litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3
О роли СПО в развитии отрасли разработки программ для ЭВМ и основном принципе отраслевого регулирования



Исследование проблематики разработки и использования СПО позволяет сделать вывод об основном принципе регулирования в сфере разработки и использования программ для ЭВМ, реализация которого позволит обеспечить опережающее развитие данной отрасли.

Появление и развитие СПО как модели разработки, использования, технической поддержки и развития компьютерных программ связано с определенным набором прав использования программ для ЭВМ, предоставляемым лицензионным договором. То есть, модель СПО обязана своим существованием сфере авторского права.

В тоже время, в течение длительного периода времени развитие разработки программ для ЭВМ во всем мире определялось, в основном, стремлением к достижению необходимой функциональности компьютерных программ, отвечающей требованиям рынка.

Когда ассортимент и функциональность программных решений, основанных на СПО, стали сравнимы с закрытым ПО ведущих мировых производителей, считавшаяся прежде «альтернативной», модель СПО превратилась в полноценную конкурирующую модель для традиционной, закрытой («проприетарной»).

Набор прав, предоставляемый лицензионным договором на право использования программы для ЭВМ, играет все более значительную роль во взаимоотношениях заказчика и производителя.

Современный уровень развития информационных технологий сформировал и сделал приоритетным новое измерение в области оценки компьютерных программ – интероперабельность, проявляющуюся, в частности, в поддержке программой для ЭВМ открытых стандартов и спецификаций.


Понятие «интероперабельность» (в различных интерпретациях) занимает центральное место в современных концептуальных документах, касающихся стратегий развития, как крупнейших компаний, так и государственных проектов и, в отдельных случаях, включает маркетинговый смысл.

В ранее упомянутом документе European Interoperability Framework for Pan-Eoropean eGovernment Services интерпретация понятия «интероперабельность» отличается от определения термина, представленного в международном стандарте ИСО/МЭК 2382-01. Кроме того, для целей европейского «электронного правительства» дополнительно выделяются: организационная, семантическая и техническая интероперабельность.


Для целей настоящей Концепции используется понятие «функциональность», которое может в большей или меньшей степени включать в себя различные аспекты интероперабельности (в зависимости от ее толкования), и определяется термин «технологическая интероперабельность», понимаемый как взаимозаменяемость, совместимость и взаимодействие информационных технологий.


Для обеспечения своей конкурентоспособности традиционная, закрытая («проприетарная»), модель разработки программ для ЭВМ стремится к минимальной технологической интероперабельности и предоставлению минимального набора прав использования компьютерных программ, модель СПО – максимального.


Можно выделить следующие формирующиеся приоритеты в области разработки программ для ЭВМ, отвечающие интересам крупнейших потребителей информационных технологий во всем мире, включая государственные органы:

снижение зависимости заказчиков от разработчиков компьютерных программ (как следствие – расширение использования открытых стандартов и спецификаций, развитие СПО, создание инфраструктуры разработки для государственных нужд);

повышение доступности информационных технологий (как следствие – развитие парадигмы интероперабельности, СПО и сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ);

повышение требований к информационной безопасности (как следствие – развитие технологий виртуализации, СПО и сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ);

повышение гарантий обеспечения жизненного цикла (включая гарантии приемлемой стоимости его обеспечения) разработок (особенно сложных, имеющих длительный жизненный цикл) и интеграции унаследованных систем (как следствие – развитие парадигмы интероперабельности и технологий виртуализации).


Таким образом, в целях:

увеличения конкуренции в сфере информационных технологий и стимулирования гармоничного развития отрасли разработки программ для ЭВМ;

расширения участия отечественных производителей в разработках для государственных и муниципальных нужд;

обеспечения выбора государственным и муниципальным заказчиком программных решений, максимально соответствующих решаемым задачам

необходима разработка и внедрение порядка взаимодействия государственного и муниципального заказчика и исполнителя, предусматривающего оценку не только функциональности предлагаемых решений, но и набора предоставляемых прав использования программ для ЭВМ, а также их технологической интероперабельности.


