litceysel.ru
добавить свой файл
1

Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. 

Том 10. Вып. 1. 2011.


УДК 37.013:004.77

ББК 74.202


Проектирование локального образовательного пространства ученика с целью развития логического мышления на базе сайта «Логика»


2011 г. Евтихова О. В.


В статье описываются психолого-педагогические особенности логического развития учащегося, которые могут быть взяты за основу в проектировании сайта по логике; приведены модели логических операций и образовательного пространства ученика.

Ключевые слова: логический сайт, проектирование сайта, образовательное пространство ученика, учебное пространство, логическое развитие, логическая культура.


Главная цель образования во все времена - способствовать всестороннему развитию личности каждого обучающегося, раскрывая при этом и его творческий потенциал. Познание мира происходит, прежде всего, через умение воспринимать и обрабатывать окружающую информацию, через умение мыслить. Именно поэтому проблема развития мышления занимает особое место в исследованиях разных ученых. Различные ее аспекты разрабатывали в своих трудах многие педагоги и психологи.

Вопрос о необходимости изучать психологические особенности мышления в единстве с его логическими характеристиками был поставлен и в определенной степени решен в работах Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна [8, 9], В. В. Давыдова [4].

Так, например, согласно С. Л. Рубинштейну, «процесс мышления - это прежде всего анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них. Закономерности этих процессов в их взаимоотношениях друг с другом суть основные внутренние закономерности мышления. При этом не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции, которые затем в него включаются [8].


Давыдовым В.В. [4] И Элькониным Д.Б. [11] установлено, что мышление теоретического уровня у школьника развивается в процессе решения им учебных задач. Самый главный показатель разумно-теоретического мышления – это способности ребенка проводить рассмотрение оснований своих предметно-умственных действий. Рассмотрение оснований своих действий – это рефлексия. Вот когда ребенок, сделав неверное решение, вдруг останавливается и рассуждает (и желательно вслух по просьбе учителя), почему у него получается неверно, это уже начало рефлексии. Или когда учитель замечает, что даже в случае правильного решения задач (это самый лучший ход) школьник ищет другой способ решения этой задачи, хотя найденный способ справедлив. Чтобы искать другой способ решения задачи, обязательно нужно обладать микрорефлексией. И вот, прослеживая сложности рефлексии у школьника, учитель может от класса к классу видеть, как развивается мышление учащегося [4, 11]. Управление учителем процессом развития мышления учащихся требует специальной организации обучения, предполагающего использование различных диагностических процедур, целенаправленное развитие логического мышления и логической рефлексии, лежащих в основе не только теоретического, но и практического мышления.

Однако высокая загруженность педагогов и невозможность уделения должного внимания данной проблеме в школьном курсе «порождает необходимость поиска технологий, форм и методов обучения, применение которых позволяет снизить нагрузку учителя» [2], а ученику, в свою очередь, - разобраться с интересуемым материалом самостоятельно, узнать что-то новое; причем осуществляться это должно несколькими способами, в том числе и в игровой форме.

В совокупности с обучением в школе, обменом информацией с друзьями и родителями такая технология должна быть направлена на организацию “личного учебного пространства» учащегося. По Е. Д. Патаракину необходим переход к модели обучения, в которой ученик более ответственен за свою учебную деятельность, сам собирает и представляет не только свои конечные, но и промежуточные результаты деятельности. В этой модели акцент делается на самостоятельное обустройство учеником своей среды обучения, в которой ему было бы комфортно работать [7].


Естественно, что всю совокупность факторов, влияющих на развитие логического мышления ученика, такой подход не отражает (впрочем, это и не являлось целью). С другой стороны, совершенно очевидно, что для того, чтобы ученик мог управлять процесом собственного логического развития, необходимо проектирование образовательного пространства, направленного на его поддержку. Причем в структуре этого пространства должны быть все средства для его логического развития и логической рефлексии (логические задания, диагностические тесты, необходимый теоретический материал, методическая поддержка и т.д.).

На основе анализа научной литературы по проблеме проектирования образовательного пространства [1, 10] нами предложен вариант модели обучающего пространства ученика, представленный в графовой форме:



Рис.1. Модель информационно-образовательного пространства ученика.


При этом выделенные множества можно объединить в отдельные блоки по несколько в каждый; таким образом, всё наше образовательное пространство при таком подходе будет представлять объединение нескольких подпространств, которые, в свою очередь, будут являться локальными образовательными пространствами.

