litceysel.ru
добавить свой файл
1


Управление образования

Администрации Киселёвского городского округа

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»


Слово М.В.Ломоносова о России

(доклад на городскую конференцию, посвящённую 300-летию со дня рождения великого русского учёного, поэта, художника М.В.Ломоносова)


Владислава Сальцевич,

ученица 9 класса «А» школы № 28

Дом. адрес: 652723 г. Киселёвск

ул. 50 лет города 8-45, тел. 5-11-79

Паспорт 3209 855632, выдан

отделом УФМС 18.06.2010

Руководитель:

Лариса Владимировна Сальцевич,

учитель русского языка

и литературы школы № 28

Адрес: 50 лет города 8-45,

тел. 5-11-79


Киселёвск 2011


2

Он бог, он бог…Россия!

Появление Ломоносова в середине 18 века ознаменовало новый, невиданный ещё подъём русской национальной культуры. «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги», - отозвался о нём Н.В.Гоголь. Но то же самое можно отнести и к роли Ломоносова в истории русской науки. Не было почти ни одной отрасли знания, куда бы ни проникла его пытливая мысль, и где бы ему не пришлось сказать новое слово.

Ломоносов представляет для нас не только исторический интерес. Его жизнь раскрывается перед нами как патриотический подвиг. «Всякое прикосновение к любезной его сердцу России, на которую он смотрит под углом её сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной мощью».

Михаил Васильевич Ломоносов впитывал в себя ощущение неисчерпаемых возможностей России, видел и чувствовал богатырскую силу своего народа. Это рождало в его душе веру в свою страну, любовь к ней и страстное желание способствовать её процветанию «…чтобы в России науки распространялись» и, чтобы «воссиял мир, наук питатель».

Высокое патриотическое воодушевление стало причиной создания Михаилом Васильевичем Ломоносовым «Российской истории». Книга М. В. Ломоносова — один из первых опытов создания русской истории. Толчком к её написанию послужило пожелание императрицы Елизаветы Петровны, которая, как сообщает автор в одном из писем 1754 г., «заявила, между прочим, что ей приятно будет, если я напишу моим слогом отечественную историю». Форма подачи исторического материала и стилистика исторического повествования позволили «Древней российской истории» не утратить своего значения вплоть до появления «Истории государства российского» Н. М. Карамзина.


При жизни М. В. Ломоносова, в 1754—1758 гг., было напечатано три листа книги, затем печатание было приостановлено самим автором, которого не удовлетворяла избранная им форма примечаний. В 1763 г. набор книги был

3

возобновлен, однако Ломоносов не успел сдать в печать окончание текста и примечания. После смерти М. В. Ломоносова по решению Конференции Академии наук книга была издана тиражом 2425 экземпляров. Обращение «К читателю», открывающее книгу, было написано известным русским историком, академиком немецкого происхождения А. Л. Шлецером, также по поручению Конференции. «Коль великием счастием я себе почесть могу, ежели моею возможностою способностию древность российского народа и славные дела наших государей свету откроются, что весьма чувствую».


«Народ российский от времен,

глубокою древностию сокровенных,

до нынешнего веку толь многие видел

в счастии своем перемены, что

ежели кто междоусобные и отвне

нанесенные войны рассудит, в

великое удивление придет, что по

толь многих разделениях, утеснениях

и настроениях не токмо не

расточился, но и на высочайший

степень величества, могущества и славы достигнул».

Извне угры, печенеги, половцы, татарские орды, поляки, шведы, турки, извнутрь домашние несогласия не могли так утомить России, чтобы сил своих не возобновила. Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку высшее восстановление; и к ободрению утомленного народа некоторым Божественным Промыслом воздвигнуты были бодрые государи.…».

«…Россия, распространяясь широко по вселенной, прославясь победами, доказавшими преимущество в храбрости и самым высокомысленным супостатам, поставив свои пределы в безопасности и привлёкши к себе

4

прилежное внимание окрестных народов, яко важнейший член во всей европейской системе, требует величеству и могуществу своему пристойного и равномерного великолепия…»


В работе «О сохранении и размножении Российского народа» Ломоносов выступил как просветитель, стремящийся поднять благосостояние народа путем распространения культуры и научных знаний.

Это сочинение подверглось цензурным преследованиям, так как автор критически относился к церковным обрядам и духовенству.

В рукопись Ф.М. Вольтера «История России при Петре Великом» Ломоносов внес существенные поправки и подготовил значительную часть материалов.

В IV и V главах своей «Истории» он почти дословно воспроизвел сочинение Ломоносова «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи», оговорив это в примечании.

