litceysel.ru
добавить свой файл
1
Методические рекомендации


по организации получения среднего (полного) общего образования

в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях

Кабардино-Балкарской Республики в 2007-2008 учебном году


В целях организованного проведения обучения экстернов и неукоснительного соблюдения прав участников образовательного процесса на получение общего образования в избранной ими форме, разъяснения поступающих запросов общеобразовательных учреждений и граждан о порядке проведения промежуточной аттестации учащихся 10 классов, избравших экстернатную форму получения образования, Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики подготовлены рекомендации по организации получения среднего (полного) общего образования в форме экстерната в Кабардино-Балкарской Республике в 2007-2008 учебном году.

Необходимость подготовки данных рекомендаций вызвана также и тем, что в текущем учебном году организация промежуточной и государственной (итоговой) аттестации экстернов будет проводиться независимыми аттестационными комиссиями на базе одного из образовательных учреждений республики с совмещением промежуточных аттестаций экстернов за 10 и 11 классы, с использованием тестовых контрольно-измерительных материалов, аудиовизуальных средств контроля за ходом аттестации в целях дальнейшего совершенствования процедуры проведения аттестации экстернов, исключения возможности случаев коррупции и злоупотреблений.

Основой при разработке рекомендаций послужили следующие нормативно – правовые акты:


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.10, п.1.) от 10.07.1992 №3266 (с изменениями);
  2. Положение о получении общего образования в форме экстерната, утверждённое приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 июня 2000 года № 1884 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 июля 2000 года № 2300), с изменениями и дополнениями, утверждёнными приказом Минобразования России от 17.04.2001г. №1728 (зарегистрирован Минюстом России 17.05.2001 №2709;


  3. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-ых и 11-ых (12-ых) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённое приказом Минобразования России от 03.12.1999г. № 1075 (зарегистрирован Минюстом России 17.02.2000г. № 2114) (с изменениями и дополнениями);

  4. Положение о золотой и серебряной медалях «За особые успехи в учении», о похвальной грамоте «За особые успехи в изучении отдельных предметов» и похвальном листе «За отличные успехи в учении», утверждённое приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. № 1076 и зарегистрированное Минюстом России 17 февраля 2000г., № 2113 (с изменениями от 6 мая 2000 г. № 1327).


1.Общие положения

В целях защиты прав граждан на образование, удовлетворения образовательных потребностей законодательными и нормативно - правовыми актами предусматривается освоение образовательных программ общего образования в различных формах, выбор которых осуществляется совершеннолетними гражданами, либо родителями (законными представителями) несовершеннолетних. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.10,50), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п.59) граждане Российской Федерации имеют право на выбор, а также сочетание форм освоения образовательных программ.

Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение экстерном общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией.

Экстерн – лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы или отдельные предметы общеобразовательных программ 10-го и 11-го классов третьей ступени обучения, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

Экстерном могут быть:
  1. учащиеся образовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, обучающиеся по очной форме, а также лица, осваивавшие общеобразовательные программы в форме семейного образования и самообразования;


  2. лица, получившие в предыдущие годы справку установленного образца об обучении в образовательном учреждении и не прошедшие или не допущенные к государственной (итоговой) аттестации;

  3. другие лица, не имеющие документа государственного образца, подтверждающего соответствующий уровень образования.


Министерство образования и науки как учредитель республиканского государственного образовательного учреждения, на базе которого будет проводиться аттестация экстернов, выделяет необходимые средства для финансирования консультаций экстернов перед каждым экзаменом, проведение экзаменов, проверку экзаменационных работ членами экзаменационной комиссии, организационной работы с экстернами, приобретение контрольно-измерительных материалов. Все муниципальные органы управления образования будут обеспечены программами по всем учебным предметам, по которым будет проводиться аттестация, перечнями предметов и форм аттестации экстернов (устный экзамен по вопросам, собеседование, тестирование в компьютерном варианте, бумажном, выполнение практических и лабораторных работ). Форма проведения по конкретным учебным предметам доводится до сведения экстернов при приёме заявлений.