Первый блок – информационно-образовательное пространство ШКОЛА (Учитель, Педагогический коллектив, администрация) носит, прежде всего, характер классического образования: передача накопленного опыта. Поскольку данный блок характеризуется принадлежностью к каждому школьнику, то на него, должна быть возложена основная образовательная функция, в том числе, и по развитию логического мышления. На практике же получается несколько по-другому: на логические задания, вообще целенаправленное логическое развитие учащихся отводится крайне мало времени, исключения составляют лишь специализированные профильные школы.

Второй блок – информационно-образовательного пространства «СЕМЬЯ, ДРУЗЬЯ» в большей степени образовывает учащегося с позиции накопления житейского опыта. Посредством общения ребенок формирует представления о мире, анализирует поступающую информацию, учится аргументировать свое мнение по тому или иному вопросу, совершенствуя при этом логическое мышление. Такие логические операции как анализ, синтез, обобщение, действуя в совокупности, помогают лишь сделать определенный вывод, и, прежде всего, касаются человеческих отношений. Обучение в данном случае происходит интуитивно, неявно; сделать правильные выводы мешают психологические факторы (например, предвзятое отношение к самому себе, своим близким). Что верно, а что нет в сфере именно житейских отношений самому учащемуся выявить довольно-таки трудно, поэтому данное локальное пространство также нельзя отнести к продуктивным источникам развития логического мышления.


Третий блок - информационно-образовательное пространство, включающее в себя СМИ, интернет, электронные справочники. СМИ, электронные библиотеки, как видно из рисунка, имеют лишь одностороннюю направленность (в то время, как в первых двух выделенных подпространтвах происходит взаимодействие учащегося с объектами из соответствующего блока), что не очень хорошо в связи с невозможностью анализа степени воздействия данной информации на ученика; в данном случае обучающийся должен четко представлять, что он ищет, что хочет узнать, ему необходимо самостоятельно управлять своим учебным процессом, самостоятельно принимать решения о том, достиг ли он желаемого уровня или же нет. Мы считаем, что это крайне неэффективная система, поскольку рассчитана на очень усидчивых ребят, знающих, что они хотят получить и в каком количестве; кроме того, в ней не видно роста, что со временем существенно снижает мотивацию.

Интернет-ресуры представлены очень широко. В них есть и СМИ, и справочники, и даже программы, которые заявляют, что проверяют уровень развитости того или иного качества посредством тестирования. Однако, все представляемые задания стандартизованы, то есть каждому пожелавшему проверить себя предлагаются одни и те же задачи, за верное решение начисляются и суммируются баллы, на основе которых и делается вывод о наличии и силе развитости проверяемой способности; то есть дифференциация производится только на основе количества решенных задач.

Данный подход, на наш взгляд, не отражает специфики обучения – учета индивидуальных способностей ученика. Зачем ребенка со слабо развитым логическим мышлением спрашивать о том, что явно на голову выше его уровня, и к чему виртуозно владеющему логическими операциями размениваться на усредненные? При такой проверке явно целая группа вопросов задается в пустоту, не давая никакой информации, поскольку исчерпывается «неответами» на более простые вопросы (в случае слабого) или же ответами на задания повышенной трудности (для сильного).


Нам представляется, что есть потребность в создании такого локального информационно-образовательного пространства каждого учащегося, которое бы, максимально учитывая его психологические особенности, наиболее эффективно развивало его логическое мышление, ведь на нем базируется обучение вообще. Мы исходим из предположения, что в основу такого проектирования должно быть положено адаптивное обучение, в частности, адаптивное тестирование.

АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ - разновидность тестирования, при котором порядок предъявления ЗАДАНИЙ (или TРУДНОСТЬ заданий) зависит от ответов испытуемого на предыдущие задания [13].

Информационный поиск адаптивных тестов, адаптивных электронных учебников по курсу логики (в интернете, среди ПО), к сожалению, не дал положительных результатов. В связи с чем и возникла необходимость проектирования программы, в которой за основу бралось бы именно адаптивное обучение. Нас, ввиду общедоступности и широты распространения, заинтересовало конструирование сайта, обладающего такими параметрами.

Но для того, чтобы подобная форма действительно продуктивно работала, нужно понять, чем, каким образом и в каком объеме ее нужно наполнить. В связи с этим встала необходимость обращения к теории развития мышления, вообще, и логического мышления, в частности.

