litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10


Департамент образования г. Перми

МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №87»


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАНИИ


Сборник тезисов

первой городской конференции «ИТО – Пермь 2007»

(24 апреля 2007 года)


Пермь 2007

Содержание


Приветственное слово представителей Пермской городской Думы

И.В. Сапко, В.Н. Аликина…………………….………………………………....4

Приветственное слово начальника департамента образования г. Перми

Л.А. Гаджиевой……………………………………………………..…………….5

1. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

О.А. Кудымова Использование интерактивной доски в преподавании математики……. 6

Н.В. Агафонова Применение интерактивной доски на уроках русского языка

при изучении синтаксиса…………………………………………………….….7

Н.В. Ившина Интерактивная доска на уроках в начальной школе…………………….…9

И.В. Букина Цифровой микроскоп на уроках биологии как новое средство

формирования ИКТ-компетентности……………………………………….. 10

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

А.Р. Чудинова Национальный корпус русского языка как основной

интернет-ресурс учителя-словесника…………………………………….…12

Т.А. Воронина Телекоммуникационные проекты…………………………………………… 13

Т.В. Ольшанская Об использовании интернет-курсов в образовательном процессе

учебного заведения…………………………………………………………….13

В.С. Вавилина Интернет-тур по краеведению. Настоящее и прошлое пермского

края в современных памятниках…………………………………………..…16


3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

В.Л. Самосушев Из опыта сотрудничества школы с ОЦ «Школьный университет»

ТУСУР в организации IT-подготовки учащихся школы»………………… 17

Н.А. Павлова Внедрение информационно-технологического профиля

в старшей школе…………………………………………………………….….19

О.А. Смирнова Нестандартные формы уроков информатики в 5-6 классах…………….21

4. ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

4.1. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Е.И. Коновалова Практическое использование ИКТ в учебном процессе на уроках

предметов художественно-эстетического цикла…………………………. 23

4.2. ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ

С.А. Фролова «Электронное пособие по физике: опыт разработки

и использования»…………………………………………………………….... 25

Н.П. Муллина Использование ИКТ на уроках алгебры в 8 классе…………………….…26

О.А. Лепихина Использование икт на уроках естественно-математического цикла…..28

Н.В. Котугина Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства

развития познавательного интереса к предмету………………………....30

А.И. Клушина Использование ИКТ на уроках географии……………………………….…31

И.В. Ярусова Использование информационно-коммуникационных технологий в

процессе обучения физике……………………………………………………32

М.Ф. Исламова ИКТ в преподавании биологии…………………………………………...…..34

Т.А. Журавлева Использование компьютерных технологий на уроках краеведения…..35

М.Н. Янц Применение информационных технологий на уроках физики………….37

М.В. Волокитина Использование CD-ресурсов для коррекции и компенсации

проблемных функций…………………………………………………………..40

4.3. ГУМАНИТАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Н.Г. Горошенкина Использование ИКТ в преподавании истории……………………..………41