Положение о получении общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном программ с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении. Общеобразовательное учреждение не несёт ответственности за обучение экстерна, не проводит систематических занятий с учащимися. Самостоятельное освоение общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования предполагает изучение экстерном учебных курсов по всем предметам учебного плана классов третьей ступени обучения, прохождение по ним промежуточной аттестации, т.е. получение положительных отметок по каждому предмету (при условии подтверждения усвоения базового уровня образовательного стандарта среднего (полного) общего образования) и допущенного по результатам обучения к государственной (итоговой) аттестации. Самостоятельное освоение общеобразовательных программ предполагает также выполнение экстерном минимума лабораторных, практических, других письменных работ.


В связи с тем, что обучающийся очно включён в контингент учреждения и средства на его обучение были заложены, всем общеобразовательным школам республики рекомендовано бесплатно организовать оказание необходимой профессиональной помощи учащимся, избравшим экстернатную форму получения образования. В частности, бесплатно в школах, в которых обучались до перехода на экстернатную форму обучения, экстерны имеют право:


  • знакомиться с программами по всем учебным предметам;

  • брать необходимую учебную литературу из библиотечного фонда школ;

  • посещать лабораторные и практические занятия в 10-11 классах;

  • принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Для этого родителям необходимо подать соответствующие заявления на имя руководителя учреждения.

Получение общего образования гражданами впервые, в том числе и экстерната, осуществляется бесплатно. В связи с тем, что гражданин имеет право на получение бесплатного общего образования впервые. Не допускается одновременное обучение и получение документа государственного образца в двух различных образовательных учреждениях, дающих основное и среднее (полное) общее образование.

Требования к уровню освоения общеобразовательных программ определяются государственным образовательным стандартом. Для получения общего образования в форме экстерната в пределах среднего (полного) общего образования действует единый государственный стандарт. Экстернам предлагается освоение образовательной программы, составленной на основе примерных образовательных программ, разработанных в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования и Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики.


2. Порядок получения общего образования в форме экстерната.

Экстернат осуществляется только на основании заявления, которое должен подать совершеннолетний лично (приложение №1). За несовершеннолетнего заявление подаёт один из его родителей по установленной форме (приложение №2). В заявлении необходимо указать какой иностранный язык изучался и по какой программе изучались кабардинский и балкарский языки (для владеющих или для не владеющих языком). При подаче заявления желательно присутствие ребёнка.


К заявлению необходимо приложить следующие документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ:


  • аттестат об основном общем образовании (подлинник) и его копия;

  • справку об обучении в образовательном учреждении среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования;

  1. документ, удостоверяющий личность заявителя, – паспорт;

  2. ксерокопию страниц паспорта экстерна;

  3. две фотографии размером 4х6.

Кроме вышеназванных документов, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств. В случае отсутствия перечисленных документов, прохождение экстерном промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации возможно после установления уровня освоения им общеобразовательных программ, которое осуществляется в порядке, определяемом Уставом Учреждения и по согласованию с учредителем.

Лица, желающие пройти промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию в качестве экстернов, подают заявления со всеми необходимыми документами до 1 марта 2008 года. Приём заявлений будет производиться 24, 25, 27 февраля 2008 года в холле Республиканского Дворца творчества детей и молодёжи (улица Ленина, № 8 ) с 14 до 18 часов.

При приёме заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна производится ознакомление экстерна, родителей (законных представителей) несовершеннолетних экстернов с порядком проведения аттестации, Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Положением о золотой и серебряной медалях « За особые успехи в учении», расписанием экзаменов и консультаций, правилами поведения экстернов на промежуточной и государственной (итоговой) аттестации, инструкцией по проведению тестирования.


После издания приказа о допуске к промежуточной аттестации экстернам выдаётся соответствующая справка для представления в школу, в которой учащийся обучался или обучается.

Перед каждым экзаменом в школе, в которой будет проводиться аттестация, экстерн бесплатно получает необходимые консультации в пределах двух учебных часов.

Экстерны, не прошедшие промежуточную аттестацию по одному и более предметам, либо не явившиеся на промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестации, могут продолжить обучение в своих школах в том же классе и имеют право в последующие годы пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестации в установленном порядке.

Следует обратить внимание на то, что решение о посещении занятий или выбытии из школы учащихся 10-ых классов, избравших данную форму получения образования, принимается учащимися и их родителями самостоятельно.

