litceysel.ru
добавить свой файл
1
Лекция 6.


Дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры


§ 1 Требования к содержанию учреждения культуры.


Учреждение, культуры- многофункцональный центр всей культурно-досуговой. деятельности, организуемой в городе. Выполняя одну из ведущих функций художественно-оформительскую, клуб или Дом культуры сам представляет собой один из элементов предметно-пространственной среды города. Исходя из специфики назначения учреждения культуры, строится дизайн интерьера и экстерьера клуба или Дома культуры.

Это условие определяет особенности дизайна интерьера и экстеръера учреждения
культуры.

I
Первая особенностьтрудовая и патриотическая направленность содержания основных элементов интерьера и экстерьера. Воспитательная функция присутствует здесь в виде специфических художественно-декоративных форм, отражающих историю города, поселка. Эти формы размещаются в наиболее посещаемых помещениях клуба, на наиболее видных местах, на фасадах зданий и подходах к ним.

II
Вторая особенность -создание элементов, интерьера и экстерьера, способствующих психологической разгрузке людей, отдыху и удовлетворению их духовно-эстетических потребностей. Порой клуб - единственное место, где люди могут отвлечься от работы, отбросить постоянно довлеющую психическую нагрузку, с интересом и пользой провести свой досуг. Поэтому в клуб­ном учреждении оформляются:


  1. места;

  2. помещения;

  3. зоны отдыха с использованием

    • художественно-декоративных средств,

    • цвета

    • света,

    • действующих успокаивающе на нервную систему человека, способствующих релаксации.

III К третьей особенности относится внутреннее оформление помещений учреждений культуры с учетом их назначения.


    1. Фойе клуба наиболее посещаемое помещение. С учетом этого в фойе

  1. не должно быть нагромождения мебели и декоративных элементов;

  2. уместно применение монументального искусства;

  3. настенных украшений из металла, композиции из керамики, художественного панно;

  4. если позволяет площадь, фойе клуба заметно оживит небольшой внутренний зимний садик.;

  5. камни, цветы, мох дадут возможность создать интересные а специальное освещение создаст ещё больший эффект.

    1. В вестибюле не требуется особого применения художественно' декоративных элементов. Здесь, как правило,

  1. вывешиваются информационные стенды, плакаты. и т.п.

    1. Та же умеренность присутствует в художественном оформлении зрительного зала.

а) здесь главенствуют два принципа:

    1. удобство для зрителя;

    2. привлечение внимания к сцене, экрану;

      1. стены, потолок и пол зрительного зала оформляются звукопоглощающими материалами.

      2. цвет их должен бытъ мягким, тёплым, не отвлекающим внимание; на стенах, как правило, за исключением осветительной арматуры, не применяются никакие оформительские элементы.

3.4 Сцена - главный элемент зрительного

а) Её оформление зависит от содержания проводимых мероприятий в клубе. Убранство сцены необходимо тщательно продумывать, что потребует творческой выдумки и вместе с тем чувства меры.

b) В художественно – декоративном оформлении сцены возможно
применение декораций,

  • макетов,

  • щитов,

  • плакатов,

  • объемных эмблем и текстов;

c) Удачно украшают сцену цветы, элементы из ткани, светотехническое оборудование.


3.5 Наглядное оформление библиотеками читального зала, как правило, делится на два вида:


  1. Постоянное - это библиотечный плакат, художественно-декоративные элементы, создающие уют и покой

  2. Сменяемое - это различного вида справочные и информационные стенды.

3.6 С особой тщательностью и продуманностью оформляется комната. отдыха. При этом не рекомендуется совмещать с ней игровые комнаты. Художественно-декоративные средства должны создавать комфорт и успокаивающую обстановку. Отделка стен, шторы, освещение - все это должно быть приближено к домашнему уюту.

3.7 Если клуб не имеет возможности организовать отдельную комнату отдыха, модно оформить зону отдыха, использовав при этом часть фойе.

3.8 Комнаты кружковой работы и прочие учебные помещения. специально не украшают. Обычно здесь развешивают наглядные пособия, необходимые для занятий кружка, изделия кружковцев.

Все вышеперечисленные объекты относятся к интерьеру. учреждения культуры. (Но, кроме интерьера, существует наружное оформление здания и 'приклубной территории, именуемое экстерьером.

IV Дизайн экстерьера требует учета нескольких элементов приклубной территории, в зависимости от архитектурного решения расположения клуба.

4.1 Прежде всего, это фасад здания.

а) Его художественное оформление не должно быть аляповатым и пёстрым.