О.Г. Чумакова Информационные технологии в образовании………………………...….. 43

М.В. Фофанова Электронное учебно-методическое пособие по истории Отечества

в VII классе (Петровские преобразования)…………………………..……. 45

И.В. Трапезникова Использование презентации на уроке немецкого языка при работе

над тематической лексикой………………………………………………..…47

В.В. Соколова ИКТ в преподавании гуманитарных предметов…………………………..49

Т.Л. Меркушева Использование ИКТ на уроках литературы……………………………..…50

Е.Н. Коротаева Дистанционный курс по русскому языку для детей с ограниченными

возможностями здоровья «Синтаксис и пунктуация: словосочетание

и простое предложение»……………………………………………………... 52

Л.Ю. Ильина Новые информационные технологии (НИТ) на уроках литературы

и во внеклассной работе по предмету………………………………………54

Е.М. Дорсман Постиндустриальное общество и информатизация школы………….… 56

И.Ю. Должикова, Н.Н. Петриченко

Мультимедийное сопровождение уроков английского языка

как средство и способ взаимодействия учителя и ученика

в информационной среде……………………………………………………..58

Л.В. Горбач, Н.Г. Иванова

ИКТ-компонент социокультурных диалоговых технологий

воспитательной направленности…………………………………………….60

Н.Н. Булычева Компьютерные обучающие программы как средство изучения

английского языка………………………………………………………………61

О.Л. Антонова Использование ИКТ на уроках русского языка…………………………… 63

А.И. Чиркина Обучение английскому языку при помощи компьютера…………………65

5. ИКТ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ

Р.Р. Ямалиева Опыт работы школы по формированию ИКТ-компетенций учителей…67

Т.А. Хиревич, А.В. Денисов


ИКТ в организации жизнедеятельности школы………………………...…69

Г.М. Чернышева Редактор расписания «Хронограф» – надежный помощник завуча…..71

И.О. Хромцова Использование ИКТ в учебном процессе МОУ «СОШ №136»

Индустриального района г. Перми………………………………………..…73

В.Ф. Казаков, В.Л. Кокшаров

Педагогическая справочно-информационная служба –

инновационный проект в системе образования г. Перми

и Пермского края………………………………………………………………..75

Н.В. Санникова ПК «Параграф» в управлении образовательным учреждением….……76

Л.М. Киселева Медиацентр как средство формирования информационной

культуры участников образовательного процесса……………………..…78

М.Ф. Исламова ИКТ в воспитательном процессе……………………………………….…… 80

Н.И. Немтинова Информационно-коммуникационные технологии в

образовательном пространстве гимназии………………………….……... 81

6. ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Т.В. Лекомцева Использование средств ИКТ на уроках в начальной школе с целью

повышения качества образования младших школьников……………….83

Михайлова Ю.Е. Использование пакета Microsoft PowerPoint во внеклассной

деятельности педагога и учащегося в начальной школе…………..……85

В.А. Захарова Использование икт в начальной школе: плюсы и минусы……………… 87

Л. В. Горбунова Использование новых информационных технологий (НИТ)

на уроках трудового обучения в начальной школе……………………….88

7. ИКТ В КОНТРОЛЕ И ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

И.А. Деткина Педагогический мониторинг качества обучения –

одно из актуальных направлений работы ОУ………………………….…. 90


Уважаемые участники конференции

«Информационные технологии в образовании» – Пермь 2007»!



Мы искренне рады приветствовать всех, кто собрался на столь представительный форум. Мощь страны сегодня выражается не количеством доменный печей, а возможностями обработки и продуцирования информации.

Мы глубоко уверены, что в информатике и вычислительной технике нет непонятного. Эти науки являются самыми «человечными», поскольку в отличие от всего сущего на Земле, их создал человек, размышляя о самом себе. Но бить в литавры еще рановато: выражаясь языком И. Ильфа и Е. Петрова «индустриального общества уже нет, а информационное пока еще не создано».

Понятно, что длительность этого «пока» зависит, прежде всего, от образования. В последние годы государством предприняты серьезные шаги в направлении информатизации российского общества. Федеральные целевые программы «Электронная Россия» и «Развитие новой образовательной среды» дают основание надеяться, что мы стоим на пороге перехода количества в качество. Хочется верить, что состоится превращение количества энтузиазма в новое качество жизни, необходимое наряду с традиционными формами обучения.

Желаем Вам успехов и удач во всех начинаниях!


Первый заместитель председателя

Пермской городской Думы

И.В. Сапко


Депутат ПГД по 15 округу,

профессор

В.Н. Аликин


Уважаемые коллеги – участники и гости

конференции «ИТО – Пермь 2007»!


«Компьютеризация», «информатизация образования», «компьютерные технологии обучения» – эти термины сегодня, пожалуй, самые употребляемые в педагогическом сообществе. Информатизация образования поднимается на качественно новый уровень.

Проблемы внедрения информационных технологий в российскую систему образования чрезвычайно актуальны. Об этом свидетельствует непрерывно возрастающее количество различных конференций, выставок, семинаров и других форумов, посвященных информатизации образования. Вместе с тем следует отметить, что конференция «ИТО – Пермь 2007» занимает в этом ряду особое место, выделяясь высоким интеллектуальным уровнем, широтой охвата и оригинальностью рассматриваемых и решаемых проблем.


Сегодня уже выросло целое поколение граждан нашей страны, для которых современные информационные технологии являются естественным элементом среды обитания. Именно они являются носителями нового стиля общения между людьми, когда исчезают все барьеры, препятствующие обмену информацией: время, расстояние, язык и др.

