litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Министерство образования и науки РФ


Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова


Методические рекомендации по проведению открытых уроков в рамках Дня славянской письменности и культуры


Москва, 2012

Обоснование актуальности выполнения мероприятий

1.1. Постановка проблемы

Язык и письменность являются едва ли не самыми важными культурообразующими факторами. Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры.

День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия) — российское название праздника, приуроченного ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, славянских просветителей. Результаты их деятельности можно назвать вехами на историческом пути славянских народов. Создание славянской письменности не являлось только изобретением азбуки со всеми знаками, характерными для письменного выражения речи, и терминотворчеством. Была проделана также колоссальная работа по созданию нового инструментария славянской письменности. Книги, которые переводили с греческого и писали на славянском языке Кирилл и Мефодий, содержали образцы целого ряда литературных жанров, открыли путь к самобытному духовному, культурному, общественному и государственному развитию славянским народам, включая восточнославянские племена, населявшие нынешние Украину, Россию и Белоруссию. Важно понимать, что их труды и в дальнейшем влияли на цивилизационное развитие нашей страны.

На протяжении истории Отечества множество этносов в той или иной мере приобщались к культурному достоянию славян, становились продолжателями трудов учеников и последователей святых Кирилла и Мефодия. В настоящее время это общее наследие является существенным фактором единства российского общества. Русский язык является исторически признанным межкультурным средством общения, объединяющим началом российского социума, позволяющего преодолевать противоречия, создавать общую культурно-языковую среду общения, формировать правила и модели поведения, принимаемые и разделяемые всеми участниками общества.


Актуальность данного проекта связана с представлением истории русского языка и истории славянской письменности в мультикультурном информационном пространстве современности;

1.2. Цели и задачи уроков

Основная цель уроков - представить историю русского языка и историю славянской письменности в мультикультурном информационном пространстве современной России, рассмотреть ее как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества.

Основные задачи уроков:


  • продемонстрировать учащимся историко-культурную связь народов, населяющих Россию;

  • проследить особенности развития письменности среди народов современной России;

  • определить роль русского языка в культурно-историческом развитии народов, проживающих на территории РФ;

  • воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма и толерантность;

  • показать роль русского языка как языка межнационального общения.

2. Сведения о составителях

Воителева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы (ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»).

Глазкова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии (ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»).

Ченцова Надежда Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин («Международный институт компьютерных технологий», г. Воронеж).

3. Пояснительная записка

Предлагаем вашему вниманию материалы уроков, посвященных Дню славянской письменности и культуры, в которых используются сведения, отражающие:
  • историю создания праздника;


  • историко-культурную взаимосвязь народов, проживающих на территории Российской Федерации, на примере становления и развития славянской письменности;

  • интересные исторические факты возникновения письменного языка в России;

  • роль языка как сокровищницы народной культуры, средства выражения мировоззрения народа, средства трансляции народного опыта.

При разработке данных рекомендаций составители учитывали, что празднование Дня славянской письменности и культуры на территории России предполагает не просто ознакомление школьников с фактами о возникновении письменности, о деятельности Кирилла и Мефодия, а прежде всего имеет целью представление истоков русского языка и истории славянской письменности в мультикультурном, социокультурном информационном пространстве России.

Все уроки объединены единой тематикой:

  • урок-лекция (с элементами беседы) «К истокам письменности»,

  • урок- экскурсия «По следам Солунских братьев…»,

  • урок-круглый стол «Социокультурные ориентиры русского языка: от церковно-славянского к межнациональному»,

  • урок-концерт «И первым было слово…»,

  • урок-практикум «Старославянизмы в современном русском языке, их аналоги в других славянских языках»,

  • урок-исследование «Язык – хранилище духовной культуры народа».

Тематическое единоначалие и общая идея разработанных уроков позволяют вариативно использовать большинство дидактических приложений к ним. Помимо этого, отдельные приложения могут быть контекстно включены и в другие уроки интегрированной направленности по дисциплинам гуманитарного цикла.

Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой – высвобождаемое учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимся, подкрепление мотивации обучения.


Разрабатываемая тематика уроков объединяет в себе знания, полученные учащимися в разных классах (начиная с начальной школы) в рамках программ нескольких учебных дисциплин: «Русский язык», «Окружающий мир», «Литература», «Основы православия», «История», «Мировая художественная культура». В связи с этим часть уроков – это либо уроки-повторения, обобщения ранее пройденного материала, либо уроки по отработке практических навыков.