В соответствии с Положением о получении общего образования в форме экстерната количество экзаменов на промежуточной аттестации в течение учебного года не более 12, в связи с чем в случае ускоренного освоения программ награждение медалями экстернов не производится, так как производится одна промежуточная аттестация за курс 10 и 11 класса.

3.Организация промежуточной аттестации и порядок её прохождения.

Промежуточная аттестация по предметам, изучаемым на третьей ступени, и государственная (итоговая) аттестации экстернов республики проводятся независимыми аттестационными комиссиями на базе одного из Республиканских государственных образовательных учреждений,
при этом предусматривается периодическая сменяемость учреждений, на базе которых проводится экстернат.

Промежуточная аттестация обучающихся в форме экстерната – это определённая процедура подтверждения того, что экстерн освоил базовый уровень образовательных программ полного курса (или его разделов) по отдельным предметам инвариантной части учебного плана Учреждения на третьей ступени общего образования.


Промежуточная аттестация экстернов предшествует государственной (итоговой) аттестации и проводится по предметам инвариантной части учебного плана школы, кроме предметов образовательных областей «Искусство», «Физическая культура», «Технология». Аттестация будет проводиться по следующим предметам : «кабардинский язык и литература», «балкарский язык и литература», «русский язык», «литература», «иностранный язык», «история», «обществознание», «алгебра», «геометрия», «физика», «химия», «биология», «география».

Перезачёт отметок по предметам, полученных ранее в другом образовательном учреждении, не производится.

Результаты централизованного тестирования экстернам не засчитываются в качестве оценок промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

Промежуточная и государственная (итоговая) аттестации могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам.

Количество экзаменов при промежуточной аттестации экстернов - двенадцать.

Проводится одна промежуточная аттестация, предусматривающая проверку усвоения экстернами базового уровня предметов по программам третьей ступени обучения в полном объёме. Задания, предлагаемые экстернам на промежуточной аттестации, состоят из вопросов, включающих в себя материалы по разделам программ, осваиваемым учащимися общеобразовательных школ в очной форме в 10-м и 11-м классах. При проведении промежуточной аттестации по любой форме содержание тестов, билетов, письменных заданий по предмету не должны выходить за пределы образовательного стандарта.

Знания экстернов по предмету оцениваются одной отметкой за весь курс программы, включающей 10 и 11 класс третьей ступени.

Итоговой отметкой по предметам, по которым не предусмотрен экзамен на государственной (итоговой) аттестации, считается отметка, полученная экстерном на промежуточной аттестации, что является основанием для выставления её в аттестат о среднем (полном) общем образовании.. Спорные вопросы решаются конфликтной комиссией.


Экстерн проходит промежуточную аттестацию в период с марта по май 2006 года. Расписание промежуточной аттестации и график консультаций доводятся до сведения экстернов при приёме заявлений.

Пересдача экзаменов с целью изменения оценок, полученных на промежуточной аттестации, не допускается.

Обеспечивается секретность контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении экзаменов.

Объективность и достоверность оценки уровня подготовки экстернов обеспечивается использованием современных средств контроля и оценивания результатов обучения. Проведение промежуточной аттестации осуществляется в форме тестирования, письменных контрольных работ, экзаменов по билетам, собеседования.

В целях соблюдения режима, гарантирующего достоверность и объективность оценки знаний при организации экстернатной формы получения среднего (полного) общего образования при всех формах проведения аттестации будут использованы мультимедийные средства для записи и прямой трансляции хода экзаменов, чтобы родительская и педагогическая общественность имели возможность наблюдать процесс проведения аттестации.

Будет введен прозрачный механизм проверки работ и оценивания знаний учащихся. В частности, рекомендуется шифровку работ, проверку выполнения тестов проводить в той же аудитории, в которой проводился экзамен, ознакомление с результатами экзаменов производить также сразу после проверки работ.

Рассмотрение апелляций осуществлять сразу после оглашения результатов. Обеспечить работу апелляционной комиссии в той же аудитории также с использованием мультимедийных средств. Таким образом, рекомендуется вести запись всего хода аттестации с момента её начала до оглашения результатов с учётом рассмотрения апелляций.

При проведении устных экзаменов также рекомендуется вести запись и трансляцию хода аттестации с момента раскладки билетов до окончания процедуры возможных апелляций. Объявление оценки производить сразу после ответа учащегося.