Школьники, которых мы учим сегодня, будут жить и работать в обществе, где основной ценностью и основным производственным ресурсом являются знания, становящиеся основным капиталом, которым располагает каждая страна, каждая фирма, каждый человек. Поэтому одна из актуальных проблем, стоящих сегодня – это управление знаниями. С точки зрения развития информационных технологий в образовании в этом направлении открываются новые горизонты. Любая тема, затрагиваемая в ходе конференции, может быть рассмотрена с этих позиций.

Все это не может стать реальностью без вашего активного участия, без столь продуктивного и профессионального общения коллег. Хочу пожелать вам плодотворной работы полезных встреч, а конференции «ИТО – Пермь 2007» дальнейшего всестороннего развития!


Начальник департамента

образования г. Перми

Л.А.Гаджиева

1. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ


О.А. Кудымова,

преподаватель математики

МОУ «СОШ №87» г. Перми


Использование интерактивной доски в преподавании математики


Использование новых информационных технологий в процессе обучения является важной задачей образования, оно ориентировано на модернизацию образовательной системы.

Актуальность использования компьютерной техники и выбора современных компьютерных программ в обучении математике обусловлена присутствием неограниченных возможностей для получения знаний, умений и навыков учащимися на новом, более высоком уровне.

Из большого списка технических средств, позволяющих информатизировать образовательный процесс, можно выделить интерактивную доску.


Использование интерактивной доски позволяет по-новому организовать учебный процесс, рационально использовать учебное время, реализовывать межпредметные связи в преподавании математики.

Работа с интерактивной доской дает учителю возможность моделировать структурированные уроки. Учитель в своем распоряжении имеет не одну доску, как в обычном кабинете, а несколько к которым можно обратиться в любой момент урока. Наличие встроенной базы средств (инструменты, тематические вложения) и динамическое использование ресурсов позволяет проводить в различных формах нестандартные уроки. Кроме того, она позволяет учителю решать и наиболее актуальные методические задачи повторения, систематизации, обобщения математических знаний учащихся.

Мною разработаны уроки для 5-х и 7-х классов с использованием интерактивной доски Smart Board по темам: “Действия с обыкновенными дробями”, “Действия с десятичными дробями”, “Решение текстовых задач”, “Функции и их графики”. Уроки направлены на повторение и обобщение наиболее сложных для понимания и восприятия тем, отличающихся большим количеством вычислений. Поэтому эти уроки включают оптимальное количество рисунков, схем, таблиц, опорных конспектов, мультимедийных презентаций, графиков, фотографий, анимацию, страниц по истории развития математики. Учащимся предоставляется возможность работать индивидуально, в парах, в группах, а также в роли учителя, оценивать свои знания и осуществлять рефлексию урока.

С использованием интерактивной доски на уроках математики усиливается подача материала, обеспечивается наглядность, облегчается процесс общения с учащимися.

Все это способствует развитию у учащихся познавательного интереса к предмету, визуального мышления, пространственного воображения и правильного формирования понятий, а также позволяет раскрывать способности каждого ученика. Использование динамических передвижений любых объектов по доске помогает учащимся мобилизовать внимание, глубже понять изучаемый процесс и перевести его на математический язык.


Внедрение интерактивной доски создает условие для включения новых методических возможностей в преподавание математики.


Н.В. Агафонова,

преподаватель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №87» г. Перми


Применение интерактивной доски

на уроках русского языка при изучении синтаксиса


Современного школьника сегодня очень сложно замотивировать на учебу. На уроках русского языка особенно остро эта проблема проявляется в 8 классах, когда начинается изучение такого раздела языкознания, как синтаксис (раздел грамматики, изучающий строй связной речи), который качественно отличается от других (фонетики, морфемики, лексики, морфологии) наибольшей теоретизацией материала, но выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом речевых умений. Поэтому необходимо так заинтересовать ученика, чтобы он не только пришёл на урок, но и усвоил «сухую» теорию по теме. Главным помощником в этом деле становится интерактивная доска, благодаря возможностям которой урок по изучению синтаксиса русского языка можно сделать интересным и увлекательным.





