litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 50 51

Власова Татьяна Михайловна

к.ф.н., доцент, кафедра иностранных языков, ДВГУ

Голос и тон в английском художественном дискурсе



Дискурс – это текст в неразрывной связи с ситуативным контекстом и системой коммуникативно-прагматических и когнитивных целеустановок автора, взаимодействующего с адресатом [Чернявская 2006: 69]. Главным конституирующим фактором текста является его коммуникативное назначение, т.е. его прагматическая сущность, поскольку текст предназначен для эмоционально-волевого воздействия на тех, кому адресован [Арнольд 2004: 61]. Задачей данной статьи является рассмотрение дискурса, отраженного в тексте художественного произведения, с точки зрения таких его прагматических характеристик, как использование голоса и тона участниками коммуникации.

Ссылаясь на Ф.Ницше, Сухарев пишет, что «наибольшую силу в разговорном языке представляют не сами слова, а тон, ударение, модуляция, темп, с которым они произносятся» [Сухарев 1998: 10]. По некоторым оценкам лишь 7 % инфо сообщается посредством слов, а около 30 % - звучанием голоса [Язык жестов 2003: 48].

О важности голоса для создания нужного впечатления пишут и К.Боуви и Дж. Тилл: “Like body language, a person’s voice carries both intentional and unintentional messages. On a conscious level, we can use our voices to create various impressions” [Bovee 1992: 30]. Характеристики звучащей речи могут нести разнообразную информацию и независимо от воли говорящего: тон и громкость голоса, особенности произношения и темп речи, заполнители пауз типа «ммм», «эээ» могут многое рассказать о том, кто этот человек, об его отношениях с партнером, об испытываемых им чувствах.

Просодические характеристики звучащей речи включают особенности голоса, тона, интонации, артикуляции, темп речи, а также воспринимаемое слухом дыхание и паузацию. Остановимся на первых двух из них, так как они имеют первостепенное значение в процессе коммуникации, и, следовательно, наиболее подробно описываются в художественном дискурсе.



Голос

Голос содержит информацию о биологических, психологических и социальных характеристиках говорящих [Brosnahan 1998: 87]. Он является инструментом речи и служит надежным средством выражения эмоций и отношений между людьми: испуг и торжество, дрожание и металл, печаль и радость, слезы и смех – типичные внешние проявления многих эмоций [Крейдлин: 2000: 476]. В процессе коммуникации голос постоянно меняется в зависимости от ситуации, например:


  • In a different voice she asked, “Do you know where Daddy is?” [RP, 351]

Голос «звучит» в художественном тексте всегда, когда автором передается речь персонажей. В статье анализируются глаголы говорения и их модификаторы, поскольку вербальное выражение речи героев обычно не содержит характеристик, связанных с фонацией.

А) Громкость (volume)

Нормальная, средняя громкость голоса автором обычно не отмечается, так как коммуникативную нагрузку приобретает повышение или понижение голоса. Динамика изменений этого параметра – важное акустическое средство кодирования невербальной информации [Основы 2003: 302].

Тихий голос в художественном тексте может описываться тремя основными способами:

1) глаголами типа whisper, mumble (to say something in a way that is not loud or clear enough), murmur (to say something in a very quiet voice), croon (to speak in a soft voice)1, fall (about voice), глагольным словосочетанием to lower one’s voice, т.д., например:

  • He…whispered, “And you, my little dove, why have you said nothing of yourself?” [ES, 77]

  • “How’s my sweetheart?” His voice was almost crooning. [RP, 307]

  • “No.” Terri’s voice fell. “I want you to clear yourself, Chris.” [RP, 484]

2) наречиями weakly, softly, gently, quietly, faintly, т.д.; выражением under one’s breath, например:


  • “I know,” she answered gently. “ But somebody has to take care of you.” [ES, 31]

  • “Elena’s still not right,” she said quietly. [RP, 335]

  • “Victor knows something,” he said to Caroline under his breath. [RP, 432]

3) сочетанием слова voice с определителями соответствующей семантики (small, soft, quiet, wispy, hushed, muted, low, feeble, т.д.), например:

  • “We could cut four days off the trip,” Chris said, his voice soft. [RP, 304]

  • Then Rosa said in a muted voice, “Do you want me to call the police, Teresa?” [RP, 351]

Тихий голос, как отмечает Г.Е. Крейдлин, - это способ выражения интимности, почтения и обожания, дружеского совета и увещевания, смирения и уважения, прошения и покаяния [Крейдлин 2000: 465], например:

  • Her heart melted. “I’d like that,” she whispered. [ES, 128]

Кроме указанной выше коммуникативной нагрузки, тихий голос может выполнять в процессе общения следующие функции:

выражение нежности к собеседнику, например:

  • “Listen, darling,” she began softly. [ES, 56]

выражение смущения, например:

  • “Adam, I don’t know how to say this,” she murmured. [ES, 117]

выражение сочувствия, например:

  • “You must have suffered a great deal,” Adam whispered. [ES, 29]

выражение восхищения, например:

  • “Beautiful, isn’t it?” she murmured. [ES, 160]

выражение испуга, например:

  • The intruder stopped, raising his gun. Richie’s eyes changed. “I’ll give her up,” he whispered. [RP, 302]

нежелание говорящего быть услышанным третьими лицами, например::


  • He whispered to his daughter: “Is there a Mrs. Pracht?” [ES, 63]

выражение невозможности поверить услышанному, например:

  • “This is unbelievable,” he murmured half to himself. [ES, 94]

  • “Published?” Ray murmured half to himself. [ES, 70]

Последние два примера интересны тем, что автор подчеркивает, что реакция говорящего на полученную информацию не рассчитана на собеседника; слова «вырываются» непроизвольно и поэтому произносятся тихо и невнятно.

Поскольку тихий голос может быть связан с определенным психическим состоянием говорящего – подавленностью, шоком, растерянностью, т.д., глагол может содержать указание как на громкость голоса так и на эмоциональные оттенки, передаваемые голосом, например, to mutter (to talk in a quiet voice that is difficult to hear, especially because you are annoyed or embarrassed), to purr (to speak in a quiet low voice that sounds happy or attractive), например:

  • “Yes, sonny boy,” the older man muttered uncomfortably. [ES, 15]

В данном случае эмоциональный компонент значения глагола усиливается наречием.

  • “Hi, sweetheart,” she purred. [ES, 146]

Героиня «мурлычет», так как хочет очаровать собеседника.


Громкий голос – это голос, которым отдаются приказы, это голос окрика и призыва, недовольства и раздражения, например:

  • “Greg, you thieving bastard,” Sandy shouted, shaking the older man.

“You stole it. You stole my work.” [ES, 106]

В приведенном примере автор характеризует эмоциональное состояние героя не только указанием на громкость голоса, но и через его вербальную реакцию и его невербальное поведение (нападение на собеседника).


Громкий голос также появляется в речи, если есть преграда в общении: плохая слышимость, незнакомый речевой код, психологическая невосприимчивость информации. Повышение голоса передает отдаление от собеседника, стремление занять в диалоге командную позицию, что обычно вызывает ответную негативную реакцию [Крейдлин 2000: 466].

Громкий голос может быть показан

1) наречиями loudly, sharply (suddenly and loudly), т.д. модифицирующими глаголы говорения, например:


  • “I don’t think that word is adequate, Mom,” Isabel said sharply. [ES, 144]

2) глаголами, такими как to cry, to shout, to roar, to bellow (to shout very loudly), to trumpet (to make known loudly), to boom, глагольным словосочетанием to raise one’s voice, т.д., например:

  • “Have you heard the news, sonny boy?” Sidney trumpeted down the phone. [ES, 111]

  • He lost his temper completely, bellowing, “You shut your dirty mouth!” [ES, 47]

  • “Of course we’re going to tie each other down!” Andrew roared. “We’re in love! We’re lovers!” [PG, 247]

Как видно из приведенных примеров, повышенная громкость голоса маркируется также средствами пунктуации, а именно, использованием восклицательного знака.

Причинами повышения голоса, нарушающими этикетные нормы общения, являются «захлестывающие» говорящих эмоции: гнев, злость, негодование, раздражение, возмущение, поэтому нередко глагол, сигнализирующий громкую речь, сочетается в высказывании со словами, указывающими на эмоциональное состояние говорящего, например:

  • ‘Oh, really!’ Louise cried in irritation. [PG, 137]

Есть, однако, глаголы говорения, которые совмещают значение громкости и эмоционального состояния, например, to yell (to say something in a loud voice, or to make a loud noise, because you are angry, afraid, excited, etc.), to rage (to shout angrily at someone), to explode (to express strong emotions in a sudden, noisy and often violent way), to erupt (to suddenly express a particular feeling in a noisy way) to hurl (to shout at someone in a very angry way), например:


  • “And don’t come back!” she yelled.“I don’t want you! Louise doesn’t want you!”[PG, 262]

  • “She’s a public nuisance,” Toby exploded suddenly. [PG, 119]

Хотя в семантике слова to explode заложено указание на внезапность реакции, автор использует слово suddenly, таким образом акцентируя это значение.

