litceysel.ru 1 2 3


Государственное образовательное учреждение

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Учебно-методический центр

Курсовая работа

на тему:

«Развитие инновационного потенциала педагога

в контексте приоритетного национального

проекта «Образование»




Выполнила:

учитель географии

МОУ Лесная СОШ

Иванова Надежда Николаевна

Научный руководитель:

Крюкова Марина Сергеевна

Главный методист ТИУУ


г.Тверь, 2008 год

Содержание:

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3


2. ГЛАВА 1………………………………………...…...……………………..7

1.1 Техническая характеристика интерактивной доски.

1.2 Что дают интерактивные доски в обучении

1.3 Где можно использовать в школе интерактивную доску?

1.3 Как научиться работать с интерактивной доской? 

1.4 Что дает интерактивная доска по сравнению с просто проектором и экраном? 

1.6 Информация для пользователя интерактивной карты.

1.7 Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии.

3. ГЛАВА 2………………………………….……………………………….22

2.1 Виды работ с физическими интерактивными картами

2.2 Примеры заданий

2.3 Виды работ с отраслевыми интерактивными картами

2.4 Виды работ с региональными социально-экономическими интерактивными картами.

2.5 Элективный курс по картографии «Работа с интерактивной картой»

2.6 Тематическое планирование для 6-10 классов с использованием интерактивных карт.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….....……………………………………..30


5. ЛИТЕРАТУРА ……………..……………..………………………………32

6. ПРИЛОЖЕНИЯ. ……………………………...…..………………………33

Цель моей работы – рассмотреть аспекты развития инновационного потенциала педагога в рамках национального проекта «Образование», на анализе работы с комплектом интерактивных карт при помощи интерактивной доски.


Задачи:


  1. Выяснить, как национальный проект «Образование» способствует развитию инновационного потенциала педагога.

  2. Показать возможности интерактивных досок и наглядных интерактивных пособий в школе и на уроках географии.

  3. Привести примеры построения работы на уроке с различными видами интерактивных карт.

  4. Составить тематическое планирование в 6-10 классах с использованием интерактивных карт.

  5. Разработать 8-ми часовой элективный курс по картографии «Работа с интерактивной картой»

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.


С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.

Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

В ходе реализации национального проекта «Образование» в школу поступили автобусы, интерактивные доски, кабинеты биологии, физики, химии, информатики и географии. В кабинет географии поступило огромное количество наглядных пособий, компасы, барометры, коллекции горных пород, около 100 бумажных карт, метеостанция и комплект из 62 интерактивных карт (см. приложении №1).

Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Предлагаемые пособия позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных карт. Вот лишь некоторые из их преимуществ:


  • Возможность приближения отдельных участков для более подробного их изучения;

  • Возможность отображения только необходимых на конкретном уроке подписей и условных обозначений карты;

  • Возможность рисовать на карте и наносить на нее надписи.



Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:

  • Приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;

  • Снимать часть изображений, упрощая карту, делая её более наглядной;

  • Делать рисунки;

  • Наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры;

  • Ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности;

  • На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.

Интерактивные физические карты представляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию (нарисуйте систему течений разных частей океана, господствующих ветров, водохранилищ и т.д.) и проектирования (транспортных путей, освоения новых территорий и т.д.)

Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют учителю использовать их во всех учебных курсах (см. приложение №2), реализовывать деятельность практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения – картографические.

Для того чтобы научить учеников работать в таком современном ключе, сам педагог должен идти в ногу с новыми интерактивными технологиями, должен быть компетентным в своем предмете, должен любить свою профессию!


2. ГЛАВА 1

1.1 Техническая характеристика интерактивной доски.


Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и потрясающе легка в управлении.

Интерактивная доска Interwrite Board (ранее GTCO Interwrite SchoolBoard) основана на запатентованной GTCO CalсComp Inc. (США) технологии «электромагнетик», обеспечивающей высокое разрешение, наилучшую скорость реакции и точность рукописного текста, а также прочность конструкции в течение многих лет активного использования.

