litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 151 152 153 154 155

 

348 
подъем  уровня  исторических  знаний  и  умственного  развития  учащихся... 
Учебный  материал  должен  быть  организован  таким  образом,  чтобы  он 
способствовал  поиску  элементов  противоречия  в  явлении,  определению 
различий  между  внешней  формой  явления  и  его  сущностью,  раскрытию 
явлений в их развитии и т.д. 
Современная  дидактика  особое  внимание  уделяет  творческому 
мышлению.  При  нем  мыслящий  субъект  посредством  особых  процедур 
достигает новых для себя результатов самостоятельно в процессе поиска. 
Процедурную  сторону  творческого  мышления  на  уроках  истории 
достаточно  полно  охарактеризовал  И.Я.  Лернер:  1.  Самостоятельный 
перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию. 2. Видение 
новой проблемы в знакомой ситуации. 3. Видение новой функции объекта. 
4.    Осознание  структуры  объекта.  5.  Поиск  альтернативы  решения  или 
способа решения.  6.  Комбинирование ранее  известных  способов  решения 
проблемных  задач  в  новой.  Упомянутые  выше  процедуры  творческой 
деятельности  отличаются  от  общеизвестных  способов  действий 
(составления 
плана 
или 
конспекта
сравнения
индуктивного 
умозаключения)  тем,  что  их  нельзя  описать  как  совокупность  операций, 
которую  ученик  мог  бы  повторить.  Можно  дать  о  них  только 
приблизительное  представление  с  помощью  примеров.  Есть  только  один 
путь  обучения  этим  процедурам  -  конструирование  проблемных  или 
творческих познавательных задач. В ходе такой работы ученик должен сам 
почувствовать и усвоить каждую из процедур. 
Особое  место  в  процессе  формирования  исторического  мышления 
занимают учебные пособия. С одной стороны, они являются источниками 
учебной  информации  и  определяют  вместе  с  программой  основное 

содержание  обучения  истории.  С  другой  стороны,  они  играют  важную 

роль  в  руководстве  учебной  деятельностью  учащихся.  Руководство 
осуществляется  подбором  в  них  различных  источников  знаний,  логикой 


 
349 
изложения  и  расположения  материала,  выводами  и  их  доказательностью, 
заголовками, постановкой вопросов и заданий, ссылками и т.д. 
Для развития исторического мышления очень важно проследить, как 
структурируется  учебный  материал,  помогает  ли  структура  раскрыть 
способы исторического познания. Структурирование материала означает 
представление  учебной  информации  в  ближайших,  а  затем  во  все  более 
отдаленных существенных связях. Важные процессы объясняются так, что 
становятся  ясными  их  механизмы.  Освещаемый  объект  в  таком  случае 
представляется  элементом  более  обширной  системы  и  в  доступных 
случаях  сам  характеризуется  как  система  взаимосвязанных  элементов. 
Структурированию  подлежит  как  каждая  тема,  так  и  целостная  эпоха, 
освещаемая  в  курсе.  Оно  осуществляется  постепенно  и  завершается  в 
конце  темы  или  раздела  на  повторительно-обобщающих  занятиях.  Каким 
бы  конкретным  содержанием  учитель  ни  наполнил  тему,  важно,  чтобы 
ученики  осознали  связь  между  элементами  ее.  В  конце  темы  важна  не 
столько схема событий, сколько в становлении сознания учащихся схемы 
непременных  связей  между  элементами  исторического  явления, 
изучаемого в этой теме. Важно отметить, что структурированию знаний по 
отдельным 
темам 
может 
предшествовать 
и 
сопутствовать 
структурирование знаний по более общим аспектам истории. 
Развитие  мышления  ставит  перед  учителем  вопросы  о  конкретных 
способах  построения  изложения  учебной  информации.  В  общем  виде 
принцип, лежащий в основе этих способов можно обозначить как раскры-

тие  исторического  процесса  на  теоретическом  уровне;  описательный  и 
конкретный  материал  излагается  под  углом  зрения  осознаваемого 
учителем  теоретического  обобщения,  к  которому  предстоит  подвести 
ученика.  Конкретный  материал  в  таком  случае  должен  обобщать 
отраженные понятия и связи между ними, обеспечивающие в дальнейшем 
теоретическое  понимание  изучаемого  материала,  начиная  с  простого 


<< предыдущая страница   следующая страница >>