litceysel.ru
добавить свой файл
1
О.И. МОТКОВ, Т.А. ОГНЕВА



Методика «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»

(для учащихся 2 – 7 классов начальной и средней школы)


Методика предназначена для изучения особенностей психологического функционирования личности школьников начальной и средней школы.

Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития. В контексте данной методики речь скорее идет о культуре совершения психологических процессов, а не о культуре психологических знаний.

Методика позволяет изучать выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений учащихся:

1 – самопонимание и самоопределение, наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2
- конструктивное общение со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3
- хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных познавательных задач и в общении;

4 - творчество – охотное освоение новых дел и игр, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр;


5
самоорганизованность (конструктивное ведение своих дел) - достаточно реалистичное их планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на учебу и другие дела;

6
- гармонизирующее саморазвитие - наличие самозадач и деятельности по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни: поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.

Эти шесть частных показателей составляют общий фактор 7Психологическая культура личности (все вопросы методики).

Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.

Данная методика – модификация одноименной методики О.И. Моткова (Мотков О.И. Психологическая культура личности/ Газ. «Школьный психолог», 1999, № 15, с. 8-9; http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm). В ней, во-первых, с учетом возрастных особенностей детей, изменены формулировки пунктов, но с сохранением их запроектированного психологического содержания. Пункты даны в виде вопросов, что упрощает их понимание. Во-вторых, для облегчения работы школьников с методикой, учитывается только реальное проявление признаков психологической культуры в поведении, без необходимости оценивать силу своих стремлений к ней (т.е. собираются данные только по шкале Б первоначальной методики).

В то же время сохранены 5-балльная шкала возможных ответов, изучаемые показатели психологической культуры, ключ и способ обработки первичных данных.


БЛАНК методики «Психологическая культура личности»

Инструкция: Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже вопросы о ваших умениях общаться с другими детьми и владеть собой. Свой ответ выбирайте из пяти предложенных возможных ответов. Справа от каждого вопроса ставьте галочку в той колонке с цифрой, которой соответствует ваш ответ.



1 2 3 4 5

очень редко редко иногда часто всегда


Фамилия и имя ___________________________ Дата обследования_________________

Дата рождения___________________________ Пол__________________________

Школа №, город ___________________________ Класс ______________________




психологические проявления

и умения

1

2

3

4

5

1

Всегда ли ты понимаешь, чем вызваны твои поступки?
















2

Сочувствуешь ли ты другим детям, когда им плохо?
















3

Умеешь ли ты отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия?














4

Охотно ли ты осваиваешь новые игры?
















5

Успеваешь ли ты готовить уроки так, чтобы оставалось время для других дел?
















6

Стараешься ли ты вести себя так, чтобы быть похожим на своих любимых героев?
















7

Признаешь ли ты свою неправоту в споре с другими, если ты не прав?
















8

Способен ли ты сохранять спокойствие в спорах с одноклассниками?
















9

Умеешь ли ты сохранять выдержку в трудных ситуациях?














10

Умеешь ли ты придумывать игры для себя, чтобы не было скучно?
















11

Всегда ли ты выполняешь свои обещания?
















12

Поддерживаешь ли ты в себе бодрость с помощью физических нагрузок и других занятий?
















13

Знаешь ли ты, кем хочешь стать в будущем?
















14

Стараешься ли ты говорить так, чтобы тебя лучше понимали окружающие?
















15

Часто ли тебе удается улучшить свое плохое настроение?

















16

Ищешь ли ты новые приемы и способы выполнения привычной деятельности?
















17

Часто ли тебе удается осуществлять свои намерения?
















18

Умеешь ли ты заставить себя чистить зубы, убирать постель, держать в порядке свой стол?


















КЛЮЧ методики "Психологическая культура личности"

2 – 7 классы



№№

Виды культурно-психологических проявлений

Вопросы №№

I

Самопонимание, самоанализ

1, 7, 13

II

Конструктивность общения


2, 8, 14

III

Психическая саморегуляция

3, 9, 15

IY

Наличие творчества

4, 10, 16

Y

Самоорганизованность

5, 11, 17

YI

Саморазвитие

6, 12, 18

I - YI

Психологическая культура в целом

1 - 18


Изучается степень проявления шести видов культурно-психологического поведения, составляющих психологическую культуру человека, и общей психологической культуры учащихся в целом.


ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ


1. Вычисляем показатели проявления каждого вида культурно-психологического поведения - Ср I, Cp II, .... Сначала подсчитываем среднее арифметическое ответов о культурно-психологическом поведении вида I, затем - вида II, и так далее.

Затем вычисляем среднюю по обобщенному показателю психологической культуры в целом Ср пк - т.е. показателю итоговой степени проявления всех шести видов психологической культуры - суммируем ответы по всем вопросам и делим сумму на 18. Заносим эти средние в таблицу. Это – главный показатель методики.

2. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности каждого вида психологической культуры (Г I, Г II, Г III, ...) и обобщенный показатель - уровень гармоничности психологической культуры личности в целом (Гпк).



Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик

психологической культуры (балльные показатели)


УРОВЕНЬ

Гармоничность

проявлений психологической

культуры

(Хср = 3,60 балла)



Высокий

4,11 - 4,65

Псевдо-высокий

4,66 - 5,00

Средний

3,10 - 4,10

Низкий

1,00 - 3,09



Таблица 2. Средние данные групп детей младших и средних классов



ГРУППА

детей

I – Самопони-мание

II

Конструк-тивность общения

III – Саморе- гуляция

IV – Твор- чество

V - Самоорга-низован-ность

VI – Самораз- витие

VII

Психол. культура


общая

Сред

Взвеш. ср.

Сред

Взвеш. ср.


Сред

Взвеш. ср.

Сред

Взвеш. ср.

Сред

Взвеш. ср.

Сред

Взвеш. ср.

Сред

Взвеш. ср.

3-и классы г. Каширы

50 ч. Ж+М

3,99

3,58

3,93

3,77

3,85

3,74

3,81

3-и классы Каширы, Ж,

18 чел.

3,98

3,69

3,83

3,68

4,10

3,75

3,84

3-и классы Каширы, М,

32 чел.

3,99

3,52

4,04

3,80

3,70

3,74

3,79

4 класс,

Москва,

13 чел.

3,40

3,70

3,31

3,50

3,73

3,50

3,52

3 класс сельской школы МО, 15 чел.


3,53

3,33

3,07

3,47

3,16

2,84

3,23

3 класс сел. школы МО, + успев-ие, 8 ч. (4ж+4м)

3,83

3,63

3,54

3,75

3,59

3,25

3,60

3 класс сел. школы МО, - успев-ие, 7ч. (3ж+4м)

3,19

3,00

2,52

3,14

2,67

2,38

2,82

Все 78 уч-ся школ МО и Москвы

3,80

3,55

3,66

3,67

3,70

3,53

3,65

Примечания: данные собраны студентками Института психологии им. Л.С. Выготского и факультета документоведения РГГУ Е.И. Халаим (Кашира, декабрь 2004), Р.А. Саммель (Москва, 2006) и Н.Н. Григорьевской (Чурилковская сельская школа МО, 2005).

Ж – девочки; М – мальчики. + успев-ие – хорошоуспевающие ученики 3 класса сельской школы; - успев-ие – слабоуспевающие ученики 3 класса сельской школы.

По данным таблицы 2 видно, что наименьшая самооценка психологической культуры личности наблюдается у школьников 3 класса сельской школы МО (3,23 балла). Причем очень важно, что их средний общий балл складывается из резко различных средних хорошоуспевающих и слабоуспевающих учащихся (соответственно 3,60 и 2,82 б.). Наиболее низкие данные у слабоуспевающих по таким характеристикам как "психическая саморегуляция", "самоорганизованность" и "саморазвитие". Они являются показателями уровня самоуправления своим поведением, уровня произвольности его построения. Другими словами - показателями качества работы оперативного блока личности (Субъекта), а в нейрофизиологическом плане – качества функционирования лобных долей головного мозга и некоторых подкорковых ядер. Все это сказывается и на эффективности учебной деятельности, ведет к получению плохих оценок. Причем особенности системы самоорганизации и саморегуляции личности школьника играют большую роль в разнообразных сферах его жизни, чем уровень интеллекта и знаний.