Активная поверхность интерактивной доски Interwrite Board — твердая, износостойкая, антивандальная, матовая, антибликовая. Интерактивная доска Interwrite Board позволяет использовать традиционные чертежные инструменты (линейка, транспортир, угольник и др.) для различных построений на уроках геометрии, алгебры, черчения, физики и др.

Интерактивная доска Interwrite Board сохраняет работоспособность при частичном разрушении активной поверхности, что очень важно при эксплуатации в образовательных учреждениях.

Интерактивная доска Interwrite Board изготавливается на заводах в США (7125 Riverwood Drive Columbia, MD 21046, USA).

Специальное полностью русифицированное и адаптированное программное обеспечение интерактивной доски представляет собой интуитивно простое и удобное средство, с помощью которого вы можете подчеркивать, обводить и делать примечания поверх любого компьютерного приложения. Вы можете сохранить, напечатать или послать по почте ваши уроки и все примечания студентам, которые находятся вдали от класса. Программное обеспечение совместимо с MS Windows (98, 2000, NT, ME, XP, Vista), Mac OS и Linux.


Три программируемые функциональные кнопки упрощают работу с доской, обеспечивая мгновенный доступ к запуску любимого приложения, Интернет-сайта или файла.

Опыт применения интерактивных досок в процессе обучения показывает эффективность данного технического средства обучения. Преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской очевидно. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным, повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий, которыми пополняются медиатеки школ и Межшкольных методических центров. У учителя появилась возможность моделировать различные биологические и физические процессы с помощью инструментария (библиотек), которые поставляются с программным обеспечением к интерактивной доске, цифровыми лабораториями. Первая проблема состоит в том, что не каждая школа может позволить себе приобрести интерактивную доску с необходимым программным обеспечением, который бы обеспечил минимальные возможности моделирования. В этом случае интерактивная доска используется, как проекционный экран, когда интерактивность достигается через управление презентацией или элементами интерфейса с помощью выбора управляющих элементов на сенсорном экране. Вторая проблема - учителю нужно время на освоение этих технологий, так как после этого он сможет осуществить выбор приемов и методов обучения с включением интерактивной доски в процесс преподавания предмета. Третья проблема – преодолеть стереотип, что доска является средством фронтальной работы с классом, что по средствам этого ТСО можно осуществлять дифференцирований подход в обучении, и эта проблема упирается в наличие хорошей технической базы и программного обеспечения.

Перед учителем, который хочет включить в практику своей работы использование интерактивной доски, стоят последовательно следующие задачи:
- Научиться (технически) работать в среде Smart Notebook;

- Освоить практические приемы работы непосредственно с доской;

- Методически грамотно применить полученные умения и навыки при подготовке и проведении урока или иного мероприятия.
Последнее не только наиболее сложно, но и наиболее интересно.
Будет просто здорово, если весь процесс освоения Notebook и приемов работы у доски будет сопровождаться маленькими методическими открытиями. Разобравшись с каждым новым инструментом, предоставляемым программой, учитель должен задать себе вопрос - а как это можно применить на уроке, в какой форме, для чего?


1.2.Что дают интерактивные доски в обучении?

Мультимедийные средства обучения нового поколения. Объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Текст взят с сайта www.hitachi-interactive.ru.

Соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Текст взят с сайта www.hitachi-interactive.ru. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость.

Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.

Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. Текст взят с сайта www.hitachi-interactive.ru. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.


Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Текст взят с сайта www.hitachi-interactive.ru. Обостряется восприятие. Текст взят с сайта www.hitachi-interactive.ru. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи. Текст взят с сайта www.hitachi-interactive.ru.

Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей. Текст взят с сайта www.hitachi-interactive.ru.


  • Школьникам – и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. Текст взят с сайта www.hitachi-interactive.ru.

1.3 Где можно использовать в школе интерактивную доску?

