litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6


Государственное учреждение культуры г. Москвы

ЦБС «Гагаринская»


Ребенок в библиотечном пространстве:


приобщение к чтению


Методическое пособие





Москва, 2008


Разработано методическим отделом ЦБС «Гагаринская»


1. Приобщение к чтению через знакомство с библиотекой

Чаще всего знакомство с книгой начинается в раннем детстве: родители (бабушки или де­душки) приобщают свое чадо к красочным детским книжечкам, манящим своей яркостью и картинками. При чтении книг вслух внимание ребенка завораживает ритмичный слог стихов или же внимание к себе приковывают события, происходящие, например, в сказках.

С взрослением в жизни ребенка наступает такой момент, когда происходит знакомство с большим количеством книг, находящихся в залах детских библиотек.

Как же происходит первое знакомство ребенка с библиотекой?

1.1. Знакомство с библиотекой детей дошкольного возраста

Первый раз группа детского сада пришла на экскурсию в библиотеку. С чего начать зна­комство детей с «домом книг»? Куда повести их в первую очередь, где им легче всего будет адаптироваться?

Для дошкольников «родным, узнаваемым» будет зал-абонемент младшего возраста:

- здесь на видном месте стоят книжные выставки со знакомыми картинками;

- мебель по росту малышей;

- много игрушек-поделок и рисунков из знакомых сказок;

- забавных и непривычных вещей: между книгами стоят яркие разделители, на потолках на цепочках висят какие-то объемные книги, на стеллажах стоят и полулежат различные книги и журналы.


Все интересно. Все приковывает взгляд. Для детей этого возраста подобная окружающая среда является узнаваемой, она не пугает, а заинтересовывает и побуждает к поиску.

Хозяйка абонемента младшего возраста познакомит детей с книгами, различающимися не только по внешнему виду и размеру (книги-раскладушки, книжки-малютки, музыкальные книжки, книжки-ширмы, книжки-игрушки, книжки-раскраски и др.), но самое главное по со­держанию (сказки, загадки, рассказы и многое другое в стихах или прозе).

В ходе экскурсии необходимо обратить внимание детей на то, что в зале находится много книг, но ни одна из них не валяется, как попало, а все стоят на своем месте, около своего бук­венного разделителя (по фамилии автора или же по теме) и на своей полочке.

В ходе беседы с детьми все, о чем вы рассказываете, нужно обязательно и показывать и, по возможности, давать в руки (через контакт с предметами дошкольникам легче понять и запомнить ваш рассказ, т.к. знакомство с окружающим миром у них происходит через зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое или обонятельное восприятие1):

- показать разнообразные по форме, размеру, внешнему виду книги;

- можно показать детям красочно оформленные иллюстрации книг;

- сравнить иллюстра­ции разных художников к книгам одного и того же автора;

- можно детям показать формуляры, рассказать для чего они нужны и т.д..

Познакомившись с детским абонементом, можно в детской комнате с детьми провести за­нятия на закрепление материала: нарисовать библиотеку, книги и все, что им понравилось в ходе экскурсии; почитать вслух отрывки из известных любимых книг, поиграть в «библиотеку» и др.

Первое знакомство с библиотекой для дошкольников на этом можно завершить. Продолжать экскурсию по другим залам библиотеки в первый приход детей такого возраста не целесообразно, так как переизбытком полученной информации можно вызвать отрицательные чувства вместо положительных.


Дети в непринужденной обстановке провели с пользой для себя время, их приветливо встретили, показали и рассказали много нового, но они будут знать, что еще очень много оста­лось неизвестного, неизведанного и неизученного в этом «доме-хранилище книг» - библиотеке. Конечно же, захочется еще сюда вернуться.

Верным шагом для дальнейшего привлечения детей как читателей в библиотеку будет то действие, если на прощание библиотекарь подарит детям для игры в детском саду читательские формуляры.

Дети дошкольного возраста, используя коммуникативные игры (если им понравилась экс­курсия в библиотеку), будут «играть в библиотеку» самостоятельно уже в детском саду – это залог их дальнейшего посещения библиотеки.

На прощание нужно предложить всем желающим приходить в библиотеку с родителями и брать понравившиеся им книги на дом для чтения

Проводя занятия с детьми библиотекарю нужно помнить о психологических возрастных особенностях данного возраста: с дошкольниками удерживать внимание возможно не более 20-25 минут (занятия в познавательном плане не должны переходить этого временного барьера, чтобы не вызвать перенасыщенности или переутомления от предлагаемой информации).

Для закрепления увиденного и услышанного материала можно предложить детям познавательно-развлекательные игры, например, по детскому фольклору (загадывание-отгадывание загадок, потешки, считалки и др.) или выполнение творческих работ (рисование, лепка, поделки, разукрашивание и др.).