Конспект-опора по теме «Односоставные предложения»




Продуктивный способ усвоения и присвоения теоретической информации на уроке – составление опорного конспекта по теме. Один из вариантов работы по такому конспекту: учитель заранее составляет опору и на уроке по ней объясняет новый материал, затем ученики переписывают ее к себе в тетрадь. Интерактивная доска позволяет совместно составлять подобный конспект поэтапно.

Второй вариант работы. Если раньше учитель вместе с детьми составлял конспект-опору на доске, а потом учащиеся списывали его к себе в тетрадь, то интерактивная доска позволяет распечатать составленную опору.


Одной из особенностей изучения предложений и словосочетаний является построение структурных схем вышеназванных единиц речи, а также различные подчеркивания, графические выделения. На меловой доске это сделать трудно, так как невсегда понятен почерк учащихся, и при подчеркивании мы, как правило, пользуемся одним цветом мела, что ухудшает визуальную сторону материала. С помощью цветных маркеров и при возможности ввести текст с клавиатуры материал становится более наглядным и, как следствие, более воспринимаемым.


Задание: Найти словосочетания, выделить главное и зависимое слово
В ообще урок, построенный с применением интерактивной доски, помогает учителю, донести информацию и до детей-визуалов (яркие графические объекты), и детей-аудиалов (комментарии педагога, аудиозаписи), и кинестетов (возможность подвигать объекты).

Практическая работа в учебниках по синтаксису, как показал анализ учебной литературы, в основном, сводится к банальному заданию расставить знаки препинания. С помощью интерактивной доски процесс расстановки запятых, тире и пр. можно сделать увлекательным, с максимальной долей креатива.


Панель инструментов интерактивной доски

Smart Board
Интерактивные технологии доски Smart Board позволяют создавать разнообразные игровые ситуации с использованием технологических возможностей программы, что имеет немаловажное значение при формировании положительной мотивации учащихся к урокам русского языка.

Экран может закрываться-открываться шторкой; менять цвет; прятать и показывать объекты и прочее. Таких игровых возможностей много, вполне достаточно, чтобы ребенок увлекся работой на доске и чтобы у него возник свой мотив. Подобные приемы могут быть разработаны каждым педагогом к своему предмету и собраны в своеобразный методический электронный банк, который будет пополняться по мере использования найденных приемов и получения при их использовании определенных эффектов.


Различные программные средства интерактивных досок позволяют учителю разработать разнообразные тренировочные и контрольные задания.

Использование интерактивной доски на уроке позволяет сделать доминантой образовательного процесса особое отношение к опыту самого ребенка, его поискам, а это помогает не только привлечь ребенка к русскому языку, но и активизировать его. «Он перестает на уроке присутствовать как чистый лист, который надо заполнить информацией. Он превращается в свободного человека, способного добывать самостоятельно знания, при помощи использования интерактивной доски».

Единственный недостаток интерактивных досок в России – недостаточное программное обеспечение по предметам гуманитарного цикла.


Список литературы


  1. www.smartboard.ru.

  2. Белошапкова В.А. Современный русский язык, синтаксис; М., 1997

  3. Ярославцева Е.И. Smart-Art технологии как стимул к саморазвитию сложного ребенка//www.ito.su



Н.В. Ившина,

преподаватель начальных классов

МОУ «СОШ №87» г. Перми


Интерактивная доска на уроках в начальной школе


На современном этапе основная задача школы состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельной деятельности по овладению знаниями.

Большая роль в решении этой задачи отводится начальной школе. Именно в этот период у детей происходит интенсивное развитие памяти, мышления, воображения, внимания.

Современный урок в начальной школе не должен ограничиваться предметом и педагогом. Урок должен помогать ребёнку исследовать окружающий мир. Этому способствуют современные информационно-коммуникационные технологии. Многие учителя уже используют на своих уроках мультимедийные презентации, сделанные в программных пакетах Microsoft Power Point и Macromedia Flash. Но наряду с этими презентационными технологиями на уроке в начальной школе можно использовать и так называемые интерактивные технологии. Внедрение их в процесс обучения младших школьников ведёт за собой переход от старой схемы репродуктивной передачи знаний к новой, креативной форме обучения.


