litceysel.ru
добавить свой файл
1
Лекция 4. Обзор имеющегося фонда компьютерных учебных пособий II уровня: для тренажа, самообразования и формирования экспериментальных умений по физике. Перспективы развития


Названный класс пособий развивается наиболее активно, очень вариативен, привлёк к разработке специалистов разного профиля и уровня. Здесь есть место и для Ваших собственных проектов.


    Тренажеры, репетиторы и системы контроля знаний

«1С: Репетитор. Физика: версия 1.5». Включает 300 иллюстраций, 100 анимаций и видеофрагментов, 70 интерактивных моделей и схем, 300 тестов и задач для тренажа, а также контрольные тесты и задания по всему материалу (3-х уровней сложности). Содержит детальное изложение всех разделов школьного курса, включены демонстрации опытов, биографические сведения о выдающихся учёных. Справочник выдаёт основные формулы по физике и математике, системам единиц, физические константы, табличные данные физических величин. Отмечается хорошая подборка задач из фонда ведущих физических вузов страны. Гипертекстовый материал связывает между собой теорию, биографические сведения и справочную информацию. Имеются интерактивный дневник, индексный указатель и глоссарий, можно воспользоваться закладкой. Запоминается история перемещений пользователя по материалу. Встроен калькулятор, разрешается печать текста и изображений. Представлен список рекомендуемой учебной литературы и программа вступительных экзаменов по физике в вузы. Репетитор оптимален для абитуриентов, на уроке использовать не рационально. Тем более, что пособие не сопровождается предметными методическими рекомендациями. К пособию прилагаются Рекомендации пользователю объёмом 40 с., разъясняющие техническую сторону работы с программой.

«Подготовка к ЕГЭ. Физика. 2004». Фирма ФИЗИКОН. Следует отметить капризную установку программы на компьютер. Интерфейс пособия составлен из набора HTML-страниц, просматриваемых с помощью браузера Internet Explorer 6.0 (устанавливается инсталлятором программы). С его помощью можно получить доступ к методической поддержке курса на образовательном портале «Открытый колледж» (www.college.ru), учебнику «Открытая физика 2.5» и другим образовательным ресурсам. Выход в Интернет для работы программы необязателен: все необходимые файлы находятся на компакт-диске. Разделы программы: подготовка – тренировка – экзамен – журнал – справочник – поиск – методика – помощь. Подготовка включает вопросы и задания ЕГЭ по темам электронного учебника (теория – через гиперссылки). Тренировка предлагает 10 вариантов КИМов на основе спецификации ЕГЭ-2004. Работа с тестами ведётся в режиме тренировки (можно свои ответы сравнивать с правильными). Экзамен идёт в условиях, приближённых к реальным: выбор из 10 вариантов КИМов–2004, даётся инструкция, 40 заданий (А1-А30; В1-В5; С1-С5). На экзамен отводится 3,5 часа, после чего программа автоматически отключается. Журнал отображает результаты тестирования (каждый пользователь имеет свой логин и журнал). Справочник содержит только физические константы, постоянные, табличные данные. Поиск идёт по ключевым словам, есть предметный и именной указатели. Возможно копирование, печать, пересылка материалов по электронной почте. Допускается вход в программу под другим именем без её перезагрузки. Методика содержит рекомендации учителю и учащемуся по работе с пособием. В курс вошли ~ 3000 задач и вопросов (с учётом ресурса «Открытого колледжа»), проверка ответов группы «С», комментарии к неправильным ответам.


«Видеозадачник по физике» Ч. 1, 2, 3. Авторы: А И. Фишман, А.И. Скворцов, Р.В. Даминов (Казанский университет). Ресурс отнесён к обучающим программам нового поколения. Оригинальное, простое в пользовании учебное пособие. Представляет собой фрагментированные видеосъёмки-демонстрации реальных внешне парадоксальных физических ситуаций. Назовём некоторые из них: «Маятник Жуковского», «Послушная непослушная катушка», «Отталкивание» света светом», «Узри незримое» и др. Видеофайлы созданы в системе кодек Div Xv.3.1 (сайт www.divx.com).