При последующих посещениях детьми библиотеки можно их познакомить с остальными рабочими помещениями и провести мини-уроки или игры по программе чтения


Например:


Подобные игры помогают развивать па­мять, концен­три­ровать внимание, обу­чают куль­туре чтения.

«Игра в библиотеку» - рассказать детям на примере хотя бы одного книжного стеллажа принцип расстановки книг в библиотеке:


- книги на стеллаже стоят строго по алфавиту,

- между собой книги (по начальной букве фамилии автора), относящиеся к разным буквам, отделены разделителями.

Дать задание детям самим найти книги определенного ав­тора (обя­зательно на видном месте при проведении таких занятий должен на­ходиться алфавит – для облегчения за­дачи и избегания перенапря­жения нервной системы ребенка выпол­нением сразу нескольких задач)2.

Разделив детей на группы-команды, попросить их найти опреде­ленные книги. Дети, ориентируясь по разделителям должны достать книги с полочек (или можно попросить расставить на предназначенные места книги, которые заранее достали).


Мини-урок

По теме: «Книжкины художники»

Взять книги одного и того же автора, но проиллюстрированные разными художниками. Попросить детей сравнить иллюстрации, высказать свое мнение о понравившихся или не понравившихся картинках. Предложить детям после прочтения отрывков из книги самим проиллюстрировать текст.


Мини-урок

По теме: «Как беречь книгу»

Рассказать детям о правильном обращении с книгами: как правильно держать книгу, как пере­листывать странички, как пользоваться закладками и др. Можно совместно сделать закладки.

Игры

См.: «Игры по программе чтения».


Между библиотекой и детским садом должна существовать и обратная связь.

Библиотека может организовать в детском саду уголки чтения, а также помочь своими биб­лиотечными ресурсами прово­дить занятия с детьми в детском саду. Используя возрастные осо­бенности малышей (тягу к коммуникативным играм), можно приобщать их к миру литера­туры через игру в библиотеку, например,


- подобрать по определенной тематике книги (потешки, прибаутки, колыбельные песенки, народные сказки и др.) с яркими и качественными иллюстрациями, крупными рисунками, крупным шрифтом и на хорошей бумаге ,

- провести мини-занятия или мини-игры по выбранным темам (может провести сам библио­текарь или помочь организовать такие занятия воспитателю - см. раздел «творческое чтение»),

- сделать выставку-загадку или выставку-сюрприз по этим книгам (заранее подготовить вопросы в виде загадок, литературных маленьких кроссвордов по персонажам книг или развивающимся событиям),

- сделать читательские билеты и формуляры на книги (все как в настоящей библиотеке),

- оказать «лечение» книге в случае необходимости.

В игре дети смогут закрепить правила пользования книгой и расширить свое представление о библиотеке.

Как один из способов привлечения детей дошкольного возраста в библиотеки, можно использовать выступление перед родителями на родительском собрании с бесе­дой:

- о значении чтения книг для формирования личностного начала детей;

- о «библиотерапии», как явлении адаптации детей к проблемным ситуациям в нашем мире;

- о возможностях своей библиотеки с обязательным приглашением «в гости».


1.2. Группы школьников в библиотеке


  • Дети младшего (7-9)3 или среднего (10-11) школьного возраста

  • Младшие подростки - дети 12-13 лет

  • Подростки (отроки) - дети 14-15 лет

  • Юношество – юноши и девушки – 16 -18 лет

Работники библиотек, как один из вариантов в приобщении к чтению, могут организовать экскурсии школьников по залам своих библиотек.

Для организации экскурсий важно знать возраст и количество де­тей для того, чтобы заранее определиться с ходом проведения мероприятия. Знание возраста поможет сориентироваться с психологическими особенностями и читательскими предпочте­ниями, знание количества экскурсантов – с подготовкой дидактического материала и проведе­ния практической части экскурсии (если такая запланирована).


Пытливости ума школьников млад­шего и среднего школьного возраста можно позавидо­вать. Им все интересно узнать, но, к сожалению, чтение в этом возрасте для них не на первом месте. Первые организованные посещения детской (не школьной, а публичной) библиотеки по­могут открыть ребенку для себя новый, еще не освоенный им мир. Здесь все пока для них ново (если еще никогда не пользовались услугами библиотек).

Школьникам можно предложить экскурсию по библиотеке:

- провести по всем залам библиотеки, познакомить с открытым доступом абонемента, с читальным залом, с игровыми комнатами и др.,

- в процессе путешествия по залам рассказать немного об истории данной библиотеки,

- о возможностях библиотеки,

- так же как и с дошкольниками остановиться на абонементе, предназначенном для воз­раста детей-читателей. Подробнее рассказать о книгах для их возрастов, можно показать раз­личную справочную литературу, научно-популярные книги. Желательно, чтобы дети могли всю литературу сами рассмотреть, все в зале потрогать.

