litceysel.ru
добавить свой файл
1
Пименов А.Ю., кандидат исторических наук, директор школы № 975, г. Москва


ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ШКОЛА: УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

В последние годы в педагогической науке и среди управленцев доста­точно модным стало понятие «личностно ориентированное образование». Личностно ориентированное обучение, личностно ориентированное воспита­ние, личностно ориентированный подход в работе с кадрами и т.д. - вот дале­ко не полный список применяемых в различных документах, печати, публич­ных выступлениях общественных деятелей и руководителей образования терминов, относящихся к понятию «личностно ориентированное образова­ние». Нередко, по нашему мнению, провозглашаемый принцип образования носит чисто декларативный и популистский характер, что может в дальней­шем сильно повредить становлению перспективного для нашего образования направлению.

Удивление вызывает тот факт, что трактовка данного понятия самая разнообразная - от индивидуализации и дифференциации обучения до трактовки того, что раньше успешно оставалось и без этого понятия, на­пример, работа с детьми-сиротами, одаренными детьми, детьми с девиантным поведением и т.д. По-видимому, общим в данном подходе к понятию «личностно ориентированное образование» является осознание необходи­мости на рубеже веков перехода от «массового производства к поштучно­му». Прошу прощения за такую техническую терминологию. С другой сто­роны, скептики утверждают, что найти ключ к каждому ребенку в условиях массовой школы - очередная утопия! Так ли это?

Определенный опыт в области построения личностно ориентирован­ного образования, накопленный педагогическим коллективом школы № 975 совместно с сотрудниками Института педагогических инноваций РАО (ру­ководитель городской экспериментальной площадки «Личностно ориенти­рованная школа как модель нового образовательного института» д.п.н., проф. И.С. Якиманская) за последние 6 лет, позволяет нам выступить со своим видением данной проблемы и путей ее решения.

Хотелось бы обратить внимание на то, что, в отличие от вышеприве­денных примеров понимания личностно ориентированного образования, мы в своей деятельности опираемся на личность ребенка, как индивиду­альность, самоценность, раскрываем его субъектный (как опыт жизнедея­тельности) опыт, таким образом, мы строим свою педагогическую работу, учитывая не только социальный статус ребенка, но и его внутренние психофизиологичвские ресурсы, позволяющие прежде всего реализовать себя в познании. Нередко задают вопрос: как же выявить индивидуальность и субъектный опыт каждого ребенка в образовательном процессе?


Безусловно, решить эту проблему сложно, но вполне возможно в ус­ловиях массовой школы. Сложность состоит в том, сможет ли учитель, не владеющий специальными психологическими знаниями, загруженный раз­личными учебными и бытовыми проблемами, вести систематическое педа­гогическое наблюдение за каждым учеником (при том, что в классах неред­ко более 25-30 чел.). Основная тяжесть такого наблюдения ложится именно на учителя, а не на психолога, который лишь помогает структурировать ви­дение ребенка педагогом и насыщает психологическим содержанием дан­ные его педагогических наблюдений, психологизируя тем самым учебный процесс.

Естественно, при такой работе учитель вступает в новую для себя профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и пси­хологом! Но ведь именно такая работа дает возможность раскрыть подлин­ные познавательные возможности каждого ученика и в соответствии с этим выстраивать для него индивидуальную траекторию развития, что разнооб­разит учебный процесс, делает его более интересным, комфортным, в ко­нечном счете позволяет повышать эффективность обучения и удовлетво­ренность учителя своим собственным трудом.

Повседневное изучение личности ученика по специально разработан­ным схемам помогает учителю активизировать каждого, создавать такое психолого-педагогическое пространство, которое позволяет не выводить на основе тестирования тех или иных неудачников в классы коррекционно-развивающего обучения, повысить успешность обучения одаренного ре­бенка, помочь ребенку с ослабленным здоровьем интегрироваться в учеб­ный процесс общеобразовательной школы и т.д., так как сама учебная среда должна помогать любому ученику адаптироваться, обучаться и развиваться в общеобразовательных классах.

В школе разработан и успешно используется определенный монито­ринг проведения педагогических наблюдений, позволяющий учителю ви­деть проявления своих учеников комплексно, разносторонне, в динамике, тем самым помогая ученику найти свое поле деятельности, и тогда он по­лучает возможность самореализовываться и развиваться, достигая конкрет­ных успехов.