Новая форма подачи материала осуществляется с помощью интерактивного оборудования – интерактивной доски SMART Board. Особенность её заключается в том, что презентация может быть составлена заранее или во время урока. Но любую заранее составленную презентацию можно изменить или дополнить во время учебного процесса, так как на интерактивных досках SMART Board можно писать специальным маркером, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, передвигать объекты, изменять размер объекта, демонстрировать учебный материал. Все, что создаётся во время урока на интерактивной доске SMART Boards, сохраняется и может быть многократно воспроизведено. Опираясь на быстро сменяемый на SMART доске материал, можно провести опрос или тестирование, которые будут выглядеть как игра, но, тем не менее, могут быть весьма значимыми для закрепления воспринятого учебного материала.

Ученикам младших классов не составляет труда освоить работу с интерактивной доской. Они с огромным желанием выходят к доске и выполняют задания, так как она предоставляет много игровых возможностей, которые помогают ребенку увлечься работой (возможность писать на доске пальцем держа маркер в другой руке, менять толщину и цвет линий). Ученик становится участником команды, раскрывающей тайны. Ребенок видит, что его прикосновение к доске даёт результат, показывает итог его работы. Такой учебный процесс захватывает учеников всего класса, включая и «особенных» детей, и так называемых «тугодумов».

Интерактивная доска SMART Board даёт возможность учителю, не отходя от доски, сочетать на уроке разнообразные средства подачи материала, которые способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, интерактивная доска насыщает урок информацией, дает возможность экономить урочное время. Но самое главное, у учащихся повышается интерес к предмету, и как следствие, у них повышается мотивация к обучению. Каждый урок дети ждут с нетерпением и готовностью узнавать новое.



И.В. Букина,

преподаватель биологии высшей категории

МОУ «Гимназия №4 им. братьев Каменских» г. Перми


Цифровой микроскоп на уроках биологии

как новое средство формирования ИКТ-компетентности


Информационно-коммуникационные технологии все активнее внедряются в школьное образование. Электронные учебники и энциклопедии, презентации, сопровождающие урок, использование интернет-ресурсов, дистанционное образование становятся спутниками современной школы. Безусловно, компьютер стал совершенно новым средством обучения, позволившим изменить не только структуру урока, отношение учеников к предмету, но и сделать содержание урока личностно-значимым. Информационные технологии способны не только обеспечить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных знаний, но и развивать интеллектуальные, исследовательские способности детей.

Использование мультимедийных информационных ресурсов позволило значительно расширить экспериментальную базу обучения, поскольку появилась возможность показать сложнейшие биологические, биохимические и физиологические процессы, протекающие в реальном времени с большой или малой скоростью. Однако деятельностный подход к преподаванию биологии требует проведения лабораторных и практических работ с использованием живых объектов. На протяжении нескольких поколений школьников и учителей принцип наглядности обеспечивало такое известное всем устройство, как световой микроскоп. Одна из самых больших сложностей, подстерегающих учителя при проведении лабораторной работы с традиционным увеличительным прибором, - это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят ученики в поле зрения микроскопа. Пришло время – революция коснулась и этой учебной техники.

Сегодня по программе информатизации школы получают цифровые микроскопы, которые позволяют ученикам увидеть нечто новое, а учителю помогают грамотно организовать современный урок. Неоспоримым является тот факт, что применение этого устройства в значительной степени позволит улучшить наглядно-образную базу курса биологии. Работа с цифровым микроскопом позволяет проникнуть в мир невидимых вооруженным глазом мелких объектов и их деталей и реализовать творческую активность детей. Микроскоп нового поколения – отличный инструмент для исследования окружающей среды и собственных естественнонаучных открытий.



Микроскоп Intel Play QS5 имеет следующие возможности:


  • Сверхяркая светодиодная подсветка сверху и снизу.

  • Высокое разрешение (до 640х480) для более подробных изображений.

  • Видеосъемка в режиме 15 кадров в секунду.

  • Простые измерительные средства, встроенные в программу.

  • Увеличение объекта и просмотр на ПК (от 10 до 200 крат).

  • Съемка фотографий и запись видео по таймеру.

  • Средства рисования и редактирования изображений.

  • Возможность создавать свои собственные проекты, используя различные эффекты и звук.