Видеозадачи лучше всего предъявлять на большом экране. Учащимся требуется увиденное обосновать теоретически. Следует отметить качественную видеосъёмку, чёткую речь, текст проблемного задания выводится на экран. К каждой задаче прилагается решение – «Ответ». Предлагается много задач-ситуаций по механике, меньше – по молекулярной физике и оптике, очень мало – по электродинамике и, практически, нет – по атомной физике. Авторы приглашают к сотрудничеству в поиске интересных задач. (E-mail. Andrei.skvortzov@ksu.ru).

На уроке видеозадачи разумно предъявлять в качестве эмпирического факта при проблемной постановке учебной темы, для индивидуальной работы с одарёнными детьми, как творческое домашнее задание с последующим обсуждением в классе, на факультативах по решению олимпиадных задач и в элективных курсах.

К сожалению, программа не проверена на совместимость с Windows XP (нужен драйвер Microsoft Windows Logo Program).

«Репетитор по физике Кирилла и Мефодия. 2006». Содержит более 2800 тестовых заданий, распределённых по 164 темам школьного курса физики. Имеет 5 вариантов заданий по ЕГЭ (2006 год). Включено более 750 медиаиллюстраций, 346 терминов и понятий в справочнике. Возможны 3 режима тестирования. Тестовые задания типовых для ЕГЭ конструкций. Есть разъяснение вопросов теории и решения задач, вызывающих наибольшую трудность. Приведён каталог вузов России.


Электронная библиотека «Просвещение» содержит электронные учебники по основным школьным предметам. Их выпуск продолжается.

В состав библиотеки входит «Физика. Основная школа. 7 – 9 классы: часть I». Тематика I части: Свет. Оптические явления – Движение и взаимодействие тел. – Работа, мощность, энергия. В комплекте с компакт-диском выпущено 36–стр. руководство пользователя, описывающее программу, принципы работы и содержащее методические советы. Особенности данного учебного пособия как электронной поддержки учебника:

- соответствует обязательному минимуму содержания образования;

- возможно сочетание с любыми из современных УМК по физике 7, 8, 9 классов;

~100 полноэкранных видеофрагментов физических явлений и процессов;

- графики с анимацией и свод формул курса с подробным их объяснением;

- более 50 интерактивных анимаций и 3-мерные модели, представляющие процессы и явления, недоступные непосредственному наблюдению;

- практические интерактивные задания разных типов для закрепления нового материала;

- разнообразные упражнения, тесты с возможностью проверки и работы над улучшением результатов в конце каждого урока (главы), ответов в тестах может быть несколько;

- подробный отчёт о результатах выполненных упражнений;

- таблицы со справочным материалом, биографии и портреты учёных-физиков;

- очень удачно применение звукозаписи: дикторское чтение выводов (правил и т.п.), а также возможность воспроизведения ответов самих учащихся в целях прочного усвоения;

- красочное, эмоциональное оформление, небольшой объём и анимация текста в кадре.

Планируются создание II и III части. Существуют сетевые версии программы. Интернет-поддержка по адресу http://www.pmedia.ru.

Репетитор из серии TeachPro «Физика. Механика, молекулярная физика, электричество» (диск 1) и «Физика. Оптика, ядерная физика, колебания и волны» (диск 2) Выпуск компании «Магнамедиа» 2001 г. Весь курс разделён на лекции (главы). Лекции составлены из уроков. Каждый диск содержит ~ 150 уроков и более 150 задач высокой степени сложности. На начало работы с пособием пользователю нужно зарегистрироваться (чтобы велся учёт ответов). Режимы работы: фильм – интерактивная лекция, читаемая лектором в непрерывном режиме, сопровождается визуальным рядом на экране монитора; шаг – разбивка урока на несколько частей (можно прослушать несколько раз); контроль – оценка знаний (решение задач и ответы на вопросы). Продолжительность лекции 15-20 мин., поэтому можно включать её фрагментарно в школьный урок. Использованы только рисунки, видеофрагментов нет. Система многопользовательская: с программой могут работать одновременно несколько учащихся, по каждому – своя статистика прохождения тем и результатов. Работают закладки. Каждая тема, научный термин представлены в алфавитной поисковой системе. Копирование материалов затруднительно. Всем задачам сразу же выдаются готовые решения (диктор). Имеются 3 режима обучения:


  • пошаговый формат чтения лекций с возможностью повтора;

  • контрольный режим сопровождается по ходу лекции контрольными вопросами, на которые надо ответить (программа останавливается), при затруднении - есть подсказка;

  • режим непрерывного прослушивания для случая полного понимания материала.