В настоящее время технология проведения педагогического наблю­дения как системы отработана на базе начальных классов, уже начата рабо­та в средней школе. Основная проблема заключается в умении учителя профессионально использовать полученные данные в учебном процессе, чтобы сделать его личностно ориентированным. Нередко мы сталкиваемся с нежеланием педагога менять устоявшиеся за многие годы ценности, сте­реотипы работы, которые характеризуются «усредненным» и «знаниевым» подходом к обучению учащихся. Менталитет учителя - вот главная про­блема, с которой мы столкнулись на пути преобразований! Особенно остро эта проблема проявилась при освоении технологии подготовки и проведе­ния личностно ориентированного урока.

Итак, возможен ли личностно ориентированный урок в массовой школе? Опыт показывает, что и это тоже реально! По нашему мнению, наиболее значимыми принципами личностно ориентированного урока, сформулированными И.С. Якиманской, являются:


  • использование субъектного опыта ребенка;

  • предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, реше­нии задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использо­ванию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

  • накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (ко­нечного результата), а важного средства реализации детского творчества;

  • обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального кон­такта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Информационная база урока становится при этом подлинно разви­вающей.

В этих условиях меняется роль педагога, которая теперь заключается в создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каж­дому ребенку возможность проявить себя. Учитель при этом выступает не столько в качестве транслятора знаний, сколько как организатор и коорди­натор учебной деятельности. Первоначально данная перестройка профес­сионального сознания повышает у педагога чувство тревожности, вызывает большие трудности, так как необходимо не только повышать свой методи­ческий уровень, но и разрабатывать принципиально иные конспекты уро­ков, их дидактическое обеспечение. Но, когда учащиеся погружаются на уроке в нетрадиционную учебную среду, они могут брать на себя часть на­грузки учителя через предоставленную им возможность работать по выбо­ру с заданиями различного содержания, вида и формы, что дает возмож­ность каждому достичь успеха.


В школе используется специально разработанная схема анализа личностно ориентированного урока, которая используется в ходе посе­щения коллегами уроков учителей-экспериментаторов.

1. Учащимся предоставляется возможность по ходу урока внести из­менения в планирование работы на уроке:


  • да;

  • нет;

  • частично.

2. Задания предлагаются учащимся на выбор:

  • по содержанию;

  • по форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая.

3. Характер заданий, предлагаемых учащимся:

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский;

  • творческий.

4. На уроке используются формы общения:

  • монолог;

  • диалог;

  • полилог.

5. При введении нового понятия учитель предлагает ученикам дать
свои версии его содержания:

  • да;

  • нет;

  • частично.

  1. При изучении новой темы учитель опирается на субъектный опыт учеников, обобщает его, систематизирует, научно «окультуривает».

  2. Домашнее задание предлагается ученикам на выбор:

  • по форме;

  • по содержанию.

  1. Обсуждение с учащимися итогов урока: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.

  2. Обсуждение наиболее рациональных способов работы.

  1. Беседа строится на уважительном отношении к мнению учеников.

  1. При выставлении отметки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа, выполненного задания.

В критерии отметки входит:
  • уровень активности ученика на уроке;


  • выбор самостоятельного способа работы.

На уроке применяются различные формы организации учебно-позна­вательной деятельности:

  • фронтальные;

  • парные;

  • групповые;

  • индивидуальные.

Организация разнообразной учебной среды на уроке способствует не только повышению учебной мотивации учащихся, но и созданию атмосфе­ры сотворчества и сотрудничества, взаимного доверия между ребенком и учителем, когда они выступают в роли равноправных деловых партнеров. Следствием этого является также снижение у учащихся чувства тревожности перед уроком и во время него, складывается комфортная, но вместе с тем и требовательная обстановка; повышается успеваемость. Ведь личностно-ориентированная учебная среда обеспечивает такую обстановку на уроке, при которой ученику сложно получить двойку!

Создание разнообразной школьной среды, безусловно, не исчерпыва­ется только уроком. Педагогический коллектив успешно решает проблему формирования личностно ориентированной образовательной среды на основе методической и содержательной преемственности школы и детского сада, результатом которой является выход на модель эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса - детей разного возраста, педагогов, родителей.

Для этого, например, разработана программа «Личностно ориентиро­ванные подготовительные к школе классы» (авторы — СВ. Зайцев, Е.В. Борискина, Е.П. Рябоштан, И.А. Седова). Программа, в отличие от традици­онных подготовительных курсов, нередко ставящих во главу угла обучение детей грамоте, счету, иностранному языку и т.д., подменяющих тем самым начальную школу, ставит своей целью «обеспечить в школе № 975 необхо­димые условия для эффективной подготовки детей и их семей к личностно ориентированному школьному образованию и вывести школу на уровень современного учреждения непрерывного образования». В этих классах ос­новное внимание уделяется развитию у ребенка памяти, логического мыш­ления, умения грамотно высказывать свои мысли, оценивать себя, отстаи­вать свое мнение, дети знакомятся с основными правилами школьной жиз­ни...