На данном этапе освоения цифровой микроскоп применяется для

  • выполнения лабораторных работ с использованием живых объектов и временных микропрепаратов («Строение тела насекомого», «Движение цитоплазмы листа элодеи», «Плазмолиз и деплазмолиз» и др.);

  • рассматривания готовых микропрепаратов («Ткани растений», «Ткани живытных»);

  • создания фото- и видеоматериалов, которые в дальнейшем могут быть использованы для включения их в различные презентации, слайд-шоу;

  • учебно-исследовательской деятельности учащихся.


Варианты организации работы с цифровым микроскопом могут быть следующими:

  • один персональный компьютер в классе, мультимедийная установка или АРМ – автоматизированное рабочее место учителя, цифровой микроскоп. Для учащихся – световые микроскопы;

  • кабинет, оснащенный 10-15 персональными компьютерами (чаще всего – кабинет информатики, хотя это может быть и отдельный кабинет, в котором ведутся такие уроки). При этом варианте возможны, как минимум, три сценария уроков:
  1. комбинированный урок с вводным инструктажем, проводимым учителем или подготовленным учеником, и долей самостоятельной работы детей в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;


2) урок с системой «ученик-учитель», где доля самостоятельной работы зависит от скорости выполнения задания, которая контролируется и регулируется учителем;

3) лабораторная работа с применением цифрового микроскопа, которая предваряется демонстрацией учителя, а затем выполняется исследовательскими парами на ПК самостоятельно.

Работа с микроскопом Intel Play QS5 возможна и на занятиях кружка или факультатива для развития исследовательских поисковых умений ученика, а также мотивационной сферы. Ученик может стать не простым созерцателем демонстрируемых материалов, а союзником учителя по созданию коллекции различных биологических объектов.


2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


А.Р. Чудинова,

преподаватель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №33» г. Перми


Национальный корпус русского языка

как основной интернет-ресурс учителя-словесника


Сегодня, когда информационные технологии все больше входят в нашу жизнь, их использование в образовательном процессе – это уже не дань моде, а веление времени. Электронные учебники, мультимедийные презентации, интернет-ресурсы знакомы современным учителям не понаслышке и используются ими, правда, с разной степенью активности и грамотности.

Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – относительно молодой интернет-ресурс, однако, его использование в образовательной деятельности предоставляет учителю широкий спектр возможностей.

Национальный корпус русского языка «в публичном формате» существует около трех лет. Корпус некоторого языка – это собрание текстов в данном языке, представленное в электронной форме и снабженное научным аппаратом. Аппарат, «встроенный» в корпус, обычно называется «разметкой», или «аннотацией», корпуса; корпус тем лучше, чем полнее и совершеннее его аннотация. Разметка позволяет быстро и эффективно найти в корпусе те слова, формы и конструкции, которые нужны исследователю. Национальный корпус русского языка содержит не только произведения художественной литературы XIX и XX века (около 40%), но и газетные, и журнальные статьи, научно-популярные тексты, рекламу, частную переписку, дневники. Наряду с письменными текстами в Национальном корпусе представлены записи устной речи.


Чем может быть полезен НКРЯ учителю? Существование НКРЯ значительно облегчает процесс составления упражнений разного рода. Возможность поиска по грамматическим критериям позволяет автоматически получить примеры, из которых уже вручную можно выбрать наиболее подходящие для наших целей. Кроме этого, корпус дает возможность сортировать источник примеров (только художественная литература XIX века, современная публицистика, произведения конкретного автора). Задания можно создавать по курсу лексики и морфологии, фонетики и синтаксиса и т.д.

Корпус представляет собой богатый материал для небольших исследований, которые могут проводиться и в качестве зачетной работы по русскому языку, и в качестве составной части реферата.

Использование корпуса может помочь и в решении содержательных проблем, касающихся образования по русскому языку.

Т.А. Воронина,

преподаватель информатики

МОУ «Гимназия №6» г. Перми


Телекоммуникационные проекты


В настоящее время развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Достичь его невозможно без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Именно поэтому перед школой стоит задача внедрения и эффективного использования проектной деятельности в образовательном процессе.

Опыт использования возможностей Интернета в учебных целях показал высокий педагогический потенциал телекоммуникационных проектов.