Иногда на повышенных тонах идет весь разговор, что отражает неадекватное эмоциональное состояние обоих коммуникантов, например:

  • “What d’you want? To live alone and I come by at the weekend…when my wife isn’t watching?”

“Don’t shout at me!” Louise shouted.

“Why not?” he demanded, his volume undiminished. “You make me angry!”

“Well, you make me angry!” Louise bellowed back. [PG, 247]


Меняя громкость звука в ходе дискурса, говорящий «играет» своим голосом, стараясь максимально воздействовать на слушающего:

  • He lowered his voice. “This is an easy speech to give,” he said. [RP, 334]

Повышение или понижение громкости голоса может свидетельствовать об изменении эмоционального состояния, например:

  • “Does you mother understand what she did?” he asked.

“No.” Terri’s voice fell. [RP, 484]

  • “We had an affair and” – her voice lowered to a barely audible whisper – “after Ray became so obsessed with you…” [ES, 139]

Уменьшение громкости в данных примерах свидетельствует о волнении, некоторой растерянности героинь при обсуждении неприятных для них тем.

Иногда говорящий пытается обуздать свои эмоции, и оскорбительные ранящие слова произносит без повышения голоса:

  • Toni … did not raise her voice but spoke barbed words. [ES, 95]

Контраст вербального и невербального выражения эмоций обычно производит поразительный эффект на собеседника.


Б) Высота голоса (pitch)

Следует заметить, что русское слово тон может обозначать совершенно разные характеристики голоса:

1) степень высоты звучащего в момент речи голоса (свойство голоса), в английском языке это свойство голоса называется pitch of a voice, например: на повышенных тонах;

2) способ выражения голосом отношения говорящего к адресату или предмету речи, например: недовольным тоном, оскорбительный тон; в этом случае его английский эквивалент - слово tone: e.g. disbelieving tone. В данном разделе статьи рассматриваются только те случаи, когда автор указывает на высоту голоса; тон во втором значении рассматривается ниже.

В тексте высота тона голоса может показываться автором с помощью

1) глаголов, в дефинициях которых обычно содержится, как правило, и указание на эмоциональное состояние, проявившееся в повышении тона голоса (а обычно и громкости его звучания), такие как to shriek
(to say something in a very loud high voice / to shout in a loud high voice when you are frightened, excited or surprised), to wail (to shout with a long high sound to show that you are in pain or very sad), to shrill (to say something in a loud high unpleasant voice), to scream (to cry out loudly on a high note, esp. in fear, pain, anger), to rise (about voice – to get higher, often because of strong feelings), т.д., например:


  • “Stop it!” She screamed. [ES, 107]

  • “I tell you it’s gone!” Toby wailed. “What did she say to you?” [PG, 249]

  • “But no one is ever going to find me innocent.” His voice rose slightly. [RP, 478]

Автор может уточнять, какие эмоции заставляют его героев повысить голос или даже сорваться на крик:


  • “You are not woman enough.” “What?” she shrieked with outrage. [ES, 150]

2) прилагательных, которые часто содержат в своих дефинициях указание не только на высоту тона, но и на громкость или тембр голоса, на эмоциональное состояние говорящего или качество звука, например, high, low, gruff (low, rough, unfriendly), hoarse (low, rough), plaintive (high, sad), thin (high, unpleasant to hear), например:

  • And then, regaining his gruff tone, he ordered, “Now let’s get to work, shall we?” [ES, 29]

  • His voice was suddenly plaintive. [RP, 307]

Как видно из приведенных в этом разделе примеров, изменение высоты голоса указывает на изменение эмоционального состояния говорящего или на изменение его речевой стратегии: так, в последнем примере говорящий решил, что он сможет добиться своего, если вызовет сочувствие партнера, если будет «бить на жалость», перейдя на высокий жалобный тон.

3) слова pitch, например:

  • To her surprise she found…her voice at full pitch. [PG, 247]

В ходе дискурса коммуниканты «играют» голосами, намеренно меняя громкость и высоту звучания голоса. Но иногда говорящий хочет скрыть то, что происходит в его душе, поэтому для него очень важно усилием воли сохранить ровный тон, не отражающий его внутреннее состояние, т.е. не сорваться на крик, не перейти на повышенный тон, так как в дискурсе человек, сохраняющий самообладание, получает моральное превосходство над потерявшим контроль над собой, своим голосом, своими чувствами, например:

Terri tried to keep her voice steady. [RP, 308]

He never raised his voice in either anger or joy. [PG, 204]

Монотонный голос, т.е. голос, не меняющий высоту тона и громкость, обычно характеризует коммуниканта отрицательно: человек, обладающий монотонным голосом, либо неэмоционален и скучен по своей природе, либо крайне подавлен, либо болен, как в следующем примере:


  • Still staring into the fire he answered in a monotone, “So do I.” [ES, 125]


В) Тембр голоса (timbre)

Тембр голоса - это окраска, специфичность звучания голоса отдельного человека в конкретной коммуникативной ситуации. В английском языке для его обозначения используется слово timbre (the quality of sound that a particular voice has). В исследуемых текстах тембр голоса обычно показывается наречиями или прилагательными типа low, high, gruff(ly) (rough, low sound), hoarse(ly) (low, rough voice), husky, raspy, т.д., например:

“Who’s she?” he asked gruffly. [ES, 51]

“Toni,” he mumbled hoarsely, “we’ve got to talk.” [ES, 92]

В тексте могут встречаться указания на изменение тембра голоса героя, например:

“I’ve been looking for you.” He sounded strange. [RP, 477]

“Come on in.” Richie’s voice was oddly pleasant. [RP, 485]

Герои говорят не характерными для них голосами, что свидетельствует в первом примере о глубоких переживаниях персонажа, во втором - об игре, которую ведет говорящий.


Г) Эмоциональные оттенки голоса

Отмечая, что невербальная коммуникация важнее вербальной, К.Боуви и Дж. Тилл замечают, что невербальное поведение имеет особое значение для передачи эмоционального состояния коммуникантов, “accounting for 93 percent of the emotional meaning that is exchanged in any interaction.” [Bovee: 29]. Более важно не то, что говорится, а то, как это говорится.

Голосу, как и лицу, можно придавать определенное выражение: печальное, скорбное, т.д. [Крейдлин 2000: 474], и коммуниканты активно используют это важное средство общения. В художественном тексте для передачи эмоциональных оттенков голоса коммуникантов используются следующие средства:


1) глаголы, в дефинициях которых есть указание на эмоциональное состояние говорящего, такие как to snarl (to speak in an angry bad-tempered way), growl (to say something in unfriendly and angry way), to gush (to express admiration or pleasure with enthusiasm), to storm (to say something in a very angry way), to chirp (to say something in a lively and happy way), т.д., например:


  • “I will, I will,” she chirped. [ES, 16]

  • “Forget the formalities, Boyd,” the Boss growled [ES, 10].

2) глаголы говорения в сочетании со словами, номинирующими эмоциональное состояние говорящего, а именно:

      1. наречиями, такими как gravely, numbly (unable to show emotions, extreme shock), angrily, furiously, happily, apprehensively, cheerfully, joyously, nervously, excitedly, uneasily, gaily, shyly, euphorically, ecstatically, anxiously, helplessly, quizzically, frantically, calmly, tightly (nervous and annoyed), т.д., например:

    • Sick at heart, Muriel said sadly, “I don’t really think that would help.” [ES, 52]

  • “I’ve read the article.” Terri said calmly. [RP, 341]

  • “Hi. I got Boyd’s message too.” Toni said ecstatically. [ES, 25]

b) существительными, обозначающими эмоциональное состояние, такими как embarrassment, delight, fervor, feeling, triumph, т.д., например:

    • “Mice?” the sick man asked with exasperation. “What in hell’s name do mice have to do with my life?” (ES, 10)

“My fiddle!” Isabel cried with delight [ES, 53]

  • “Do my sisters know this?” Terri asked through her horror. [RP, 382]

  • “While he lay there,” Rosa said with terrible calm, “I put the revolver in his mouth.” [RP, 482]


Последний пример интересен тем, что, несмотря на то, что спокойный тон, говорящий о покое, гармонии и мире в душе человека, воспринимается партнерами по коммуникации обычно положительно, в данном случае наводит ужас на собеседника, так как характер сообщаемой информации вступает в конфликт с тоном голоса.

3) Cлова voice или tone в сочетании с указанием на выражаемую голосом эмоцию:

  • “Hello.” Toni’s voice sounded surprised. [ES, 67]

  • There was even a touch of fear in her voice. [ES, 93]

  • A cheery voice spoke out behind her [RP, 322]

  • Miriam would have been familiar with the irritable tone of Toby’s voice. [PG, 119]

Голос в определенной степени синхронизирован с текущим психическим состоянием человека. Но он не всегда свидетельствует о подлинности чувств [Крейдлин 2000: 477]. Чувства можно симулировать, и голос играет при этом ведущую роль: его можно изменять, придавая ему различные эмоциональные оттенки. Голосом можно сыграть любую эмоцию, чтобы усилить воздействие на партнера, например:

  • “Have you lost your touch?” she called out in mock anger. [ES, 150]