То есть, выбор компьютерной программы может считаться обоснованным только, если результаты оценки трех указанных параметров соответствуют требованиям к решаемой задаче. Соответственно, постановка задачи должна предусматривать оценку необходимых для ее решения: функциональности, технологической интероперабельности и набора прав использования.


На основе данного принципа реализуется максимальная реализация преимуществ как закрытой, так и свободной моделей разработки, использования, технической поддержки и развития программ для ЭВМ, синтез которых должна обеспечить инфраструктура разработки программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд.


Инфраструктура разработки и использования СПО


Инфраструктура разработки и использования СПО включает:

эталонную среду сборки пакетов программ (средства получения из исходного кода компьютерных программ бинарных файлов, непосредственно загружаемых в ЭВМ) и иные средства коллективной разработки;

единое хранилище программ для ЭВМ и исходных текстов для различных аппаратных и программных платформ в том числе, готовых дистрибутивов базового программного обеспечения и типовых программных решений;

систему контроля программ для ЭВМ, обеспечивающую учет и реализацию прав на их использование, а также повторное использование компьютерных программ и их компонентов;


инфраструктуру технической поддержки пользователей и разработчиков;

инфраструктуру обеспечения реализации (применения) открытых стандартов и спецификаций, включая средства автоматизации сертификации на соответствие требованиям стандарта (спецификации).


В целях консолидации усилий участников рынка, направленных на развитие разработки и использования СПО, необходимо, чтобы эталонная среда сборки поддерживала сборку пакетов прикладных программ, совместимых со всеми основными ветвями разработки СПО, отечественными и зарубежными.


К функциям инфраструктуры разработки и использования СПО относятся:

организационно-техническое обеспечение разработок, в том числе типовых программных решений, на основе СПО, включая сборку в эталонной среде и тестирование программных пакетов, созданных для государственных и муниципальных нужд;

сбор и хранение разработок СПО, в том числе созданных за счет бюджетной системы Российской Федерации, а также учет и реализация прав на их использование;

обеспечение повторного использования решений на основе СПО, экспертизы технических заданий и результатов научно-технической деятельности;

распространение СПО, обеспечение предложений для государственных и муниципальных заказчиков лучших программных решений СПО;

ежегодное определение перечня приоритетных проектов СПО – российских и международных;

проведение творческих конкурсов на разработку СПО в соответствии с перечнем приоритетных проектов;

привлечение к разработке СПО научно-образовательного сообщества и научно-исследовательских организаций, организация и развитие экспертного сообщества и институтов независимой экспертизы в области информационно-коммуникационных технологий;

в целях защиты интересов национальных производителей организация участия представителей российских компаний в международных организациях, действующих в области информационно-коммуникационных технологий;


ежегодное определение перечня открытых стандартов (спецификаций), рекомендуемых для реализации разработчикам программ для ЭВМ;

разработка регламентов, профилей и классификаторов в сфере информационно-коммуникационных технологий (перечней актуальных форматов файлов, разновидностей программ для ЭВМ и т.п.), определяющих обоснованные факты и тенденции современного состояния мирового рынка информационных технологий и рекомендуемых для реализации разработчикам программ для ЭВМ;

выявление потребности в создании иных инфраструктурных компонентов.


Развитие и организационно-техническое обеспечение инфраструктуры разработки и использования СПО, в том числе для государственных и муниципальных нужд, осуществляется специализированной саморегулируемой организацией с участием органов государственной власти.

Рекомендательные документы, разработанные в рамках функционирования инфраструктуры разработки и использования СПО, могут быть использованы в установленном порядке для целей регулирования отрасли информационных технологий и связи.


Инфраструктура разработки и использования СПО – опытная зона для инфраструктуры разработки и использования программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд.