4. Основная часть

4.1 Урок-лекция (с элементами беседы) «К истокам письменности»

Лекция - это монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Использование на данном уроке элементов беседы дает следующие преимущества: активизирует учащихся; развивает их память и речь; делает открытыми знания учащихся; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством.

Для того, чтобы лекционный материал воспринимался и усваивался школьниками, необходимо соблюдать ряд требований:


  • ознакомить учащихся с планом лекции,

  • связывать изучаемый материал с ранее изученным, предварять переход к освещению нового вопроса актуализацией знаний учащихся, постепенно повышать сложность рассматриваемых вопросов;

  • подчеркивать взаимосвязь частей изучаемого материала;

  • обобщать изученный материал.

Лекция ориентирована на учащихся 7-8 классов (в 9-11 классах материал уже будет не настолько интересен, поскольку учащиеся ознакомились с ним на ряде других предметов). Для успешной реализации урока-лекции в данной возрастной группе необходимо:


  • комбинировать сообщение учителя и беседу;

  • постоянно обращаться к аудитории для актуализации имеющихся знаний, проведения параллелей, аналогий;

  • использовать сопутствующий демонстрационный материал (в качестве фона может идти музыкальное сопровождение, большая часть фактов, называемых учителем, подкрепляется слайдами презентации).

С методической точки зрения необходимо работать над культурой записи лекции учащимся, поэтому при желании учитель может дать учащимся рекомендации по написанию лекции.

Полезные советы по записи лекции

  1. обязательно запиши тему лекции и ее план,

  2. записывай не весь текст учителя, а ключевые фразы, интересные факты,

  3. оставляй поля, чтобы впоследствии можно было добавлять информацию, найденную тобой самостоятельно, давать ссылки на источники новой информации;

  4. структурируй информацию при ее записи (облегчает представление услышанной информации в виде схем, таблиц, поскольку так материал легче запоминается).

Так, учитель может разбить материал лекции на смысловые отрезки, после каждого давать образец его записи учащимися. Приведем примеры.

1

Текст лекции: Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: аз+буки, а слова «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: альфа + вита.

Пример записи данной части лекции учениками:

АЗБУКА = АЛФАВИТ


2.

Текст лекции: На основе финикийского письма греки создали свой алфавит, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX в. было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита. Именно поэтому в написании букв русского алфавита много сходств с греческими .


Пример записи данной части лекции учениками:




Основа греческого письма – финикийское (обозначались только согласные звуки).

Различие: в греческом появились специальные знаки для гласных.

В 9 в. на основе греческого алфавита создана славянская азбука.


Языковой материал, используемый в данном уроке – лекции, может сопровождаться вариативными заданиями.

При сравнении греческого и русского алфавитов возможны следующие варианты работы.

1. Учитель называет буквы, а учащиеся находят их в составе греческого алфавита (карты с алфавитом розданы каждому учащемуся).

2. Учитель предлагает учащимся самостоятельно найти сходство между буквами. Можно разбить учащихся на варианты (первый вариант работает с одной половиной алфавита, второй – с другой).

При работе с отрывком на старославянском языке их сказания «О письменах» монаха Храбра также возможны варианты.

1. Дать готовый словарь (у каждого учащегося – информационная карта со словами и их значениями), школьники озвучивают значения слов, подбирают, где это возможно, синонимы, однокоренные слова в русском языке.

Словарь к сказанию «О письменах» монаха Храбра

чрьноризьць – монах

чьтэхn (чьсти) – считали

гатаахn – гадали

погани – языческие

писменъi - буквы

сnще – действ. прич. наст. вр. м.р.мн.ч. им. п. от глагола быти


животъ – жизнь

зэло – очень

aдь – еда, пища

nдъ – член, орган

строnи (строити) – устраивая

глаголати – говорить

чинъ – правила, норма

oвъ – этот, тот

uбо – же; итак, ведь, потому


Например, писменъi

- Есть ли в русском языке сходные по звучанию слова? Назовите их (письменность, письмена, письмо, писать).

- А что такое письменность? (это фиксация речи при помощи специальных знаков).

- Как называются эти специальные знаки? (буквы)

- Как можем перевести слово писменъi? (буквы)

Например, глаголати

- Какой частью речи является слово глаголати? Докажите это. Какой суффикс нам подсказывает? (глаголати – это глагол; суффикс –ти: идти, ползти)

- Какое слово, похожее на это, нам с вами известно? Что оно означает?

