litceysel.ru
добавить свой файл
1
Панченко Т.В.


К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Информатизация образования предполагает применение специально разработанных электронных ресурсов. Многие понятия, связанные с данной сферой, существенно изменялись на протяжении нескольких десятков лет. В Концепции информатизации образования России указаны классы информационных ресурсов: информационные ресурсы как массивы информации (базы данных, автоматизированные информационно-поисковые, информационно-справочные и библиотечные системы и т.д.); автоматизированные системы учебного и научного назначения, экспертные и автоматизированные системы управления учебной и научной деятельностью и т.п.; автоматизированные средства обучения (учебные курсы, обучающие системы, компьютерные тренажеры, лабораторные практикумы и т.п.); специализированные инструментальные средства для создания ресурсов первых трех классов. К основным видам электронных средств обучения относят: сервисные программные средства общего назначения, применяемые для автоматизации вычислений, оформления документации, обработки данных; программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков; электронные тренажеры, предназначенные для отработки практических умений и навыков; программные средства для имитационного моделирования; электронные учебники и др.

«Концепция создания образовательных электронных изданий и ресурсов» содержит систему научно-обоснованных положений, описывающих сущность, порядок разработки, экспертизы и эксплуатации электронных образовательных ресурсов, среди которых различают ряд понятий.

Электронные учебные материалы включают обширный круг продуктов, не имеющих самостоятельного значения и используемых при разработках. Это более широкое понятие, чем «электронные издания» («электронные средства») или «электронные ресурсы», Перенос «материалов» на отчуждаемые материальные носители может и не осуществляться [12].


Компьютерное средство обучения – обобщенное понятие, которое объединяет компьютерные учебники и компьютерные обучающие системы [3]. Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты электронных средств обучения или образовательных электронных изданий, являются [4]: сервисные программные средства общего назначения; программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся; электронные тренажеры; программные средства для математического и имитационного моделирования; программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий; информационно-поисковые справочные системы; автоматизированные обучающие системы; электронные учебники; экспертные обучающие системы; интеллектуальные обучающие системы; средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

Один из первых отечественных официальных документов, раскрывающих понятийный аппарат данной сферы (Инструкция Минобразования России (1998) [9], дает определение и раскрывает систему электронных изданий, под которыми понимается совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

Система электронных изданий включает:

– учебные электронные издания, разработанные по заказу Минобразования России, заказам региональных органов управления образованием, а также в инициативном порядке с содержанием, соответствующим полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя работа, контрольная, тест и др.). Термин «электронные учебные издания» используется как в рабочей документации, так и в официальных документах - рекомендациях по присвоению данным ресурсам грифа Министерства образования Российской Федерации («Рекомендовано в качестве учебника...», «Рекомендовано в качестве учебного пособия...», «Рекомендовано для использования в учебном процессе...», «Рекомендовано для использования при самостоятельном и дополнительном образовании».);


– под электронным учебным курсом (синоним - «электронный учебно-методический комплекс») понимаются дисциплины вуза, включённые в утверждённый Минобразованием России Государственный образовательный стандарт, и примерный учебный план, а также дисциплины средней школы, соответствующие утверждённому Минобразованием России учебному плану. Он включает комплекс технических, программных и методических средств поддержки и сопровождения самостоятельной учебной работы учащихся, направленной на получение и практическое применение актуальных профессиональных знаний в режиме удаленного компьютерного доступа к распределенным информационным и техническим ресурсам учебных заведений;

– электронный учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронный учебник – основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой;

– электронное учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронными учебными пособиями являются издания по отдельным наиболее важным разделам дисциплин Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, по дисциплинам примерного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного плана, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, энциклопедии, тренажеры и др. [9].

Электронные учебные издания и ресурсыширокое понятие. Некоторые «ресурсы» не могут быть «изданы» на отчуждаемых материальных носителях и/или не нуждаются в таком «издании». К «ресурсам» относятся, например, Web-страницы, сайты и базы данных, размещенные в Интернет [12]. В Межгосударственном стандарте ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» [5] установлены основные виды электронных изданий и применяются следующие термины с соответствующими определениями.