1. Компьютерный класс

Если в школе уже есть компьютерный класс, то лучшего кандидата на замену обычной доски, чем интерактивная доска - не найти. Текст взят с сайта www.hitachi-interactive.ru. Сегодня преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает Word, Excel или любая другая программа уже просто смешно, да и неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. ((с) Инфологика) Когда преподаватель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране.


Стоимость интерактивной доски примерно соответствует стоимости всего трех компьютеров. А эффективность повышается многократно.

Для компьютерного класса интерактивную доску лучше всего установить на стене, а проектор – стационарно на потолочном подвесе, как это делают специалисты инсталляционного отдела компании Инфологика.

2. Мультимедийный кабинет

На базе интерактивной доски можно создать школьный мультимедийный кабинет. Такое решение дает возможность использовать в своих уроках современные интерактивные технологии и мультимедийные обучающие ресурсы преподавателям по разным дисциплинам. ((c) Инфологика) Это дает эффект и для учеников – интересные мультимедийные уроки у них будут по нескольким предметам, и для учителей – обмениваясь друг с другом наработанным опытом и методическими находками, они проще и эффективнее освоят работу с интерактивной доской. Смогут быстрее развивать и совершенствовать свои компьютерные знания и навыки работы с инфо-коммуникационными технологиями. Заказать доску на сайте авторизованного партнера Hitachi.

3. Предметный класс

Интерактивную доску можно установить в мультимедийный кабинет физики, химии, географии, истории, английского языка или других предметов, где сложный учебный материал требует большей наглядности или для которых уже имеется большое количество доступных интерактивных обучающих ресурсов. ((с)Инфологика)

Например, для учителя физики использование наглядных моделей, интерактивных анимации, поможет проще и доходчивее объяснить суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов (к тому же безопасно). Текст взят с сайта www.hitachi-interactive.ru. Не обязательно ждать, когда появятся разработки на русском языке – в Интернете огромное количество совершенно бесплатных интерактивных ресурсов по физике. А то, что они в основном англоязычные – совершенно не важно, если учитель хорошо объясняет материал.


Для преподавателей по иностранным языкам ресурсов – еще больше, и варианты использования доски разработаны тоже самые разнообразные. ((c) Инфологика) Интерактивные упражнения для учеников, возможность включать в них звук и видео, останавливать воспроизведение в нужном месте, чтобы задать вопрос, проанализировать, обсудить, проверить и т.п. Распространенные и популярные во всем мире курсы английского, французского, немецкого языков уже выпускаются не только в виде книг, но и в виде версий, специально предназначенных для преподавания с интерактивной доской.

4. Мобильная доска

Установив доску на мобильной стойке, Вы сможете использовать ее в разных классах. Это немного увеличивает стоимость доски, но зато дает свободу и гибкость на первых порах, пока еще не наработан достаточный опыт работы. ((с) Инфологика Если Вы позже решите установить доску стационарно в одном из кабинетов, стойка Вам еще пригодится – когда необходимо, Вы сможете снять доску со стены (это просто) и установить ее на стойке, например на время конференции в актовом зале.

1.4 Как научиться работать с интерактивной доской? 

На самом деле это не так уж сложно. Интерактивные доски Smart Notebook сразу поставляются с программным обеспечением, которое является интуитивно понятным и простым в освоении, снабжено большой коллекцией фонов и картинок для различных учебных предметов и, что немаловажно – полностью на русском языке.

Попробовав самостоятельно поработать с интерактивной доской, Вы очень быстро освоите основные функции и почувствуете уверенность в своих силах.

1.5 Что дает интерактивная доска по сравнению с просто проектором и экраном? 

Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение.Текст взят с сайта компании Инфологика Самое же важное – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Текст взят с сайта компании ИнфологикаДоска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником.


Лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом – это интерактивные доски. Текст взят с сайта компании Инфологика В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. (c) Инфологика К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.


  • Работая с интерактивной доской, http://www.hitachi-interactive.ru учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.

1.6 Информация для пользователя интерактивной карты.

Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Предлагаемые пособия позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных карт. Вот лишь некоторые из их преимуществ:

  • Возможность приближения отдельных участков для более подробного их изучения;

  • Возможность отображения только необходимых на конкретном уроке подписей и условных обозначений карты;

  • Возможность рисовать на карте и наносить на нее надписи.


Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:

  • Приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
  • Снимать часть изображений, упрощая карту, делая её более наглядной;


  • Делать рисунки;

  • Наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры;

  • Ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности;

  • На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.

Как начать работу

1.Вставьте диск в устройство чтения CD/DVD-дисков.

2.Если автоматического запуска программы не произошло, запустите файл map.exe, расположенный в корневом каталоге CD-диска.

3.Как только на экране появилась карта, с ней можно начинать работать. Слева от карты расположены кнопки панели управления, на которой представлены все функции программы (рис.1).



Рис.1. Панель управления


4.Начните работу с нажатия кнопки, на которой изображён знак вопроса. Вы увидите информацию о назначении каждой кнопки панели управления (см.рис.1)

Где находятся условные знаки (легенда) карты

Чтобы увидеть легенду карты, нужно щелкнуть мышкой по самой нижней кнопке панели управления (рис.1) с надписью «Легенда».

Пункты легенды, по которым есть дополнительная информация, отмечены особым значком. Чтобы увидеть эту информацию, необходимо щелкнуть по нему мышкой.

Как увеличить изображение на карте

Для того чтобы увеличить изображение на карте, нажмите на кнопку, где нарисована лупа и стоит значок «+». Для выполнения обратной операции нужно воспользоваться кнопкой с изображением лупы и значком «-». (см.рис.1)



Как перемещаться по увеличенной карте

Чтобы можно было перемещаться по увеличенной карте, должен быть включен обычный режим работы программы. Для этого нажмите на кнопку с изображением курсора мышки в любом месте карты и, не отпуская кнопку, двигать мышь в нужную сторону.


Как включать и выключать слои карты

Электронная карта состоит из слоёв. Каждый слой содержит разную картографическую информацию. Физическая карта, например, включает следующие слои: рельеф суши и дна океана, реки, озёра, названия водных объектов, названия объектов суши, градусную сеть, океанические течения и др. (рис.2). Список слоёв, из которых состоит карта, вы увидите, если нажмете на самую верхнюю кнопку на панели управления. Каждый из этих слоев можно отключить: галочка напротив названия слоя показывает, отображается ли он в данный момент на карте. Для того чтобы включить слой, нужно щелкнуть мышкой по его названию, для того чтобы выключить – щелкнуть еще раз.

На некоторых картах отсутствует слой с градусной сетью. Для того чтобы показать или скрыть градусную сеть на таких картах, нужно щелкнуть мышью по значку масштаба в правом верхнем углу экрана.


Рис.2. Слои карты


Как рисовать на карте

Для того чтобы рисовать на карте, нужно нажать на кнопку с изображением карандаша (рис.3).



Рис.3. Кнопки для нанесения и удаления рисунков и надписей

Для отключения режима рисования нужно щелкнуть по кнопке с изображением курсора мышки.


Как наносить на карту надписи

Щелкните по кнопки с изображением буквы, а потом по карте в нужном месте. Наберите в открывшемся окне необходимый текст (окно можно двигать по экрану мышкой). Размер шрифта можно менять, двигая ползунок вдоль шкалы. После того как текст набран, нажмите кнопку «ОК» (рис.4).



Рис.4.Текстовое окно


Созданную надпись можно передвигать по карте. Для этого надо щелкнуть по кнопке с изображением буквы и стрелок, а после просто перетащить надпись мышкой.

Вы всегда можете изменить созданную надпись. Для этого вначале щелкните по кнопке с изображением буквы, после – по старой надписи, а затем исправьте текст.

Как удалять с карты рисунки и надписи

Если вам нужно очистить карту от всех ранее созданных рисунков и надписей, щелкните по кнопке с изображением ластика и красной стрелки и выберите ответ «ДА» (рис.3).