Телекоммуникационные проекты – это направление, которое является развитием метода проектов в условиях глобальной информатизации и телекоммуникации. Телекоммуникации позволяют реализовать все дидактические возможности метода проектов наиболее эффективно.


Накопленный опыт разработки и проведения телекоммуникационных проектов: «Информатизация – приоритетное направление в образовании» в 2002-2003 учебном году (http://project68.narod.ru), «Информационные технологии – шаг в будущее» в 2003-2004 учебном году (http://sch69.narod.ru), «Человек и война» в 2004-2005 учебном году (http://gym6.narod.ru), «Личность и общество в России» в 2005-2006 учебном году (http://project-gym6.narod.ru) – дает основание утверждать, что роль таких проектов в формировании основ информационной культуры учащихся существенна, проведение таких проектов эффективно.

В выступлении представлен анализ проведенных телекоммуникационных проектов и показан новый, разработанный в 2006-2007 учебном году и запущенный в Интернет, проект «Виват, гимназия!».


Т.В. Ольшанская,

зам. директора по УВР

МОУ «Гимназия №3» г. Перми


Об использовании интернет-курсов

в образовательном процессе учебного заведения


В этой статье хотелось бы проанализировать образовательные интернет-ресурсы с целью дальнейшего использования в вашей работе. (Сознательно не называю эти ресурсы дистанционным образованием, так как здесь несколько иной подход).

В связи с этим, на первом этапе необходимо создать у учащихся положительную мотивацию по использованию таких возможностей в процессе собственного образования.

Не надо отказываться от использования наработок, представленных на сайтах интернет-курсов при отборе и построении содержания образования в профильной школе. На сайтах заочных школ можно найти различные учебно-методические материалы: учебные программы, электронные учебные пособия, интерактивные модели, конспекты уроков, вопросы и задания по темам уроков, тесты. Есть материалы и в свободном доступе в виде демоверсий.


Интересен опыт организации образовательного процесса в школе через включение материалов интернет-курсов в обычный урок, который может строиться в различных вариантах, представленных ниже.

1. Основной образовательный процесс происходит в школе. Ученики и учителя эпизодически используют возможности заочных школ с дистанционной поддержкой для решения традиционных образовательных задач.

Например, учитель проводит урок с использованием интернет-технологий (так называемый традиционный вариант). При объяснении нового материала учитель может использовать презентацию урока, проектируя материалы урока из интернет-курса на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. Объяснив материал, учитель организует закрепление пройденного материала, предлагая учащимся дать ответы на вопросы и задания к уроку (письменно или устно, индивидуально или в группах). Другой вариант урока: учитель организует самостоятельное изучение нового материала на уроке с помощью материалов непосредственно с сайта образовательного портала. Учитель формулирует задание: прочитать, записать, кратко законспектировать по данному плану, найти в тексте подтверждение чему-то, привести примеры из текста или придумать самостоятельно на основе прочитанного и т.д.

При этом могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. При таком варианте организации учебного процесса достаточно подключения школьных компьютеров к сети интернет.

2. Участие учеников и учителей в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, предлагаемых на сайтах заочных школ. Этот вариант используется как при организации внеучебной деятельности учащихся, так и при изучении отдельных тем и разделов основных учебных дисциплин. Такой вариант организации предполагает включение учащихся в поиск необходимой информации, создание с помощью компьютера текстов, рисунков, исследований, творческих работ; организацию общения в сети с координаторами и другими участниками проекта. В связи с этим необходимо наличие электронной почты. При таком варианте в обучение могут включаться как один ученик, так и группа учеников. Учитель может выступать в роли организатора или консультанта.


3. Учащиеся школы включаются в освоение заочных дистанционных курсов. Занятия проводятся с помощью электронной почты, чатов, интернет-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого–либо предмета или темы, подготовки к поступлению в вуз. С учеником работают два учителя: интернет–преподаватель (тьютор) и очный учитель. Задача интернет-преподавателя состоит в организации освоения курса с учетом индивидуальных познавательных интересов, потребностей, личных устремлений ученика. Он разрабатывает специальные упражнения и задания, продумывает способы мотивации и фиксации достижений, осуществляет обратную связь в процессе выполнения заданий, проводит консультации с учащимся. Общение с тьютором осуществляется через электронную почту, форум, компьютерные конференции. Очный учитель выступает в роли координатора, который берет на себя часть организации учебного процесса, выполняет предписания интернет-преподавателя.

