litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 10 11
ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»



  1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи

Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения).

Признаки правоохранительной деятельности:

• правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

• направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

• правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т п.;

• правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взыскания, применения мер юридического воздействия;

• применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер, так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

Задачи правоохранительной деятельности:


• охрана личности, ее прав и свобод;

• охрана общества, его материальных и духовных ценностей;

• охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.


  1. Правоохранительные органы: виды, особенности правовых статусов

В законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы». Оно сложилось на практике. Его можно также встретить в различных документах ненормативного характера, а также в некоторых нормативных актах. Исходя из этого существует множество точек зрения различных авторов о том, какие органы относить к правоохранительным, а какие нет. Подавляющее большинство авторов сходятся во мнении, что к правоохранительным органам относятся, как правило, государственные органы (суд, прокуратура, милиция, таможенные органы). Однако также большинство авторов относит к категории правоохранительных органов также адвокатуру и нотариат, которые по своему статусу нельзя отнести к чисто государственным органам. Такой подход объясняется тем, что нет четкого определения правоохранительных органов.

Исходя из различных точек зрения, можно вывести следующее определение: правоохранительным органом является учреждение или должностное лицо (например, судья, прокурор, адвокат, следователь), которые в соответствии с законодательством обязано и вправе защищать права, законные интересы физических и юридических лиц, государства и общества в целом, обеспечивать законность и правопорядок.

Руководствуясь данным определением можно составить следующую систему правоохранительных органов:

- Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации;

- суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды;

- прокуратура;

- Федеральная служба безопасности РФ;


- милиция;

- таможенные органы;

- органы юстиции;

- нотариат;

- адвокатура

- некоторые иные правоохранительные органы.

Данный перечень является примерным, так как нет четкого определения какие органы в законодательном порядке относятся к правоохранительным. При этом все перечисленные органы имею свою собственную, сложную структуру.

Правовые статусы правоохранительных органов напрямую связаны с функциями, которые возложены на них. Правовой статус каждого правоохранительного органа закреплен в том нормативно-правовом акте, который регламентирует его деятельность, исходя из задач решаемых этим органом.

Общей особенностью правовых статусов правоохранительных органов составляют следующие специфические черты:

- правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях – и в определенной процессуальной форме;

- правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющих специальную, чаще всего юридическую подготовку;

- решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и выражены в соответствующей процессуальной форме;

- законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами;

- все решения правоохранительных органов, затрагивающих права и свободы граждан, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.


  1. Общая характеристика правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов

Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов.


В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на:

• Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;

• федеральные законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;

• указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);

• постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;

• акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и т. п.)- Указанные акты могут иметь различные названия: инструкции, приказы, распоряжения и т. п.;

• общепризнанные нормы международного права и международные договоры РФ, касающиеся правоохранительной деятельности и имеющие большую юридическую силу, чем федеральные законы, и применяющиеся преимущественно перед последними.

Не являются источниками права, однако имеют большое значение для осуществления правоохранительной деятельности:

• разъяснения по вопросам судебной практики, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ в форме постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Указанные постановления обязательны для всех нижестоящих судов (постановления Пленума Верховного Суда РФ - для судов общей юрисдикции и военных судов, а постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ - для арбитражных судов). Применяются также и постановления Пленума Верховного Суда СССР, если они не противоречат действующему законодательству и по затрагиваемым ими вопросам не даны иные разъяснения Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ принимают также и акты организационного характера (например, Положение о Научно-консультационном совете, утвержденное постановлением Пленума Верховного Суда РФ);


постановления Конституционного Суда РФ, касающиеся вопросов соответствия Конституции РФ определенных нормативно-правовых актов о правоохранительной деятельности.

Классификация нормативно-правовых актов о правоохранительных органах в зависимости от их содержания:

акты общего характера: Конституция РФ, Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 № 2446-1 (в ред. от 25.07.2002) и т. п. Указанные акты имеют значение для организации и функционирования всех правоохранительных органов, определения принципов правоохранительной деятельности. Так, Конституция РФ определяет основные (конституционные) права и свободы личности (гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»), многие из которых имеют прямое отношение к правоохранительной деятельности (право на жизнь и личную неприкосновенность, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. п.). Кроме того, гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть» определяет основные принципы организации, функционирования и комплектования судебных органов. Важное значение имеют и другие положения Конституции РФ;