Убежденный в том, что только распространение наук и просвещения может способствовать процветанию России, Ломоносов пришел к мысли о необходимости создания университета в Москве.

Он хотел, чтобы образование стало доступным не только дворянству, но и выходцам из других сословий. В письме к И.И. Шувалову Ломоносов предложил структуру университета и наметил программу преподавания.

12 января 1755 года был учрежден Московский университет и размещен в здании на Красной площади у Воскресенских ворот.

Первыми профессорами были ученики Ломоносова А.А. Барсов, Н.Н. Поповский и Ф.Я. Яремский.

«Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках», – считал Ломоносов. Заботу о подготовке русских научных кадров Ломоносов проявил особенно ярко с 1758 года, когда получил в ведение академические университет и гимназию, влачившие до этого жалкое существование. Он принял меры к пополнению их учащимися, к улучшению


5

материального положения гимназистов и студентов и постановки учебного дела, назначил инспектором гимназии своего ученика С.К. Котельникова.

Свирепый Марс в минувши годы

В России по снегам ступал,

Мечом и пламенем народы

В средине самой устрашал,

Но ныне и во время зноя

Не может нарушать покоя;

Как сверженный Гигант, ревёт,

Попран Российскою ногою,

Стеснён, как страшною горою,

Напрасно тяжки узы рвёт.


Патриотический настрой Ломоносова выразился в «Рассуждении о большей точности морского пути»: «Пространная Российская держава наподобие целого света едва не отовсюду великими морями окружается и оные себе в пределы поставляет. На всех видим распущенные Российские флаги. Там великих рек устья и новые пристани едва вмещают судов множество, идне стонут волны под тягостью Российского флота, и в глубокой пучине огнедышущие звуки раздаются…».

Любовь Ломоносова к России велика. Эту любовь он реализует в трудах, где затрагиваются важные экономические проблемы.

Россия воспринималась Ломоносовым как большой единый дом, хозяин в котором — монарх. Он не только хозяин, но и глава, и отец семьи, которому все подчиняются и беспрекословно выполняют его указания. Ломоносов был сторонником самодержавия в России потому, что считал, что на Руси очень важным моментом является не только материально-вещественная сторона жизни, но и духовное состояние людей. Для славянско-православного

6

общества таким условием духовного здоровья выступает единение, общность.

В своем письме к И.И. Шувалову от 1 ноября 1761 г. Ломоносов выделяет следующие главные экономические проблемы, подлежащие разработке:

1) о размножении и сохранении российского народа;

2) об истреблении праздности;

3) об исправлении нравов и о большем народа просвещении;

4) об исправлении земледелия;

5) об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств;

6) о лучших пользах купечества;

7) о лучшей государственной экономии;

8) о сохранении военного искусства во время долговременного мира.

Последовательность перечисленных экономических проблем свидетельствует о том, что Ломоносов на первое место ставит условия, необходимые для развития производства. Среди них он выделяет труд как самый главный фактор производства. Далее идет речь о фискальных интересах государства и одной из главных функций государства — поддержании обороноспособности. Ломоносов считал, что для России, которая имела большое количество неосвоенной земли, благом является увеличение численности населения, поэтому он:


1) ратовал за увеличение рождаемости;

2) требовал принять меры против высокой детской смертности;

3) заботился о снижении смертности взрослых путем налаживания медицинской помощи, распространения аптек, борьбы c эпидемиями;

4) рассматривал меры по предотвращению побега крестьян

за рубеж, а также пути привлечения рабочей силы из-за границы.

В работе «О сохранении и размножении российского народа» Ломоносов указывает на необходимость не только роста населения, но и самого широкого просвещения. Эта идея развивается и в других трудах: «Проект

7

регламента московских гимназий», «Всенижайшее мнение о исправлении Санкт-Петербургской академии наук», «Из Проекта регламента академической гимназии». Все эти работы объединяет главная мысль о том, что просвещение должно быть доступно более широким слоям населения, а не только дворянству. Государство не должно жалеть средств на обучение талантливых детей недворянского происхождения.

Важнейшие источники богатства Ломоносов видит в умножении «внутреннего изобилия» в земледелии и развитии промышленности.

Проект «Об учреждении Государственной коллегии (сельского) земского домостройства» начала 60-х годов XVIII в. содержит развернутую программу мер по улучшению экономики сельского хозяйства во всей стране. Они включают вопросы повышения производительности труда, эколого-экономические, организационно-управленческие и многие другие проблемы.

Среди экономических проблем, рассмотренных Ломоносовым, особое место уделено развитию отечественного производства, торговли внутренней и внешней, становлению горного дела и металлургии.

