litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 ... 9 10

Из опыта сотрудничества школы с ОЦ «Школьный университет» ТУСУР

в организации IT-подготовки учащихся школы»


Сегодня система образования развивается в условиях радикальных перемен. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на IT-подготовку нового поколения.

Формирование информационной среды школы и информационной культуры учащихся стало приоритетным направлением в работе нашего образовательного учреждения.

За период с 1998 по 2006 годы в школе накоплен достаточно большой опыт использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

В школе III ступени работают специализированные классы расширенного изучения компьютерных информационных технологий (КРИКИТ), в которых за счёт школьного компонента увеличено количество часов на изучение информатики и введены факультативы (элективные курсы) «Телекоммуникации и сети ЭВМ», «Математика на компьютере», «Основы программирования». Программы этих курсов прошли экспертизу и имеют положительную рецензию преподавателей Пермского государственного педагогического университета.

По итогам регионального тестирования по информатике учащиеся КРИКИТ показали следующие результаты: при 100% успеваемости в 2005 году на "4" и "5" справились 60%, в 2006 году - 68,75%.

Большая часть выпускников специализированных классов продолжает своё обучение в колледжах и вузах по специальностям, основами которых являются информационные технологии. Пять выпускников 2005 г. стали студентами отделения "Прикладная информатика" ПГСХА, Герасимов Андрей, выпускник 2006 г., стал студентом Пермского регионального института педагогических информационных технологий, Сметанин Сергей работает преподавателем информатики в Пермском авиационном техникуме.

В связи с тем, что прикладные умения в области информационных технологий сегодня максимально востребованы на рынке труда, возникла необходимость получения выпускниками специализированного класса сертификатов качественной подготовки по информационным направлениям: «Пользователь ПК», «Оператор ПК», «Программист»,


С 2006 года школа имеет возможность получения таких сертификатов, благодаря соглашению с образовательным центром «Школьный университет» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (одного из ведущих вузов в области информационных и компьютерных технологий).

В 2006/07 учебном году в 10-ом классе была создана IT-группа (Information Technologies, англ. – «информационные технологии») из 13 учащихся. Эта группа обучается по программе «Школьного университета». Вторая половина класса обучается по программам КРИКИТ.

Школьный университет является федеральной экспериментальной площадкой для реализации проекта «Разработка модели учебно-методического сопровождения в рамках организации профильных классов по направлению «Информационные технологии». Образовательным учреждениям предлагаются различные варианты IT-подготовки учащихся по программам Школьного университета, которые сопровождаются учебно-методическим комплексом (УМК) по предмету «Информатика и ИКТ». УМК состоит из комплекта учителя и комплекта ученика, в состав которого входят бумажные учебные пособия и электронный практикум.

Комплект учителя дополнительно содержит:


  • учебный план и учебные программы с тематическим планированием по предметам (направлениям), предусмотренных учебным планом;

  • дидактические материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестаций в виде тестов и билетов для контрольных, экзаменационных работ;

  • бланки документов по мониторингу учебного процесса.

Практическая сторона организации IT-подготовки осуществляется школьными специалистами, которыми являются учителя информатики и куратор IT-классов (учитель информатики может одновременно выполнять функции куратора, что сделано в нашей школе).

Электронное пособие учитель устанавливает на школьных ПК, учащиеся – у себя дома. В процессе установки инсталляционная программа сообщает регистрационный код, по которому в Школьный университет делается запрос для получения пароля, необходимого для активизации электронного пособия. Материалы электронного пособия будут доступны до окончания учебного года (июль, август), после чего программа автоматически закрывает доступ к материалам практикума.


Для оперативного решения возникающих в процессе обучения вопросов можно использовать телефонную «горячую линию», электронную почту или форум интернет-портала Школьного университета http://www.ITdrom.com (лучший среди 133 ведущих сайтов в номинации «Наука и образование» Всероссийского фестиваля «Новая реальность – 2006»).

В процессе обучения учитель информатики (куратор) по электронной почте, по факсу отправляет в Школьный университет ведомости промежуточного и итогового контроля, которые являются основанием для получения учащимися сертификатов.

Главной причиной сотрудничества школы и Школьного университета для нас является возможность внедрения отлаженных технологий на основе современного учебно-методического комплекса. Кроме этого, выпускники школы, успешно освоившие программу, получают сертификат, который котируется при поступлении в некоторые вузы (в последнее время сертификат уже рассматривается как часть портфолио учащегося). Учитель информатики обеспечен всеми материалами для обучения детей, имеет возможность постоянного методического сопровождения во время учебного процесса и профессионального роста, предоставленной Образовательным центром возможности непрерывного повышения квалификации по информатике и ИКТ (в 2006-2007 учебном году такие курсы состоялись в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле).