Для этого в начальной школе используются новые программные ма­териалы, обеспечивающие реализацию личностно ориентированного обра­зования через внедрение инновационного курса для первоклассников «Вве­дение в школьную жизнь» (авторы - К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман); курса «Логика» (авторы - И.С. Якиманская, С.А. Олейник, Е.Н. Капочки-на); курса «Геометрия и Я» (автор - О.С. Якунина) и др. Аналогичная рабо­та проводится и в средней школе.

Так, например, разработана система заданий, обеспечивающая выяв­ление познавательной избирательности ученика на материале географии, истории, биологии, физики, математики, иностранного языка. Все это при­водит к изменению содержания работы психологической службы, вносит серьезные коррективы в деятельность администрации школы (пример: ра­бота педсовета, завучей, методобъединений).

С переходом школы в режим развития по-новому проявилась роль педагогических классов. В разработанной образовательной программе «Введение в профессиональную культуру педагога» утверждается, что «за­дача создания педкласса не может ограничиваться только подготовкой учащихся к успешному поступлению в педагогический вуз. Педагог - это не только профессия, но и характеристика личности, открытой для других людей и себя, умеющей передавать опыт (знания), учиться у других».

Вся программа обучения в педклассе (9-11-е классы) рассчитана на овладение умениями общения в разновозрастном коллективе, накопление опыта организации и умелого воздействия на проявления человеческой ак­тивности: игровой, познавательной, досуговой и т.п. Они выступают в роли ассистентов воспитателя детсада, учителя начальных классов, репетитора для слабоуспевающих детей и т.д. Им даются элементарные навыки препо­давателя. Эти социально значимые умения необходимы для любого про­фессионала, они составляют основу человековедения, представляют собой общую «культурную составляющую» человека и в этом смысле вводят его в профессию педагога.

Как скоро может быть осуществлен переход к модели личностно ориентированной школы? Это процесс достаточно длительный! Мы нахо­димся в начале пути, где пункт А - «традиционная школа» («начало пути»), пункт В - «личностно ориентированная школа» («конец пути»). Учитывая все сложности, встречающиеся на этом пути (в том числе экономического характера), надеяться на быстрый скачок бессмысленно! В настоящее время мы можем говорить на примере нашей школы о зарождающихся и проби­вающихся к жизни первых ростках новой педагогической культуры, но впереди еще долгий и тернистый путь!


Несмотря на это, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно ориентированной школы - одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:


  • в центре образовательного процесса находится ребенок как субъ­ект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации обра­зования;

  • личностно ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией;

  • в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбира­ют не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут прежде всего благоприятную, комфортную для своего ребен­ка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;

  • необходимость перехода к данной модели школы осознается об­ществом.

В заключение хочется обратить внимание на то, что в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» личностно- ориентированное обучение в классификационной характеристике по категории обучающихся указывается как массовое. Так что же такое личностно ориентированная школа: утопия или реальность? Она реальность, но при соблюдении основных условий:

  • разработанности концептуальных основ технологии личностно-ориентированного образования (нами используется теоретическая модель И.С. Якиманской);

  • наличии материальных ресурсов у школы;

  • готовности педагога к профессиональному обеспечению (реализа­ции) личностно ориентированного образования.

Для этого нами организуются курсы повышения квалификации учи­телей (на базе школы прошли шестимесячные курсы при МИПКРО), посто­янно действующие семинары, работают творческие микрогруппы под руко­водством сотрудников Института педагогических инноваций, где отраба­тываются основные ценности и методические приемы работы учителя, же­лающего работать в системе этой технологии. Наши учителя-экспериментаторы участвовали в трех российских, двух региональных на­учно-практических, а также в ряде городских и окружных семинаров. Не реже одного раза в четверть проводятся методические совещания, где пла­нируются и обсуждаются результаты опытно-экспериментальной работы учителей.


Важной формой обучения являются открытые уроки («творческие мастерские»), проводимые учителями начальной и средней школы для от­работки технологии проведения личностно ориентированного урока. Нача­ты работы по созданию новой школьной документации, отражающей дина­мику развития индивидуальности ребенка от момента его поступления в школу до ее окончания, не разделяя детей на различные группы, классы, а создавая для всех комфортную разнообразную среду в пределах единой школы.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Пименов А.Ю. Учитель и ученик в роли деловых партнеров. Ди­ректор школы, 1997, № 6.

  2. Рябоштан Е.П. Педагогическое наблюдение: метод, позволяющий дойти до каждого. Директор школы, 2000, № 1.

  3. СелевкоГ.К, Современные образовательные технологии, М., 1998.

  4. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в совре­менной школе. М., 1996.