Промежуточная аттестация проводится независимыми экзаменационными комиссиями в составе председателя экзаменационной комиссии, учителя-экзаменатора и двух ассистентов. При проведении тестирования в аудиториях запрещается присутствие специалистов по данным предметам. Допускается возможность присутствия при проведении промежуточной аттестации представителей государственных и муниципальных органов управления образованием. Допуск в аудиторию, где проводится аттестация, осуществляется при предъявлении пропуска с фотографией экстерна. Экстернам категорически запрещается пользоваться мобильными телефонами и иными средствами связи. Не разрешается заносить также сумки, книги и другие посторонние предметы. При нарушении правил поведения экстернов и отказе в их выполнении организаторы тестирования вправе удалить экстернов с аттестации с внесением записи в протокол проведения экзамена.

Протоколы промежуточной аттестации экстернов имеют пометку «экстерн», подписываются всеми членами экзаменационной комиссии и утверждаются директором Учреждения. К протоколам прилагаются письменные материалы экзаменов.

Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную (итоговую) аттестацию, выдаётся справка о промежуточной аттестации по установленной форме.

По завершении экстерном промежуточной аттестации за курс средней (полной) общей школы педагогический совет Учреждения на своём заседании до 20 мая текущего учебного года рассматривает все представленные материалы с учётом ранее поданного заявления и принимает решение о допуске экстернов к государственной (итоговой) аттестации.


4. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации

экстернов и выпуск их из школы.

Государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 года № 1075 (с изменениями).


К государственной (итоговой) аттестации допускаются экстерны, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования и имеющие положительные отметки по всем предметам на промежуточной аттестации экстернов.

Выпускники сдают шесть экзаменов (пять экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ, в том числе обязательные экзамены по алгебре и началам анализа, русскому языку, литературе, два экзамена по выбору из числа предметов, изучавшихся в 10-11 классах), экзамен по кабардинскому языку и литературе, балкарскому языку и литературе. В связи со вступлением в силу с 1 сентября 2005года п.1.4. приказа Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2004г. №132 экзамены на промежуточной аттестации не могут засчитываться в качестве экзаменов по выбору на государственной (итоговой) аттестации.

Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаётся документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании.

Экстернат как форма получения общего образования предоставляет возможность высвободить время для углубленных занятий по отдельным предметам, спортом, творчеством, сосредоточить усилия на подготовке в вуз.

Так как в республике в последнее время данная форма получения образования востребована в основном учащимися 10-ых классов, желающих в текущем учебном году получить аттестат о среднем (полном) общем образовании, считаем необходимым рекомендовать родителям очень осторожно, взвешенно подходить к принятию решения о переводе ребёнка на экстернатную форму получения образования с учётом обеспечения качественного общего образования, а не только получения документов государственного образца. Учитывать так же то, что самостоятельное ускоренное освоение за один год общеобразовательных программ, рассчитанных на два года обучения, приводит к значительной перегрузке детей, что может отрицательно отразиться на их здоровье. При получении хотя бы одной неудовлетворительной оценки экстерн не допускается к государственной (итоговой) аттестации. При этом особо следует отметить, что причиной сильного дополнительного стресса может стать получение неудовлетворительной оценки на одном из последних экзаменов промежуточной аттестации.


Учащиеся и их родители (законные представители) должны быть ознакомлены со всеми нормативно-правовыми документами, регламентирующими порядок получения образования в форме экстерната.

В ходе промежуточной и государственной (итоговой) аттестации экстернов должна быть обеспечена гласность аттестации и созданы комфортные условия для её проведения, полностью исключающие моральное, психологическое воздействие на экстернов.

Контроль за соблюдением действующего законодательства РФ и нормативных документов, регламентирующих порядок проведения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации экстернов, осуществляет департамент по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки КБР.


БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ Приложение № 1


Директору ГОУ _____________________

____________________________________

(фамилия, имя, отчество)

____________________________________

(года рождения)

____________________________________ (место обучения, если обучается)

____________________________________

(адрес места жительства, телефон)

З А Я В Л Е Н И Е


Прошу Вас предоставить мне возможность пройти в качестве экстерна промежуточную аттестацию по учебным предметам за полный курс 10-го и 11-го классов третьей ступени обучения.