Выплеск негативных эмоций на слушающих может разрушить коммуникацию, вызвать резко отрицательную, даже агрессивную реакцию партнеров, так как является признаком невоспитанности, скверного характера, несдержанности говорящего. Поэтому коммуникантам приходится сдерживать свои негативные эмоции, если они хотят произвести благоприятное впечатление на слушающих, например:

  • “Yes,” she said in a tone of suppressed anger. [RP, 416]
  • “Well,” Raymond remarked, trying to mask his feeling of jealousy. “I guess you’ve been in love with him for years.” [ES, 80]


Часто эмоциональный срыв, проявление волнения является признаком того, что говорящий теряет душевное равновесие и этим дает преимущество партнеру по коммуникации; поэтому, для того, чтобы не уступить свою позицию и не унизиться, говорящий усилием воли старается сохранить спокойный ровный тон:

  • “The evaluation doesn’t start for almost a month.” Terri kept her voice calm. [RP, 342]

Хотя героиню очень волнует процедура психологической оценки членов семьи и сроки ее проведения, она старается говорить спокойно, чтобы «не потерять лицо».

В тексте подобные попытки говорящего не выдать голосом своих эмоций указывают слова calm voice, level (steady and calm) tone, even (calm and controlled) tone, flat (lacking emotion) voice, casual(ly) (relaxed and not worried), т.д., например:

  • “How are you getting home, Anya?” he asked as casually as he could. [ES, 90]

Говорящий влюблен в Аню, для него очень важно, чтобы она согласилась поехать с ним, но он боится выдать свои чувства.

  • “This” he murmured to Terri, his voice level, “is one of the worst nights of my life.” [RP, 339]

Характер вербальной информации идет вразрез с ровным тоном голоса, передающим эту информацию.

  • “I didn’t organize it,” Luise said flatly. “I can’t stop them.” [PG, 204]

«Тусклый», лишенный всякой эмоциональной окрашенности голос героини выдает ее крайне подавленное состояние.


Д) Отражение в голосе физического состояния говорящего

В голосе говорящего иногда слышна усталость. В английском художественном тексте она отражена словами типа tired, weary и их производными, например:
  • “Ricardo means to make you pay for Chris,” Rosa said with weary certainty. [RP, 315]


  • “May be I blamed myself for liking that.” Her voice grew tired. [RP, 349]

  • His tone mingled weariness with disgust. [RP, 326]

В последнем примере находим не только указание автора на физическую усталость говорящего, но и на его эмоциональное состояние, нашедшие отражение в его голосе.

Могут отмечаться и другие изменения физического состояния говорящего, влияющие на его голос, например, опьянение:

“An excellent hypothesis, Dr. Raven,” Greg pontificated tipsily. [ES, 105]


E) Неартикулируемые голосовые реакции

К неартикулируемым голосовым реакциям мы относим невербальные реакции, в которых задействован голос – смех, плач, стон, возгласы, вздохи, обычно выдающие эмоциональное состояние человека и отражающие его психофизиологические реакции, например:

  • Naomi Petersen made a muffled exclamation. [PG, 23]

  • Toby moaned softly and went to the garden gate. [PG, 107]

  • Toby let out a small yelp and veered sharply into the middle of the road. [PG, 104]

  • Miriam gave a cry of outrage and rummaged in her handbag and dragged out her wallet. [PG, 262]

Возглас Мириам является реакцией возмущения на обвинения мужа в том, что она сняла все деньги с его карточки.

  • Even now the remark hit Paget hard. “Whew,” he said. [RP, 491]

Междометие “Whew” обычно выражает состояние удивления или дискомфорта, испытываемого говорящим.

Броснахан называет подобные реакции «голосовыми рефлексами» и отмечает, что они могут быть подлинными, а могут симулироваться [Brosnahan 1998:88].

Рассмотрим голосовые реакции, наиболее часто отмечаемые авторами при воссоздании дискурса.

Смех (laugh(ter), chuckle, giggle) - это реакция на шутку, на остроумное замечание, на рассказ о смешном случае из жизни, поэтому обычно он является положительной реакцией на речевое поведение партнера, поддерживающей общение:


  • The prospective jurors laughed at the mild joke… [RP, 402]

  • ‘When we were undergraduates we used to save up for Friday nights and then get drunk on cider and gin.’

Toby chuckled. ‘Did you really?’ [PG, 46]

  • The bar exploded in laughter. [PG, 253]

Реакция в форме смеха показывает, что коммуниканты пребывают в прекрасном настроении, им весело, они хорошо проводят время.

Но смех может быть и недобрым, обидным; часто это смех над партнером по коммуникации или тем, что ему дорого. В этом случае смех разрушает контакт между участниками дискурса, например:

  • “What do you mean by that?”

