litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Муниципальное образовательное учреждение


для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад № 5»


Методическое пособие по организации и проведению

«Уроков Мужества»

для обучающихся начальной школы


Составитель:

Воскобойник Ольга Николаевна учитель начальных классов , I категория


Юрга 2011


Содержание


№ п/п

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка




2.

Приложение 1




3.

Приложение 2




4.

Приложение 3




5.

Приложение 4




6.

Приложение 5




7.

Заключение.







Список литературы






………………………………..

.

.


Пояснительная записка

С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

В последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее. Задача учителя - правильно организовать занятия по данной тематике. Здесь потребуется проявить творческий подход, а также умение использовать на своих мероприятиях особенности культурно-исторических традиций не только той страны, в которой проживают, но и своего региона.

Цель работы по патриотическому воспитанию: формирование активной жизненной позиции, всесторонне развитой личности, выстраивающей свою жизнь на основе добра, истины и красоты.

Задачи:


  1. Развивать у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.

  2. Формировать чувство патриотизма, активной гражданской позиции, понимание прав и свобод человека.

  3. Воспитание нравственных основ  личности, повышение  уровня духовной культуры.

  4. Развивать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям.

Объект исследования – процесс патриотического воспитания школьников.


Предмет исследования – педагогические условия  работы по патриотическому воспитанию младших школьников.

Гипотеза исследования: если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому  воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:

—  повысить уровень  развития  школьников;

—обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;

— повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране

Оборудование: компьютер, медиапроектор.

Проводя постоянную работу по социализации обучающихся, используется одна из оптимальных форм проведения - внеклассное мероприятие. Целью мероприятий является введение детей в историю русской культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине, милосердие, толерантность, уважение к своей культуре. Учащиеся в начальной школе достаточно восприимчивы к усвоению ценностей и нравственных норм, и этот факт нужно в полной мере учесть при проведении внеклассных мероприятий. Такие мероприятия помогают сформировать не только патриотические и гражданские чувства, но и личность детей.

Методический материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы. В основу пособия заложены принципы гражданственности, патриотизма, гуманизма, добровольности и творческого подхода к порученному делу.

Для успешной реализации всех мероприятий предусмотрена система сотрудничества с творческими коллективами города, группами по интересам образовательного учреждения, семьями обучающихся.

Ожидаемые результаты при внедрении и реализации методического пособия носят позитивный характер, направленный на формирование гражданско – патриотических чувств, личностно-значимых позитивных качеств, а также умений и навыков бесконфликтного общения обучающихся начальной школы. У детей сформируется готовность к осознанной гражданской позиции, социальному и профессиональному самоопределению.


Главными я считаю следующие результаты: дети научатся общаться, приобретут новых друзей, повысят свои нравственные качества, научатся помогать друг другу.

Начальная школа играет большую роль в патриотическом воспитании детей, начиная с первого дня их прихода в школу. Именно в эти годы раскрывается понятие «большая» и «малая Родина», прививается любовь к Родине, месту,  где ты родился и вырос, к родному дому и школе.

Как и во всей стране, в нашей школе 1 сентября проводится урок России. Дети знакомятся с государственными символами России (герб, флаг, гимн), ее природой, историей, музыкой, литературой, народным фольклором, искусством. Ребята узнают о знаменитых людях и героях России, известных  ученых и их открытиях; воспитывается чувство гордости за свою страну и людей живущих в ней.

В начальной школе проводится много внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию. Это различные конкурсы: «Родину готовлюсь защищать», «Мы – будущие защитники Отечества», где наши мальчики показывают свою силу, ловкость, смекалку. Проходят встречи с ветеранами.

Ежегодно для учащихся начальных классов проводятся литературно-музыкальные композиции, посвященные Дню Победы. Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах рисунков и чтецов «Моя Родина- Россия», «Этот праздник со слезами на глазах».

Тематическое содержание


Дата

Мероприятие

Кто примет участие?

сентябрь

Классный час

Тема:«Мы живем в России»


Обучающиеся 4 класса

Апрель

Сценарий встречи с ветеранами Великой Отечественной войны


Обучающиеся начальной школы

Май

Конспект урока

Тема: «Этих дней не смолкнет слава»


Обучающиеся начальной школы

Май

Разработка сценария

Тема: « Последний бой»


Обучающиеся начальной школы

Май

Сценарий праздника
Тема «Есть память, которой не будет конца”


Обучающиеся начальной школы












Список использованной литературы:

1. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М., 1996.

2. Орлова Л.С. Воспитательная модель школы // Классный руководитель. - 2003. - №3. - С.18-22.

3. Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. - 2001. - №4. - С.14-19.

4. Степанов П.В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем // Научно-методический журнал зам. директора школы. - 2003. - №1. - С.89.

5. Стефановская Т.А. Воспитательная система школы: теоретический минимум / Сост. Т.А. Стефановская. - Иркутск, 2007.

6. Чечель И.Д. Проектирование новой модели школы // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7. - С.9-13.

7. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М., - 2000.

8.Кумицкая Т.М.. . Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы/ Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.


.9. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе// Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).

10. Пашкович И.А.. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

11. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование

/С Адаменко 2005 - №4

12.Артеменко З.В.Азбука форм воспитательной работы: Справочник /З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. — Мн.: Новое знание, 2001, — 315 с.

13. Белая К. Ю.300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К. Ю. Белая. — М.: 000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. — 399с.
14. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 37-42.

15.. Кабуш, В. Т. Моральные ценности детского объединения. / В. Т. Кабуш // Праблемы выхавання. – 2003. – №6. – С.73-83.


Приложение 1

Конспект урока

Тема: «Этих дней не смолкнет слава»

Цель: Воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлом своей Родины.

Задачи: 1. Формирование исторических знаний детей.

2. Расширение знаний о подвигах людей во время Великой Отечественной Войны.

3. Воспитывать уважение к ветеранам, любовь к Родине.

Оформление: плакаты «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Пусть всегда будет мир!», репродукции картины о войне, рисунки детей, портреты пионеров, цветы, даты 1941-1945г.г.

Ход мероприятия.

Ученик.

Приходят к дедушке друзья,

Приходят в День Победы.

Люблю подолгу слушать я

Их песни и беседы.


Я не прошу их повторять

Рассказов сокровенных:

Ведь повторять – опять терять


Товарищей военных,


Которых ищут до сих пор

Награды боевые.

Один сержант, другой майор,

А больше – рядовые.


Приходят к дедушке друзья,

Отпраздновать Победу.

Все меньше их, но верю я:

Они придут, приедут…

Ведущий:

С каждым годом все дальше памятная дата 9 мая 1945 года, когда весь мир узнал о победе русского народа над фашистами, все меньше становиться людей, свидетелей и участников той страшной, кровопролитной войны. И мы не имеем права забывать о тех «кто уже не прейдет никогда…», кто подарил нам Мир и счастливое детство. Поэтому каждый год 9 мая все люди с благодарностью вспоминают тех, кто сложил свои головы. Весь мир празднует с нами этот день. Советская армия победила фашизм. Справедливая освободительная борьба завершилась в 1945 году. С первого ее дня и до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы.

(звучит мелодия «Вставай, страна огромная»)

Ученик.

Ах, война, что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.

(выходят мальчики в гимнастерках, пилотках)

Ученик.

Мы по дорогам пыльным с боем щли,

От бомб земля дрожала, как живая,

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Ученик.

Когда от бомб, казалось мир оглох

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я узнал: нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Ученик

. Мне смерть страшна, но в битвах не робел,


В атаку шел – других не гнулся ниже,

Шел смело в бой, не потому что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Ученик.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завивали.

И песня нашей спутницей была.

В бою. В походе. На ночном привале.

(Исполняется песня «В землянке».)

Ведущий:

Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгом «Смерть фашистским оккупантам!», «Все для фронта, все для победы!» вся страна превратилась в единый грозный военный лагерь.

В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела 6 гигантских битв и около 40 крупных сражений.

Ученик.

Война была священной.

В этом не усомнится даже тот,

Кто, прилетев с другой планеты,

Земли историю прочтет.

Ученик.

Прочтет о том, как под луной

Страна возмездием жила.

Война священна, если Зоя,

Не дрогнув, к виселице шла.

Ученик.

Война священна. И Матросов

Всей грудью лег на пулемет.

О, сколько русых и курносых

Во имя жизни смерть возьмет.

Ведущий.

Люди не думали о своей жизни, не жалели себя. В мыслях было одно:

Остановить врага! В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети.

Школьники собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт теплые вещи, кисеты для табака, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, помогали убирать урожай в полях, выступали с концертами в госпиталях, ухаживали за ранеными. Многие юные герои пали смертью храбрых на полях сражений. Их именами названы улицы, корабли, школы.

Ученик.

Земли российской преданные дети,


Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками.

Победы солнцу вознесли вы знамя.

Ученик.

Стоял апрель, взбухали реки,

Жизнь пробуждалась ото сна.

Рождались в каждом человеке

Одна великая весна.

Ученик.

