litceysel.ru
добавить свой файл
1
ЧАС ЗАНИМАТЕЛЬНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА (10 класс).



Цель: раскрыть перед учащимися значение знаний по русскому языку, стимулировать интерес к русскому языку, развивать смекалку, догадливость, творческие способности.

Слово учителя.

Недели русского языка в сравнительно короткое время завоевали признание и проводятся многими школами. Вот и в нашей школе эта неделя будет посвящена самому красивому могучему и великому русскому языку. На этой неделе мы получим с вами новую информацию о русском языке, а также проверим свои знания в этой области. Сегодня я вам предлагаю час занимательного русского языка, где вы блеснете не только своими знаниями, но и проявите смекалку, находчивость, терпение и сообразительность. В добрый путь!


  1. Разминка.

- Он платежом красен. (Долг).

- Присвоение чужого авторства. (Плагиат).

- Какой месяц короче всех? (Февраль, май по количеству букв).

- Английский самодержец. (Король).

- Праздничные дни от Рождества до Крещения. (Святки).

- Легендарная гора – место распятия Христа. (Голгофа).

- Бамбуковый медведь. (Панда).

- Время потехи. (Час).

- Плавучий знак. (Бакен).

- Краткая застольная речь. (Тост).

- Большой торг с увеселениями. ( Ярмарка).

- Идущий первый в ходе состязаний. (Лидер).

- Грузовое помещение на судне. (Трюм).

- Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон).

- Сидит кошка на окошке. Голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Кто это может быть? (Кот).

- Столицами каких государств являются Дели, Париж, Лондон? (Индия, Франция и Великобритания).

Вы, наверное, уже начинаете чувствовать, что вопросы вызывают у вас все меньше затруднений. Это вполне закономерно: ведь способности развиваются при постоянной тренировке, да и вы узнали кое-что новое. А теперь усложним задание.



  1. Замените в следующих словах одну букву так, чтобы получилось новое слово (для некоторых слов дайте несколько вариантов ответа).

Полк порт вера волк хлев

кора щель урон стон брак

осел кран вата скала дело


  1. Запишите название профессии, которой должен заниматься человек, чтобы произвести продукт, названный в левой колонке: например: газета – газетчик.

Журнал – журналист;

Платье – портной;

Памятник – скульптор;

Книга – писатель;

Подкова – кузнец;

Музыка – композитор;

Вино – винодел;

Пиво – пивовар;

Туфли – сапожник;

Кружева – кружевница;

Картина – художник;

Стихи – поэт;

Мех – скорняк;

Горшок из глины – гончар;

Золотые украшения – ювелир;

Бочка – бондарь

Подводная лодка – корабел;

Лекарство – фармацевт.


- Найдите и исправьте логические ошибки в выполненном нерадивым учеником задании, аналогичном предыдущему.

Лодка – лодочник.

Опера – певец.

Лошадь – ямщик.

Цветы – цветочница.

Яма – ямщик.

Паста – пастух.

Консервы – консерватор.

Молоко – доярка.


  1. А теперь давайте проверим вашу зрительную память. Посмотрите внимательно в течение 20 секунд на предлагаемые вашему вниманию ряды слов. Постарайтесь запомнить их взаимное расположение, порядок следования. После этого я закрываю слова, а вы попытаетесь ответить на вопросы.

Мел угол дом сосна вещь рай кожа.

-Сколько слов состоит из трех букв? (3).

- Каким по счету было название дерева? (4).

- Правда ли, что третье с конца слово относится к 3 склонению? (Да).


- какое слово является синонимом к слову Эдем? (Рай).

- Может ли второе по счету слово быть прямым? (Да).

- Лишь одно слово начиналось с гласно. Права ли я? (Да).

- Какое по счету слово при добавлении к нему мягкого знака превращается в полезное ископаемое? (2; угол – уголь).

- Произнесите вместе первые буквы второго и первого слов. Что получилось? (Ум). Придумайте с полученным словом две пословицы или поговорки. (По уму встречают; умный в гору не пойдет…).

- Каким по счету словом пишут в школе на доске? (Мел; 1).

- Сколько букв в четвертом слове ряда? (5).

- Составьте слово (имя) из двух букв пятого и шестого слова. Вместе с какими еще двумя именами часто употребляют полученное слово? (Вера. Надежда. Любовь.).

5. Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались следующие слова.

Пустопорожний – переливать из пустого в порожнее;

Смотаться – смотать удочки.

Одурачить – обвести вокруг пальца, выставить дураком;

Взбелениться – белены объелся;

Угробить – загнать в гроб;

Наладиться – пошло все как по маслу.

Лениться – работать спустя рукава;

Умный – семи пядей во лбу.


  1. Выполнение следующего задания не только развивает быстроту реакции, но и обогащает словарный запас, способствует развитию речи.

- Вставьте в хорошо известные вам пословицы, поговорки, высказывания, устойчивые словосочетания пропущенные слова.

… мглою небо кроет (буря).

Под усами находится… (рот).

Цианистый калий – это… (яд).

Кто во что … (горазд).


Проще … репы (пареной).