He laughed softly and hung up. [RP, 342]

Вместо ответа на вопрос человек смеется, и эта реакция приобретает негативный характер; коммуникация нарушена.

В тех ситуациях, когда смех кажется не совсем уместным или может обидеть, коммуниканты стараются подавить его, например:

  • “I suggest you consider him more carefully before you imagine the jury weeping.” Brooks suppressed a chuckle. “Caroline, you are entertaining.” [RP,385]

    • ‘The neighbourhood watch people are advising everyone to close up their paddocks and fields.’ There was a suppressed snort on the other end of the telephone which sounded like Andrew Miles trying not to laugh. [PG, 85]

В планы Эндру не входит ссориться с красивой соседкой, поэтому он пытается замаскировать смех, вызванный абсурдностью рекомендаций по охране деревни.

  • It’s been nice to know you, however briefly,” Caroline said dryly.

There was suppressed laughter from the press. [RP, 402]

Язвительная реплика героини вызывает смех представителей прессы, но смех этот обидный, оскорбительный для объекта остроты, поэтому журналисты пытаются его подавить.


    • “It was a very offensive calendar,” Josephine said.

Naomi gave an ill-concealed snort of laughter. “And what did it show?” [PG, 22]

Наоми даже не пытается скрыть, что ей смешно утверждение Жозефины.

Плач (weep, cry, sob) обычно является отражением отрицательных эмоций, испытываемых коммуникантами – отчаяния, горя, обиды, т.д., например:

  • “You are in danger, darling…” she began to weep. [ES, 139]

Но иногда люди плачут от счастья, например:

  • When he arrived at her apartment, Toni was intoxicated with joy.

“Oh, Adam,” she wept, hurling her arms around him. [ES, 25]

Вздох – это эмоциональная реакция, отражающая грусть, печаль, раздражение, неудовольствие, нежелание что-то делать, выраженная во громком затяжном вдохе и выдохе, например:

  • Louise sighed with irritation. “Can’t I just leave them?’. [PG, 214]

  • From the lane came the whine of sirens. Andrew sighed at the prospect of imminent trouble. [PG, 285]

Однако, вздох не всегда маркирует отрицательные эмоции коммуникантов: иногда они вздыхают с облегчением, когда осознают, что неприятная ситуация осталась в прошлом или закончен тяжелый разговор, например:

  • Louise put the telephone down with a sigh of relief. [PG, 223]

Выражаемое вздохом эмоциональное состояние можно легко симулировать:

    • “And I’ve got the most wonderful daughter.”

“Oh, how I envy you.” She sighed theatrically. [ES, 99]

Используемое автором наречие theatrically подчеркивает неискренность, наигранность эмоциональной реакции героини, расчет на внешний эффект.

Кашель (покашливание) (cough) может тоже нести коммуникативную нагрузку, например:


    • “Are there nest-clearing contractors?”

He gave a little cough to cover his laugh. [PG, 147]

В приведенном примере коммуникативная функция покашливания – замаскировать смех, который может обидеть собеседницу и нарушить общение.

Фыркание (snort)реакция презрительного отношения к партнеру по коммуникации или к предмету обсуждения, например:

    • [Miriam:] “About the lady and the gamekeeper in a sort of triumph through sex against an unfeeling class-bound society?”

Louise snorted and put three crosses in the margin. [PG, 111]

Часто фырканье является выражением подавляемого смеха, что отмечается автором, например:

    • There was a snort of laughter from behind the groceries [PG, 136]


Ж) Дрожание голоса

Голос начинает дрожать, когда говорящий испытывает чрезвычайно сильное волнение, гнев, потрясение, шок. Эта характеристика голоса связана с физическими изменениями (усиленной вибрацией голосовых связок), поэтому она не поддается контролю. Дрожащий голос предательски выдает информацию о том, что говорящий во власти сильных эмоций и потерял контроль над собой и своим голосом. В художественном тексте на эту особенность голоса указывают слова типа shake, tremble и их производные, например:

  • …Paget said in a shaky voice, “You’re wonderful.” [RP, 475]

    • His voice trembled with an anger she had never heard in him before. [RP, 308]

Последний пример интересен тем, что автор называет ту эмоцию, которая вызвала данное изменение голоса.

В процессе коммуникации характеристики голосов собеседников постоянно меняются. Это может выражаться в изменении любого из приведенных выше параметров голоса: громкости, высоты, тембра, передаваемых эмоциональных оттенков. На лексическом уровне эти изменения отражаются с помощью глаголов-связок to grow, to get, to become + прилагательное, указывающее на характеристику голоса, например:


    • “But you didn’t.” Terri’s voice grew soft again. [RP, 483]


Тон

Тон (tone) обозначает способ выражения голосом отношения к адресату и предмету речи: оскорбительным тоном, в таком тоне. По мнению Г.Е.Крейдлина, тон речи регулирует актуальный диалог и связан с прагматикой речевой коммуникации. Настройка тона происходит чаще всего подсознательно [Крейдлин 2000: 493].

