litceysel.ru
добавить свой файл
1

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт педагогики, психологии и социологии


Кафедра информационных технологий образования


Использование социальных сетей в формировании общественных инициатив студентов


Руководитель __________ О.Г. Смолянинова

подпись, дата


Студент ПП 09 – 56 М __________ Л.М. Цуканова

код (номер) группы подпись, дата


Красноярск 2010

Введение


Актуальность.
Современная ситуация развития общества, свидетельствующая о серьёзных изменениях действительности, предполагает формирование качеств, которые позволили бы личности самостоятельно увидеть проблему, сформулировать задачу и решить её. Реализация этой цели связана с развитием у человека социальной адаптивности, мобильности, предприимчивости, инициативы – социально значимых качеств, необходимых для жизнедеятельности в современном обществе. В работе некоторых исследователей акцентируется внимание на несостоятельности личности перед новой системой требований общества.

Способность человека принимать решения, брать на себя ответственность за осуществление выбора формируется в социуме (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И.Анцыферова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В.А. Ядов и др.).

Проявление общественных инициатив зависит от того, насколько студент умеет самостоятельно обнаруживать, анализировать, решать имеющиеся проблемы. Формирование активности и инициативности очень важно в подготовке современных специалистов, поскольку при приеме на работу большинство работодателей предъявляет к кандидатам такие требования, как креативность, целеустремленность, инициативность – именно такие специалисты востребованы сегодня на рынке труда. В связи с этим, побуждение студентов к проявлению социальных инициатив и формирование связанных с этим процессом качеств являются важными в подготовке будущего специалиста.


В современной литературе существует описание социальных инициатив и возможностей их использования(исследования Дашевской Л.В., Курбатова В.Д.). Однако, несмотря на развитие информационно-коммуникационных технологий, до сих пор отсутствует системное описание возможностей использования социальных сетей в формировании общественных инициатив студентов. На настоящий момент каждый студент знает, что такое сеть Интернет и является зарегистрированным участником какой-либо социальной сети. В социальной сети пользователи, объединенные общими интересами, могут обсуждать определенные проблемы, предлагать пути решения и т.д. Однако большинство современных исследований посвящено анализу и описанию имеющихся социальных сетей, но не возможностей их использования в работе со студенчеством. Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена, с одной стороны, особенностями развития современного общества, требующего от своих граждан проявления активной позиции, инициативы, с другой стороны, недостаточной разработанностью способов формирования этих качеств посредством использования социальных сетей.

Объект исследования: социальные сети.

Предмет: возможности применения социальных сетей в формировании общественных инициатив студентов.

Гипотеза: мы предполагаем, что использование социальных сетей будет стимулировать проявление общественных инициатив студентов.

В соответствии с целью исследования, сформулированной гипотезой, предстоит решить следующие задачи:


  1. Рассмотреть в теоретическом аспекте понятия «социальные сети», «общественные инициативы». Анализ данных понятий позволит нам наиболее четко определить их содержание, выделить их сущностные характеристики.
  2. Изучить способы формирования общественных инициатив студентов. Решение данной задачи будет способствовать теоретическому обобщению материалов уже имеющихся исследований по данному вопросу. На основе этих знаний возможно выделение преимуществ и недостатков использования социальных сетей в формировании общественных инициатив студентов в сравнении с другими способами.


  3. Проанализировать наиболее популярные социальные сети и их возможности относительно стимулирования общественной активности студентов. На основе полученных данных предполагается составление плана эмпирического исследования.

  4. Провести эмпирическое исследование с целью выявления возможностей применения социальных сетей в формировании общественных инициатив студентов.

  5. Проанализировав полученные результаты, оформить практические рекомендации по использованию социальных сетей в формировании общественных инициатив студентов.

Теоретическую основу диссертации составляют труды многих исследователей. Во-первых, это работы, касающиеся исследований социальных инициатив (Дашевская Л.В., Ершова Н.Н., Курбатов В.Д Лыскова В.И., Никитина Л.Е., С.В. Тетерский и др.), а также социальной активности мололдежи (Вяткин Б.А., Исмагилова А.Г. , Каменева Е.Г., Комарова С.Л., Мичина О.В., Родина Л.И., и др.). Во-вторых, это исследования, раскрывающие особенности студента как субъекту образовательного процесса в современном вузе (Айнштейн В.А., Богданова Р.У., Бродская И.М., Деркач Т.С., Зимняя И.А., Кузьмина Н.В., Реан А.А.). И, наконец, работы, посвященные анализу социальны сетей (Сазанов В.М., Трофимова И.Н., Градосельская Г.В., Чеботарева Н.Д.).

Методы исследования: 1) теоретический анализ литературы по теме исследования; 2) методы сбора эмпирических данных (анкетирование, психолого-педагогический эксперимент).

Этапы исследования. Исследование проводилось в 2009 – 2010 гг. и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе анализировалась общая и специальная литература; определялся предмет, цель, основные задачи исследования; формулировалась научная гипотеза; проводилось изучение в теоретическом плане основных понятий.

Второй этап исследования включал в себя составление плана проведения эксперимента и его осуществление.

На третьем этапе обрабатывались результаты экспериментальной работы, уточнялись общие и частные выводы диссертационного исследования, осуществлялась обработка результатов и оформление материалов диссертационного исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе раскрыты и конкретизированы понятия «социальная сеть», «общественная инициатива», обобщен материал предшествующих исследований в этих областях.

Практическая значимость работы заключается в том, что раскрыты возможности применения социальных сетей в формировании общественных инициатив студентов, а также в подготовке методических рекомендаций необходимых для использования социальных сетей в формировании общественных инициатив студентов.