Пособие устаревшее, репродуктивного типа, в слабой степени использованы интерактивные возможности для обеспечения разнообразия учебных действий пользователя. Интернет-поддержка: http://www.magnamedia.ru.

«Вся физика. Энциклопедия по физике» издательства Руссобит-М, 2003 г. на 3-х CD. Для установки на ПК требуется 87 Мб на жёстком диске. Это пособие больше, чем энциклопедия в обычном понимании, т.к. имеет 5 режимов изучения:1) энциклопедия, 2) учебник, 3)словарь, 4) тестирование, 5) физическая лаборатория. Пособие - автономное, без связи с Интернетом. Возможности в обучении:

- содержит объём курса физики, удовлетворяющий школьника, абитуриента, учителя;

- имеет разветвлённую поисковую систему, обеспечивающую быстрый доступ ко всем ресурсам;

- содержит видеофрагменты всех основных «живых» школьных экспериментов с дикторским пояснением;

- возможно применение на уроках, в элективных курсах, самообразовании;

- позволяет учителю подобрать, распечатать/копировать нужные для урока фрагменты;

- осуществляет контроль усвоения материала и сохранение его результатов;

- содержит информацию о вузах России и материалы по подготовке к ЕГЭ;

- сочетается с любым УМК по физике.

Пособие включает ~300 авторских иллюстраций с объяснениями, 400 проверочных тестов и задач, справочные таблицы по всем разделам, 2 Гб полноэкранного качественного видео (720х576), биографические сведения об учёных-физиках. Нестандартно оформлено оглавление как поле страниц: Учебник – Уроки – Словарь – Тесты – Лаборатория – Дневник – Интересное – Помощь. В тексте Учебника основные термины выделены как гиперссылки, цветные рисунки. Список Уроков (их всего 31) сопровождается таблицей результатов (приступал/не приступал). Тесты можно выбрать простые и сложные, указать время: 5мин., 15, 30, 1 ч., > 1 часа (соответственно выдаётся количество заданий). Дневник фиксирует время, проведённое в программе, и % посещения всех разделов. Раздел Интересное содержит разнообразный занимательный, исторический и др. познавательный материал по всем разделам физики.


Сайт издательства: http://www.RUSSOBIT-M.RU.

Измерительные комплексы. Виртуальная физическая лаборатория. Практикумы.

Самым полным является комплект из 5 СD-ROM «Виртуальная физическая лабора-тория». Издательство ДРОФА, 2006 г.

«Лабораторные работы по физике. 7 класс», «Лабораторные работы по физике. 8 класс», «Лабораторные работы по физике. 9 класс» по учебникам физики авторов Н. С. Пурышевой и Н. Е. Важеевской. «Лабораторные работы по физике. 10 класс», «Лабораторные работы по физике. 11 класс» по учебникам физики В. А. Касьянова. Содержат большинство лабораторных работ из обязательных по программе. Кадр пособия представляет собою виртуальное поле интерактивной индивидуальной деятельности ученика. Учебные объекты в поле анимированы. Действия с ними осуществляются путём манипулирования указателем «мыши». Удобно пользование виртуальными измерительными инструментами. Расчёты выполняются учащимися в своих тетрадях. Можно воспользоваться встроенным непрограммируемым калькулятором. В качестве примеров виртуальных лабораторных работ назовём «Измерение массы тела на рычажных весах» (7 кл.), «Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата» (8 кл.), «Измерение λ световой волны с помощью дифракционной решётки» (11 кл.), «Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций» (11 кл.). Понятная даже семикласснику навигация интерактивных действий. Возможно увеличение деталей изображения (шкал приборов и т.п.). Информационный объём работ небольшой, они легко копируются.