Необходимо отметить, что выбор того или иного варианта позволяет организаторам учебного процесса планировать соотношение между очным и дистанционным обучением, индивидуальными и групповыми занятиями, продуктивным и репродуктивным обучением.

Таким образом, мы сможем в какой-то мере обеспечить необходимые и достаточные условия для повышения качества образования наших школьников.


Список литературы


  1. Дистанционное обучение / Под ред. Е.С.Полат. – М., 1998.

  2. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С.Полат. – М., 1998.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000; 2001.

  4. Образовательные интернет-ресурсы / А.Ю. Афонин, В.Н. Бабенко, М.Б. Булакина и др.; Под ред. А.Н. Тихонова и др.; ГНИИ ИТТ «Информика» – М.: Просвещение, 2004. – 287 с.
  5. Пример построения курсов дистанционного обучения на основе кейс-технологий – Международный институт менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК). http://www.ou-link.ru


  6. Радаев В.В. Идеология создания специализированного образовательного портала на примере портала по экономике, менеджменту и социологии. http://www.edu.ru/files/books/portals–2003/Radaev.pdf. 2003.

  7. Старова Т.С., Могилев А.В. Типология образовательных веб–сайтов. http://center.fio.ru/vio/vio_02/cd_site/Articles/Art_4_4.htm, 2002.

  8. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2004.

  9. Тиффин Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение: Образование в информационном обществе / Пер. с англ. – М.: Информатика и образование, 1999. – 312 с.

  10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. ст. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского – Хуторской А.В., 2002. С.136.

  11. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

12. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – М.: «Русская Редакция».

В.С. Вавилина,

преподаватель

МОУ «СОШ №100» г. Перми


Интернет-тур по краеведению.

Настоящее и прошлое пермского края в современных памятниках

Система образовательных стандартов предусматривает наличие в ней регионального компонента. Наряду с гуманитарными проблемами государственного масштаба (связанными с историей российской цивилизации и культуры и ее сегодняшним днем), наряду с проблемами глобального, общечеловеческого звучания, человек должен представлять себе историю и культуру своего края – того места, где он вырос, сформировался, получает образование, где, возможно, ему предстоит реализоваться в профессиональном плане.


Меняется облик города: появляются новые архитектурные, скульптурные, исторические памятники, которые являются носителями культуры прошлого и настоящего. Памятники являются связующим звеном между поколениями. В последнее время в г. Перми были установлены яркие, интересные, своеобразные памятники, так долго ожидаемые пермяками. Они непосредственно связаны с историей нашего города и очень точно подчеркивают индивидуальность и неповторимость Пермского края.


Цели и задачи работы:

- обобщить, систематизировать исторические знания учащихся о Пермской земле через исторические и культурные памятники края;

- определить собственную позицию по отношению к памятникам истории и культуры;

- развить и закрепить сформировавшийся интерес через памятники истории и культуры г. Перми;

- активизация деятельности учащихся в изучении культурного наследия края;

- вовлечение учащихся в проектную деятельность;

- ознакомление учащихся с памятниками с целью сохранения культурного наследия;

- воспитание в человеке гуманиста, патриота, гражданина, способного понимать, ценить общечеловеческие ценности, гордиться наследием родного края.

Данный материал по краеведению может являться составной частью в учебном и воспитательном процессе в рамках регионального компонента. Предложенная информация собиралась и накапливалась учащимися в ходе работы в летних лагерях, на элективных курсах, в исследовательских работах. Собранный материал школьники решили систематизировать и представить в форме интернет–тура для более удобного последующего использования другими учениками. Интернет-тур представляет собой краткий экскурс по современным памятникам г. Перми, через историю которых можно получить неизвестную ранее информацию о нашем городе. Такая форма представления информации была выбрана не случайно: она является интересной, креативной и актуальной, так как туризм в Пермском крае сейчас активно развивается. В последнее время в школах активно ведется работа с ИКТ, что и подтолкнуло нас к созданию именно интернет-тура.

3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ


В.Л. Самосушев,

преподаватель информатики

МОУ «СОШ №136» г. Перми



следующая страница >>