При проведении экскурсии со школьниками можно: увеличить время для проведения мероприятия до 35-40 минут, расширить и усложнить уровень познавательно-ознакомительной беседы.

Детей данных возрастов можно приглашать классами (для проведения внеклассных часов) или группами продленного дня (для приобщения детей к чтению, возможно, проводить уроки «культуры чтения» или же для массовых мероприятий по программе чтения). Так же как с детьми дошкольного возраста можно использовать коммуникативные игры и на прощание предложить всем желающим приходить в библиотеку и брать понравившиеся им книги для прочтения на дом

Приглашать подростков (старше 13-14 лет) классами для привлечения к чтению не целесообразно, т.к. у них уже сложились предпочтения в чтении. Приглашение может иметь другую цель, например, для проведения массовых мероприятий или показать возможности библиотеки для последующей самостоятельной деятельности подростков и молодых людей.



1.3. Посещение библиотеки детьми в индивидуальном порядке


Ребенок (дошкольник, младшего или среднего школьного возраста) приходит в библиотеку. Приходит сам или же с взрослыми (для более легкой адаптации в незнакомом месте); приходит в библио­теку добровольно или же по определенным причинам (задали найти какую-либо тему для самостоятельной работы) – вот в этот момент и проис­ходит первое знакомство ребенка с библиоте­кой и библиотекарем - происходит оно в виде беседы.

Беседы могут протекать по различным сценариям. Рассмотрим примеры проведения бесед в зависимости от их вида.

Индивидуальная беседа

1. Ориентирующая (при первичной записи в библиотеку). При первом посещение библиотеки происходит знакомство библиотекаря с ребенком через беседу, в ходе которой задается перечень обязательных вопросов4, помогающих понять уровень подготовки, предпочтения и увлечения потенциального читателя.


Можно задать дополнительные вопросы ро­дителям


Выполнение каких творческих работ Вашему ребенку нравится более всего? Какие качества и способности вашего ребенка Вы особенно цените?

Что бы Вы хотели подкорректировать в знаниях, умениях, навыках вашего ребенка?


Цель беседы при записи читателя в библио­теку - как можно ближе познако­миться с ребенком. Сведения, полученные в ходе беседы, помогут выяснить пред­почтения ребенка, диагностировать задатки и способности, выработать страте­гию направления работы с ним.

Вопросы к родителям помогают выяснить отношения родителей к своим детям, выяснить знания особенностей своих детей.

2. Тактическая (при рекомендации книги, те­матики чтения и т. п.). Такой вид бесед происходит, как правило, если ребенок уже является читателем библиотеки.


При тактической беседе важно помнить о возможностях ребенка, например, если биб­лиотекарь видит, что ребенок выбирает себе книги, которые заведомо «тяжелы» для него в восприятии, или же выбирает книги, опираясь только на внешний вид (иллюстрацию), то, зная некоторые предпочтения этого читателя, сможет помочь сделать выбор, сможет вызвать к ней интерес.


Пример:

Можно рассказать о книге, о ее авторе, главном ге­рое, показать иллюстрации, прочитать вслух отрывки из книги.

Можно предложить читать книги по определенной тематике, которой ребенок отдает предпочтение, или составить для него список книг, рекомендуемых для дальнейшего прочтения.


3. Корректирующая (при общении по поводу прочитанного, при оказании по­мощи в повышении уровня культуры чтения и информационной культуры). Бе­седа о прочитанном подытоживает чтение.


Пример:

Понравилась ли тебе книга?

Что тебе в ней понравилось?

Кто тебе больше всех из героев понравился?

Трудно ли тебе было ее читать (понятно ли все, что ты прочи­тал)?


Такой вид беседы информирует библиотекаря о результатах чтения и открывает воз­можность для новой рекомендации литературы с целью более эффективного чтения, для развития творческой мысли у ребенка.

При внешней простоте проведения индивидуальных бесед, на практике же от библио­текаря требуется хорошая подготовка не только в области психологии и педагогики в со­четание с высоким профессиональным уровнем, квалифицирован­ностью, но самое глав­ное в работе с детьми, наличие природных личных качеств - добро­желательности, обая­ния5 и т.п.