б) Фасадную стену могут украшать мозаика, художественно-декоративное панно или стилизованная эмблема из металла, пластика.

в) Желательно иметь на фасаде место для сменных щитов, транспарантов, которые вывешиваются к различным по содержанию мероприятиям, проводимым в клубе

4.2 Вторым элементом, устанавливаемым непосредственно на приклубной территории, являются рекламные щиты..


а) Наиболее удобны свободно стоящие с двух- и трехсторонним обзором. Они представляют собой металлическую или деревянную конструкцию с прикрепленными к ней щитами из фанеры. и пластика.

б) У основания рекламного щита нередко разбивают газон с цветами

в) Газетная витрина, как элемент оформления приклубной территории, изготавливается высотой не более 190 см. Нижний край витрины находится на расстоянии 110-120 см от земли. Для того, чтобы защитить газету от дождя и снега, рекомендуется сделать на витрине козырек или застеклить её.

г) Витрина может быть


  • односторонняя

  • и двусторонняя.

Если размеры приклубной территории позволяют, то можно оформить и такие элементы, как аллея, фонтан, беседки. Всё это должно «писаться» в окружающее естественное или декоративное озеленение, дополнять или оттенять оформление фасада клуба.

Умеренное, выполненное в едином стиле художественно-декоративное оформление приклубной территории будет способствовать социокультурной деятельности учреждения культуры.

4.3 И еще одна особенность художественного оформления клуба. Дома - это наличие наряду с постоянным временного (тематического) оформления.. Разнообразные мероприятия, проводимые в клубе к различным праздникам и торжественным дням,, требуют специального оформления,, которое должно помочь раскрытию темы и, в то же время, украсить клуб.


Основные элементы клуба, на которых создается временное оформление, - это:

    1. сцена,

    2. фойе

    3. фасад здания.

При работе над праздничным оформлением сцены

а) целесообразно использовать метод предварительных цветных эскизов, выполненных цветными карандашами, акварелью или гуашью с соблюдением масштабных пропорции основных элементов сцены. Таким образом, можно найти наиболее оптимальный в художественном отношении вариант из всех предложенных..


б) по окончании оформления сцены необходимо просмотреть его из зала, чтобы подобрать декоративные детали нужной величины и правильно их расположить

в) В фойе клуба, как правило, устраиваются:


  1. выставки;

  2. фотовитрины;

  3. вывешиваются праздничные плакаты.

Содержание временного оформления фойе должно настраивать зрителя на соответствующую тему мероприятия, создавать праздничное настроение.

г) Украшение фасада здания клуба создается с таким расчетом, чтобы оно привлекало внимание, информировало о предстоящих мероприятиях и празднествах.

Таким образом, дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры представляет собой целенаправленную проектную деятельность по обеспечению патриотического и эстетического воспитания, созданию условий для психологической разгрузки и реабилитации, содействию содержательного проведения культурно -досуговых мероприятий через формирование предметно-пространственной среды.

§ 2 Методика формирования предметно-пространственной среды учреждения культуры.

Художественно-декоративное оформление помещений учреждения культуры является, по существу, дизайнерской разработкой интерьера. Интерьер - архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания. Особенности архитектурно-художественной организации интерьера определяются функциональным назначением того или иного помещения. В интерьере клубного здания, имеющего значительные размеры, на первый план выступают

а) вопросы архитектоники (архитектурно-художественного выражения за­кономерностей строения, присущих конструктивной системе здания),

б) декоративной отделки

в) художественного синтеза

г) функционального зонирования и комфорта.

Дизайн - термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельлюсти, имеюшей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - это художественное конструирование, составными частями которого являются композиция, стиль и декорирование. Поэтому дизайнерская разработка интерьера учреждения культуры является сложным видом художественно-оформительской практики и требует детального рассмотрения ее методики. Дизайнерской разработке предшествует создание дизайн-концепции и дизайн – программы.


  1. Дизайн-концепция – это основная образная, композиционная функционально-технологическая, конструктивная, стилевая и деко­ративная идея, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера.

  2. На основании дизайн - концепции создается дизайн-программа - директивный, адресный документ, определяющий комплекс взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам заданий и мероприятий, которые обеспечивают эффективное использование методов дизайна при создании проекта художественно-декоративного оформления задания. Дизайн-программа определяет проблему, социально-культурную и эстетико-художественную концепцию, цель проектирования и способы ее достижения

Дизайн-программа направлена на решение проблемы комплексного формирования целостной и гармоничной предметной среды в интерьере.