В ходе дискурса очень важно взять правильный тон или задать верный тон, т.е. тон, соответствующий содержанию диалога, стилю и коммуникативным намерениям говорящего. С помощью тона можно манипулировать собеседником, добиваться от него нужной реакции, например:

    • Louise could never resist that tone of voice from him. [PG, 40]

Неверный тон, напротив, может привести к провалу коммуникации [Крейдлин 2000: 494], или создать препятствия, что можно проиллюстрировать следующим примером:

  • Something about Greg’s tone made Sandy uneasy. [ES, 105]

Тон может быть «говорящим» и иметь большее значение, чем вербально выраженное сообщение:

  • “I told him not to move,” the cop told Monk. Please, the cop’s tone said, bust this guy. [RP, 374]


Отношение к собеседнику или предмету обсуждения в тексте может быть выражено

1) глаголами типа to sneer (to speak in an unpleasant way that shows you do not respect someone); to plead (to ask for something in an urgent or emotional way); to beg, to implore (to ask to do something in an emotional way), to grumble (to say something in a complaining way), to reprimand (to say somebody that something they have done is wrong), to commiserate (to express sympathy to someone who is unhappy), to lash (criticize someone severely or angrily), to enthuse (to talk in an excited way about something you are interested in) и т.д., например:


  • “But he’s barely two years old.” She reprimanded him. [ES, 14]

  • “I’m sorry,” Adam commiserated. [ES, 22]

  • “You’re some kind of nut,” Hartnell sneered. [ES, 39]

  1. наречиями типа lovingly, passionately, affectionately, amiably, cordially, deferentially, sympathetically, warmly, icily, coolly, dryly, disapprovingly, offhandedly, abruptly, curtly, earnestly, например:

  • “Nicely done,” he told Monk sarcastically. [RP, 363]

  • “I don’t know anything about farming or the country,” she heard herself say apologetically. [PG, 123]

  • “You’re ducking the question,” Raymond continued aggressively. [ES, 100]

  • “Bonny Andrew,” Rose said lovingly. “Andrew Miles.” [PG, 229]

  1. употреблением глаголов говорения с существительными, обозначающими отношение к собеседнику или обсуждаемой информации, таких как with disapproval, interest, deference, affection, irony и т.д., например:

  • “Yes,” he said with courtesy. [RP, 358]

  • “Does she have any experience with children?” Toni asked with an edge of cruelty in her voice. [ES, 95]

  • “Here I can only sympathize,” Salinas said with irony. [RP, 469]

4) употреблением слова voice или tone с модификаторами, отражающими отношение к собеседнику или предмету разговора, например, astringent (severe, bitter), ironic, accusatory, cool, bitter и т.д., например:

  • “I should think there was,” Andrew said in a tone of reproof. [PG, 250]

  • “According to Mr. Arias,” Scatena interrupted in a hectoring tone, “he was also working.” [RP, 324]

  • “Daddy told me.” The child’s voice was accusatory. [RP, 328]

Любое высказывание в дискурсе призвано как-то воздействовать на собеседника, но особенно ярко это свойство проявляется, если глаголы говорения сочетаются с перформативными определителями, обозначающими речевые действия, например, soothingly, pleadingly, т.д.:


  • “That’s my girl,” he said encouragingly. [ES, 81]

  • She …murmured almost apologetically, “I want to get married again.” [ES, 80]

  • “Sure, sure.” Sidney replied as convincingly as he could. [ES, 59]

Говорящему не всегда удается владеть голосом настолько хорошо, чтобы убедить собеседника в искренности своих слов, и это тоже находит отражение в авторской характеристике тона, например:

“With what?” she inquired in an unconvincingly helpless tone. [ES, 148]

Героиня хочет казаться беспомощной, беззащитной, чтобы вызвать у собеседника желание помочь ей, но ей не удается оказать желаемое воздействие, так как не она не может установить нужный тон, ее слова звучат фальшиво.

  • “By the way, ” Kim said with artificial sweetness, “can you tell me who’s the head of production as of this morning?” [ES, 150]

В авторской речи содержится указание на фальшивый, неискренний тон говорящего, который тот принимает, чтобы добиться ответа на свой вопрос.

Tон говорящего может иметь противоречивые, контрастные оттенки, например:

  • “I think women scientists could do something other than work with make-up and medicine.’ Louise counted with acidic sweetness. [PG, 159]

«Приятность» тона доведена до такой степени, что она начинает отражать отрицательное отношение говорящего к партнеру и его утверждениям и приобретает язвительный оттенок.