Мониторинг показал, что учащиеся IT-класса, имеющие хорошие знания курса средней школы, успешно усваивают программу Школьного университета, имеют высокую мотивацию и заинтересованность в изучении профильных предметов по направлению «Информатика и ИКТ». Учащиеся со слабыми базовыми знаниями менее успешно осваивают программу, но стараются. Программа IT-класса предусматривает выбор скорости прохождения материала каждым учащимся индивидуально, практические задания можно выполнять как на уроке, так и дома.

Важным моментом высокой мотивации является наличие у каждого учащегося зачетной книжки, в которую выставляются итоги аттестации после прохождения тем курса. Обучение идет по семестрам, в конце каждого семестра сдача сессии: зачеты, экзамены. Это настраивает учащихся на серьезное отношение к предмету (в то же время, данная методика является адаптацией к обучению в вузе).


Кроме основного обучения, учащиеся и учителя имеют возможность участия в молодежных образовательных проектах, интернет-конкурсах, игровой зоне образовательного, информационно-развлекательного портала Школьного университета, где каждый учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал.

Сожалею, что описанная выше образовательная услуга не реализуется ведущими университетами г. Перми, и надеюсь на сотрудничество с высшими учебными заведениями нашего города.


Н.А. Павлова,

преподаватель информатики

МОУ «СОШ №87» г. Перми


Внедрение информационно-технологического профиля

в старшей школе


Анализ опыта преподавания курса информатики показывает необходимость выделения нескольких этапов овладения основами информатики и формирования информационной культуры в процессе обучения в школе.

Первый этап (I-VI классы) – пропедевтический. На этом этапе происходит формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Второй этап (VII-IX классы) – базовый курс, обеспечивающий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по информатике.

Третий этап (X-XI классы) продолжение образования в области информатики и информационных технологий. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.

Переход к профильному обучению позволяет


  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

  • обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
  • установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;


  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

В нашей школе вот уже третий год учащимся старшей школы предлагается выбор между базовым и профильным (информационно-технологический профиль) уровнем обучения. По желанию учащихся класс делится на две группы. В своём докладе я демонстрирую, как проходит внедрение профильного обучения в нашей школе.

Программа общеобразовательного курса «Информатика и информационные технологии» (автор Н.Д. Угринович) рассчитана на 136 часов для информационно-технологического профиля. В федеральном базисном плане (1999 г.) на информатику в 10-11 классах отводится всего 68 часов. Поэтому для углубления курса «Информатика» в 10-11 классах вводится факультатив «Информатика» – 68 часов. Для преподавания спецкурса «Информационные технологии» в 10-11 классах из образовательной области «Технология» выделяется 136 часов. Сложность такого подхода заключается в том, что из одного предмета «Информатика и информационные технологии», получается в учебном плане два (информатика и технология), а вследствие этого – два учителя и две программы. Нам удалось спроектировать образовательные программы таким образом, чтобы темы в них не пересекались. При изучении курса «Информационные технологии» деятельность учащихся направлена на освоение приёмов и методов создания графических объектов, презентаций и web-сайтов. Освоение прикладных программ – текстовый редактор, файл-менеджер, интернет-браузер, электронные таблицы – осуществляется с практической направленностью при написании реферата, создании творческой работы. Этот курс в большей степени использует интерактивные и проектные методы в обучении.

Жесткие временные рамки в учебном плане не позволяют реализовать полноценную информационную деятельность учащихся, поэтому частично информационная деятельность учащихся осуществляется во внеурочное время. Система дополнительного образования представляет собой следующую структуру:

  • Факультатив «Программирование» позволяет учащимся освоить основные конструкции и правила языка программирования, развить системное и алгоритмическое мышление на основе решения задач. Информационная деятельность направлена на освоение деятельности по разработке прикладных программ как в системе структурного программирования, так и в объектно-ориентированных средах.


  • Кружок «интернет-клуб» - это информационная среда, в которой учащийся учится поиску, отбору, систематизации информации, культуре общения. В интернет-клубе учащиеся пишут рефераты, участвуют в проектной деятельности, ведут переписку по электронной почте, общаются в чате, занимаются дистанционным тренингом и тестированием для лучшего усвоения теоретического материала, готовятся к итоговой аттестации.

  • Компьютерные курсы по выбору обеспечивают углубленное изучение технологии и особенностей использования программных средств для решения различных задач и завершение образовательной подготовки учащихся в области информатики и информационных технологий:

      1. Компьютерная графика «3DS MAX».

      2. Основы программирования в объектно-ориентированной среде Delphi.

      3. Мультимедийные технологии. Macromedia Flash.

      4. Основы проектирования на компьютере.

В июне учащиеся 10 класса проходят учебную практику на базе компьютерного класса в лагере информационных технологий. Лагерь знакомит учащихся с профессиями, основанными на информационных технологиях. Работа ведётся по двум направлениям: обучение и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Обучение проводится в различных формах: лекция с демонстрацией учебных фильмов и презентаций, мастер-класс с экскурсией, например, по телецентру «Рифей-Пермь», в редакцию «Весь Закамск», выполнение практикума, проекта.