Если вы хотите удалить только одну надпись или часть рисунка, щелкните по кнопке с изображением ластика, а потом по тому объекту, который вы хотите удалить. Не забудьте, затем отключить режим удаления, щелкнув по кнопке с изображением курсора мышки.

Если вам нужно удалить все надписи, отключите соответствующий слой карты.

Как открывать иллюстративный и текстовый материал карты

На ряде карт есть слой, содержащий дополнительный иллюстративный и текстовый материал. Если он включен, на карте отображаются шарообразные значки с латинской буквой «i». При щелчке по ним мышкой раскрываются окна с дополнительной информацией, которые можно развернуть на весь экран (рис.5).



Рис.5. Дополнительный иллюстративный и текстовый материал

1.7 Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии.

Существует три основных вида работ с электронной картой:

1)работа со слоями карты;

2)работа с дополнительным материалом;

3)использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.)

Работа со слоями карты

Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны.


Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке (например, на уроке, посвященном формам рельефа, с физической карты можно снять градусную сеть, течения и полезные ископаемые). Во-вторых, с помощью разного сочетания слоёв на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктатов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты


Работа с дополнительным материалом

Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т.д.

Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.

Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).

Использование дополнительных возможностей программы

Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т.д.


Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты).

Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты).


2 ГЛАВА

2.1. Виды работ с физическими картами

Картографические наглядные пособия можно разделить на группы по частоте использования на уроках. Есть карты, которые используются на нескольких уроках при изучении какой-то темы. Это карты материков, районов России. Есть и такие карты, которые нужны только на одном уроке: это, как правило, отраслевые карты (электроэнергетики, металлургии, машиностроения России и др.). Каждый учитель может назвать карты, к которым он обращается наиболее часто. К ним, без сомнения, относится физическая карта мира.

При изучении географического положения материков, сняв с физической карты мира слой с градусной сетью, можно попросить ребят провести важнейшие меридианы и параллели, а затем, включив нужный слой, осуществить самопроверку.

При изучении рельефа учащиеся часто выполняют задания, посвященные описанию (составлению характеристики) рельефа материка или отдельных частей суши. Возможность снять с физической карты названия форм рельефа и тем самым фактически превратить ее в цветную контурную карту позволяет видоизменить эти задания, сделав акцент на проверку номенклатуры.

Для организации контроля знаний о формах рельефа можно заранее подготовить электронную карту – нанести числа на выбранные формы рельефа, а затем предложить учащимся назвать эти формы. Пособие позволяет менять надписи, следовательно, есть возможность создавать разные варианты работы.

Используя дополнительный иллюстративный материал карты, можно попросить учащихся сравнить внешний вид высоких и низких, молодых и возрожденных гор, например Уральские и Скандинавские с Гималаями и Кордильерами.


При изучении климата материков есть возможность графически показать влияние на него отдельных климатообразующих факторов (например, влияние направления ветров на распределение атмосферных осадков).

При изучении гидросфера суши можно:


  • Не выводить на экран названия объектов гидросферы, предложив учащимся подписать их;

  • Не выводить на экран слой с изображением вод суши, предложив учащимся самим нарисовать тот или иной объект (реку, озеро и т.д.). следует отметить, что необходимо заранее подобрать такие примеры водных объектов суши, чтобы задание имело смысл, ведь ученик должен догадаться о возможном местоположении долины реки, котловины озера по окружающему рельефу;

  • Дать задание на восстановление рельефа по гидрографической сети (при включенном слое с рельефом);

  • Сравнить характер течения горных и равнинных рек путем анализа фотографий системы Миссисипи на разных участках.

2.2. Примеры заданий

1.Нарисуйте среднее и нижнее течение Замбези. Укажите местоположение водопада Виктория. ( Для того чтобы задание было выполнено, необходимо заранее нарисовать линию верхнего течения реки на плоскогорье, т.е. просто обвести данную часть реки при включенном слое с водами суши.)

