litceysel.ru
добавить свой файл
1
РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ



« EXCELSIOR – 2009»


Секция ОБЩЕСТВЕННО ГУМАНИТАРНАЯ

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА


«ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ…»


РОМАНОВА ВИКТОРИЯ


МОУ «ХОРМАЛИНСКАЯ СОШ», 5 КЛАСС.


Руководитель:


Леонтьева Татьяна Викторовна

учитель русского языка и литературы


с. Хормалы


Цель:


1. Развивать навыки исследовательской работы.

2. Проанализировать Гомера “Илиада», «Одиссея» и доказать, что слепому и неграмотному человеку не под силу запомнить такое количество стихов, и что поэт мира был наблюдательнее и зорче всех нас.

3. Развивать кругозор и интерес к чтению и изучению античной литературы.


Содержание.


1. Вступление.

11. Основная часть.

1. Обзор Гомера.

2. Предыстории великих произведений.

3. Что можно прочесть между строк «Илиады» и «Одиссеи»?

- Цветовая гамма поэмы «Илиада».

- Собственные имена поэмы «Одиссея».

111. Заключение.


1. Вступление.

Сказки любят все – и дети, и взрослые. Только взрослые6 иной раз осторожно именуют их сказаниями, былинами, мифами, а то и научно фантастическими романами… Практичные американцы называют сказки для взрослых «фэнтези», что означает «фантазии» или даже «небылицы.

Однако «сказка – ложь, да в ней намек…» На что-то намекали создатели тех или иных произведений? При каких обстоятельствах брались за перо? Что можно прочесть между строк тех или иных «сказок»?

Попробуем представить себя древними людьми. Как и где мы живем? Какие опасности нас подстерегают? Как от них уберечься? Кто нам может помочь?

Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы.



2. Основная часть.


1. Образ Гомера.


Гомер – одно из легендарных имен мировой истории, один из основоположников искусства, один из символов человечества. Никто точно не знает, да вряд ли узнает биографические данные о Гомере. Предполагают, что он жил в промежутке между Х11

и У11 веками до н.э. в Ионии. Одиннадцать греческих городов оспаривали право называться родиной великого поэта. Существовал ли Гомер – слепой сказатель, согласно преданию, ходивший из города в город, услаждая пирующих вождей и их ратников напевными стихами?

Знаменитый древнегреческий философ Платон говорил, что «Гомер воспитал всю Грецию». Имя Гомера трактуется по разному: считают, что «Гомер» означает «сопровождающий», «провожатый», «слепец» (отсюда распространенная версия о слепоте певца).

Неоднократно делались попытки найти и этимологическое значение слова «Гомер» путем разложения его на составные части. Имя «Гомер» как будто состоит из двух частей – «гом» и «ер»: одна означает «вместе», другая произошла от корня «прилаживать». Так создается представление о человеке, что-то прилаживающем или объединяющем разрозненные песни в одно целое.

С этим именем у нас связывается представление о величайшем поэте, создателе «Илиады» и «Одиссеи».

Аристарх выдвинул предположения. «Илиаду» Гомер, вероятно, создал в юности, а «Одиссею» в старости.

Поэмы получили широкое распространение в Греции уже в раннюю пору перехода от родового строя к государственному. Есть предание, будто в Спарте исполнение поэм введено Ликургом в 1Х веке до н.э. В У11 веке они были известны в Афинах. При Солоне и затем при Писистрате были даже приняты меры к установлению определенного порядка в их исполнении. Тогда же, по видимому, была сделана и первая запись поэм.


2. Предыстории великих произведений.

Археологические раскопки показали, , что ахеяне (греки) начали заселять запад малой Азии еще в ХУ – Х1У вв. до н.э. Переселение в Малую Азию было связано с перенаселением Греции. Ощущая потребность в новых землях, Эллада (Греция) все дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 г. до н.э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться греки.


Война с Троей требовала большой армии, но не все хотели идти на Трою. Однако страх перед главным организатором военного похода могущественным царем Микен Агамемноном заставил несогласных подчиниться. Незадолго до 1200 г.до н.э. Троя была полностью разрушена. Этой победой завершился период могущества ахеян , после чего для них наступили долгие годы упадка.

Этой исторической версии истории троянской войны противоречит история мифологическая: причина войны – похищение троянским царевичем Парисом спартанской царицы Елены. Парис был судьей в споре трех главных греческих богинь: Геры, Афины и Афродиты – за звание самой красивой. Он должен был вручить одной из них золотое яблоко (яблоко раздора). Парис присудил яблоко Афродите , и она помогла ему похитить самую прекрасную женщину Европы – жену царя Спарты Менелая. В поход за Еленой в Ирою отправились 28 героев-царей, среди которых был хитроумный царь Итаки Одиссей. Благодаря его выдумке – огромному деревянному коню, в котором спрятались вооруженные греки, - на десятом году сражений была взята и разрушена Троя.


