litceysel.ru 1

Контрольная работа №1


I вариант


1. Впишите в схему пропущенные названия систематических групп животных:

Царство


А.



Подцарство

Б.



------------


В.



------------

Г.



------------

Д.

------------

Е.


------------



Ж.

Вид

З.


2. Зарисуйте амебу, эвглену зеленую, инфузорию-туфелькую, обозначив на рисунках органоиды, обеспечивающие передвижение.


Объясните:

а) почему движение – признак животного организма;

б) какое свойство клетки обеспечивает ее передвижение в ответ на изменение окружающей среды.


3. Используя термины: «хозяин», «паразит», «переносчик», «возбудитель», составьте схему передачи возбудителя малярии человеку. Кто из участников этой цепи является представителем простейших?


II вариант


1. Назовите признаки, убеждающие в единстве происхождения растений и животных. Чем животные отличаются от растений?


2. Среди организмов, питающихся готовыми органическими веществами, есть хищники, есть паразиты. Есть ли такие животные среди простейших?


*3. Для движения необходима энергия. В результате каких процессов жизнедеятельности простейших выделяется энергия, необходимая для движения клетки – организма?


III вариант*

1. Какая клетка выполняет большее количество функций:


а) клетка простейшего;

б) клетка многоклеточного организма?

Приведите свои доводы.


2. Клеточное дыхание – это окисление органических веществ с выделением химической энергии. Правильным ли будет данное определение, если понятие «клеточное дыхание» заменить в нем на понятие «газообмен»?


3. Чем отличается функция порошицы от функции сократительных вакуолей у инфузории?


IV вариант*


1. Даны два названия животных: амеба обыкновенная, амеба дизентерийная.


Объясните, о чем говорит двойное (бинарное) название данного животного: а) ученому-систематику; б) врачу-практику.


2. Зарисуйте амебу, эвглену зеленую и инфузорию-туфельку, обозначив органоиды, связанные с питанием и выделением. В чем выражается взаимосвязь процессов питания и выделения?


3. Как скажется на жизни водных обитателей гибель простейших в водоеме?


Контрольная работа №2

I вариант


1. Нарисуйте схему лучевой симметрии тела гидры. Поясните, какое значение в жизни гидры имеет такая симметрия.


2. Докажите эволюционное родство кишечнополостных и простейших путем сравнения их строения.


3. Какое значение для морских полипов имеет стадия свободноплавающих особей – медуз?


II вариант


1. Сравните размножение гидры и растений. Сделайте вывод об эволюции кишечнополостных.


2. Объясните, почему малоподвижных и сидячих кишечнополостных относят к животным?


3. Что такое регенерация?


III вариант*


1. Составьте общую характеристику типа кишечнополостных.


2. Приведите примеры влияния фактора внешней среды на гидру. Какие клетки воспринимают действие раздражителя?


3. Чем отличается бесполое размножение гидры от полового?

IV вариант*



1. Приведите 2-3 примера известных вам представителей различных царств, размножающихся бесполым и половым способами. Назовите общие признаки полового размножения у растений и животных.


2. Сравните многоклеточное растение с многоклеточным животным (гидрой).

Объясните, по каким признакам гидра относится к царству животных.


3. Что такое регенерация? Какие клетки гидры участвуют в этом процессе? Зарисуйте их, сделайте подписи к рисункам:

а) с растениями;

б) с одноклеточными животными.


Контрольная работа №3

I вариант


1. Зарисуйте схемы строения гидры и белой планарии, отражающие тип симметрии у этих животных. Какой Тим симметрии характерен для подвижных животных?


2. Перечислите приспособления ленточных червей к паразитическому образу жизни. Дайте определение понятия “паразит”.


3. Что изучает наука гельминтология?


II вариант


1. Составьте общую характеристику круглых червей.


2. Какая система органов осуществляет связь организма с окружающей средой? Ответ подтвердите примерами из жизни: а) паразитических червей; б) свободноживущих червей.


3. Нарисуйте схему развития человеческой аскариды, указав возможные источники заражения человека этим паразитическим червем.