(глагол, часть речи)

- Давайте вспомним строку их стихотворения А.С. Пушкина: «Глаголом жги сердца людей…». В каком значении слово «глагол» употреблено у поэта? (слово)

- Как переводится , глаголати? (говорить)

2. Можно отказаться от готового словаря, построить работу с текстом следующим образом: школьникам предлагается самостоятельно установить значения отдельных слов на старославянском языке, или название этого текста, основываясь на имеющихся знаниях из истории русского языка.

Например: чрьноризьць – монах

Алгоритм рассуждений по сопоставлению

старославянского и русского языков:


  1. Морфологические признаки (часть речи)

чрьноризьць – жрец-кузнец-певец

существительное, обозначающее род деятельности человека.


  1. Способ словообразования

Чрьно+риз+ьць

  1. Лексическое значение

Чрьно= «черный»

Риз= «риза» - одежда священнослужителей

Чрьноризьць- это священнослужитель, облаченный в черную одежду=монах.

По усмотрению учителя в качестве текста для разбора могут быть взяты другие старославянские тексты, представленные в приложении 11.

Раздел лекции о памятниках славянской письменности может быть дополнен интересными фактами о славянском счёте (Приложение 6). Ученикам предлагается задание: с помощью знаков славянской азбуки графически воссоздать определенную историческую дату (дата Крещения Руси 988 г. = ЦПИ).

По ходу урока-лекции учителем может быть использована наглядность, например, тематические презентации из раздела «Приложения к уроку экскурсии и уроку-концерту», размещенные на сайте www.mggu-sh.ru в разделе «День славянской письменности-2012».


4.2 Урок- экскурсия «По следам Солунских братьев»


На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов. По времени проведения относительно изучаемых тем различают: вводные, сопутствующие и заключительные уроки - экскурсии.

Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна, но структурные элементы различных типов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными.

Тематический урок-экскурсия «По следам Солунских братьев…» имеет следующую структуру:


- сообщение темы, цели и задач;

- актуализация опорных знаний и умений учащихся;

- восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;

- сообщение и систематизация знаний;

- подведение итогов экскурсии и сообщение учащимся индивидуальных заданий.

Урок-экскурсия «По следам Солунских братьев…» ориентирован на учащихся 6-7 классов. В основе виртуальной экскурсии - передвижение Кирилла и Мефодия, хронологическая последовательность их жизни, пути распространения и сохранившиеся артефакты славянской письменности (Приложения 3, 13). В зависимости от уровни подготовки и возраста аудитории учебный материал может быть представлен не только учителем, но и учениками, которые могут выступить в роли экскурсоводов. В этом случае ученики заранее получают задание и готовят сообщения по определенной теме. Предполагаемые задания могут иметь исследовательский характер и относиться к разным отраслям знаний: лингвистика, история, литература, искусствоведение и т.д. (приложение 9). В таком случае «экскурсоводы» в ходе урока представляются исследователями-лингвистами, историками и т.д.

В зависимости от уровня подготовленности школьников представленный материал можно использовать и для объяснения нового материала. В этом случае в заключительной части урока можно провести викторину как проверку усвоения новых знаний (Приложение 4,5).

На уроке обобщения и повторения пройденного викторина (как вариант, кроссворд) предварять «экскурсию». Ответы на вопросы и составят маршрут урока-экскурсии.

Конечным пунктом маршрута урока-экскурсии может быть выбран родной город или любой столичный старинный город, запечатленный на сохранившихся до наших дней фотографиях. Слайды с изображениями старинных построек с разными вывесками, сохранившими в своем написании следы первоначальной кириллицы, послужат хорошим наглядным материалом к сведениям об изменениях азбуки, которые произошли с момента ее создания до наших дней. Как вариант можно использовать рекламные плакаты, проспекты 19 века (Приложение 10).


Подборка фото с изображениями старинных российских городов (с вывесками) может стать частью домашнего задания для учеников в преддверии урока - экскурсии либо по его окончании. Учитель может предложить объединить фотографии в тематические презентации «Куда пропала «ять»?» «Самая дорогая буква («ер»)».

В представленном уроке-экскурсии учащиеся вовлечены учителем в самостоятельный «поиск» новых знаний. Основой для поискового метода работы служит грамотно построенный процесс обобщения и повторения имеющихся знаний.

Урок-экскурсия – это яркий пример тесной взаимосвязи дисциплин гуманитарного цикла с информатикой, что обеспечивает наглядность данной разработки. Подобная интеграция позволяет учителю объединить гуманитарные знания учащихся с их умениями работы с прикладными пакетами программ, и в качестве домашнего задания предложить создать, к примеру, собственный тематический фотоальбом.



следующая страница >>