акты о правосудии и судебной власти: Федеральные конституционные законы «О судебной системе РФ» от 31.12.96 № 1-ФКЗ (в ред. от 04.07.2003) и «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.94 № 1-ФКЗ (в ред. от 15.12.2001), Закон Российской Федерации «О статусе судей» от 26.06.92 № 3132-1 (в ред. от 15.12.2001) и т. п. Указанные акты определяют общие принципы осуществления правосудия, вопросы организации и функционирования судебной власти, принципы и порядок осуществления конституционного контроля, вопросы статуса судей и пр.;

акты об организационном обеспечении деятельности судов, органах, осуществляющих эту деятельность, их организации и функционировании: уже упоминавшиеся Законы «О судебной системе РФ», «О Конституционном Суде РФ», Федеральные законы «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 08.01.98 № 7-ФЗ, «О судебных приставах» от 21.07.97 № 118-ФЗ (в ред. от 07.11.2000), «О третейских судах» от 24.07.2002 № 102-ФЗ, «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 № 30-ФЗ (в ред. от 04.07.2003) и т. п. Указанные акты направлены на обеспечение нормальных условий функционирования судебной системы;


акты о прокуратуре и прокурорском надзоре: Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.92 № 2202-1 (в ред. от 18.07.2003), Положение о военной прокуратуре, принятое Верховным Советом СССР 04.08.81, и т. п. Указанные акты определяют организацию, порядок формирования и полномочия органов прокуратуры, принципы, порядок осуществления прокурорского надзора, средства прокурорского реагирования, статус прокурорских работников и другие вопросы прокурорского надзора и прокуратуры;

акты о выявлении и расследовании преступлений: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 07.07.2003), Закон Российской Федерации «О милиции» от 18.04.91 № 1026-1 (в ред. от 07.07.2003), Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.09.95 № 144-ФЗ (в ред. от 30.06.2003),Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.95 № 40-ФЗ (в ред. от 30.06.2003) и мн. др. Эта группа нормативных актов определяет вопросы организации и деятельности большого круга органов по выявлению и расследованию преступлений (милиции, ФСБ, следователей прокуратуры и т. п.), их полномочия и обязанности в сфере выявления и расследования преступлений, процедуру расследования преступлений;

акты об организации юридической помощи: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые Верховным Советом РФ 11.02.93 №4462-1 (в ред. от 24.12.2002), Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 №63-ФЗидр. Эти акты регулируют вопросы организации и деятельности различных органов, оказывающих юридическую помощь (адвокатура, нотариат), определяют полномочия, права и обязанности указанных органов.


  1. Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть - это предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.


Отличительные черты судебной власти:

• судебная власть - одна из ветвей государственной власти, построенной в соответствии с принципом разделения властей.

Судебная власть занимает свое особое место в системе разделения властей и выполняет свои специфические функции;

• судебная власть осуществляется только судом как специально уполномоченным государственным органом и в этом проявляется ее исключительность;

независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти являются гарантами законности и справедливости принимаемых судами решений;

подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами;

• судебная власть реализуется с помощью специальных средств, которыми обладает суд: рассмотрение гражданских и уголовных дел и вынесение по ним общеобязательных решений, вынесение частных определений, признание нормативно-правовых актов противоречащими Конституции РФ и т. п.;

• важнейший элемент судебной власти - это правосудие - деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако судебная власть не ограничивается осуществлением правосудия, а включает в себя также конституционный контроль; рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; дачу руководящих разъяснений судебной практики применения законодательства; обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений; участие в формировании судейского корпуса; контроль за законностью действий и решений государственных и муниципальных органов, должностных лиц, общественных организаций. Каждая из указанных функций обладает собственной задачей, которую она призвана решать, однако большинство из этих функций, в конечном счете, направлено на создание необходимых условий для правильного и эффективного осуществления правосудия;


• авторитет судебной власти поддерживается возможностью применения мер государственного принуждения.


  1. Судебная система Российской Федерации

Судебная система – это совокупность всех действующих судов Российской Федерации, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Систему судов составляют:

  1. Конституционный суд Российской Федерации;

  2. Суды общей юрисдикции;

  3. Арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации – единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы, обозначенные в ст. 125 Конституции РФ. В ряде республик, входящих в состав Российской Федерации созданы свои конституционные суды, которые решают аналогичные вопросы относительно конституций этих республик.



следующая страница >>