Интерактивные опыты можно использовать и для демонстраций на уроке. Конечно, познавательный эффект деятельности с «живыми» приборами выше в сравнении с виртуальными действиями. Но при слабой оснащённости многих школьных физических кабинетов лабораторным оборудованием – этот способ обучения становится актуальным. Учителю в виртуальном эксперименте следует более интеллектуализовать деятельность ребят, наполнить её осмыслением результатов, использовать вариативные возможности мультимедиа. Не повредит повторное выполнение учеником лабораторной работы в виртуальном режиме на домашнем компьютере (осмысление теории и закрепление умений).


«Физика 7 – 11 классы. Практикум». Продукция компании ФИЗИКОН. Авторы: Козел С.М., Орлов В.А., Гомулина Н.Н., Кавтрев А.Ф. Легко устанавливается на ПК. Содержит разделы: лаборатории – конспекты – видеофильмы - справочник – помощь – учителю – об авторах. Самым ценным, на наш взгляд, в этом пособии являются краткие, но высокопрофессиональные, ёмкие методические рекомендации А.Ф. Кавтрева (они печатались в газете «Физика») в форме отдельных статей. Раздел «Лаборатории» представляет на экране виртуальную лабораторию (интерактивные модели, пошаговые анимации), которыми оперирует учащийся. Его действия запрограммированы, в случае неудачи – звонок и повтор действий. «Конспекты» – мультимедийный иллюстрированный конспект теории, простой переход в виртуальную лабораторию. «Видеофильмы» - видеофрагменты реальных экспериментов и мультипликации. «Справочник» содержит основные формулы, константы, табличные данные. «Учителю» - методические рекомендации по применению компьютерного курса, виды задач к компьютерным моделям, основные трудности работы с ними, примеры моделей для конкретных уроков и др. «Помощь» - информация об интерфейсе программы, технические требования к ПК пользователя. Пособие разделено на 2 части: I часть – основная школа (7-9 кл.), II часть – старшая школа (10-11 кл.). При составлении компьютерной поддержки конкретного уроке рекомендуется участь, будет ли это коллективная работа на базе учительского ПК в сочетании с мультипроектором или организуется индивидуальная деятельность учащихся в локальной сети. Рисунки и фото с диска копируются, выводятся на печать, можно пересылать по электронной почте, что удобно для дистанционного обучения и составления собственных разработок уроков. Интернет поддержка: http://WWW.KM.RU.

Мультимедийное пособие нового поколения «Экспериментальные задачи лабораторного физического практикума». Идея, положенная в основу этого оригинального учебного пособия, – изучение физических явлений путём анализа видеозаписей реальных экспериментов. Такой способ дистанционного анализа получил широкое распространение в космонавтике, медицине, атомной промышленности и др. областях. Пособие предназначено для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных школ и студентов первых курсов технических вузов. В данном ППС представлены 24 задачи по темам: кинематика, законы сохранения, механика жидкости и газов, гидродинамика, механические колебания, геометрическая оптика. Преимущества пособия: широкая аудитория пользователей, соответствие ГОС, охват основных разделов физики, богатых экспериментальными исследованиями, формирование мотивации, интереса к физике, эксперименту. Удобный интерфейс, наличие методических рекомендаций учителям и учащимся.


Цифровая лаборатория по физике «Архимед» даёт возможность исследовать временные зависимости физических величин с помощью датчиков (силы, расстояния, давления, тока и др.). Запись результатов измерений производится на Карманный Персональный Компьютер (КПК) Palm с программой ImagiProbe. Palm передаёт данные на ПК с помощью измерительного интерфейса Tri Line и обрабатывает на базе специального программного обеспечения Multilab. Есть Методическое пособие. Оно содержит помимо экспериментальных задач и лабораторных работ план 2-х вводных занятий, знакомящих учащихся с программным обеспечением, пользованием датчиками, возможностями программы MultiLab. Использовать ЦЛ «Архимед» можно, начиная с 7 класса. ЦЛ позволяет выполнять лабораторные работы, посвящённые изучению движения по наклонной плоскости, колебательному движению, определению скорости звука, получению вольт-амперных характеристик проволочного сопротивления, лампы накаливания и диода, исследованию магнитных полей, дифракции и интерференции света. Методическая и техническая поддержка на сайте лицея № 1502 г. Москвы: http://www.fizfaq1502.ru.