  1. Затем художник-дизайнер осуществляет дизайнерскую разработку- проектную разработку предметной среды с применением методов и средств дизайна, Дизайнерская разработка имеет собственные этапы, а именно:

    1. разработку технического задания (выявление исходных данных, требований технической эстетики и эргономики);

    2. выработку технического предложения (анализ информации, аналогов, условий изготовления, эксплуатации, общая концепция и принципиальные варианты решения);

    3. создание эскизного проекта виде развертки и макета интерьера, уточняющих художественно-конструкторское, эргономическое, цветофактурное и т. п. решения;

    4. разработку технического проекта, фиксирующего окончательные результаты дизайнерской разработки интерьера и подходов к её осуществлению.

Несмотря на разнообразные подходы к художественно-декоративному оформлению учреждений культуры, существуют единые принципы оформительских решений интерьера:

1. Прежде всего это единство стиля в применении изобразительно-выразительных средств. Общее композиционное построение оформительских элементов клуба должно быть выполнено


а) в близких по своему содержанию приемах решения пространства, цветовых сочетаниях,

б) в единой системе пропорций и масштабов.

Художественно - оформительский стиль - визитная карточка учреждения культуры, его имидж. Выработка стиля – дело не простое, требующее профессиональных навыков художника – дизайнера.


  1. Второй принцип - это соответствие стилевого решения архитектурно-художественному построению помещений клуба. Архитектура учреждений культуры может быть разнообразной: от примитивных, типовых зданий до представляющих определённую художественную ценность. Архитектурные нормы - это основа в выборе изобразительных средств, подборе мебели и освещения помещений. Композиционное сочетание всех этих элементов должно быть созвучно между собой и логично дополнять особенности архитекгурно -художественного построения учреждения культуры.

  2. Гармоничное цветовое решение, как принцип художественно- декоративного оформления, представляет собой целостную систему применения красящих веществ и цветовой гаммы готовых изделий интерьера клуба в едином композиционном построении и полном соответствии содержанию стиля и художественного замысла.

Исходя из вышеперечисленных основных принципов, строится взаимодополняемое сочетание всех элементов художественно -декоративного оформления учреждения культуры. Прежде всего – это окраска

  1. стен

  2. потолков

  3. полов.

1. Помещения, где посетители проводят сравнительно немного времени (вестибюль, фойе, коридоры), окрашивают обычно в интенсивные тона.

2. Окраска комнат (мест) отдыха, библиотеки, читального зала должна стремиться к более спокойным, светлым тонам:

  1. жёлто-зеленым,

  2. зелено-голубым,

  3. серебристо-серым



3. Окраска стен должна гармонировать с цветом

    • драпировок,

    • портьер,

    • мебели,

    • оттенять красоту всех элементов внутреннего оформления.

Что касается пола и потолка, то их эстетический вид будет более современным при отделке натуральными и синтетическими материалами.

В целом помещения клуба не должны оставлять впечатления однообразия или пестроты и излишней яркости. Удачно украшают помещения, делают их уютными:

  • драпировки

  • шторы

  • ковры.

Существует много способов красиво задрапировать окна и двери:

    1. применение карнизов;

    2. закладка тканей складкой, волной;

    3. сочетание занавесей из ткани по цвету и рисунку с обивкой мебели;

    4. коврами.

Всё это придает особую красоту, вкус оформляемым помещениям клуба, вписывается в общую композицию интерьера.

Исходя из специфики учреждёний культуры, в интерьерах помещений могут быть использованы портреты:

    1. руководителей ж/д;

    2. учёных;

    3. артистов;

    4. писателей.

2. Небольшие комнаты могут украсить:

      1. художественная фотография,

      2. 'хорошая репродукция или оригинальная картина в простой и строгой раме

      3. размещать портреты и картины необходимо таким образом, чтобы они были хорошо освещены как при естественном, так и приискусственном освещении.

3. В фойе может быть изготовлено панно1). Изготовление панно требует серьезной продолжительной подготовки художника-оформителя Художественные образы, изобразительно-выразительные, используемые при оформлении панно, должны гармонично вписываться


в весь комплекс элементов, украшающих фойе. В клубе могут быть вывешены наиболее интересные работы самодеятельных художников, созданные в изокружке или представленные на конкурс. Оригинальность придадут хорошо подобранные эстампы.2)

4. На специальных декоративных подставках, полочках могут быть размещены скульптура из:


  • металла

  • дерева,

  • камня,

  • керамика,

  • любительские поделки из природных"материалов.