Электронное издание – электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. Виды электронных изданий классифицируются на основании ряда критериев: периодичность, структура и др. Так, по наличию печатного эквивалента выделяют: электронный аналог печатного издания, в основном воспроизводящий соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т. п.); самостоятельное электронное издание, не имеющее печатных аналогов. По природе основной информации предложено различать: текстовое (символьное) электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку; изобразительное электронное издание, содержащее преимущественно электронные образы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности – факсимиле, тексты, представленных в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки; звуковое электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения; мультимедийное электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами. По технологии распространения выделены: локальное электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях; сетевое электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети; электронное издание комбинированного распространения, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого. По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания названы следующие виды электронных изданий: детерминированное электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем; недетерминированное (интерактивное) электронное издание, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целями, уровнем подготовки и т. п., на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем и др. По целевому назначению, наряду с официальными, научными, научно-популярными и др. видами, названы учебные электронные издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные на учащихся разного возраста и степени обучения.


В содержательно- и функционально полном электронном учебном издании выделяется ряд компонентов (подсистем): создания и развития электронного издания (обеспечение авторов-разработчиков необходимыми инструментальными средствами структурирования, представления, содержательного обновления материала, компьютерного моделирования, подготовки заданий для практических и лабораторных занятий и контроля знаний); регистрации субъектов образовательной деятельности, работающих с электронным изданием (их действий, времени, периодичности и характера обращения, промежуточных и итоговых результатов освоения учебного материала); поддержки изучения теоретического материала, составляющего основу учебного курса (научно достоверные современные данные, составляющие теоретическую базу изучаемого курса, представленные в структурированной форме, со ссылками на фундаментальные понятия и внешние источники; тезаурус фундаментальных понятий); удаленного доступа к информационным ресурсам федеральных образовательных порталов (предоставление возможности получения дополнительных материалов для более полного освоения теоретических разделов курса); имитационного компьютерного моделирования изучаемых объектов и процессов (обеспечивает выполнение практических заданий, предусмотренных учебным курсом и содержит необходимые средства для задания структуры и параметров изучаемого объекта и внешних воздействий, формирования по заданию обучающегося компьютерной модели, выполнения моделирования, обработки и отображения его результатов); выдачи и поддержки выполнения индивидуальных дифференцированных практических заданий, относящихся к разделам (темам) изучаемого курса; обеспечения поддержки и сопровождения действий обучающихся при самостоятельном изучении материала; тестирования и контроля знаний и умений (средства автоматизированной проверки/ самопроверки уровня усвоения теоретического материала и практических навыков учащихся по каждому разделу учебного курса).

Образовательное электронное издание или (равнозначно) электронное средство обучения – это электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области [4].


Электронные средства учебного назначения – учебные средства, реализующие возможности информационных коммуникационных технологий и ориентированные на достижение следующих целей: предоставление учебной информации средствами технологий мультимедиа, гипермедиа, гипертекста и др.; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; автоматизация контроля результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления учебным заведением [10].

Программное средство учебного назначения – средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства обычно предназначаются для использования в традиционном учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, для развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения и др.

Электронные информационные ресурсыкомпьютерные средства хранения, визуализации, воспроизведения, обработки и передачи информации, являющейся систематизированным материалом по соответствующей научно-практической области знаний, способствующей творческому и активному овладению обучающимися знаниями, умениями и навыками в этой области [2].

Электронный образовательный ресурс – часть культурной деятельности, зафиксированной на электронном носителе в виде программы и служащей для удовлетворения информационно-образовательных потребностей субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, администрации) [6].

Личностно-ориентированные электронные образовательные ресурсы - это электронные образовательные ресурсы, которые ориентированы не только на обучение, но и на творческое развитие личности, осуществляемое в результате диалога с культурой, представляемой различными медиаресурсами, находящимися как в локальной медиасреде, так и в открытой инфосреде [6].

