litceysel.ru
добавить свой файл
1


Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова


Факультет журналистики


Кафедра техники газетного дела и средств массовой информации


Плоская печать. Виды плоской печати. Особенности изготовления печатных форм


Преподаватель С. И. Галкин


Москва 2003 г.


В современном обществе средства информации велики и разнообразны: печать, радио, кино, телевидение, интернет и т.д. В последние годы огромное развитие получило телевидение и интернет, но печать продолжает оставаться ведущим средством массовой информации. Термином «печать» называют вид процесса или способ получения печатных оттисков. Конечно, в широком смысле слова под этим термином понимают печатную продукцию и, прежде всего периодические издания (газеты, журналы и т.д.) Существует три основных способа печати: высокая, глубокая и плоская. О последней и пойдёт речь в реферате. В высокой и глубокой печати пробельные и печатающие элементы разделены пространственно (в высокой печати выше расположены печатающие элементы, а в глубокой наоборот). Пробельные и печатающие элементы форм плоской печати находятся практически в одной плоскости, а разделение элементов – физико-химическое. При печатном процессе пробельные элементы воспринимают воду (они гидрофильные), а печатающие – жир (гидрофобные элементы). Существует несколько типов плоской печати: литография, офсет и фототипия.

ЛИТОГРАФИЯ. «Честь изобретения и усовершенствования плоской печати принадлежит студенту … университета в Праге Алоизу Зенефельдеру (1771–1837). Он в 1796 г. сумел изготовить форму высокой печать на известковом камне путём химического вытравливания пробельных элементов… 1798 год считается годом рождения плоской печати. Зенефельдеру удалось расположить печатные и пробельные элементы на одной плоскости известкового камня.

Для подготовки литографской формы вдоль и поперёк известняка наносились карандашные линии. После этого поверхность шлифовали до тех пор, пока следы карандаша не исчезали по всей поверхности известняка.


Рисунок наносился на поверхность отшлифованного камня жирным карандашом, после чего поверхность печатной формы обрабатывалась азотной кислотой. Кислота могла воздействовать только на участки камня, свободные от жиров, в результате чего образовывались места способные удержать воду. Это объясняется тем, что под воздействием азотной кислоты камень освобождается от углекислоты и, становясь пористым удерживает воду, а участки камня, покрытые жирным карандашом … воспринимали жиры, а, следовательно, и типографскую краску. Способ получил название литография (греч. litos – камень, grapho – пишу)».1

«При однокрасочных работах готовилась одна форма. В 1833 г. московский художник К.Л. Тромонин получил первый литографский многокрасочный оттиск. Впоследствии способ Тромонина назвали хромолитографией. Для получения многокрасочного оттиска количество форм изготовлялось по количеству красок. Для этого необходимо было первоначально разложить многоцветное изображение на отдельные составляющие его цвета, что делалось на глаз мастером-хромолитографом. На каждый из камней изображение переводилось по абрису. Абрис – границы перехода цветовых тонов изображения, наносимые на прозрачный материал (кальку) и переводимые затем на литографский камень».2 Сейчас литография применяется как особый вид искусства для печатания эстампов.

ФОТОТИПИЯ. Изобрёл способ фототипии чешский фототехник Якуб Гусник. «На стеклянную пластину исследователь наносил слой хромированного желатина, яичного белка и пива. С обратной стороны стекла производилась засветка, чтобы светочувствительная эмульсия задубливалась и затвердевала. Поверх первого слоя наносили второй – с хромированным желатином, на который и производили экспозицию фотоизображения».1 Качество фототипных оттисков не уступает по точности передачи цветовых тонов фотографическим снимкам. Тиражестойкость формы Гусника достигала 600 экземпляров. В наше время фототипией печатаются небольшие тиражи высокохудожественных оригиналов.


ОФСЕТ. В настоящее время – это самый распространенный и безвредный способ печати. Офсетная печать - это «перенос краски на бумагу не с печатной формы непосредственно, а через офсетный цилиндр, покрытый эластичной резинотканевой пластиной (на него переносится краска с печатающих элементов печ. формы, а с него – уже на запечатываемый материал)».2 Айра Рубель в 1904 г. в Америке изобрёл офсетную машину. А уже в 1907 г. тоже американец получил патент на изобретение ролевой офсетной машины. Он первым додумался использовать два офсетных цилиндра «резина к резине», между которыми проходит бумага, для получения двусторонней копии за один проход. В 1921 г. появилась двухкрасочная офсетная машина, а в 1930 г. – четырёхкрасочная.

«Формы плоской офсетной печати предствляют собой гибкие пластины, на поверхности которых расположены в одной плоскости различные по физико-химическому строению печатающие и пробельные элементы… В большинстве случаев печатные формы изготавливают на металлических пластинах… В зависимости от природы форменных пластин различают формы металлические, полимерные и бумажные. В свою очередь, металлические могут быть монометаллическими и биметаллическими».3 В качестве материала для офсетных форм первоначально применялись цинковые пластины. На предварительно очувствлённую пластину направлялся свет. Те места, куда он попадал, задубливались и на них не могла воздействовать азотная кислота. На те же места, куда свет не попадал, воздействовала кислота, делая эти участки цинковой пластины шероховатыми и хорошо удерживающими воду. Краска не удерживалась на увлажнённых гидрофильных пробельных элементах, но хорошо закреплялась на задубленных местах (гидрофобных элементах).

«В настоящее время формным материалом служат алюминиевые, предварительно покрытые светочувствительным слоем из диазокомпонентов, смол и пигментов пластины. Диазокомпоненты реагируют на количество прошедшего через фотоформу света, смолы призваны удерживать на своей поверхности красочный слой, пигменты придают форме цветность, чтобы технолог мог производить коррекцию».1 «Экспонирование на предварительно очувствлённые пластины осуществляется в копировальной раме… Разложившийся копировальный слой вымывается из пробельных элементов под воздействием щелочей. В качестве увлажняющих растворов сейчас используют растворы спиртов».2


После 1990 г. появился новый вид офсетной печати – сухой офсет. При использовании этого способа не требуется увлажнять форму. «Основой для печатной формы … остаётся алюминий, но поверх его нанесены ещё два слоя: первый – полимерный, к которому хорошо «прилипает» краска, на нём будут образовываться печатные элементы, второй – силиконовый, отталкивающий красители, здесь будут пробельные элементы. В обычной копировальной раме под воздействием ультрафиолета происходит задубливание элементов, незасвеченные (незатвердевшие) силиконовые элементы вымываются. Таким образом, происходит разделение элементов на пробельные и печатные».3


Литература:


  1. Ситников В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

  2. Матвеева Р.В., Трубникова Г.Г., Шифрина Д.А. Основы полиграфического производства – М.: издательство «Книга, лтд», 1994.

  3. Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства – М.: «Книга», 1991.

  4. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. – М.: Юристъ, 1998.




1 Ситников В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ», 2002. Стр. 56-58.

2 Матвеева Р.В., Трубникова Г.Г., Шифрина Д.А. Основы полиграфического производства – М.: издательство «Книга, лтд», 1994. Стр. 162.

1 Ситников В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ», 2002. Стр. 118.

2 Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. – М.: Юристъ, 1998. Стр.258.

3 Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства – М.: «Книга», 1991. Стр. 99 и 101.


1 Ситников В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ», 2002. Стр. 62.

2 Матвеева Р.В., Трубникова Г.Г., Шифрина Д.А. Основы полиграфического производства – М.: издательство «Книга, лтд», 1994. Стр.173 и 174.

3 Ситников В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ», 2002. Стр.63.