При первичном посещении ребенком биб­лиотеки беседу желательно сочетать с проведением экскурсии (если позволяют условия на этот момент времени и в зависимости от возраста ребенка) можно показать или абонемент, соответствующий его возрасту (начинают показ с самого понятного и интересного) или же всю библиотеку. Экскурсии необходимы для того, чтобы ребенок смог познакомиться с неизвестной ему территорией, чтобы у него появился интерес к «книжкиному дому», почувствовать себя комфортно и, конечно же, для того чтобы в дальнейшем смог постепенно изучить расстановку фондов, сумел в них ориентироваться и не боялся заблудиться, не бо­ялся библиотеки.

С детьми среднего школьного возраста беседы могут сопровождаться совместным про­смотром карточного или электронного каталогов, если ребенок пришел за какой-то определенной литературой. При этом достигается:

- формирование знаний у ребенка о том, где находятся интересующие его книги или темы;

- умение при необходимости самостоятельно воспользоваться своими знаниями для поиска нужной информации.


Рассмотрим пример совместной работы ребенка-читателя с библиотекарем. В ходе беседы, выяснив у ребенка тему и цель стоящих перед ним задач, библиотекарь может предложить ему несколько вариантов поиска книги по каталогу (на бумажных носителях).


Например: в данный мо­мент ребенку нужна книга

Жданова И.К. «Мир и человек». Географический атлас. 1992.


Первый

вариант


1. Хорошо, что ты знаешь автора и название книги. А знаешь ли ты как легко найти эту книгу в библиотеке? Давай мы вместе попробуем найти ее. Библиоте­карь подводит ребенка к каталогу и продолжает беседу.

2. Вот каталог – в нем находятся названия всех книг собранных в библио­теке.


3. Для того чтобы тебе быстро найти книгу (по автору) воспользуемся алфа­витным каталогом. Алфавитный каталог содержит все сведения, обо всех книгах библиотеки и из него можно узнать: есть ли в нашей библиотеке та книга, которая нужна тебе.

4. В каталоге хранятся каталожные карточки, которые размещены по прави­лам биб­лиотечного каталога данного вида.

5. Автор географического атласа Жданов И.К., фамилия начинается на букву «Ж», значит, в каталожном шкафу мы должны найти каталожный ящичек, на ко­тором будет написана буква «Ж». Нашли. Хорошо.

6. Смотри, все карточки в ящичке тоже стоят строго по алфавитному порядку.

7. Нам нужно найти в ящичке раздели­тель с обозначением нужной буквы. За раздели­телем стоят карточки с «Жа….», далее «Жда…» и, просматривая кар­точки за разделите­лем, найти нужную фамилию.

8. Нашли фамилию «Жданов И.К.», теперь проверь название книги, которую ты ищешь. Все данные совпадают, поиск закончен.

9. Теперь тебе осталось выписать необходимые сведения об этой кни­ге (ин­декс, адрес, заглавие, ме­сто нахождения книги). Выписывать эти сведения нужно для того, чтобы в следующий раз, когда ты будешь работать самостоя­тельно, ты смог сведения о нужной тебе книге показать библиотекарю. По этим сведениям тебе выдадут нужную книгу, стоящую на определенном месте и опре­деленном стеллаже, или же ты сам сможешь найти ее по указателям в зале на полке.

Если бы ребенок не знал бы автора, то проводимый совместный поиск по сис­темати­ческому каталогу так же необходимо было бы ему поэтапно объяснить.

При работе с каталогом библиотекарю важно помнить, что он должен все дей­ствия со­вершать хоть и быстро, но понятно для ребенка и, желательно, прогова­ривая все опера­ции, которые совершает.


Второй вариант:

Если ребенок знаком с каталогом, но не вполне уверен в правильности своих действий, то библиотекарь может частично помогать ему своими подсказками:


- если ребенок не знает, как найти ту или иную информацию, то он просто смотрит и слушает библиоте­каря, а библиотекарь рассказывает и показывает, как найти необходимую информацию;

- если ребенок немного знаком с системой поиска (то есть у него уже есть небольшой опыт работы в биб­лиотеке), то он мо­жет сам выполнять какие-то действия по инструкции биб­лиотекаря;

- ребенок владеет навыками пользо­вателя и ищет самостоя­тельно ин­формацию, а библиотекарь при необходимости помогает в от­вет на просьбу о помощи.


Для успешного протекания контакта-взаимодействия «библиотекарь-ребенок» необ­ходимо помнить следующее:

- ребенок пришел в библиотеку добровольно, поэтому его контакт с библиотекарем будет носить свободный характер, не регламентированный оценкой, как в школе;

- взаимодействие (или не взаимодействие) ребенка и библиотекаря может со­стояться (или не состояться) только при обоюдном желании обеих сторон, т.е. если они оба - и ре­бенок и библиотекарь - готовы к сотрудничеству;

- атмосфера в библиотеке теплая и доброжелательная, располагает к сотрудниче­ству.



следующая страница >>