Металлургия, по мнению Ломоносова, — это «предводительница к сему внутреннему богатству».

Ломоносов думал о перспективе развития этой отрасли и paтовал за проведение масштабных работ по исследованию недр и геологоразведочных экспедиций.

Ломоносов фактически явился основателем в России такой научной отрасли, как химия. Он указывал на возможность широкого использования знаний в этой науке на благо отечественных ремесел и художеств. Ломоносов сам наладил производство стекла и мозаики.


Очень большую работу Ломоносов провел по созданию системы сбора необходимой экономической информации в стране. Он начал составлять экономический справочник, который назывался «Экономический Лексикон Российских Продуктов». В нем должны были быть собраны данные о месте

8

изготовления товара, его количестве и качестве, потреблении на местах, продаже в другие места и за границу, а также о транспортных путях.

Ломоносов разработал «Проект внутренних Российских ведомостей», которые «в государственной экономии и приватных людей, а особливо в купечестве, приносили пользу отечеству сообщением знания о внутреннем состоянии государства».

Таким образом, Ломоносов создал обширную программу развития экономики России, которая до сих пор во многих аспектах не утратила актуальности.

Тема могущества и величия России, патриотический пафос «пользы общества» сочетались в поэзии Михаила Васильевича Ломоносова.


Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течёт;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветёт.

Мечта о процветании России реализуется в одах, посвящённых императрице Елисавете. Поэт выражает свою уверенность, что с ее вступлением на царский престол в России наступит благоденствие, способное сделать людей счастливыми.

Ломоносов восхваляет щедрость Елизаветы, выражает свою надежду на ее милости и внимание к родной стране. Ломоносов говорит о счастье всех людей. И царица Елизавета выступает залогом их спокойствия и счастья:


Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

9

Ломоносов очень сильно идеализирует царицу Елизавету Петровну. Он в своей оде рисует ее как воплощение всех добродетелей. И у читателя может сложиться впечатление, будто Ломоносов не видел в ней каких-либо недостатков. Но не стоит забывать, что поэт-классицист, которым является Ломоносов, в своем творчестве должен прославлять действительность, лишенную каких-либо пороков. Тем более хвалебная ода — это совершенно особый жанр. И ода Ломоносова построена таким образом, что он говорит о царице только хорошее.


В своей оде Ломоносов воздает похвалы Елизавете за внимание к науке, которое она проявила:


Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет:

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.


Говоря о величии царицы, одновременно Ломоносов вспоминает заслуги Петра перед страной. Он выражает надежду, что Елизавета продолжит дела, способные поставить Россию выше всех других государств. Ломоносов говорит о красоте и величии России, о неисчерпаемых богатствах, которыми владеет эта страна. И поэтому считает, что великая страна достойна великого правителя, коим, безусловно, является Елизавета.

В оде ясно слышится призыв к молодежи овладевать знаниями и науками. Величие страны невозможно без образованного населения. Уверенный в таланте и способностях русского народа, Михаил Васильевич Ломоносов испытывает гордость при мысли


О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

10

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.


В этих словах ясно слышится надежда Ломоносова на дальнейшее процветание своей страны. Ломоносов выражает надежду на то, что Елизавета станет достойной дочерью своего отца — великого Петра. Именно поэтому Ломоносов вспоминает заслуги Петра перед страной. Петр Первый действительно немало сделал для России: он создал морской флот, при нем был основан и построен Петербург. Петр способствовал развитию всех наук, в связи с чем среди различных слоев населения стал появляться интерес к образованию.

Ломоносов — человек, искренне любящий Россию, именно поэтому он в своей оде столько внимания уделяет величию России.

Бесконечной нежности и любви полны строки, посвящённые изображению неограниченных природных просторов Родины, её девственных лесов, неисчерпаемых богатств:



Где густостью животным тесны

Стоят глубокие леса,

Где в роскоши прохладных теней

На пастве скачущих еленей

Ловящих крик не разгонял;

Охотник где не метил луком;

Секирным земледелец стуком

Поющих птиц не устрашал.


11

Михаил Васильевич Ломоносов пытается заглянуть вперёд и увидеть прекрасное и счастливое будущее «небу равной» России. Это мощное и неодолимое никакими врагами государство с развитием просвещения и образования может стать поистине всемогущим и непобедимым, избавленным от бед и страданий, поскольку


Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Михаил Васильевич Ломоносов – патриот, мыслитель, учёный. Его образ сопутствует нам с первых дней нашей юности, как вечный пример неутомимого дерзания, бескорыстной любви к науке и самоотверженного служения своему народу.