Измерительный комплекс L-микро. Обеспечивает единую экспериментальную среду, объединяющую демонстрационное оборудование и набор датчиков измерения физических величин (температуры, давления, силы тока, напряжения и др.). Датчики подключаются к компьютерному измерительному блоку (АЦП, 12-разрядный, 4-х канальный), необходим IBM – совместимый ПК. В сопроводительном Руководстве к комплекту предлагается ряд лабораторных работ школьного курса. Заказывается через Магазин Наглядных пособий.

Интернет-поддержка:http://www.L-micro.ru/.

Электронные пособия самообразования и учебно-методические комплексы дистанционного обучения.

«Физика. TeаchPro. Distance Learning, 2003». Продукт ООО «Мульти-медиатехнологии и Дистанционное обучение» (2 CD). Серия TeachPro рассчитана на выпускников школ - абитуриентов. Диск 1 – репетитор для самообразования. Имитация занятия с репетитором подчёркивается способом предъявления материала в форме «уроков»: теория подаётся через дикторский текст, который сопровождается анимированными рисунками и записями на экране монитора. Обучаемому остаётся слушать и смотреть (возможно, конспектировать). Допускается многократное повторение урока. Содержание охватывает все разделы школьной физики. Задачи (их более 1100), систематизированные по темам, сгруппированы в отдельный блок, доступ к любой задаче – через гиперссылку. Диктор объясняет решение задачи, на экране – рисунки (схемы), формулы, готовые расчёты. В чистом виде репродуктивная технология обучения! Однообразие и монотонность деятельности. Задачи взяты из пособий по физике для поступающих в вузы (Бендрикова Г.А., Козела С.М. и школьного задачника). Пособие, на наш, взгляд, не учит главному - формированию обобщённых, эвристических умений решения задач разного типа, не систематизирует теоретические знания на более высоком уровне, не руководит познавательным процессом. В целом, в данном образовательном продукте не заложена интерактивность действий пользователя, идеология пособия – потребительская. Нет тренировки в самостоятельном решении задач, задачи не распределены по трудности.


Индивидуализация состоит в том, что каждый пользователь регистрируется, получает персональный логин, под которым запоминается вся история прохождения им всего курса. Статистика пройденных уроков отражает % пройденного материала и правильность ответов на контрольные вопросы. Выбор порядка изучения тем и решения задач – произвольный. Практически, пользователю не предоставляется возможность самостоятельного выполнения заданий: слишком велико искушение сразу же прослушать и увидеть готовое решение.

Диск 2 – решебник задач по физике. Объём 326 Мб. Задачи взяты из сборников для поступающих в вузы. Повторяются некоторые задачи из диска 1. Решебники по понятной причине не любят учителя, но они популярны среди учащихся, для которых физика – не главный предмет и изучается неглубоко, формально. Разумнее всего решебники использовать учителю и учащимся как справочник решений.

В целом, пособие представляет собой электронный вариант пособий для поступающих в вузы названных авторов с расширением объёма теоретического материала и минимумом интерактивности. Web-страница издательства «Мультимедиатехнологии и Дистанционное обучение»: http://www.mmtech.ru.

«TeachPro. Физика. Самоучитель по физике (7 – 11 классы)». Самый объёмный из мультимедийных курсов данной серии. Структура и система навигации – едина для всей серии: лекции с динамическими иллюстрациями и контрольным режимом 3-х уровней, решение задач. По мнению разработчиков, это учебное пособие может заменить для школьников справочник, домашнего репетитора и подготовительные курсы. Задачи взяты из сборников под ред. Буховцева Б.Б., Бендрикова Г.А., Мякишева Г.Я., Рымкевича П.А. Самая сильная сторона пособия – выход с диска на сайт Дистанционного Обучения через Интернет (http://teachpro.ru). Здесь же можно записаться на платные интернетовские Видеокурсы по разным школьным предметам, в том числе и физике. На этом же сайте можно познакомиться с web-версиями обучающих программ всей серии TeachPro.