Самооценка психологической культуры снижается и из-за получения частых низких учебных оценок. Т.е. на нее влияют как внутренние трудности (слабый уровень самоуправления), так и внешние факторы (оценки педагога). А ведь каждый ребенок стихийно стремится к достаточно высокой общей самооценке. Отсюда можно сделать несколько практических выводов. Педагогам нужно направлять усилия в первую очередь на развитие у детей личностных особенностей – опыта хорошей самоорганизации и саморегуляции в учебной деятельности, в общении, в творчестве, позитивных отношений к себе и к окружающим. Этому может помочь освоение учителями простейших тренингов дыхания, движений, общения и т.п.


Исследование связи психологической культуры (ПКб) с выраженностью реактивной и личностной тревожности (РТ и ЛТ по тесту Спилбергера) у 12 служащих зрелого возраста (средний возраст 45 лет) показало, что чем ниже реактивная и личностная тревожность испытуемых, тем выше их психологическая культура личности (ранговые корреляции соответственно: r = 0,729; p < 0,01 и r = 0,636; p < 0,05). Данные получены студенткой РГГУ О.В. Дороговой, Великий Новгород, 2005. Т.е. высокий уровень тревоги ведет к снижению оценки психологической культуры своей личности, психической адаптации в целом. Высокий уровень психологической культуры может служить косвенным показателем хорошей психической адаптации - как процесса установления оптимального соответствия между желаниями личности и окружающей средой, индикатором эффективного осуществления актуальных потребностей и целей респондента. Эти закономерности могут быть прослежены и у детей младшего и среднего школьного возраста, так как отражают общие особенности функционирования личности человека.

Таким образом, психологическую культуру можно считать важным аспектом интегральной гармоничности личности и ее общей конструктивности. Она способствует более высокой жизненной удовлетворенности и общей адаптированности личности.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Александровская Э.М., Пиатковски Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка/ «Здоровье, развитие, личность». Ред. Г.Н. Сердюковская и др. М.: Медицина 1990 – 336 с. С. 222-243

  2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка /Психол. ж-л, 1993, Т. 13, № 4

  3. Григорьева Т.Г., Линская П.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М., 1997

  4. Гумницкая А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях. Автореф. канд. дисс. СПб, 2006

  5. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс 1999 – 384 с.

  6. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998

  7. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пос. для шк. психологов. М.: Владос-Пресс, 2002 – 360 с.

  8. Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. Барнаул: БГПУ, 1999 – 256 с.

  9. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000

  10. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997

  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пос. М.: УРАО, 1999 – 176 с.

  12. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976 – 64 с.

  13. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Урал. изд-во, 1997 – 320 с.

  14. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993 – 96 с. (методика «Культурно-психологический потенциал»)
  15. Мотков О.И. Методика «Психологическая культура личности»/ Газ. «Школьный психолог», 1999, № 15, с. 8-9 (См. также – методики пакета «Гармония» на сайте Института психологии РГГУ http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm)


  16. Мотков О.И. Развитие творчества у детей/ Ж. «Дополнит. образование», 2000, № 4

  17. Мотков О.И. Природа личности. М.: ГУП Воскресенская типография, 2007 – 248 с.

  18. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1996 – 240 с.

  19. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. М.-Нальчик: Эль-Фа, 1996 – 126 с.

  20. Позднякова Г.П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста. Автореф. канд. дисс. М., 2006

  21. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб: Ювента, 1999

  22. Психология развития: Учеб./Т.М. Марютина и др. Ред. Т.Д. Марцинковская. М.: Академия. 2001 – 352 с.

  23. Содатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001 – 112 с.

  24. Халаим Е.И. Изучение факторов, влияющих на позитивность самооценки младших школьников. Диплом. работа, рук-ль О.И. Мотков, Ин-т психологии РГГУ, 2005

  25. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995

  26. Шварц И.Е. Психогигиена в школе. Учеб. пос. Пермь: ПГПИ, 1986 – 70 с.

  27. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986

  28. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника/ Вопр. психологии, 1996, № 3. С. 28-34




О.И. МОТКОВ, Т.А. ОГНЕВА