Не перекликом журавлиным

Она была для нас близка,

Гремел апрель, и шли к Берлину

Смертельно храбрые войска

Ученик. Настал великий час расплаты,

Настал великий день земли,

Когда советские солдаты

Рубеж советский перешли.

Ученик.

Рванулась грозная лавина

Стальной пехоты и машин.

Стремительно, неудержимо

С одною мыслью – на Берлин.

Ведущий.

И вот наступил он, этот великий долгожданный день – День Победы!

Этого праздника люди ждали 1418 дней.

Советские войны прошагали тысячи километров, освобождая нашу страну и страны Европы от фашизма.

Ученик.

Был день, как день,

Светило солнце,

И ветер шарил по траве,

Я тосковал, смотрел в окно,

Отец на фронте, на войне.

И вдруг светлее стало в небе,

Прибоем радостной волны

Пришла к нам весточка: Победа!

И нет боев, и нет войны.

На печке дед заплакал старый,

Слез не скрывая, как малец,

И улыбнулась наша мама

Улыбкой счастья, наконец.

Четыре года папу ждали

Мы вместе с нею, словно век

И вот пришел под звон медалей

Родной и близкий человек.

Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней!

(Песня «День Победы» Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, грам. запись)


Ученик.

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Ученик.

Без малого 4 года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

Ученик.

И ты дорогою обратной

Непокоряемый вовек,

Идет, свершивши подвиг ратный,

Великий русский Человек.

Ученик.

Он сделал все, он тих и скромен,

Он мир от черной смерти спас.

И мир, прекрасный и огромный

Его приветствует сейчас.

Ученик.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Ученик.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

(фонограмма «В. Высоцкого «На братских могилах» (1 куплет)

Ученик.

Война закончилась,

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забудем мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить.

Ведущий.

В память о погибших в годы войны объявляется минута молчания.

(минута молчания)

Если бы каждому из 20 миллионов погибшему на этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет. Давайте хранить память о тех, кто своим подвигом, своей жизнью добыл для нас победу. Давайте бережнее относиться к ветеранам, участникам и очевидцам той войны, их с каждым годом становиться все меньше и меньше. Спасибо им за то, что мы живем под мирным небом.


Ученик

Спасибо Вам, Солдаты!

Вы в битве Родину спасли

Преодолели все преграды.

Спасибо вам от всей земли,

За все спасибо вам, солдаты.

И в добрый час, счастливый час,

Час мирного рассвета,

Во имя вас, во имя вас,

Мы празднуем Победу!

Ученик.

Как вы вступали в города!

Навстречу вам бежали дети.

Вам благодарны навсегда

Мы все, живущие на свете.

Ученик.

Чтоб не лежал весь мир во мгле,

Себя в бою вы не щадили,

И сколько людям на земле

Вы счастье жизни подарили.

От всех, кто вами был спасен,

От всех, кто ныне рядом,

Примите наш земной поклон,

Советские солдаты!

Песня «Пусть всегда будет солнце».


Ведущий.

Человек и песня - неотделимы друг от друга, они всегда шагают рядом. Песни Великой Отечественной войны сражались вместе с солдатами, были с ними в короткие часы отдыха, звали на подвиг и прославляли его.
Песни, которые были созданы в то суровое время, пели все: и солдаты, и те, кто трудился в тылу. Люди черпали в песнях того времени душевные силы и оптимизм.

- На сцене _1__ класс.

Ведущий.

Песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе

На сцене _2__ класс.

Ученик

Я бы с песен начала рассказ.
Пусть узнают юные солдаты,
Как в суровый предрассветный час

Песни взяли в руки автоматы.

Ученик

Им наград не вешали на грудь,
И портретов не было в газете.

Трижды славен их нелегкий путь
И народ, создавший песни эти!

На сцене _3__ класс.

Ведущий

Песни Великой Отечественной войны – это музыкальная летопись героической эпопеи советского народа, свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма.
И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях шел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.
На сцене __4_ класс.
Ведущий. заканчивают вечер, благодарят всех его участников


Приложение2

Разработка сценария

Тема: « Последний бой»

Цель: Воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей Родины.

Задачи: 1. Формирование исторических знаний детей.

2. Расширение знаний о подвигах людей во время Великой Отечественной Войны.

3. Воспитывать уважение к ветеранам, любовь к Родине.

Задняя часть стены имитирует Кремлевскую стену; по бокам - транспаранты с цифрами "1945-2010 г.";в центре - надпись "9Мая".

Композиция начинается с освещения диапроетором цифр "1945-2012 г.".

Звучит сигнал: "Слушайте все!"



следующая страница >>