Активные мультимедийные и развивающие среды по физике.

«Живая физика» из серии «Живая школа ИНТ». Выпущен Институтом Новых Технологий образования, 2001 г. (перевод с английского). На базе пособия создаётся обучающая компьютерная среда для изучения механики, включая движение в электрических и магнитных полях. На сегодня это пособие обеспечивает самый высокий уровень интерактивности: схемы экспериментов, модели физических объектов, сред, силовые поля создаются самим пользователем. Основу деятельности составляют «инструменты и меню»: лабораторный шкаф, объекты, связи, рабочее поле, инструкции по проведению экспериментов, использованию формул, проведению расчётов и др. операций. Имеется много приложений, разъясняющих детали исследовательских действий. Правила пользования программой и управление экспериментом занимают более 150 С. печатного текста. Освоить эту программу и использовать её в учебном процессе удалось немногим учителям физики и тем более – учащимся.

Программно-методический комплекс «Активная физика» (интенсивный курс физики на ПК; Pi-Logic, Минск) фирмы НПП «БИТпро» состоит из 3-х частей: «Активная физика», конструктора «Оптическая скамья» и викторины Almagest. ПМК предназначен для формирования умений и навыков решения задач и использования физических знаний в разных ситуациях. Содержит более 600 заданий-ситуаций. По структуре и управлению ПМК мало отличаются от рассмотренных выше. Полная версия ресурса становится доступной после регистрации и оплаты. Есть Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием ПМК. Ресурс развивается. Пока в «Активной физике» предложено несколько готовых сценариев обучения: 7 класс – введение в физику; 8 класс – электричество, световые явления; 9 класс – кинематика, динамика, механические колебания; 10 класс – основы МКТ и введение в физический практикум.

Критерием отбора материала во Введение стало формирование у ребят процедур познавательной деятельности на алгоритмическом и эвристическом уровнях (много иллюстраций, хороший видеоряд, использованы методические «находки», нет назидательности). Содержание материала 8-9-10 классов нельзя отнести к электронному учебнику. Уроки - это небольшие компьютерные фрагменты, для каждого класса их 10 – 15 (~10% времени изучения). Типовой сценарий рассчитан на активную работу учащихся 15 – 20 мин. и содержит 10 – 12 вариантов основного задания (каждый работает самостоятельно!). Например, «Рассчитать силу давления гидравлического пресса, изображённого на рисунке» или: «Изобразите плечо силы F1 изогнутого рычага» (7 кл.). К каждому заданию имеется пояснение, немедленная реакция компьютера на ответ, накапливается статистика результатов. Пользователь может выбрать стратегию обучения: 1 – «справлюсь сам»; 2 – «покажи лёгкое задание»; 3 – «предложи следующее задание». Задания – интерактивные (дорисовать, измерить, снять показания приборов, изменить, построить с помощью виртуальных средств). Интересна Статистика результатов для учителя. Компьютер выдаёт распределение первых оценок и через 45 мин., а также информацию об ответах каждого ученика. Введение в физпрактикум включает две темы: «Измерение линейных размеров. Нониус» и «Обработка результатов измерений».


Особенно интересен виртуальный конструктор «Оптическая скамья». Он предназначен для создания и редактирования учебных моделей оптических приборов и схем, составленных из базовых элементов: источников света, плоских и сферических зеркал, линз, ширм, индикаторов света. Собранные модели действуют в соответствии с их назначением. Демо-версия пособия демонстрирует три режима работы программы: конструктор – задачник – сценарий. В режиме Конструктор появляются активное поле и управляющая панель, позволяющая построить или трансформировать готовую модель путём изменения положения и параметров базовых элементов (Drag and Drop). Пример: «С помощью зеркала «зажгите» лампочку за ширмой в доме с зеркальной крышей». В режиме «Задачник» ничего изменять нельзя, правильность решения контролируется. «Сценарий» предлагает не одну задачу, а целую последовательность задач на одной общей базе (всего их > 6000). Данный учебно-методический комплект хорош в реализации проблемных, игровых ситуаций на уроке (при наличии Интернет) и, конечно, для работы на домашнем компьютере, во внеурочной деятельности. Адрес: http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ main.htm (Минск).

