.

  2. Обобщение выводов.

Учитель: От чего же зависит качество песочного теста?

Ученик. Качество песочного теста зависит от его рецептуры:

  1. Недостаток сахара сказывается на готовых изделиях – они получаются жесткими, малорассыпчатыми, от избытка сахара изделия подгорают, а если не выдержать в данном случае положенного времени, то изделия могут плохо пропечься;

  2. Если муки меньше нормы, то тесто «течет», а это сказывается на качестве готового изделия. Если в тесто положить больше муки, то тесто будет забитым, будет рассыпаться, а готовые изделия невкусными и жесткими.

  3. Если в тесто положить мало яиц, то и муки пойдет меньше, а если в данном случае положить муки по норме, то изделие не будет достаточно рассыпчатым и вкусным. Кроме того, избыток яиц придаст тесту неприятный вкус и специфический запах.

  4. Избыток соды придает готовому изделию неприятный вкус и запах, если соду совсем не добавлять, то это не очень отразится на готовом изделии, так как основным разрыхлителем песочного теста является масло.

  5. Недостаток масла скажется на качестве готового продукта, печенье не будет пористым и рассыпчатым, избыток масла сделает печенья хрупкими и ломкими.
  6. Песочное тесто можно резать только горячим, так как в остывшем виде оно будет ломаться.


VI. Подведение итогов урока.

    • Вывод: Итак, сегодня на уроке мы изучали состав и свойства песочного теста, научились определять качество готовой продукции, а так же открыли секрет, от чего зависит качество изделий из песочного теста.

    • Выставление оценок (как вы думаете, дорогие коллеги, сколько я поставлю хороших оценок? Получу ли я от этого удовольствие? А дети?)

VII. Домашнее задание.

Стоит ли задавать прочитать и выучить параграф в учебнике? Может быть, и стоит.

Приготовить дома пирог, торт или печенье из песочного теста, рецепт можно найти в учебнике или в любой кулинарной книге, накормить родителей. принести от них отзывы.