litceysel.ru
добавить свой файл
1

Каковы особенности обучение взрослых людей

Каковы особенности обучение взрослых людей?

Тренинг как форма обучения позволяет особенно хорошо учитывать особенности взрослых учащихся. Взрослый человек вправе делать самостоятельный выбор, нужно ему учиться или нет. Более того, он может быть не согласен с декларируемыми на занятиях методами, если они расходятся с его собственным опытом, и не возьмет их на вооружение. Дело в том, что у взрослых людей свои требования к обучению, и их нельзя не учитывать. Тренинг - как раз такая форма обучения, которая основана на особенностях восприятия взрослых людей. Известный специалист в области бизнес-консультирования, практикующий тренер М.В.Кларин выделяет следующие основные особенности взрослых учащихся:

Потребность в обосновании (смысле). Взрослая аудитория внимательно относится к обоснованию того, зачем нужно изучить данный курс. Взрослые учащиеся интересуются (открыто или неявно) тем, что будет, если они "не выучат" (не изучат, не освоят) данный материал. Более того, они не пожалеют времени и сил, чтобы понять, зачем и стоит ли тратить время и силы на изучение того, что им предлагают.

Потребность в самостоятельности. Способность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность - основная черта поведения и самосознания взрослого человека. У каждого своя система жизненных ценностей. Из всего многообразия принятых норм, мы сами решаем, что нам подходит, а что нет. В ходе обучения человеку нужно предоставить возможность самостоятельного выбора, а чтобы он состоялся, должны быть альтернативы. Самый оптимальный вариант - побудить человека самому сделать выводы и выбор, свои выводы и свой выбор он наверняка запомнит.

Жизненный опыт. Процесс обучения взрослых не будет плодотворным, если он ограничен лекцией, которую читает преподаватель. Взрослым людям предпочтительнее вести диалог с преподавателем и другими участниками, чтобы связать новую информацию с их личным опытом. Взрослому человеку нельзя сказать: "всё, что ты делал до этого - неправильно, а нужно делать вот так." Он не воспримет новые знания, если они не согласуются с его практическим жизненным опытом. В тренинге все обучение строится на основе жизненного опыта человека, от него отталкиваются, его анализируют и обогащают новыми содержательными элементами, он является источником материала обучения.


Назревшая необходимость. Взрослые люди готовы учиться, когда их жизненная ситуация создает необходимость в знании или необходимость в способности работать более эффективно и удовлетворительно. После того, как сотрудник сталкивается с собственным несовершенным опытом, недостаточной компетентностью - он готов обучаться. Толчком к этому могут стать проблемы в профессиональной деятельности, во взаимодействии с людьми, отсутствие конструктивного опыта, изменения проводимые в организации. до тех пор пока взрослый человек чувствует себя абсолютно успешным в своей деятельности и среда не предъявляет ему новых требований у него не возникнет мотивация к обучению.

Практическая направленность. Даже любитель учиться по жизни, уверенный, что всякое учение полезно, и настойчивый в своем желании стать грамотным культурным человеком, задается вопросом: "А как я могу включить эти знания в свою повседневную практическую деятельность?" Не говоря о тех, кто изначально настроен скептически ко всякому абстрактному знанию. И если они не видят области приложения этого знания, ничего изучать не будут. Какой бы ни был человек продвинутый, ему всегда нужно представить практическую направленность того или иного обучения. Иначе говоря, участник приходит с ожиданием, что его научат, как на рабочем месте М нужно осуществлять действия Д, включенные в рабочий контекст К, чтобы получить результат Р. и если ему вместо этого предлагают общую модель и общий подход, который в идеале должен привести к желаемым результатам, участник испытывает разочарование. Причем, усвоение навыков будет происходить более активно, если они имеют универсальную применимость - например, не только во взаимодействии с клиентами фирмы, но и в общении с собственным ребенком. Люди видят гораздо больше пользы в обучении, когда оно непосредственно сказывается на их работе или личной жизни. Обучаясь каким-то методам, мы будем действовать только, если увидим, что они приводят к положительному результату, и что обучение может быть полезным.

Именно тренинг как форма обучения позволяет учитывать все вышеизложенные особенности взрослых людей.