Проанализировав некоторые источники в области изучения психологии мышления ([4], [5], [8], [9], [11], [12]), мы пришли к выводу, что логические операции (а, значит, и разрабатываемую систему сайта, основывающуюся на них) можно представить в следующем виде:



Рис.2.Схема взаимосвязей логических операций

В изображенной конструкции лежит следующая идея: раскрасив связанные посредством цветных линий операции (вершины), мы можем легко выделить множества, внутри которых объединенные операции оказывают друг на друга первостепенное влияние. При последующем проектировании эта идея получит реализацию в представлении «успехов учащегося»: решая задания на обобщение/индукцию, неявно он освоит и синтез, что отобразится соответсвующей подсветкой («явная» операция – яркий цвет, «неявная» - из серой в бледно-цветную). Кроме того, количество различных цветов покажет, сколько операций выделено (в отражении результатов прохождения заданий – сколько операций было задействовано для решения). Основывается эта идея на принципе связности графа.


То есть, возможно следующее представление:



Рис. 3. Модель возможного «среза» логических операций ученика


Получилось нечто вроде трехдольного графа. В этих долях выделено по две операции, на которых, собственно, всё и базируется в каждом из представленных множеств (множество и доля – здесь одно и то же). Такое упрощение преследует принцип наглядности (это требуется для визуализации логического развития ученика).

Первая доля иллюстрирует Классификацию
, содержит Обобщение и Абстракцию, которые характеризуют такую операци, как Сравнение, на основе которой и строится Классификация.

Вторая доля представлена Анализом и Синтезом. В процессе нашего мышления мы сначала анализируем поступившую информацию, проводим какие-то аналогии, а затем (если требуется), основываясь на личном опыте или научном знании, систематизируем полученные на предыдущем этапе результаты (проводим обобщение), приходя тем самым к синтезу.

Третья доля Умозаключение содержит Индукцию и Дедукцию. Подобно Анализу и Синтезу в процеесе нашего рассуждения происходит движение от частного к общему (Индукция) и от общего к частному (Дедукция).

Ввиду выше описанных особенностей операций легко просматриваются взаимосвязи: обобщение – синтез – индукция, абстракция – анализ – дедукция; первое основано на укрупненном, второе – на единичном.

При первичном рассмотрении индукции и обобщения представляется, что это практически идентичные понятия, в дальнейшем же становится ясно, что обобщение есть «подведение под классификацию» на основе какого-либо свойства или даже группы свойств, индукция же подразумевает под собой работу с уже проклассифицированными предметами (понятиями), благодаря ей мы приходим к выводу, что рассматриваемый предмет, принадлежа какому-то классу, с необходимостью обладает тем свойством, по которому этот класс формировался. То есть они как будто бы представляют внутреннюю и внешнюю сторону «общего»:


  1. подведение к нему, 2) работу в нем.

Для каждой выделенной в доле операции можно показать «подструктуру». Так, например, классификация основывается на сравнении, которое делится на противопоставление и сопоставление и бывает частичным или полным (по степени полноты) или же параллельным, последовательным, отсроченным (по степени осуществления).

а)



б)

Рис. 3. Подструктура логической операции «классификация»

(графовое представление)


Аналогичная схема справедлива и для Сопоставления.

Граф, изображенный в а), не является ориентированным, что говорит о «равноправии» составляющих его компонент. На втором же графе б) посредством стрелок показано подчинение ряда компонент «главенствующей». При этом, если подразделить эти компоненты по уровням (на первом условно определим «главенствующую»), то второй и третий уровни также находятся в «равноправии», что и понятно в силу того, что на этих уровнях изображены различные виды характеризуемой операции (по степени полноты, по способу осуществления).Если же рассматривать операции с позиции «что для чего является первостепенным», то, по Рубинштейну, справедливо следующее: сначала развивается Представление и «Первичное Понятие» (основанное на ассоциациях, строящихся в процессе жизнедеятельности), на их базе формируется «Первичное обобщение».

На интуитивном уровне первичное обобщение будем понимать следующим образом: первичное обобщение – обобщение, свойственное в раннем детском возрасте: называние одинаковым словом (набором слогов) различных предметов, характеризующихся в представлении ребенка общим свойством или принадлежностью к данному свойству (основано на ассоциации). Следует иметь ввиду, что представленная на рисунке 4 иерархия не является строго логической, а, скорее, методической – в каком порядке возможно осваивать данные операции в явном виде учеником.