Проекты СПО, их реализация и их использование


Определение перечня, реализация и/или поддержка перспективных проектов СПО (российских и международных) обеспечиваются специализированной организацией, ответственной за функционирование инфраструктуры разработки и использования СПО, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере информационных технологий и связи, исходя из следующих приоритетов:

обеспечение государственных органов и бюджетных организаций наиболее эффективными типовыми программными решениями;

обеспечение критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации;

содействие решению комплексных задач развития отрасли информационных технологий и связи;


развитие отечественных разработок базовых разновидностей программ для ЭВМ.


К типовым программным решениям для целей настоящей Концепции относятся комплекты программ для ЭВМ, обеспечивающие необходимый функциональный минимум для решения большинства стандартных задач государственных органов и бюджетных организаций.


К базовым разновидностям программ для ЭВМ для целей настоящей Концепции относятся:

операционные системы;

средства разработки программ для ЭВМ;

сетевое программное обеспечение (реализация стеков протоколов и т.п.);

программное обеспечение промежуточного слоя (middleware);

системы управления базами данных (СУБД);

офисные приложения, средства автоматизации деятельности предприятий.


К первоочередным перспективным проектам для целей настоящей Концепции относятся:

стандартные комплексные офисные решения для государственных гражданских служащих, а также работников бюджетной сферы;

стандартные решения для обеспечения работы образовательных учреждений;

программное обеспечение для пунктов коллективного доступа к сети Интернет;

программное обеспечение для интернет-сайтов государственных услуг;

интеграционная платформа для целей электронного правительства;

защищенные решения для критически важных объектов;

развитие сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ.


Реализация и/или поддержка перспективных проектов СПО (российских и международных) предоставляет возможность решить первоочередные проблемы обеспечения заинтересованных физических и юридических лиц широким ассортиментом программ для ЭВМ высокого качества и значительно снизить количество нарушений в сфере авторского права.

Однако, с учетом мирового опыта, государственные программы расширения использования СПО должны быть основаны на комплексном подходе, предусматривающим:


обучение пользователей;

подготовку справочных и методических материалов;

обеспечение технической поддержки;

миграцию унаследованных приложений;

решение проблем совместимости с аппаратной частью.


В целях обеспечения качества реализации проектов СПО за счет бюджетной системы Российской Федерации, как правило, необходимо следовать основной ветви разработки, если, в отдельных случаях, не доказана целесообразность иного подхода.

Необходима разработка критериев применимости базовых разновидностей программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд в целях:

минимизации зависимости государственного и муниципального заказчика от производителя за счет возможности привлечения третьих лиц к технической поддержке и развитию созданной программы для ЭВМ;

предсказуемости и оптимизации стоимости обеспечения жизненного цикла разрабатываемых программ для ЭВМ, в особенности для оснащения критически важных объектов инфраструктуры.


О вопросах повышения квалификации и профессиональной подготовки


В целях организации повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в различных отраслях экономики и государственного управления, а также иных заинтересованных лиц необходимо:

определение, формулирование и описание компетенций, связанных с СПО, как для массового пользователя, так и для персонала профессиональных участников рынка информационно-коммуникационных технологий, в том числе разработчиков программ для ЭВМ;

разработка и распространение учебных программ и учебно-методических материалов для данных компетенций.

Под компетенцией подразумевается знание, умение, навык или их комбинация с заданной степенью детализации с учетом требуемой работодателем сложности, нестандартности и степени ответственности при выполнении работ (объект, предназначенный для изучения и освоения).



В тоже время, развитие разработки и использования СПО способствует повышению компетентности пользователей и разработчиков.

Основным преимуществом СПО для целей образования является имеющая правовую основу возможность свободно изучать документированный исходный код свободных программ для ЭВМ и модифицировать его, в том числе создавать на его базе собственные разработки.

Для целей образования необходимо обеспечить преподавателям и обучающимся возможность выбора между свободным и закрытым ПО.


Ожидаемые результаты


Расширение разработки и использования СПО позволит достичь следующих результатов.