Оттенки тона могут быть слабо выраженными, так как демонстративный тон может обидеть собеседника и вызвать негативную реакцию:
  • His voice held the barest trace of irony. [RP, 334]


Но иногда говорящий «подчеркивает» избранный им тон, чтобы эффективнее воздействовать на собеседника:

  • She spoke to him with emphatic calm. [ES, 127]

  • Richi spoke with exaggerated patience. [RP, 307]

В ходе дискурса говорящий может менять тон в зависимости от темы разговора, от поведения партнера по коммуникации, «играть» голосом, чтобы оказать нужное влияние на слушающих:

  • His tone was somehow different. [RP, 329]

  • His voice turned cool. [RP, 330]

  • “I’ve tried,” Richie put in quickly, and then made his tone more soothing. [RP, 321]

  • Her voice filled with irony. [RP, 471]

Голос всегда отражает эмоции и отношение говорящего к партнеру по коммуникации и обсуждаемому предмету, и если он ничего не выражает – это отклонение от нормы, и это тоже коммуникативно значимо:

  • Finally he said in a toneless voice, “I remember…” [ES, 117]

В данном примере ничего не выражающий голос маркирует состояние шока, страх, испытываемый говорящим.

Но в некоторых случаях говорящий может стараться сохранить нейтральный тон, не отражающий его отношения к словам партнера, чтобы его не обидеть и не поссориться с ним, например:

  • “Why, this is a military operation!” Miriam commented, her voice carefully neutral.

[PG, 96]

Г. Е. Крейдлин считает, что основное коммуникативное назначение тона – согласовывать межличностные и социальные отношения между участниками акта коммуникации, он этикетно нормативен, контролируем и регламентирован. Голос же – главный выразитель эмоций; с его помощью можно воздействовать на адресата. Если тон выполняет регулятивную функцию и связан с манерой и стилем ведения диалога, то голос – основной инструмент эмоционального воздействия [Крейдлин 2000: 497-500].


В результате анализа художественного дискурса можно заметить, что авторы уделяют большое внимание таким невербальным его составляющим как голос и тон. Писатели описывают голос и тон, стремясь дать полную картину коммуникативной ситуации и создать эффект присутствия. С помощью этих компонентов дискурса до читателя доносится такая паралингвистическая информация как эмоциональное состояние коммуникантов, их речевые стратегии, невербальные способы воздействия на собеседников и достижения поставленных в ходе дискурса коммуникативных целей.


Литература


  1. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык (И.В.Арнольд) - М.: Флинта; Наука, 2004. - 380 с.

  2. Крейдлин Г.Е. Голос и тон в языке и речи / Г.Е. Крейдлин // Язык о языке. под ред. Арутюновой Н.Д. – М.: Языки русской культуры. 2000. - с. 453 – 501

  3. Основы теории коммуникации./ Под ред. М.В.Василика. – М.: Гардарики, 2003. -
616 с.

  1. Сухарев В.А. Мы говорим на разных языках (В.А.Сухарев) – М: Гранд, 1998. –

404 с.

  1. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия (В.Е.Чернявская) - М.: «Флинта», «Наука», 2006. - 134 с.

  2. Язык жестов. Сост. А. Мельник. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003. - 448 с.

  3. Bovee, C.L., Thill, J.V. Business communication today (C.L.Bovee, J.V.Thill,) - N.Y.: McGraw-Hill, Inc., 1992. - 660 p.

  4. Brosnahan L. (1998) Russian and English Nonverbal Communication (L.Brosnahan) – Moscow: Bilingua. - 120 p.


Цитируемые источники


  1. ES – E.Segal. Prizes. // Reader’s Digest Condensed Books. Vol 3. - New York: the Reader’s Digest Association, Inc., 1995. - p. 7-160.

  2. PG - Ph. Gregory. Perfectly Correct. – London: HarperCollinsPublishers, 1997. - 294 p.
  3. RP – R.N.Patterson. Eyes of a Child. // Reader’s Digest Condensed Books. Vol 3. - New York: the Reader’s Digest Association, Inc., 1995. - p. 299- 496.



Словари

1. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. Oxford: Macmillan Publishers Limited, 2002.

2. Longman Dictionary of Contemporary English. Longman House, 1988.


Summary


How the speaker says something is sometimes more important than what he says, that is, non-verbal clues convey more information than the verbal statement. The article dwells upon the characteristics of voice and tone used by a speaker, as well as the ways these characteristics are reflected in the fictional discourse.



<< предыдущая страница   следующая страница >>