Электронный учебник – обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи [7]. Одним из критериев классификации электронных учебников Зиминой О.В. является форма представления (структурирования) материала, согласно которой выделены несколько их типов [8]. «Тестовый документ» - это базовый (и простейший) тип электронных учебников, который может быть представлен отсканированной версией печатного учебника или самостоятельной разработкой, используемой как вспомогательный учебный материал. Тип «Электронная книга» обычно имеет формат «*.html» или «*.pdf», и представляет собой «тестовый документ», оснащенный рядом сервисов (оглавление, навигация, гиперссылки, закладки и др.). В «мультимедийном электронном учебнике» наиболее полно представлены возможности современных информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования (OpenSourse, Borland C++ Builder и др.). Данный тип имеет нелинейную структуру, обладает свойством интерактивности, предоставляет возможность адаптации учебного материала к запросам обучающегося и позволяет легко обновлять и наращивать структуру и содержание электронного учебника. Тип «Электронный курс» обычно используется при дистанционном обучении. Помимо учебного и контрольно-результативного контента, он обычно содержит справочные, досуговые, игровые модули и систему коммуникаций в виде комментариев, форумов и др. [8]. Таким образом, следует различать: электронные копии опубликованных («бумажных») пособий с линейным изложением материала, не обладающие дополнительными дидактическими возможностями и преимуществами; электронные версии печатных учебных пособий, использующие технологические возможности и сервисы компьютера; электронные ресурсы, созданные с использованием гипертехнологий и интерактивной многокомпонентной среды мультимедиа. Это требует от автора-разработчика освоения формирующейся научной дисциплины - эргономики образования. По Роберт И.В., отсутствие психолого-педагогической, содержательно-методической, дизайн-эргономической экспертизы приводит к использованию некачественной электронной педагогической продукции, применение которой может нанести вред физическому и психическому здоровью. Соблюдение психолого-эргономических требований обеспечивает состояние физического, эмоционального и интеллектуального комфорта в процессе учебной работы с использованием электронных средств обучения (простота и удобство использования; подбор и сочетание шрифтов, фона и цвета; объем информации, ее представление и пространственная организация и др.). Эргономические требования к электронным средствам обучения строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых, обеспечивают повышение уровня учебной мотивации. Основные дизайн-эргономические требования - это обеспечение гуманного отношения к обучаемому, организация в электронном средстве обучения и его компонентах дружественного интерфейса. Предусматривается наличие доступной инструкции о правилах работы и методических указаний, понятных обучающимся выходных сообщений и своевременной реакции на допущенные ошибки, предоставление подсказок о дальнейших действиях в ситуациях затруднения, наличие в структуре электронного средства обучения мониторинга о результатах деятельности. Возможность свободного регулирования и адаптации под свои запросы последовательности и темпа работы, шагов диалога и формирования индивидуальных образовательных траекторий обучения - принципиальная особенность, позволяющая самостоятельно планировать деятельность, что позволит избежать отрицательного воздействия на психику, создаст благожелательную учебную атмосферу. Эргономическое обеспечение направлено на создание комфортных условий в процессе учебно-познавательной деятельности с использованием электронных средств обучения.


Разработка педагогически- и эргономически целесообразных электронных средств образовательного назначения позволяет не только сохранить все достоинства печатного учебного материала, но и использовать возможности компьютера и средств мультимедиа.

Литература


  1. Агеев В.Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: Учебное пособие [Текст] / В.Н. Агеев, Ю.Г. Древс. – М.: МГУП, 2003. – 235 с.

  2. Атанасян С.Л. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза [Текст]. – Воронеж: Научная книга, 2008. – 200 с.

  3. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные [Текст]. – М.: «Европейский центр по качеству», 2003. – 384 с.

  4. Беляев М.И., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Технология создания электронных средств обучения [Электронный ресурс]. / Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Режим доступа: http: www.humanities.edu.ru/db/msg/82636 [Дата обращения - 22.12.11].

  5. ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» [Электронный ресурс]. / Нормативная база ГСНТИ. Режим доступа: 

http://gsnti-norms.ru/norms/common/doc.asp?0&/norms/stands/7_83.htm [Дата обращения: 22.12.11].

  1. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред [Текст]. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. – 268 с.

  2. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография [Текст]. – Астрахань: Изд-во ЦНЭП. – 1999. – 364 с.

  3. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика [Текст]. – М.: Изд-во МЭИ, 2003. – 336 с.
  4. Инструкция о порядке рассмотрения и утверждения грифа Минобразования России на учебные электронные издания: Приложение № 2 к приказу № 1646 Минобразования России от 19 июня 1998 г. [Текст] // Бюллетень Минобразования России. – 1998. – № 9. – С. 10-16.


  5. Мартиросян Л.П. Информатизация математического образования: теоретические основания, научно-методическое обеспечение [Текст]. – М.: ИИО РАО, 2009. – 236 с.

  6. Роберт И.В. Экспертиза и сертификация педагогической продукции [Текст] // Школьные технологии. – 2006. – № 6. – С. 157-159.

  7. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Текст]. – М.: ИИО РАО, 2006. – 88 с.