Экономических и социальных:

достижение значительной экономии бюджетных средств, расходуемых на разработку и модернизацию программ для ЭВМ, как за счет снижения затрат на приобретение лицензий, так и за счет повторного использования разработанных программ и их компонентов;

уменьшение монополизма и развитие конкуренции на рынке разработки и использования Программ для ЭВМ;

увеличение инвестиций в развитие российской индустрии разработки программ для ЭВМ за счет расширения участия отечественных разработчиков в исполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, что обеспечит конкурентоспособность отечественных разработок;

развитие экономической модели, построенной на продаже услуг с высокой добавленной стоимостью;

сокращение незаконного использования интеллектуальной собственности;

создание новых рабочих мест;

наращивание интеллектуального потенциала страны.

В сфере национальной безопасности:

обеспечение реального контроля качества программ для ЭВМ, используемых для государственных и муниципальных нужд;

повышение технологического суверенитета в силу снижения зависимости от иностранных производителей и поставщиков программ для ЭВМ;


получение новых возможностей обеспечения информационной безопасности.

Технологических:

унификация и стандартизация программных решений для государственных и муниципальных нужд;

возможность быстрой технологической адаптации и модернизации СПО;

расширение использования лучших программных решений на всех уровнях государственного и муниципального управления;

повышение надежности функционирования государственных информационных систем, включая удаленный доступ к ним;

повышение возможностей влияния на мировой рынок информационно-коммуникационных технологий.

Научных и образовательных:

расширение участия научных и образовательных учреждений в разработке программ для ЭВМ, что укрепит их экономический базис и будет способствовать развтию высокотехнологических разработок;

повышение качества образования всех уровней за счет использования преимуществ СПО для целей образования;

сокращение дефицита квалифицированных кадров, необходимых для разработок базовых разновидностей программ для ЭВМ и ПО для критически важных объектов инфраструктуры.


Финансирование и этапы реализации Концепции


План мероприятий Концепции рассчитан на период до 2010 года. Его разделы соответствуют перечисленным в соответствующей главе Концепции задачам.

Разделы Плана мероприятий Концепции предполагают одновременное согласованное исполнение, по итогам которого, в 2010 году, предусматривается обобщение и анализ практики эксплуатации инфраструктуры разработки и использования СПО, а также опыта развития проектов СПО за указанный период.


Финансирование мероприятий Концепции осуществляется за счет средств:

федерального бюджета Российской Федерации, выделяемых на финансирование Концепции;

иных уровней бюджетной системы в случае заинтересованности соответствующих субъектов бюджетных правоотношений;


Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65);

иных ведомственных целевых программ;

частно-государственного партнерства.


Контроль выполнения мероприятий Концепции


Эффективность реализации Концепции характеризуется следующими показателями:

количество проектов (программ для ЭВМ) на основе СПО, реализованных и/или поддержанных в рамках деятельности специализированной организации, обеспечивающей функционирование инфраструктуры разработки СПО;

количество пользователей (физических и юридических лиц), а также инсталляций (внедрений) данных проектов (программ для ЭВМ), в том числе в государственных органах и бюджетных организациях, а также по субъектам Российской Федерации;

количество и процентное соотношение проектов СПО в перечне типовых решений для государственных и муниципальных нужд;

количество проектов СПО и их внедрений, отнесенных к базовым разновидностям программ для ЭВМ;

количество разработчиков, с учетом гражданства и оценкой активности, участвующих в деятельности репозитариев СПО, среда сборки программных пакетов которой соответствует эталонной;

количество поддерживаемых программных пакетов в репозитариях СПО, среда сборки программных пакетов которой соответствует эталонной;

количество учебных программ и учебно-методических комплектов, разработанных в соответствии с установленными требованиями, в целях овладения персонала профессиональных участников рынка информационно-коммуникационных технологий, в том числе разработчиков программ для ЭВМ, компетенциями в сфере СПО;

количество лиц, прошедших обучение по данным учебным программам;

количество учебных программ и учебно-методических комплектов, разработанных в соответствии с установленными требованиями, в целях овладения массовым пользователем информационно-коммуникационных технологий компетенциями в сфере СПО;


количество лиц, прошедших обучение по данным учебным программам.