Электронный конструктор «Знаток» разработан специально для образовательных учреждений. В комплект входят: а) учебно–практическая часть и б) описание 999 игровых схем. Учебно-практическая часть включает 21 интерактивное практическое занятие для детей (с 5 лет) и школьников. Каждое занятие содержит 1 - 2 практических задания, отвечающих ГОС и содержанию учебников физики 8 – 11 классов. Задания разбиты не по классам, а по 3-м группам сложности: синий – начальный уровень, зелёный – средний, красный – выше среднего. В наборе конструктора имеются разнообразные элементы: лампочки, источники тока, ключи, наборы электронных блоков и соединений, позволяющие конструировать электрические цепи без пайки. В пособие включены Методические рекомендации А. Бахметьева. Имеется список экспериментальных задач по разделам «Механические колебания и волны. Звук», «Основы электроники», «Интегральные микросхемы» «Цифровая техника», «Логические схемы», «Электрические явления. Постоянный ток», «Электрический ток в разных средах. Полупроводниковые компоненты», «Электромагнитные явления», «Электростатика». Для их решения составляется виртуальная модель, схема, установка, испытывается в действии, проводятся измерения, расчёты. Возможны собственные разработки. Варианты управления устройствами: свет, звук, магнит, вода, сенсор, электричество. Пособие рассчитано на развитие креативного, эвристического технического мышления школьников и даже студентов. Лучшая область применение – индивидуальная работа с одарёнными детьми. Интернет-поддержка: http://www.neopod.ru/catalog/education/ znatok/190002.html или:www.smartytoys.ru


В последние годы стали создаваться разнообразные образовательные конструкторы (ОК) и развивающее-обучающие игры, способствующие развитию интеллекта и творческих способностей детей, закреплению знаний, побуждающих интерес к школьным предметам. Для повышения интереса к физике можно рекомендовать:

ОК ЛЕГО: «Машины, механизмы, энергия». Набор для ознакомления с возобновляемыми источниками энергии: солнца, ветра, потока воды. Изучаются принципы действия источников энергии, процесс накопления и переноса, организация систем энергоснабжения. Можно использовать в сочетании с демонстрациями подходящих видео- и анимационных CD- моделей из перечисленных учебных компьютерных пособий.

ЛЕГО «Инженерная механика» составлен из 310 ЛЕГО-элементов (моторов с блоком, шестерён, балок, осей и др.). Есть 6 сборников технологических карт с подробными инструкциями по выполнению 24 учебных заданий, книга проектов и видеодиск с записью реальных производственных процессов. Работу с конструктором лучше организовать для учащихся в группах по 2 – 3 человека во внеурочное время (можно и на уроке).

Вопросы для самоконтроля


        1. Чем обосновывается разделение ППС по школьной физике на I и II уровни?

  1. Для каких учебных целей предназначены тренажёры и репетиторы? В чём их отличие от электронных учебников?

  2. Готовы ли Вы использовать измерительные комплексы в обучении? Чему надо учителю физики научиться?

  1. Каковы возможности виртуальной физической лаборатории? Может ли она заменить реальный физический эксперимент?

  2. Назовите известные Вам электронные средства самообразования.

  3. Какие развивающие электронные

продукты по физике Вам известны?
  1. Сформулируйте краткое педагогическое резюме по использованию компьютера в преподавании физики. В чём основные трудности на современном этапе?



Рекомендуемая литература


1. Кавтрев А.Ф. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физики 1.0. Часть I». – С-Пб. – М., 2000.

2. Кавтрев А.Ф. Информационные технологии и электронные образовательные ресурсы для учителя физики//Школьные технологии. – 2005. - № 4. – С. 207 – 222.

3. Калмыков Д.А., Хачатуров Л.А. Опыт организации виртуальных образовательных сред //Школьные технологии». – 2000. - № 2.

4. Политика в области образования и НИТ //Информатика и образование. – 1996. - № 5. – С.10 – 16.

5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 С.

6. Статьи в периодических изданиях: «Физика в школе», газета «Физика», «Информатика и образование», «Школьные технологии», Интернет-ресурсы.