III вариант *


1. Впервые в эволюции у кольчатых червей появилась кровеносная система. Зарисуйте строение и охарактеризуйте функции данной системы


2. Какую роль а природе играют дождевые черви?


*3. В трех приведенных названиях разных типов животных (тип плоские черви, тип круглые черви, тип кольчатые черви) повторяется общее понятие “Черви”. Объясните почему.


IV вариант *

1. У круглых червей отсутствуют дыхательная и кровеносная система. Предложите возможные для этих червей варианты добавления кислорода и удаления углекислого газа.



2. Сравните строение пищеварительной системы свободноживущего и паразитического червей, относящихся к одному типу. Сделайте вывод.


3. Какие биологические особенности сосальщиков и ленточных червей свидетельствуют об их паразитическом образе жизни? Дайте обоснованный ответ.


Контрольная работа №4

I вариант


1. Представители каких изученных вами типов животных имеют кровеносную систему? Назовите органы кровеносной системы речного рака и функции, которые выполняет эта система.


2. Какие особенности пауков позволили им завоевать сушу?


3. У какого насекомого органы слуха расположены на ногах? Назовите отряд, к которому относят данное насекомое и признаки отряда.


II вариант


1. Назовите признаки приспособленности речного рака к среде обитания.


2. Докажите, что нервная система членистоногих обеспечивает взаимосвязь организма с окружающей средой.


3. Какой процесс, характерный для членистоногих, называется линькой? Перечислите известных вам членистоногих, у которых происходит линька.


III вариант


1. Составьте общую характеристику типа членистоногих.


2. На примере пищеварительной системы майского жука докажите взаимосвязь строения органов с выполняемой ими функцией.


3. Составьте схему возможного заражения человека клещами, используя понятия «паразит», «хозяин», «возбудитель», «переносчик».


IV вариант


1. Как объяснить, что зелёные железы рака выделяют из организма растворенные продукты распада, а выделения насекомых очень концентрированы и вода на это практически не расходуется.


2. Чем отличается развитие насекомых с полным превращением от развития с неполным превращением?

*3.Существует ли взаимосвязь между строением дыхательной системы у насекомых (трахейная система) и небольшими размерами этих членистоногих?



Контрольная работа №5

I вариант


1. Пользуясь схемами, назовите основные этапы в эволюции кровеносной системы хордовых.

2. О чем свидетельствует наличие жаберных щелей и хорды у зародыша млекопитающих на ранних стадиях его развития?


3. Составьте характеристику отряда хищных. Назовите представителей данного отряда.


II вариант


  1. докажите приспособленность животных к среде обитания, используя знания об эволюции дыхательной системы хордовых.


2. Какие из перечисленных признаков характеризуют наиболее высокоорганизованных хордовых животных:

- кожа покрыта чешуей;

- развит волосяной покров;

- есть диафрагма;

- холоднокровные;

- есть молочные железы;

- развита кора больших полушарий;

- сердце трехкамерное;

- есть плацента;

- внутреннее оплодотворение.

Объясните значение указанных вами признаков в жизни животных.


3. Почему некоторые хордовые ведут ночной образ жизни? Приведите примеры таких животных.


III вариант


1. Какие преимущества получили хордовые в результате развития отделов головного мозга?


2. Можно ли по строению копыта определить среду обитания животного? Ответ подтвердите примерами.


3. Кто такие «звери»?


IV вариант


1. Пользуясь рисунком, приведите примеры разных способов передвижения хордовых животных и объясните, каким образом это связано с их гетеротрофным питанием.



2. Можно ли определить, чем питается хордовое животное, по строению его зубов? Ответ поясните примерами.


3. Почему в жару собака высовывает язык, а лошадь даже после быстрого бега – нет?


V вариант


  1. Докажите зависимость способов размножения хордовых от среды обитания.




  1. Какое значение в жизни некоторых теплокровных имеет зимняя спячка?


3. Почему бегающего страуса и плавающего пингвина называют птицами?