Заключительные положения


Большинство положений настоящей Концепции имеют отношение или могут быть распространены на отрасль разработки программ для ЭВМ в целом. Данные положения и практический опыт реализации Концепции должны учитываться для целей разработки мероприятий, направленных на развитие рынка информационно-коммуникационных технологий Российской Федерации.Приложение 1


План мероприятий

по реализации Концепции развития разработки и использования свободного программного обеспечения

в Российской Федерации


Наименование мероприятия

Вид документа

Срок исполнения

Ответственные исполнители


1. Совершенствование правового регулирования в целях развития разработки и использования

свободного программного обеспечения в Российской Федерации


1.1. Анализ бюджетного и налогового законодательства, а также законодательства в сфере правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности в целях выявления возможных препятствий и разработки предложений по их устранению для реализации правового режима свободного использования результатов интеллектуальной деятельности

отчет по НИОКР, проект распоряжения Правительства Российской Федерации о плане законопроектной деятельности

2008 год

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минюст России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти


1.2. Анализ российского и международного законодательства в сфере правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности в целях разработки предложений по применению свободных лицензий в рамках российского законодательства и правовой защите программ для ЭВМ с учетом применимого права и императивных норм законодательства иностранных государств.

отчет по НИОКР,

проекты нормативных правовых актов

2008 год

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минюст России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

1.3. Исследование вопросов и разработка предложений по правовому регулированию применения стандартов и спецификаций при разработках программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд, а также в целях повышения конкурентоспособности российских производителей.

отчет по НИОКР,

проекты актов

2008 год

Мининформсвязи России, Минобрнауки России,

ФСО, Росстандарт

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

1.4. Разработка перечня открытых стандартов и спецификаций, которые должны поддерживаться при разработках и использовании программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд.

постановление Правительства Российской Федерации

июнь

2009 года

Мининформсвязи России, Минобрнауки России,

ФСО, Росстандарт

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

1.5. Разработка требований к распределению прав на результаты интеллектуальной деятельности при разработке программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд.


постановление Правительства Российской Федерации

2008 год

Мининформсвязи России, Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

1.6. Исследование вопросов и разработка предложений по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности их оценке и повторному использованию при разработке программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд, а также разработка типовых контрактов и рекомендаций по разработке конкурсной документации.

отчет по НИОКР,

проекты актов

1-й этап 2008 год

2-й этап

июнь

2009 года

Мининформсвязи России, Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

1.7. Исследований влияния авторского и патентного права на мировой рынок разработки и использования программ для ЭВМ и роли различных режимов правовой защиты программ для ЭВМ в глобальной конкуренции.

отчет по НИОКР

2008 год

Мининформсвязи России


2. Создание инфраструктуры разработки и использования свободного программного обеспечения

в Российской Федерации

2.1. Разработка модели функционирования инфраструктуры разработки и использования СПО в Российской Федерации

отчет по НИОКР


2008 год

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России, Минобрнауки России

2.2. Разработка регламентов функционирования и взаимодействия компонентов инфраструктуры разработки и использования СПО в Российской Федерации

проекты актов

июнь

2009 года

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России, Минобрнауки России

2.3. Разработка средств автоматизации информационного обеспечения разработчиков программ для ЭВМ в части использования открытых стандартов и спецификаций и средств автоматической сертификации разработок на соответствие стандартам и спецификациям.

доклад в Правительство Российской Федерации

1-й этап 2008 год

2-й этап

2009 год

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Росстандарт, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

2.4. Создание средств организационно-технического обеспечения единого хранилища программ для ЭВМ и исходных текстов для различных аппаратных и программных платформ, эталонной среды сборки программных пакетов и иных средств коллективной разработки программ для ЭВМ

доклад в Правительство Российской Федерации

1-й этап 2008 год

2-й этап

2009 год

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Росстандарт, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

2.5. Опытная эксплуатация инфраструктуры разработки и использования СПО в Российской Федерации. Разработка предложений по совершенствованию инфраструктуры.


