litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 25 26 27 28 29

Приложение 9

Любовь Борисовна Малыхина

Технология проектного обучения в системе

дополнительного образования детей


В центре внимания педагогических и общественных кругов находится проблема демократизации образования, которая предполагает такую организацию учебного процесса, в котором формируется творчески и свободно мыслящий и действующий человек. Значительные возможности для решения этой проблемы представляет технология проектного обучения, которая в настоящее время уже стала частью учебного процесса при реализации учебной программы «Искусственные цветы» в Доме детского творчества г. Гатчина. Разработка творческих проектов по технологии изготовления цветов из ткани, кожи, меха и бисера для оформления интерьера и костюма вызывает у ребят большой интерес.

Творческий проект на занятиях объединения «Искусственные цветы» включает в себя следующие направления деятельности учащихся:


  1. поисковая работа ребят в изучении области применения искусственных цветов, истории происхождения и символики цветов;

  2. изучение технологии изготовления цветов;

  3. создание нового творческого воплощения изделия.

Ребята приступают к выполнению проекта на втором году обучения по программе «Искусственные цветы». На вводном занятии по проектированию они узнают, что такое проект и как его можно разрабатывать, учатся выполнять расчет экономических затрат на изделие.

Первым этапом проектирования на занятиях объединения является «дизайн-предложение», на котором учащиеся выбирают вид изделия, осуществляют подбор литературы или иных источников информации для исторической справки и оптимальной конструкции будущего изделия.

На втором этапе – «дизайн-эскиз» – учащиеся выполняют эскиз изделия, выбирают материал для изготовления цветочной композиции, определяют размер элементов цветов, технику их исполнения, последовательность работы, осуществляют подбор инструментов и составляют смету на изделие.


На этапе «дизайн-проект» ребята самостоятельно разрабатывают и изготавливают лекала цветов.

Самый интересный для ребят этап – «изготовление проекта», включающий в себя подготовку и раскрой материала, изготовление цветов, сборку цветочной композиции.

Заключительный этап считается самым важным. Выполняя его, ребята составляют отчеты о своей работе. Затем каждый учащийся защищает свой творческий проект.

На занятиях учащиеся выполняют индивидуальные и групповые (2-3 человека) проекты.

Изделия ребят, выполненные по индивидуальным проектам, демонстрируются на выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня. Работы детей были отмечены дипломами Конкурса фестиваля мастеров детского прикладного творчества учреждений дополнительного образования Ленинградской области, Благотворительной культурной акции марафон детского творчества «Звездный дождь».

Использование технологии проектного обучения позволило применить знания и умения, полученные при обучении по программе «Искусственные цветы», интегрировать их в процессе работы над проектом и закрепить на практике.

Метод творческих проектов выявил следующие патологические барьеры в выполнении проектов:


  1. Учащиеся ждут объяснений. Для снятия этого барьера использовался метод «мозгового штурма».

  2. Боязнь сделать что-нибудь не так. Устраняя этот барьер, необходимо было чаще подчеркивать правильность решения, объяснять учащемуся, что самое слабое решение лучше, чем отсутствие решения.

Работа над проектом на занятиях декоративно-прикладным творчеством в учреждении дополнительного образования детей дает возможность объединить учащихся по интересам, организовать их ролевую деятельность, взаимопомощь в работе, способствует творческой самореализации ребенка.

Программа « Искусственные цветы « была представлена на областном этапе Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям « в марте 2001 года (диплом второй степени).


<< предыдущая страница   следующая страница >>