5. Весь комплекс элементов художественно-декоративного оформления клуба прекрасно смотрится в сочетании с декоративными растениями и цветами, в том числе искусственными. Их можно поместить в специальных кашпо, керамических или пластмассовых горшочках. Кашпо бывают настенными, напольными и подвесными.

6. В вестибюле, фойе, комнате отдыха можно поставить цветочницы. Убранство клуба должна дополнять осветительная арматура. По характеру светораспределения арматуру принято делить на:

  1. светильники прямого света (свет направлен вниз);

  2. рассеянного света (направлен равномерно во все стороны);

  3. отраженного света (свет направлен вверх).

Использование рассеянного и отраженного света меньше утомляет глаза, поэтому он более практичен.

  1. По методу крепления или установки делят на:

    1. подвесную - люцеты (подвесные светильники с рассеивателями из стекла или пластмассы);

    2. шары молочного, матированного стекла;

    3. потолочную -плафоны;

    4. напольную - торшер;

    5. настенную – бра;

    6. настольную - настольные лампы.

В помещениях клуба применяются' почти все перечисленные виды. Люцеты и шары, подвешенные на равной высоте, не только освещают, но и украшают залы в фойе, образуя красивые композиции.



--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1)панно - больших размеров картина на холсте, выполненная маслом, темперой или клеевыми красками; бывают панно мозаичные скульптурные и пр.

2)эстамп - художественная станковая гравюра, литография; вид графики, в котором

изображение является оттиском, отпечатком..


8. Для освещения клубных помещений применяются также:


  1. люминесцентное освещение;

  2. скрытое освещение (светящиеся потолки из светорассеивающего материала);

  3. а также разнообразные подсветки отдельных элементов художественно-декоративного оформления.

Таким образом, многофункциональный характер деятельности учреждения культуры предопределяет разнообразие подходов к дизайну интерьера и экстерьера. Учет основных особённостей в оформительской практике клуба, Дома культуры позволит создать единое композиционное решение, выдержать стиль, создать привлекательный образ клуба как центра социально-культурной деятельности предприятия, района.

Выводы

Дизайн интерьера и экстерьера клуба или Дома(Дворца) культуры строится, исходя из специфики учреждения культуры, а также финансовых возможностей и природно-климатических условий.

В интерьере клубного здания, имеющего значительные размеры, на первый план выступают:

    1. опросы, архитектоники (архитектурно -художественного выражения закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания), декоративной отделки;

    2. художественного синтеза;

    3. функционального зонирования ;

    4. и комфорта.

Дизайн экстерьера требует учета особенностей элементов приклубной территории в зависимости от архитектурного решения, расположения клуба и природного ландшафта.


Дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры представляет собой целенаправленную проектную деятельность по обеспечению патриотического и эстетического воспитания, созданию условии для психологической разгрузки и реабилитации, содействию содержательного проведения культурно- досуговых мероприятий через формирование предметно- пространственной среды.

Вопросы для самопроверки


  • Перечислите особенности дизайна интерьера и экстерьера учреждения культуры.

  • Назовите обязательные элементы оформления приклубной территории.

  • Перечислите основные элементы клуба, на которых создается вре­менное оформление.

  • Перечислите основные этапы дизайнерской разработки.

  • Назовите принципы оформительских решений интерьера.

Практические задания

  • Сравните дизайн интерьеров трех клубов выделите достоинства и недостатки каждого из них, обсудите результаты анализа в учебной группе.

  • Проанализируйте, как выполнены требования и принципы
    создания интерьера военного учреждения культуры при создании интерьера этих трех клубов; обсудите результаты анализа в учебной группе и разработайте предложения по совершенствованию этих интерьеровдля представления преподавателю.

  • Оцените оформление экстерьеров различных учреждений культуры, которые Вы видели и хорошо помните с точки зрения теории дизайна. Какие элементы экстерьеров этих учреждений могут приме­нятся для оформления экстерьера военного учреждения культуры? Поделитесь своими соображениями с другими студентами учебной группы и выработайте коллективное мнение.

  • Проанализируйте оформление сцены клуба к последнему прошедшему празднику с точки зрения теории дизайна; отметьте положительные и отрицательные стороны, обсудите результаты анализа в учебной группе.
  • Проанализируйте оформление сцены последнего концерта или представления, на котором Вы присутствовали, или который видели по телевидению, с точки зрения теории дизайна, отметьте положительные и отрицательные стороны, обсудите результаты анализа в учебной группе.

  • Разработайте эскиз оформления сцены для предстоящего факультетского конкурса КВН, обсудите эскиз в учебной группе.