На основе данной иерархии планируется разработать сайт адативной структуры для развития логического мышления. Предполагется, что в нем будут следующие разделы:

- Учебник, в котором невозможно перейти к главе, которая базируется на неусвоенном материале;

- Видеоуроки;

- Адаптивные тесты;

- Задачи с открытыми ответами (дается общая методика оценки);

- Развлечения

а) Афоризмы,

б) Персоналии,

в) Flash-игры;

- Дневник, в котором будет отражена «успеваемость» учащегося;

- Теория;

- Словарь;

- Список рекомендуемой литерауры.




Рис. 5. Страница сайта «Логика»


Во вкладке «Дневник» и подразумевается использование взаимосвязей между операциями. В идеале она будет основываться на наличии «карты», отображающей все операции, количество заданий с процентами их выполнения данным учащимся.

В настоящее время сайт находится на стадии разработки, поскольку требует соблюдения многих критерев, среди которых основными являются адаптивность обучения, общедоступность и удобство интерфейса.

Предполагается, что он окажет огромную помощь как учащимся, так и учителям на стадии подготовки к урокам и в целях самообразования. Ведь именно логические ошибки допускаются наиболее частым образом — гораздо чаще, чем думают некоторые, полагая, будто «логичность» мышления является прирожденным качеством каждого человека. На самом же деле, как и многими другими качествами, ею нужно упорно овладевать и чем раньше этот процесс будет начат, тем лучше. Разрешению этой проблемы и должен способствовать сайт.

Начинать развитие логического мышления следует уже в младшем школьном возрасте, ненавязчиво, на примере математических задач, игр, (делая акцент на соответствующем направлении); необходимо проводить систематический анализ своих знаний учащимися. Можно, например, создать в рамках сайта, «личный кабинет», в котором учащийся не только бы разбирался с предлагаемыми заданиями, но и имел возможность вносить в банк задач свои примеры. Основная цель в данном случае – научить ребенка последовательно и аргументированно рассуждать. Это может оказаться очень полезным не только на уроках, где логика используется в явном виде (на самих уроках по логике или, например, при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» в курсе информатики), но и в повседневной жизни, чтобы уметь отстаивать свою точку зрения.


Таким образом, необходимо комплексное логическое развитие ученика, постояннный анализ изменений с последующей коррекцией развития. Комплексный подход к логическому развитию ученика должен быть положен в основу проектирования образовательного пространства, в частности, локального пространства на базе специализированного сайта.


Литература


  1. Арнаутов Л.П. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов// Педагогика. – 1998.– №2ю – С.18-23.

  2. Бояринов Д.А. Проектирование личностно-ориентированной обучающей системы. Автореф. дис...канд. наук. Смоленск, 2004.

  3. Гусев Д.А. Краткий курс логики. Москва, 2003.

  4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов/Психологический институт российской академии образования – 2е издание – М. Педагогическое общество России, 2000 – 480 с.

  5. Мещерякова Б.Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. - Санкт-Петербург, 2008.

  6. Морозова Е.В. Формирование готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии. Диссертация. Смоленск, 2002.

  7. Патаракин Е.Д., Ярмаков Б.Б. Личное учебное пространство ученика. Школьные технологии, №4, 2009.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.

  9. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

  10. Хилл П. Наука и искусство проектирования: Методы проектирования, научное обоснование решений. М.: «Мир», 1973.

  11. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна; 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.

  12. Якиманская И.С. Основные направления исследований образного мышления. // Вопросы психологии. 1985. - № 5. - С. 5-16.
  13. http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=1




Designing a local educational space of the student for develop logical thinkinking based on site “Logic”


Yevtikhova O. V.


The article desevibes the psyhological and pedagogical features of logical development of the student, which can be used as a basis to design the site according to the logic. The above model of logical operations of educational space of student.

Key words: logical site, designing the site, the educational space of pupil, the scholastic space, the logical development, the logical culture.


Персональные данные:

Евтихова Ольгя Владимировна, магистрант, специальность «Математическое образование»

Эл. почта: olgaevt2008@mail.ru

тел: +79525349001,

+79156469515


ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»

Физико-математический факультет

Поступила в редакцию 30.03.11.