litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

ПЕТУХОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Мануйлова В.В.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «История»

Тема: «Гражданская война и иностранная интервенция в России»


Петухово 2009


Рассмотрено методическим советом ФГОУ СПО «Петуховский техникум МЭСХ»



Автор: Мануйлова В.В. преподаватель истории и обществознания Петуховского техникума МЭСХ.


Рецензент: Мякинина Л.П., заместитель директора по научно-методической работе, преподаватель истории первой категории Петуховского техникума МЭСХ.


Данная методическая разработка предназначена для преподавателей истории средних специальных учебных заведений, реализующих государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

В методической разработке даны рекомендации по проведению занятия по предмету: «История» по теме: «Гражданская война и иностранная интервенция в России». Рекомендации носят практико-ориентированный характер, предлагается опыт использования интерактивной технологии, применения на занятии интерактивной доски.


© Мануйлова В.В.


СОДЕРЖАНИЕ


Методическое обоснование темы…………………………………………………4


Методические рекомендации по проведению занятия……………………………5


План занятия (с технологической картой)…………………………………………7


Заключение………………………………………………………………………….17


Список литературы (источников) для обучающихся…………………………….18


Список литературы (источников) для педагога…………………………………..18

Приложения (дидактический материал к занятию)……………………………19



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ


Данная методическая разработка занятия выполнена по теме: «Гражданская война и иностранная интервенция в России»», сопровождаемая слайдами (см. в работе Презентация «Гражданская война»).

Занятие по типу – систематизация и углубление знаний. В ходе занятия актуализируются знания обучающихся, сообщаются новые знания, идет закрепление знаний в виде групповых заданий.

На слайдах размещается необходимая информация в соответствии с последовательностью изучения материала на занятии. Элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала.

На занятии применяется различные методы работы с документами. Дискуссия, оценочный метод для более глубокого понимания и усвоения материала. В сообщении «Гражданская война в Зауралье» раскрывается смысл темы на краеведческом материале.

В целях активизации познавательного процесса на занятии применяется интерактивная доска.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ


Методическая разработка занятия предназначена для преподавателей как начинающих свою педагогическую деятельность, так и имеющих стаж работы. Данная разработка может быть использована для проведения занятий по предмету история.

История одна из наук, знание которой необходимо для плодотворной деятельности современного специалиста. Изучение истории вносит свой вклад в формирование научного мировоззрения студентов. Современная история развивается в тесном контакте с такими науками, как политология, философия, социология, обществознание, право. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста, использование разнообразных форм обучения, способности и умения самостоятельно овладевать системой знаний, развитие навыков поиска информации умение с ней работать. В современных условиях требуется подготовить студента к быстрому восприятию и обработке поступающей информации. Извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации, перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др. Студенты должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).


Изучения данной темы направлено на:


  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;



План занятия


Предмет:
«История»

Курс 1 Группа 1 «Е» Отделение Электрификации сельского хозяйства

Занятие № 49

Раздел 14 программы: «История»

Тема 2 раздела «Революция 1917 года и Гражданская война в России»

Тема занятия: «Гражданская война и иностранная интервенция в России».


Цели занятия

Учебная: Углубить и систематизировать знания студентов о Гражданской войне. Рассмотреть периоды основные события и участников Гражданской войны. Выяснить причины поражения белого движения и причины побед красного движения в Гражданской войне.

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, аналитические способности студентов. Совершенствование умений публичного выступления, ведения дискуссии. Развитие познавательных способностей с использованием интерактивной доски.

Воспитательная: Осмысление гражданской войны как подлинно народной трагедии. В контексте общероссийских событий рассмотреть гражданскую войну в нашем крае.


Тип занятия: углубление, систематизация знаний.

Вид занятия: смешанный. Мультимедиа занятие с элементами самостоятельной работы.

Методы занятия: наглядный, словесный, практический (практическая самостоятельная работа в группах, дискуссия, опрос, сообщение, работа с интерактивной доской)

Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактическое обеспечение занятия: исторические документы (раздаточный материал), презентация «Гражданская война в России», карта «Гражданская война и иностранная интервенция», интерактивная доска.


Межпредметные связи: литература, обществознание, политология

Внутрипредметные связи: Темы: «Революция 1917года», «Политика НЭП»


Продолжительность занятия:

90 минут


Этапы урока


п/п

Этапы урока

Продолжительность

1

Организационный момент

5 мин.

2

Этап целепологания и мотивации - сообщение темы урока, постановка цели и задач.

5 мин.

3

Этап актуализации применение знаний (опрос, беседа по изученному материалу, постановка проблемы).

10 мин.

4

Этап изучения нового материала (просмотр презентации).

15 мин.

5


Этап первичного закрепления новых знаний (беседа по поставленной проблеме)

10 мин.