доклад в Правительство Российской Федерации,

проекты актов

2009 год

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России, Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

2.6. Правовое обеспечение функционирования инфраструктуры разработки и использования СПО в Российской Федерации.

проекты нормативных правовых актов

1-й этап 2009 год

2-й этап

июнь

2010 года

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России, Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

2.7. Разработка предложений по совершенствованию инфраструктуры разработки и использования СПО в Российской Федерации.

доклад в Правительство Российской Федерации,

проекты актов

2010 год

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России, Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти


3. Реализация и поддержка перспективных проектов СПО

3.1. Разработка перечня типовых решений СПО для государственных и муниципальных нужд, а также базовых и критически важных российских и международных проектов СПО.



проект распоряжения Правительства Российской Федерации

сентябрь

2008 года


Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России, Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

3.2. Разработка критериев применимости базовых разновидностей программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд.

проект акта

2008 год

Мининформсвязи России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

3.3. Разработка порядка проведения творческих конкурсов на разработку программ для ЭВМ на основе СПО.

проект распоряжения Правительства Российской Федерации

2008 год

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России, Минфин России

3.4. Разработка порядка финансирования разработки, развития и технической поддержки типовых решений СПО для государственных и муниципальных нужд, а также базовых и критически важных российских и международных проектов СПО.

проект нормативного правового акта

июнь

2009 года

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России, Минфин России

3.5. Разработка и поддержка проектов СПО, относящихся к базовым, критически важным и типовым решениям для государственных и муниципальных нужд.

доклад в Правительство Российской Федерации

1-й этап 2008 год

2-й этап

2009 год

3-й этап

2010 год

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России,

Минобрнауки России,

заинтересованные органы государственной власти.


3.6. Разработка концепции развития, в том числе для государственных и муниципальных нужд, сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ.

проект распоряжения Правительства Российской Федерации

2008 год

Мининформсвязи России,

заинтересованные органы государственной власти.


4. Организация повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в различных отраслях экономики и государственного управления, а также иных заинтересованных лиц

4.1. Разработка предложений по информированию пользователей программ для ЭВМ о применении решений на основе СПО.

отчет по НИОКР

1-й этап 2008 год

2-й этап

2009 год

3-й этап

2010 год

Мининформсвязи России,

заинтересованные органы государственной власти.

4.2. Определение, формулирование и описание компетенций, связанных с СПО, для массового пользователя информационно-коммуникационных технологий.

отчет по НИОКР

июнь

2008 года

Мининформсвязи России

4.3. Определение, формулирование и описание компетенций, связанных с СПО, для персонала профессиональных участников рынка информационных технологий и связи, в том числе разработчиков программ для ЭВМ.


отчет по НИОКР

сентябрь

2008 года

Мининформсвязи России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

4.4. Разработка учебных программ и учебно-методических материалов для компетенций, связанных с СПО, для массового пользователя информационно-коммуникационных технологий.

отчет по НИОКР

1-й этап 2008 год

2-й этап

июнь

2009 года

Минобрнауки России,

Мининформсвязи России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

4.5. Разработка учебных программ и учебно-методических материалов для компетенций, связанных с СПО, для персонала профессиональных участников рынка информационных технологий и связи, в том числе разработчиков программ для ЭВМ.

отчет по НИОКР,

доклад в Правительство Российской Федерации

1-й этап 2008 год

2-й этап

2009 год

3-й этап

2010 год

Минобрнауки России,

Мининформсвязи России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

4.6. Разработка требований и рекомендаций по распространению и использованию учебно-методических материалов для компетенций, связанных с СПО.

проекты актов

1-й этап 2008 год

2-й этап

2009 год

Минобрнауки России,

Мининформсвязи России,

Рособразование,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти


4.7. Разработка требований и рекомендаций по использованию СПО для целей образования.

проекты актов

2009 год

Минобрнауки России,

Мининформсвязи России,

Рособразование

Приложение 2


Глоссарий



<< предыдущая страница   следующая страница >>