В качестве иностранного языка на промежуточной аттестации выбираю___________________________________________________________

(английский, немецкий, французский и т. д.)


______________язык изучал по программе_____________________________

(родной) для владеющих, не владеющих, не изучал


В случае успешного прохождения мною промежуточной аттестации прошу допустить меня к государственной (итоговой) аттестации за курс средней общеобразовательной школы.

В качестве предметов по выбору на государственной итоговой аттестации прошу определить для меня:


__________________________________________________________________

указать конкретно два или три (в случае не изучения кабардинского, балкарского языка) предмета из общего списка


С условиями и порядком прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации, в том числе по математике и русскому языку в форме единого государственного экзамена, ознакомлен, согласен.

При подаче заявления ознакомлен также со следующими документами:


  1. Положением о получении общего образования в форме экстерната (приложение №1 к приказу Минобразования РФ от 23 июня 2000г. № 1884 с изменениями);

  2. Уставом Учреждения;

  3. учебным планом Учреждения для третьей ступени обучения;

  4. программами учебных предметов;

  5. локальным актом государственного общеобразовательного учреждения «Положение о получении в 2005/2006 учебном году среднего (полного) общего образования в форме экстерната»;

  6. Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

  7. Положением о золотой и серебряной медалях «За особые успехи в учении»;

  8. Правилами поведения экстернов на промежуточной и государственной (итоговой) аттестации;

  9. Инструкцией по проведению тестирования;

  10. Положением о конфликтной комиссии.


К заявлению прилагаю следующие документы:

- аттестат об основном общем образовании (подлинник) и его копию;

- справку об обучении в образовательном учреждении

- документ, удостоверяющий личность заявителя, – паспорт и его копию;

- две фотографии размером 4х6.


________________ ________________

(дата) (подпись)


БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ Приложение № 2

Директору ГОУ _________________


________________________________

__________________________________________

(фамилия, имя, отчество родителя несовершеннолетнего)

__________________________________________

(адрес места жительства, телефон)

З А Я В Л Е Н И Е


Прошу Вас предоставить моему сыну (моей дочери)

______________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, год рождения, место обучения)

__________________________________________________________________

возможность пройти в Вашей школе в качестве экстерна промежуточную аттестацию по всем учебным предметам за полный курс 10-го и 11-го классов третьей ступени обучения

В качестве иностранного языка на промежуточной аттестации

определить ________________________________________________________

(английский, немецкий, французский и т.д.)
________________ язык он изучал по программе _____________________________
(родной) (для владеющих, не владеющих, не изучал)

В случае успешного прохождения им (ею) промежуточной аттестации прошу допустить моего сына (дочь) ______________________________________________________________

(Фамилия, Имя)

к государственной итоговой аттестации за курс средней общеобразовательной школы.

В качестве предметов по выбору на государственной итоговой аттестации прошу определить для него _______________________________

__________________________________________________________________

(указать конкретно два или три предмета из общего списка)


С условиями и порядком прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации, в том числе по математике и русскому языку в форме единого государственного экзамена, ознакомлен, согласен.

При подаче заявления ознакомлен также со следующими документами:



  1. Положением о получении общего образования в форме экстерната (приложение №1 к приказу Минобразования РФ от 23 июня 2000г. № 1884 с изменениями);

  2. Уставом Учреждения;

  3. учебным планом Учреждения для третьей ступени обучения;

  4. программами учебных предметов;

  5. локальным актом государственного общеобразовательного учреждения «Положение о получении в 2005/2006 учебном году среднего (полного) общего образования в форме экстерната»;

  6. Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

  7. Положением о золотой и серебряной медалях «За особые успехи в учении»;

  8. Правилами поведения экстернов на промежуточной и государственной (итоговой) аттестации;

  9. инструкцией по проведению тестирования;

  10. Положением о конфликтной комиссии.


К заявлению прилагаются следующие документы:

- аттестат об основном общем образовании (подлинник) и его копия;

- справка об обучении в образовательном учреждении

- документ, удостоверяющий личность заявителя, – паспорт и его копия;

  1. две фотографии размером 4х6.



______________________ _________________

(дата) (подпись)