6

Этап систематизации и обобщения новых знаний в форме познавательных творческих заданий (работа в группах)

20 мин.

7

Этап закрепления знаний. Проверка знаний на очередном задании.

15 мин.

8

Этап информация о домашнем задании.

5 мин.

9

Этап рефлексия – подведение итогов.

5 мин.



Информационная карта


Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результат

1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка наличия обучающихся, их готовности к занятию.

Дежурный докладывает об отсутствующих. Обучающиеся готовятся к занятию.

Обучающиеся готовы приступить к занятию.

2. Этап целепологания и мотивации

Сообщение темы урока, сообщение цели и задания.

Обучающиеся внимательно слушают, узнают условия получения оценок.

Обучающиеся понимают тему, цель и задачи. Активизация работы студентов


3. Этап актуализации применение знаний, постановка проблемы

Проводится фронтальный опрос по пройденной теме. Ставится проблема.

Обучающиеся отвечают на вопросы, опираясь на учебный опыт.

Активизация работы обучающихся.

4. Этап изучения нового материала (просмотр презентации).

Демонстрируется презентация «Гражданская война в России»

Обучающиеся внимательно смотрят презентацию, по необходимости делают пометки.

Активное участие всей группы. Восприятие и анализ полученной информации

5. Этап первичного закрепления новых знаний.

Проводится беседа по поставленной проблеме.

Студенты отвечают на поставленные вопросы, с учетом полученных новых знаний

Выявляется степень усвоения нового материала

6. Этап систематизации и обобщения новых знаний в форме познавательн. заданий

Работа студентов в группах. Анализ исторического материала, предложенного для обсуждения.

Обучающиеся выполняют задания практической работы.

Активное участие всей группы. Систематизация знаний. Анализ синтез воспроизведение, записи материала

7. Этап закрепления знаний. Проверка знаний на очередном задании.

Задаются вопросы дискуссионного характера

Дискуссия

Умение применить полученные знания в новой ситуации.


8. Этап информация о домашнем задании

Преподаватель задает домашнее задания, разного уровня, объясняя правило его выполнения

Студенты записывают домашнее задание.

Правильное понимание домашнего задания.

9. Этап рефлексия – подведение итогов

Задания каждому студенту в виде тестовых вопросов

Студенты отмечают наиболее понравившиеся моменты урока

Подводится итог урока. Выставляются оценки обучающимся.



План занятия


1. Организационный момент


  1. Целепологание и мотивация (беседа) – сообщение темы урока, постановка цели занятия. Эпиграф, план занятия

Этап актуализации применение знаний (опрос, беседа по изученному материалу:

А) Вопрос о периодизации гражданской войны

Б) Причины войны

В) Участники, основные этапы (беседа с классом, заполнение таблицы)

3. Постановка проблемы. Выявить причины поражения белого движения, победы красных.

  1. Изучение нового материала

Презентация « Гражданская война в России». Записи в тетрадях основных периодов гражданской войны, особенностей войны.

Военные планы сторон (работа с исторической картой)

5.Самостоятельная работа студентов в группах с историческими документами (Выяснить причины победы красного движение и причины поражение белого движения.)

6. Сообщение: «Гражданская война в Зауралье».

  1. Дискуссия: Проблема нравственного осмысления уроков Гражданской войны.

  2. Выводы по уроку.
  3. Домашнее задание. Написать сочинение-эссе «Что такое Гражданская война для моего поколения», «Нужно ли помнить о гражданских войнах».


  4. Рефлексия. Итог урока. Оценки за работу на занятии.



Конспект занятия


1.Организационный момент. Проверка готовности группы к занятию.


2.Целепологание и мотивация – сообщение темы урока «Гражданская война и иностранная интервенция».

Постановка цели занятия. Эпиграф, план занятия

Цели занятия

Учебная: Углубить и систематизировать знания студентов о Гражданской войне. Рассмотреть периоды основные события и участников Гражданской войны. Выяснить причины поражения белого движения и причины побед красного движения в Гражданской войне.

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, аналитические способности студентов. Совершенствование умений публичного выступления, ведения дискуссии. Развитие познавательных способностей с использованием интерактивной доски.

Воспитательная: Осмысление гражданской войны как подлинно народной трагедии. В контексте общероссийских событий рассмотреть гражданскую войну в нашем крае.

Эпиграф:


На заржавленных рельсах, у сожженных вагонов

От Лены-реки до Буга

Мальчишки в буденовках, мальчишки в погонах

Перестреляли друг друга


План занятия:


  1. Причины Гражданской войны

  2. Периодизация войны

  3. Участники и этапы войны.

  4. Иностранная интервенция

  5. Гражданская война в Зауралье

  6. Нравственные уроки Гражданской войны



следующая страница >>