2.Нарисуйте котловину озера Ньяса и реку Шире, соединяющую озеро Ньяса и реке Замбези. (Для проверки точности выполнения задания необходимо просто включить слой, отображающий реки и озера, и сравнить рисунок учащегося с реальной конфигурацией объектов.)

3.Обозначьте на карте Южной Америки границы водного бассейна реки Амазонки.

4.Обозначьте на карте Северной Америки границы водного бассейна реки Маккензи.

5.Проведите линию водораздела между бассейнами Амазонки и Ориноко.

Как видно из приведенных примеров, возможность рисования на карте значительно расширяет ее роль, как наглядного пособия при объяснении нового материла. Поясняющие рисунки, которые учитель ранее традиционно делал на доске, теперь можно делать на карте, при чем либо заранее, либо непосредственно в процессе объяснения.


Интерактивные физические карты представляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию (нарисуйте систему течений разных частей океана, господствующих ветров, водохранилищ и т.д.) и проектирования (транспортных путей, освоения новых территорий и т.д.)

2.3. Виды работ с отраслевыми картами

Рассмотрим работу с отраслевой электронной картой на уроке, посвященном изучению электроэнергетики.

Урок по теме «Электроэнергетика России»

Ход урока

1.Беседа о назначении энергии для развития цивилизации.

2.Формулировка понятия «электроэнергетика» (понятие может вводиться как в ходе рассказа учителя, так и путем беседы с учащимися; и в том, и в другом случае можно опираться на электронную карту).

Для введения понятия «электроэнергетика» (часть топливно-энергетического комплекса, которая объединяет процессы генерации, передачи, трансформации и потребления электроэнергии) на электронной карте, превращенной в контурную карту, необходимо последовательно открывать слои:

1) с электростанциями разных типов (генерации электроэнергии);

2) с линиями электропередачи (передача электроэнергии, которую нельзя запасать впрок, поэтому электростанции объединяются в энергосистемы);

3) с плотностью населения (потребление электроэнергии).


3.Работа с учебником с целью выявления особенностей электростанций разных типов.

На этом этапе, как правило, заполняется таблица «Особенности электростанций разных типов». Включив слой карты, содержащий дополнительный материал, можно посмотреть, как выглядит тепловая электростанция (Сургутская, Костромская – крупнейшие ТЭС России), гидроэлектростанция (Усть-Илимская, Волжская), атомная электростанция (Ленинградская).

4.Характеристика особенностей размещения электростанций разных типов на основе работы с электронной картой.


Выявить особенности размещения тепловых электростанций можно, включив слои ТЭС, плотностью населения и топливной промышленностью. Это позволит:

1)сделать выводы о приуроченности ТЭС и Единой энергосистемы к Главной полосе расселения;

2)найти виды топливных ресурсов, на которых работают разные тепловые электростанции.

Районы концентрации ГЭС и АЭС определяются при раздельном включении соответствующих слоев карты. Закономерности размещения АЭС позволит выявить включение слоев АЭС, плотностью населения и топливной промышленностью (АЭС строили в районах, не имеющих значительных ресурсов топливных полезных ископаемых и обладающих большими потребностями в электроэнергии из-за высокой концентрации населения и промышленных предприятий). Так же можно охарактеризовать и размещение электростанций, использующих альтернативные источники энергии.

В качестве проектного задания можно предложить ученикам разместить на территории России ветровые и солнечные электростанции, обосновав свой выбор.

5.Включение слоев со всеми электростанциями позволяет определять, электростанции какого типа преобладают в России, а также выполнить задание по выделению региональных энергосистем (Камчатской, Чукотской, Якутской и др.)

6.Написание эссе о проблемах и перспективах электроэнергетики.

Карта, на которой включены все слои, позволяет поразмышлять над вопросом о проблемах и перспективах развития электроэнергетики в России. Где электростанции нужно строить в первую очередь? Почему? Какие экологические проблемы, связанные со строительством и работой электростанций, характерны для разных регионов России?


2.4. Виды работ с региональными социально-экономическими картами



следующая страница >>