Лучше во сто … (крат).

Девятый … (вал).

Мой … самых честных правил (дядя).


Демьянов суп – это … (уха).

Семь … во лбу (пядей).

А … звезда горит (во лбу).

Как … в колесе (белка).

Верховая … (езда).

А король-то … (голый).

Попал как кур … (во щи).

Америку называют … светом (Новым).

Северный … океан (Ледовитый).

Последний из … (могикан).

Пятое … в телеге (колесо).

Мне это нужно, как рыбе … (вода).

Держи хвост … (пистолетом).

Я помню … мгновенье (чудное).

… в мешке не утаишь (кота).

Млечный … (путь).


Знаете ли вы???

В русском языке немало нарицательных слов, образованных от собственных имен. Например, по имени былинного древнерусского поэта Баяна, упоминаемого в «Слове о полку Игореве», назван всем хорошо известный музыкальный инструмент. Слово бойкот – по имени англичанина, которому в 1880 году впервые была применена эта мера борьбы со стороны арендаторов, которых он притеснял, управляя имением одного лорда в Ирландии. Особый покрой брюк (первоначально у кавалеристов) – галифе, назван по имени французского генерала, известного своей жестокостью по отношению к парижским коммунарам. А о чем вам говорит имя очень задиристого и невоспитанного английского графа Халигана?


7.Народная мудрость.

Соедините половинку пословицы или поговорки в левой части с половинкой в правой.



Без букв и математики

Без муки

За ученого

Испокон века

Корень учения горек

Лучше ногой запнуться

Мал язык

Мир освещается солнцем

Набирайся ума в учении


Наука хлеба не просит

Не гордись званьем

Не стыдно не знать



Двух неученых дают

Да и то не берут

Книга растит человека

А человек знанием

Чем языком

Не учатся грамматике

А сама хлеба дает

Стыдно не учиться

Да плод его сладок

А гордись знанием

Нет и науки

Храбрости в сражении

А горами качает





  1. Замените иностранные поговорки на соответствующие им по смыслу русские.

Выставлять перед глазами цветы (китайская) – Пускать пыль в глаза.

Вот где башмак жмет (английская) – Вот где собака зарыта.

Корова не ценит свой хвост, пока не потеряет его – Что имеем не храним, потерявши плачем.

Во второе воскресенье (или понедельник) следующей недели – После дрождичка в четверг.

  1. Догадаетесь ли вы?

Слушайте внимательно следующие задания и попытайтесь правильно на них ответить (причем как можно быстрее). Первые буквы ответов выписывайте по порядку в строчку. Если вы все сделаете правильно, из этих букв у вас должно составиться предложение. Прочитайте его и ответьте на сформулированный в нем вопрос.

- Вставьте пропущенные слова.

1) «Тимур и его…».

2) Мы ходили парой с девочкой …

3) «… роща золотая».

4) Добрый доктор … всех излечит, исцелит.

5) … весело шагать по просторам.

6) Иногда говорят, что … - лишний.

7) Как аукнется, так и … .

8) «Над седой … моря ветер тучи разгоняет».

9) Не все …, что блестит.

10) «Белеет парус …».

11) Старый друг … новых двух.

12) Держи … на макушке.

13) На воре … горит.

14)Не плачь, …, атаманом будешь.


15) Платон мне друг, но … дороже.


Ответы: команда, Тамара, отговорила, Айболит, вместе, третий, откликнется, равниной, золото, одинокий, лучше, ушки, шапка, казак, истина.

Кто автор Золушки?( Автор – Шарль Перро).


  1. Объясните, на основании какого (каких) признаков можно объединить следующие слова в одну группу.

  1. Папа, мама, сын, дочь (прямое родство)

  2. Мама, дочь, сестра, бабушка (женский род + родство)

  3. Мама, учительница, сестра, бабушка (женский род + 1 скл.)

  4. Рассказ, новелла, стихотворение, пьеса (литературные произведения)

  5. Рассказ, заголовок, прибытие, въезд (приставка + 2 скл.)

  6. Рассказ, пригорок, подход, безопасность ( 3 буквы в приставке)

  7. Лимон, желток, солнце, цыпленок ( желтый цвет + буква Л во всех словах)

  8. Киев, Коля, Килиманджаро, Конго (имена собств. + К – первая буква)

  9. Кон, мел, угол, хор (м.р. 2 скл. + если к каждому слову в конце прибавить Ь – получается новые полнозначные слова: конь, мель, уголь, хорь)




  1. Разделите следующие слова на две группы и объясните принцип выполнения этой работы:

    1. Месяц, око, глаз, луна (месяц – луна; око – глаз (синонимы))

    2. Кино, село, стена, крыша, стол, каша, среда, кража ( 2 варианта: 4 и 5 букв в слове; слова с К и С)

    3. Барабан, корова, конь, кабан, овца, лошадь, свинья, бык (баран - овца; корова - бык; конь - лошадь; кабан - свинья)

    4. Собака, ягненок, цыпленок, свинья, овца, щенок, поросенок, курица (собака -щенок; ягненок - овца; цыпленок – курица; свинья – поросенок)