litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 15 16

Е.В.Чудинова

Е.Н.Букварева

Методическое пособие для учителя

к курсу «Окружающий мир»


4 класс


Москва

2003




От авторов



Предлагаемый учебно-методический комплект "Окружающий мир" для 4 класса начальной школы (1-4) является частью учебно-методического комплекта "Окружающий мир" для 1 - 4 классов.


В УМК включены 2 учебника-тетради («Гипотеза» и «Время и люди») и методическое пособие для учителя.


Логика разворачивания содержания 4 класса такова:

  1. на астрономическом материале дети учатся строить развернутые гипотезы (о небесных явлениях) и проверять их в модельном эксперименте.

  2. В ходе объяснения небесных явлений они приходят к современным представлениям о Солнечной системе (глобус и теллурий – как модели).

  3. Исследуя эту модель, ученики прогнозируют а) смену сезонов на Земле, б) распределение природных сообществ на Земле, и, соответственно изучают подробно эти явления.

  4. Из этой же модели вытекают такие способы измерения времени людьми, как солнечные и лунные календари. Рассматривая эры календаря у разных народов, ученики впервые сталкиваются с историческими событиями.

  5. Систематическое рассмотрение некоторых исторических событий (через призму взглядов «историков» и «естественников») позволяет а) познакомить детей с общей канвой исторического развития России от Древней Руси до современности, б) различить учебные предметы «История» и «Природоведение», которые будут систематически изучаться далее в 5 классе. В ходе этой работы дети сталкиваются впервые с экологической проблематикой.

  6. Рассмотрение в историческом аспекте а) численности населения Земли, б) техники и технологии, в) использования энергетических ресурсов, - позволяет ученикам понять происхождение основных экологических проблем современности и определить собственную позицию по отношению к ним.


Рецензентов мы просим обратить внимание на следующее:

А) К УМК прилагается доработанный и уточненный вариант программы курса (1-4).


Б) В распечатанном виде каждая страница выглядит пока уменьшенной вдвое. На самом деле, все санитарные нормы и стандарты в учебнике соблюдены.

В) В методическом пособии не проставлены пока номера страниц в ссылках (это будет сделано, когда появится окончательный вариант оригинал-макета учебника).


С уважением, авторы.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Е.В.Чудинова 1

Е.Н.Букварева 1

Методическое пособие для учителя 1

к курсу «Окружающий мир» 1

От авторов 2

Как учителю лучше работать с методическим пособием? 4

ВВЕДЕНИЕ 5

Особенности четвертого года обучения 7

Проектирование цикла уроков на материале астрономии 8

1. Построение объяснительных моделей для ряда небесных явлений. 9

2. Поиск оснований для выбора «правильной» объяснительной модели и ее уточнение. 9

3. Вывод следствий из уточненной модели. 10

Проектирование урока по теме «Прошлое и настоящее России» 11

Реализация проекта урока 12

Организация работы детей в группах 13

Письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точками зрения (По материалам Г.А.Цукерман) 14

Организация моделирования 16

Организация контроля и оценки 18

Организация работы с текстами 19

Самоподготовка учителя в области астрономии 20

Список литературы в помощь учителю для подготовки к урокам 23

Необходимые учебные пособия 25

Помощь родителей 25

Как учителю проверить себя? 26

4 класс 26

К концу четвертого года обучения по данной программе в рамках Гос.стандарта ученик должен: 29

А) В области естествознания: 29

Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности: 29

Кроме этого, обучение по данной программе дает возможность научиться: 30


А) В области естествознания: 30

Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности: 31

Выпускник начальной школы по данной программе в рамках Гос.стандарта должен: 31

А) В области естествознания: 31

Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности: 32

Кроме этого обучение по данной программе дает возможность научиться: 33

А) В области естествознания: 33

Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности: 35

Описание последовательности заданий 36

1. Обсуждение итогов прошлого года и задач будущего. 36

2. Звезды и планеты 36

3. День и ночь 37

4. Фазы Луны. 43

5. Солнечные и лунные затмения. 46

6. Форма Земли. 48

7. Основания для выбора моделей. Закон Всемирного тяготения. 50

8. Луна – естественный спутник Земли. Искусственные спутники Земли. 52

9. Современные представления о движении Земли. 55

Что определяет наклон земной оси ? Вывод следствий из модели. 57

10. Климат и природные зоны. 59

11. Лес, луг и водоем моего родного края. 61

12. Смена времен года в северном полушарии. 62

13. Календарь (Счет времени по Луне и Солнцу). 63

14. Прошлое и настоящее России. 64

Способы изучения прошлого. 65

Случай первый.Древние и современные люди. Права и обязанности человека в обществе. 66

Случай второй. Древняя Русь. Курганы. 67

Случай третий. Древнерусские города. Монголо-татарское иго. 68

Случай четвертый.Князь Андрей Боголюбский. Реконструкция Герасимова. 68

Случай пятый.Шлем Ярослава. 68

Древняя Русь. Итоги. 69

Случай шестой. Поход Ермака.Освоение Сибири. 69

Случай седьмой. Петр Великий и его преобразования. 70

Случай восьмой. Оборона Севастополя. Достижения русской медицины. Пирогов. Первая помощь при травмах и заболеваниях. 70

Российское государство. Итоги. 72

Случаи девятый, десятый и одиннадцатый (коллекция Вавилова и блокада Ленинграда, освоение целины, полет человека в космос). 73

Итоговая страница. 75

15. Деятельность людей на планете. 75

16.Страна, в которой мы живем (Современное состояние России. Символы российской государственности) 76

17. Заключение. 77

Приложение 1 (примерное тематическое планирование) 77

Приложение 2. Два примера уроков учителей, работающих по курсу. 81




Как учителю лучше работать с методическим пособием?