3. Что можно прочесть между строк «Илиады» и «Одиссеи»?


Согласно легенде, слепой поэт был еще и неграмотным. Значит, все свои произведения он должен был помнить наизусть. Между тем только дошедшие до нашего времени «Илиада» и «Одиссея» имеют объем более 50 печатных листков. Можно их хранить такое количество стихов в памяти?

Анализируя тексты Гомера можно обратить внимание на многообразие цветовых картин, происходящих в текстах поэм бесконечной чередой. Способен ли слепой человек сказать:

Так от широкого веяла, сыплясь по гладкому тону,

Черные скачут бобы или зеленые зерна гороха...


Песнь первая.


И держа в руках, на жезле золотом, Апполонов

Красный венец, умолял убедительно всех он ахеян,


Звон поразительный издал серебряный лук стреловержца.

Гневом волнуем; ужасной в груди его мрачное сердце


Злобой наполнилось ; очи его засветились, как пламень.


Я не хотел; но в душе я желал черноокую деву

В дом мой ввести; предпочел бы ее и самой Клитемнестре,


Ныне черный корабль на священное море ниспустим,


Дочь громовержцеву: страшным огнем ее очи горели.

К ней обращенный лицом, устремил он крылатые речи:


Рек , и на серебряном черене стиснул могучую руку

И огромный свой меч в ножны опустил, покоряся


Так произнес, и на землю стремительно скипетр он бросил

Вдруг золотыми гвоздями блестящий, и сел меж царями.


Или, приди и отведай, пускай и другие увидят:

Черная кровь из тебя вкруг копья моего заструится!


Рек, и Менетиев сын покорился любезному другу.

За руку вывел из сани прекрасноланитую деву,


Сел у пручины седой, и, взирая на понт темноводный,

Руки в слезах простирал, умоляя любезную матерь:


Быстро из пенного моря, как легкое облако, вышла,

И держа в руках, на жезле золотом, Апполонов

Красный венец, умолял убедительно всех он ахеян,


Все паруса опустили, сложили на черное судно,


Жрец на дровах сожигал их, багряным вином окропляя;


Солнце едва закатилось и сумрак на землю спустился,


Мачту поставили, паруса белые все распустили;


С ранним туманом взошла на великое небо, к Олимпу;


Несся стремглав я весь день и с закатом блестящего солнца


Может ли даже гениальный поэт, если он слеп, предать мгновенный взгляд пловца, подброшенного штормовой волной:

Поднятый кверху волной и взглянувши быстро вперед,

Невдали пред собою увидел он землю…

Действительно, это ощущение знакомо всем, кто плавал в штормящем море, оно длится всего лишь долю секунды, и Гомер передает его с предельной точностью.


Горем также указывает, сто олово – белое, медь – багряная, а вот железо в его поэмах – седое! До такой точности описания не додумались даже современные специалисты, уныло сообщающие, что цвет железа… железно-серый. Гомер же нашел точное определение. Но для этого необходимы зоркие глаза, умение видеть! Поэмы Гомера – свидетельство того, что первый поэт мира был наблюдательнее и зорче многих из нас!

Гомер 85-90 процентов информации о внешнем мире передает на основе зрительного восприятия, около 10 процентов приходится на слух, остальное – на осязание и запах.

Такое распределение характерно для вполне здорового человека, которому зрение поставляет до 90 процентов информации об окружающем мире


Но если это так, то откуда возникла легенда о слепоте Гомера? Да и вообще, почему он большую часть жизни странствовал по городам и весям, описывая потом увиденное в своих стихах?

Попробует найти ответы на эти вопросы опять-таки в произведениях самого поэта. Взять хотя бы «Одиссею». Сюжет ее вкратце таков. Одиссей оставляет свой дом, жену и малолетнего сына и отправляется на корабле в дальние страны, из которых возвращается лишь спустя много лет. Что же звало его в дальний путь? Богатства, драгоценные клады? Но никаких богатств домой он так и не привез…

Да, конечно, ни золото, ни драгоценностей Одиссей не приобрел. И все-таки, если вдуматься, он вернулся назад отнюдь не с пустыми руками. Он привез точные знания о других землях, о пути туда, о силах, которые могут противостоять путешественникам.