Обучение в лагере информационных технологий

Код


Деятельность

Программное обеспечение

Результаты деятельности

003

Создание компьютерной графики, верстка газеты в издательской системе

PhotoShop,

CorelDraw, PageMaker

Рисунки,

газеты

004

Разработка презентаций

PowerPoint,

PhotoShop

Мультимедийные презентации к уроку

005

Разработка презентаций,

web-сайтов, создание

компьютерной графики

PowerPoint, PhotoShop,

FrontPage,

Блокнот

Мультимедийные презентации к уроку, web-сайты, рисунки, плакаты

006

Написание сценария, операторское искусство, монтаж видеороликов

Movie Maker,

Sound Forge

Видеоролики



Результатом образовательной деятельности учащегося, его достижений является портфолио учащегося. Лучшие творческие работы выставляются на различных конкурсах муниципального и краевого уровня, используются в педагогической деятельности.


Список литературы


  1. «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.»;

  2. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый и профильный уровни.
  3. Н. Угринович. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии».




О.А. Смирнова,

преподаватель информатики

МОУ «СОШ №151» г. Перми


Нестандартные формы уроков информатики в 5-6 классах


Перед современной школой ставится задача – обеспечить вхождение ученика в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический, СУБД, электронные таблицы и др.) не только на уроках информатики, но и при изучении других предметов, и в повседневной жизни.

Изучение информатики в нашей школе начинается с 5 класса. С какими проблемами сталкивается учитель информатики на первых уроках в 5 классе?

  1. Разный уровень знаний учащихся.

  2. Разный темп выполнения практических работ.

  3. Разная степень заинтересованности.

  4. Учащиеся хотят быстрее сесть за компьютер и не хотят заниматься теоретическим материалом, но работа за компьютером при этом часто ассоциируется только с компьютерными играми.

Перед учителем стоит вопрос: как, в какой форме донести до ученика материал? Как обучить и тех, кто учится с интересом, и тех, кто не хочет учиться? Как заинтересовать ученика учебным материалом и не дать пропасть существующему интересу к предмету?

Проблема разноуровневой подготовки к изучению информатики решается созданием системы индивидуальных заданий для практической работы на компьютере. Одаренные дети на уроке требуют не меньше внимания, чем слабые ученики. Им даются дополнительные задания повышенной сложности. Большое внимание уделяется домашней работе. Как правило, у большинства учащихся дома есть компьютеры, которыми они могут пользоваться для выполнения домашних заданий. Если же их нет, то можно воспользоваться компьютером для самостоятельной работы в компьютерном классе в школе в специально отведенное для этого время.

В течение первого года обучения все учащиеся должны освоить клавиатуру, а также интерфейс операционной системы и стандартных программ. Чем выше скорость работы с клавиатурой, тем быстрее учащиеся выполняют предложенные практические задания. Поэтому перед началом выполнения практической работы на компьютере можно использовать клавиатурный тренажер для лучшего запоминания расположения клавиш на клавиатуре. Контролируя свою скорость набора, дети соревнуются друг с другом – у кого больше? Таким образом появляется стимул догнать и перегнать одноклассников, что заставляет детей осваивать клавиатуру за короткое время.


Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Необходимо пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи, поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять различные методы и средства обучения. Для уроков информатики применяются общие и нетрадиционные методы, связанные с применением ИКТ:

- игры и игровые моменты на уроках,

- ролевые уроки,

- деловые игры,

- конкурсы,

- метод проектов,

- проблемное обучение

и другие.

Одним из способов вовлечения учащихся в учебную деятельность является включение элементов занимательности в обучение. Надо раскрыть перед учеником привлекательные стороны информатики, чтобы он не замкнулся только на компьютерных играх. Хотя игры можно включать в урок, как занимательный элемент, повышающий интерес. Игры могут помочь усвоить тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса. В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям.

Дети с удовольствием участвуют во всевозможных конкурсах компьютерного рисунка: «Времена года», «Новогодняя открытка», «Валентинка»; конкурсе кроссвордов на тему информатики; выполняются проекты в виде презентаций к различным урокам или мероприятиям. В этом учебном году учащиеся 5-6 классов впервые поучаствовали в дистанционной неделе математики, которую проводил Центр творческих инициатив «Snail». Интерес, который вызвал этот конкурс, был просто огромный. Команды целую неделю искали информацию для выполнения конкурсных заданий, придумывали свои задачи для команд из других городов, оформляли газеты, представляли свою команду. Конечно, во время выполнения заданий им пришлось решать математические задачи, осваивать новые для них информационные технологии создания презентаций, газетной верстки, работы в сети Интернет. За эту неделю они освоили больше, чем другие дети осваивают на традиционных уроках за месяцы.


Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации. