litceysel.ru 1 2 3 4


Энгельсский медицинский колледж


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС


«УСТРОЙСТВО БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛАБОРАТОРИИ. ПРАВИЛА ЗАБОРА И ДОСТАВКИ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ЛАБОРАТОРИЮ. ОСНОВЫ МОРФОЛОГИИ МИКРООРГАНИЗМОВ».


ДИСЦИПЛИНА: «Основы микробиологии,

вирусологии, иммунологии»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 0401 «Лечебное дело»,

0406 «Сестринское дело»

КВАЛИФИКАЦИЯ: фельдшер, мед. сестра

Количество часов в сумме 12 часов

Составила преподаватель: Палиенко А. В.


г. Энгельс 2004 г.

ТЕМА КМО: «УСТРОЙСТВО БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛАБОРАТОРИИ. ПРАВИЛА ЗАБОРА И ДОСТАВКИ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ЛАБОРАТОРИЮ. ОСНОВЫ МОРФОЛОГИИ МИКРООРГАНИЗМОВ».


МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ

Накануне занятия каждый студент получил методические указания для изучения темы и подготовки к данному занятию. На занятии разбираются вопросы организации микробиологической лаборатории и правила поведения в ней, изучаются микроскопические методы исследования – основа для постановки первичного диагноза. Это занятие позволит освоить будущим фельдшерам манипуляции приготовления бактериологического препарата и окраски его дифференциально-диагностическим методом по Граму, а демонстративная микроскопия готовых препаратов различных форм бактерий поможет сформулировать целостное представление о мире микробов.


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Учебные:


- показать студентам, как работать с живыми культурами микроорганизмов, соблюдая технику безопасности и правила асептики;

- продемонстрировать технику приготовления бактериологического препарата и его окрашивание по методу Грама;

- научить микроскопировать препараты с помощью иммерсионной системы микроскопа.


Воспитательные:


-
воспитывать общеучебные навыки: внимания и аккуратности;

- формировать чувство ответственности при выполнении манипуляций;

- формировать качества личности, такие как трудолюбие, самостоятельность.


СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ

ИСТОКИ ТЕМА ВЫХОД


Основы сестринского История медицины:

дела: «Инфекционный «Медико-биологи-

процесс» теория ческие направления

в медицине нового

времени»


Манипуляционная «Микробиологические Анатомия: «Инфек-

техника: «СПЭР методы исследования» ционные болезни»

подразделений»

практика


Фармакология С/д в хирургии:

«Антибиотики» «Неспецифическая

теория хирургическая ин-

фекция» практика


Анатомия С/д при инфекцион

«Клетка» ных болезнях:

теория «Методы диагнос-

тики инфекцион-

ных болезней»

Общая биология

«Великие ученые-

естествоиспытатели

и их открытия»

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «УСТРОЙСТВО БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛАБОРАТОРИИ. ПРАВИЛА ЗАБОРА И ДОСТАВКИ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ЛАБОРАТОРИЮ»





Наименование структурного элемента

Распределение

времени 180 мин

1.

Организационная часть

5 минут

2.

Вводный инструктаж


10 минут

3.

Основная часть:

(155 минут)




1) контроль исходного уровня знаний

30 минут




2) выполнение тестовых заданий


10 минут




3) объяснение нового материала

25минут




4) самостоятельная работа студентов и заполнение дневников

90 минут

4.

Заключительная часть:

(10 минут)




1) подведение итогов занятия, обобщение

5 минут




2) выставление и мотивация оценок

3 минуты




3) задание на дом

2 минуты


ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОСНОВЫ МОРФОЛОГИИ МИКРООРГАНИЗМОВ»




Наименование структурного элемента

Распределение времени 180 минут


1.

Организационная часть

2 минуты

2.

Вводный инструктаж

5 минут

3.

Основная часть:

(165 минут)




1) контроль основного теоретического материала

40 минут




2) контроль дополнительного теоретического материала

30 минут




3) объяснение нового материала

20 минут

1

2

3




4) демонстрация манипуляций

25 минут




5) самостоятельная работа студентов и оформление дневников

40 минут




6) выполнение тестовых заданий

10 минут

4.

Заключительная часть:

(8 минут)




1) подведение итогов занятия, обобщение

3 минуты




2) выставление и мотивация оценок

3 минуты




3) задание на дом

2 минуты



ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ.


МЕТОДИЧЕСКОЕ:


  1. Тестовый контроль на каждого студента (2 варианта).

  2. Направление на микробиологическое исследование на каждый стол.

  3. Памятка по отбору патологического материала для серологических, бактериологических исследований на каждого студента.

  4. Методическое пособие по теме: «Основы морфологии микроорганизмов» на каждый стол.

  5. Правила поведения в бактериологической лаборатории на каждого студента.

  6. Таблицы: «Строение бактериальной клетки», «Основные формы бактерий», «Жгутики», «Споры», «Спирохеты», «Сущность метода Грама», «Окраска по Циль-Нельсену», «Выявление капсулы по Бури-Гинсу».

  7. Фотографии ученых, внесших вклад в развитие микробиологии (И.И. Мечников, Л. Пастер и др.).

  8. Стенды: «Методы исследования микроорганизмов», «Формы бактерий».



ТЕХНИЧЕСКОЕ:




Материал

Кол-во штук

Кол-во студентов

1.

Культура кишечной палочки на скошенном МПА

1 пробирка

1 бригада

2.

Бактериологические петли

1

1 бригада


3.

Спиртовки

1

1 бригада

4.

Спички

1

1 бригада

5.

Карандаши восковые

1

1 бригада

6.

Предметное стекло

2

1 бригада

7.

Изотонический раствор в пробирке

1

1 бригада

8.

Штатив

1

1 бригада

9.

Набор красителей по методу Грама

1

1 бригада

10.

Кристаллизатор, подставка и флакон с дистиллированной водой для промывки

1

1 бригада

11.

Хлорамин 3 % р-р в стакане и флаконе, ветошь

1

1 бригада

12.


Микроскоп МБИ, иммерсионное масло

3

1 бригада

13.

Демонстративные препараты

7

1 бригада



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (ЛЕКЦИИ).

Тема лекции №1: «Предмет и задачи микробиологии. История развития микробиологии. Классификации микроорганизмов, имеющих медицинское значение».

План изложения лекции

  1. Понятие о микробиологии как науке.

  2. Предмет изучения микробиологии.

  3. Методы исследования микроорганизмов.

  4. Этапы в истории развития микробиологии.

  5. Отдельные дисциплины микробиологии.

  6. Задачи медицинской микробиологии.

  7. Основные таксономические единицы в систематике микроорганизмов.


Микробиология (от греч. «micros» - малый, «bios»-жизнь, «logos»-наука) - наука, изучающая закономерности жизни и развития мельчайших организмов: микроорганизмов – в их единстве со средой обитания.

Основой изучения микробиологии являются микроорганизмы - одноклеточные организмы невидимые невооруженным глазом (бактерии, вирусы, прионы, вириоиды, грибы, простейшие). Термин «микроб» введен в 1878 г.

Методы исследования микроорганизмов:

  1. Микроскопический – изучение морфологии микроорганизмов с помощью микроскопа.

  2. Бактериологический – выделение чистой культуры на питательной среде.

  3. Биологический – повторное введение микроорганизма в организм лабораторных животных для подтверждения диагноза.

  4. Иммунологический (серологический) - использование реакций иммунитета (РА, РП, ИФА) для постановки диагноза.
  5. Аллергический – выявление специфической сенсибилизации макроорганизма (кожные пробы на дифтерию, бруцеллез и др.)




Микробный мир широк и разнообразен. Микроорганизмы распространены в почве, воде, воздухе, находятся в организме человека, животных и растений. Считают, что весь состав микромира изучен только на10-20 %. Среди микроорганизмов существуют патогенные (заразные) м/о, которые вызывают инфекции у человека и условно-патогенные, вызывающие заболевание в определенных условиях, как E. сoli. Большинство м/о - сапрофиты.

М/о играют огромную роль в природе и жизни человека, являясь участниками круговорота веществ, расщепляют органические вещества, обеспечивают процессы брожения. Т.о. м/о определяют возможность существования жизни на Земле.

История микробиологии начинается с А. Левенгука, открывшего в 1675 г. микроскоп. Однако, историческая справка говорит о том, что о роли м/о предполагали давно. Человек с незапамятных времен знаком с процессами брожения. Еще в трудах Моисея говорилось об омовении рук, сжигании трупов.

Впервые м/о были открыты Антонио Левенгуком (1632-1723) при помощи отшлифованной линзы и зарисована им их морфология. С открытия Левенгука начинается I период в истории развития микробиологии - морфологический или описательный период (с 1675 по 1875). С помощью простейшего микроскопа (увеличение в 200 раз) Левенгук рассмотрел зубной налет, дождевые капли и описал их.

II период развития микробиологии – физиологический (с 1875 по 1950) связан с открытиями Луи Пастера (1822-1895) и Роберта Коха (1848-1910). Этот период имеет научный подход.

Пастер изучал процессы брожения, открыл процессы пастеризации и стерилизации – т.е. действие высокой температуры на м/о. Он разработал принцип создания вакцин с помощью аттенуации (пассивирование м/о на несвойственных хозяевах). Аттенуация - снижение вирулентности. Пастер работал над созданием вакцины против сибирской язвы, создал вакцину против бешенства. Именно он ввел термин вакцина («vaca»- корова). Пастер впервые стал использовать исскуственные питательные среды для выращивания м/о.


Роберт Кох открыл метод получения чистых культур при выращивании на плотных питательных средах; ввел использование анилиновых красителей для окрашивания м/о, усовершенствовал микроскоп; применил иммерсионную систему и микрофотографирование. Открыл, но не описал палочку туберкулеза – палочку Коха и возбудителя холеры.

III период в развитии микробиологии – иммунологический, связан с именем ученого И. И. Мечникова (1845-1916). В своем труде: «Невосприимчивость к заболеваниям» он создал фагоцитарную теорию, которая внесла неоценимый вклад в теорию иммунитета. Его классическая теория иммунитета основана на признании роли клеточной защиты в развитии невосприимчивости к инфекциям. Он показал, что многие клетки селезенки, костного мозга и др. способны «захватывать» и «переваривать» различные чужеродные элементы, проникшие в организм. Такие клетки он назвал фагоцитами, а явление – фагоцитозом. Учение о фагоцитозе явилось основой для изучения воспаления, которое, как показал Мечников, является активной реакцией организма на внедрение болезнетворных м/о. Продолжателем Мечникова стал его ученик Безредка.

Большой вклад в развитие микробиологии внесли Л.А. Тарасевич-сподвижник Мечникова – разрабатывал вакцины против пищевых инфекций.

Н.Ф. Гамалея изучал бешенство, холеру, туберкулез; применил химические вакцины.

Г.Н. Габричевский изучал гемолитический стрептококк-возбудитель скарлатины.

Д.К. Заболотный посветил свои труды борьбе с чумой, холерой, сифилисом.

З.В. Ермольева (1898-1974) впервые ввела в практику пенициллин на территории бывшего СССР, который в годы ВОВ спас тысячи жизней.

С.Н. Виноградский – открыл процесс хемосинтеза- и В.Л. Омелянский явились основоположниками почвенной микробиологии.

В зависимости от экологических и практических потребностей человека наука о микроорганизмах дифференцировалась на ряд дисциплин.

I. Общая микробиология – изучает строение и жизнедеятельность м/о, распространение их в природе, наследсвенность и изменчивость м/о.



II. Медицинская микробиология – изучает патогенные для человека м/о и взаимосвязь между м/о и макроорганизмом, разрабатывает методы быстрой и точной диагностики заболеваний и спецпрофилактику, лечение.

Медицинская микробиология состоит из двух частей:

1) общая часть изучает: - вопросы морфологии и физиологии м/о

- учение об инфекции и иммунитете

2) специальная часть изучает: - свойства возбудителей инфекции

- методы микробиологического исследования

- вопросы патогенеза

- иммунный статус человека против данного возбудителя

Из микробиологии выделяются как самостоятельные дисциплины:


  1. Вирусология – наука о вирусах;

  2. Протозоология – наука о простейших;

  3. Микология – наука о грибах;

  4. Иммунология – наука, изучающая защитные реакции организма, их природу;

  5. Ветеринарная микробиология – изучает м/о, вызывающие заболевания у животных, и тесно связана с медицинской, т.к. многие эти м/о являются возбудителями инфекций у человека;

  6. Промышленная микробиология – изучает м/о, которые используются в производстве пищевых продуктов, антибиотиков, витаминов и т.д.

  7. Агромикробиология – изучает м/о, участвующие в формировании почвенных структур, создание бактериальных удобрений, повышения плодородия почвы.


Систематика микроорганизмов, имеющих медицинское значение.


Классификацию м/о впервые предложил Карл Линней: бинарная номенклатура на латинском языке.

Высшая таксономическая единица – царство, далее отдел – класс – порядок – семейство – род – вид – вариант (морфовариант, хемовар, фаговар, серовар). Самая низшая инфраподвидовая систематическая категория – штамм.

ЦАРСТВА, изучением которых занимается микробиология, являются:

  1. Vira Вирусы
  2. Procariotae Бактерии


  3. F
    эукариоты
    ungi Грибы

  4. Protozoa (подцарство) Простейшие

Идентифицировать микроорганизм – означает: определить систематическое положение выделенной из какого-либо источника культуры до уровня вида или варианта.

Примеры названий микроорганизмов:

Staphylococcus aureus стафилококк золотистый

Esherichia coliкишечная палочка

Neisseria meningitides- гонококки

Micobacterium tuberculosis- туберкулезная палочка


Вопросы по лекции для усвоения материала.

  1. Дайте определение науке микробиологии.

  2. Назовите предмет изучения микробиологии.

  3. Перечислите и раскройте суть методов изучения микроорганизмов.

  4. Назовите периоды в развитии микробиологии и перечислите фамилии и заслуги ученых, имена которых связаны с тем или иным этапом.

  5. Что изучает наука общая микробиология и другие дисциплины, выделившиеся из этой науки как самостоятельные?

  6. Каковы задачи медицинской микробиологии.

  7. Назовите фамилию ученого, который систематизировал микроорганизмы.

  8. Перечислите основные таксоны в систематике микробов, начиная с высшего таксона.

  9. Какие царства живых организмов являются предметом изучения микробиологии.

  10. Укажите особенности написания названий микроорганизмов, приводя примеры.


Тема лекции №2: «Основы морфологии микроорганизмов».

План изложения лекции

  1. Определение микроорганизмов и их свойства.

  2. Основные формы бактерий.

  3. Строение бактериальной клетки.

  4. Дополнительные структуры бактериальной клетки и их функции.
  5. Характеристика отдельных групп микроорганизмов.



Микроорганизмы – это организмы невидимые невооруженным глазом. Бактерии - одноклеточные м/о, лишенные хлорофилла (искл. цианобактерии), морфологически отличающиеся друг от друга по величине, расположению и форме отдельных клеток. Основное общее свойство – это малые размеры, измеряются в микрометрах (мкм), или нанометрах (нм). Средние размеры 2-6 мкм.

Размеры и формы бактерий в зависимости от среды обитания, возраста обладают полиморфизмом, т.е. способностью изменяться морфологически.

Большинство бактерий - сапрофиты (питаются готовыми органическими веществами отмирающих организмов) и участвуют в обмене веществ в природе, однако есть патогенные виды, вызывающие заболевания у человека, животных и поражают растения.

Различают следующие основные формы бактерий (в основе лежит различные типы деления клеток и их расположения):

  1. шаровидная форма – кокки:

а) стафилококки – располагаются в мазках в виде «гроздьев винограда»



б) стрептококки – располагаются цепочкой




1
в) диплококки: 1) менингококки и гонококки – в виде «кофейных зерен», вогнутой поверхностью обращены друг к другу


2
2) пневмококки – с противоположных сторон имеют ланцетовидную форму


Это все патогенные для человека микроорганизмы.

Непатогенными микроорганизмами являются:

г) микрококки – располагаются в мазках по одному

д) сарцины – располагаются пакетами и тюками



е) тетракокки – в мазках по четыре



  1. палочковидная форма – палочки:

они более распространены в природе, т.к. многие из палочек способны к спорообразованию. Отличаются по морфологии: длинные, короткие, концы клеток могут быть закруглены (кишечная палочка), отрублены (бациллы сибирской язвы), заострены (фузиформные бактерии), имеют утолщения на концах (коринебактерии дифтерии). После деления располагаются либо поодиночно (иерсинии чумы), либо под углом к друг к другу (клостридии столбняка), либо цепочкой (бациллы). Большинство палочек располагаются беспорядочно.

Палочки бывают: - бесспоровые (кишечная палочка),

- споровые: 1) аэробные, т.е. существуют в кислородных условиях – бациллы сибирской язвы;

2) анаэробные, т.е. существуют в бескислородных условиях – клостридии ботулизма.


  1. изогнутая форма – вибрионы (холерный вибрион);

  2. извитые формы – спириллы, спирохеты (бледная трепонема сифилиса);

  3. форма тороида, замкнутого или незамкнутого кольца.

Строение и функции бактериальной клетки.

Несмотря на малые размеры, бактерии имеют довольно сложное строение. Бактериальная клетка состоит из следующих основных структур:

  1. трехслойная оболочка, состоящая из

а) слизистого слоя – выполняет двигательную и защитную функцию;

б) клеточной стенки – обеспечивает «скелет» клетки за счет белкового вещества муреина (пептидогликана), поддерживает осмотическое давление.

За счет клеточной стенки происходит окрашивание микроорганизмов по Граму. У Грам положительных бактерий клеточная стенка толще, чем у Грам отрицательных. Гр+ бактерии окрашиваются по методу Грама в сине-фиолетовый цвет, а Гр- - в розовый. Сущность этого дифференциального метода состоит в том, что Гр+ бактерии прочно фиксируют комплекс из генцианвиолета и йода (красители), не подвергаются обесцвечиванию спиртом и поэтому не воспринимают дополнительный краситель – фуксин. У Гр- микробов этот комплекс вымывается спиртом из клетки через поры, и они окрашиваются фуксином в розовый цвет.


в) цитоплазматической мембраны (ЦПМ) – контролирует водный и солевой обмен, обладая избирательной проницаемостью. Тесно примыкает к клеточной стенке.

2) Цитоплазма – полость, ограниченная ЦПМ, представляет собой сложную коллоидную систему: гель-вода и растворенные в ней вещества. В ней располагаются органоиды клетки, включения: зерна валютина, капли жира и гликоген. В ней образуются споры. Цитоплазма транспортирует питательные вещества к органоидам клетки.

3) Нуклеоид – представляет собой молекулу ДНК (геном) и является хранителем наследственной информации бактерии, отвечает за изменчивость.

4) Рибосомы – обеспечивают синтез белка.

Дополнительные структуры бактерии.


  1. Капсула – поверхностное образование клетки, не является обязательным элементом. Предохраняет клетку от высыхания, обеспечивая вирулентность. Капсулу имеют пневмококки, бациллы сибирской язвы и др.

  2. Спора – уплотненный участок клетки, сохраняющий все свойства бактерии. Образуется при неблагоприятных условиях (понижение температуры, недостаток питательных веществ). Споры располагаются в клетке неодинаково:

а) центрально (бациллы),

б) субтерминально (клостридии ботулизма) – ближе к одному из концов клетки,

в) терминально (клостридии столбняка) – на одном из концов клетки.

Это свойство – видовой признак.

  1. Жгутики – органы движения клетки, количество их различно. Состоят из белка флагеллина. Расположение жгутиков на клетке различно и является видовым признаком:

а) монотрихи – бактерии, имеющие 1 жгутик (синегнойная палочка),

б) перетрихи - бактерии, имеющие жгутики по всей поверхности клетки (кишечная палочка),

в) лофотрихи - бактерии, имеющие 1 или пучок жгутиков на одном из концов клетки (палочки сине-зеленого молока),

г) амфитрихи - бактерии, имеющие по пучку жгутиков с обеих сторон (спириллы).

4) Пили: общие - фимбрии и половые (sex-пили). Фимбрии обспечивают прикрепление к субстрату, а sex-пили участвуют в процессе конъюгации.

Основные группы микроорганизмов.



следующая страница >>