То есть, говоря другими словами, Одиссей стал обладателем стратегической информации. И, стало быть, его самого и всю его команду можно считать разведчиками, тайно собирающими сведения о других странах и народах.

Он не был воином, не был полководцем. Тем не менее стал свидетелем немалого числа битв, побывал во многих местах. В качестве кого?

Теперь, вы и сами в состоянии ответить на этот вопрос. Да, он был советником вождей, добытчиком для них ценнейшей информации. И для этого вполне мог накинуть на себя лучину бродячего поэта и певца – барда, как сказали бы в наше время. А для пущей безопасности – мог притвориться и слепым…


Свои же донесения он не записывал, а – как и положено – запоминал. И чтобы данные лучше держались в памяти, рифмовал их, превращал в стихотворные строки. Да еще так талантливо!


Известный поэт Осип Мандельштам, например, как-то обратил внимание, что в песне 2 из «Илиады» на 284 строки (с 494-й по 779-ю) приходится 382 собственных имени – названия племен, имена героев, островов, год, рек, целая воинская ведомость, список анкетных данных и названий кораблей. Но ему и в голову не пришло, что тут не только высокая поэзия, но и подробнейшее донесение.


«Одиссея»

Песня 4.


Лакадемон

Менелай Атрид – царь

Пелида – додь Пилос

Спарта – город

Алектор

Мегапента

Елена

Гермиона

Афродита

Телемак

Писистрат

Этеон – сын Воэфов

Дия – племя

Дий

Зевс

Олимп


Кипр

Ливия

Илион

Египет

Эфиопы,сидоняны,эрембы – народности

Троя

Лаэр, Пенелопа

Артемида

Адреста

Алкиппа

Фило

Алькандра

Пилиба

Нестор

Лакедемон

Кронеон – громовержец

Аргос

Антилох

Денница

Эос

Асфалион

Полидамна

Фоон

Пианов род

Дий

Демон

Денфоб

Дионед

Тидеев

Антиклес

Пенелопа

Апполон

Афина

Фтломилед

Фарос

Эйдофея

Протей

Алосидна

Аякс

Гирейская чкала

Гера

Утесы Малеи

Фиест

Эгист

Агамемнон

Одиссей

Орест

Протей

Калипсо

Елисейские поля

Радамант Зефир

Гефест


Федим

Антина

Евримах

Ноемон

Антонио

Элида

Евпейтов

Медонт

Антиной

Паллада

Икарий

Ифтима

Феры

Евмел

Эллада

Аид

Астер


Песня 12.

Острова – Эю,

Тринакрия

Огигия

Ээт

Итака.


Имена - Эос

Цирцея

Ясон

Борея

Орры

Гелиос

Аид

Кратея

Зевс

Кери

Гера

Эребу

Посейдон

Гелеос

Ельпенор

Гиперион

Еврилох

Неера

Лаэтуса

Амититра

Арго

Лампетия

Лампетий

Перимед

Тиресия


Нот

Зефир

Кронион

Эрмий

Денница

Евр

Лампетией

Калипсо


Чудовища – Скилла, скала –Харибда.


Гора – Олимп.


4. Заключение.


По преданию, Гомер был похоронен на острове Хиос. Сохранились монеты с этого острова, относящиеся к1У веку до н.э.; на них Гомер изображен похожим на Зевса, с широко открытыми глазами. В музее города Модены в Италии хранится бронзовый бюст 1У века до н.э. с именем Гомера – тоже без всяких следов слепоты. Известны и другие античные изображения зрячего Гомера.

Так что, получается, что если поэт в действительности и ослеп, то случилось это, скорее всего, лишь на склоне лет. Но до этого он многое успел увидеть и запечатлеть.

Использованная литература.



1. А.А.Вигасин. История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных

учреждений.– М.: Просвещение, 1998.

2. В.И.Уколова. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2004.

3. Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2007.

4. Гомер Илиада (Перевод с древнегреческого Н.Гнедича). – М.: Художественная

литература, 1987.

5. Гомер Одиссея (Перевод с древнегреческого В.Жуковского).-М.: Художественная

литература, 1986.

6. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. – М.: ВАКО,2004,

2007.

7. Любимов Л. Искусство древнего мира. – М.: Просвещение, 1980.

8. Никола Барбер. Загадки мировой истории. Харьков Белгород, 2008.

9. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М.: Высшая школа, 1982. 10. С.Н.Зигуненко. Я познаю мир. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

11. Ю.В. Зайцев. Мифы Древней Греции, - Издательство «Белый город»,2008