1) Прочитать вводный раздел.


2) Просмотреть примерное тематическое планирование.


3) Внимательнейшим образом изучить раздел "Четвертый год обучения"


4) Бегло просмотреть описание заданий.


5) Самостоятельно работая с пластмассовым конструктором, мячиком и фонариком, разобраться в заданиях на стр. учебника-тетради «Гипотеза». Как это сделать, написано на с. «Методического пособия». Решить несколько контрольных заданий для детей.


6) Снова, уже более внимательно, просмотреть описание заданий и примерное тематическое планирование.


7) Подготовить необходимые пособия для работы на год (см. «Необходимые учебные пособия»)


8) Подготовить проект 1-го занятия.


Желаем удачи!

Авторы.


ВВЕДЕНИЕ



...человеческие существа в своей ограниченности сталкиваются с очевидной безграничностью взаимосвязанных между собой загадок Вселенной. Мы, несмотря на это, можем попытаться сыграть - согласно метафоре Ньютона - в камешки на берегу огромного океана...

Дж. Холтон

Основной задачей компонента "Окружающий мир" в системе Эльконина-Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме этой решаются также следующие задачи:


- первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;

- создание ориентиров в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе, формирование первоначальных экологических представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном поведении);

- формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

- воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

В основе построения курса, в котором органично сочетается введение детей в логику естественнонаучных методов познания и первоначальное ознакомление учащихся с окружающей их природной и социальной действительностью, лежит принцип отбора знаний, умений и навыков, наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего обучения в средней и старшей школе.

В процессе изучения курса развиваются общеучебные умения ребенка, такие как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации, и прочие, - а также специальные умения, такие, как умение устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов и т.д.

Основой объединения двух частей курса ("Естествознание" и "Обществознание") в целостный компонент "Окружающий мир" является в данной программе логика развертывания курса "Естествознание", поскольку именно в этом курсе выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника. Части курса "Обществознание" гармонично встроены в логическую последовательность курса "Естествознание". Двигаясь по предложенной программе, учитель и учащиеся закономерно чередуют материал из области естествознания и обществознания.


Что же представляют собой логико-психологические основания курса?

Естественнонаучное знание представляет собой совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получать факты и строить объяснительные модели. Можно учить детей представлениям или даже понятиям, входящим в современную научную картину мира, убирая все "строительные леса", с помощью которых она строилась. Но картина мира все время меняется, причем особенно быстро в последние десятилетия и годы, а с другой стороны, освоение некоторой картины мира вовсе не дает возможности ребенку самому поставить и решить проблему при столкновении с новым, неизвестным явлением.

В предлагаемом курсе учебным предметом является не картина мира, а сами способы ее построения, способы получения знаний о природе.

Основным методом обучения по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова является постановка перед детьми и решение ими системы учебных задач. Учебная задача понимается при этом как задача на нахождение общего способа решения целого класса задач. В курсе "Естествознание" основной учебной задачей является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. Решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы планирования эксперимента, способы измерения величин, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., - позволяют конкретизировать понятие экспериментального метода естественных наук.

Построение этих учебных задач возможно на разнообразном материале из области физики, химии, биологии, геологии, астрономии и др. естественных наук. Поэтому тематическое содержание подбиралось так, чтобы на первых этапах работы дети имели бы дело с наиболее чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий. Тем не менее, программа предполагает, что творчески работающий учитель может свободно использовать тот или иной материал при организации усвоения.


Несмотря на то, что задача формирования конкретных научных понятий (в строгом смысле этого слова) является для данного курса вторичной - эту задачу в основном предполагается решать в дифференцированных курсах естественных наук в средней школе,- по мере продвижения детей в усвоении научного метода вводятся некоторые фундаментальные понятия естествознания (предполагается разный уровень их освоения), такие как процесс, состояние, время, рост, развитие и пр.

Знания, входящие в госстандарт России по образовательному компоненту "Окружающий мир", связанные с ориентацией учащихся в социуме, представлениями об истории и современной жизни России, изучаются во второй части курса - "Обществознание", гармонично встроенном в логику движения по курсу "Естествознание".

Материал и форма заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с учителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр.

Все особенности содержания курса и форм обучения (широкое использование дискуссий, работы детей в группах) позволяют говорить о том, что курс обеспечивает развитие мышления и сознания детей.



следующая страница >>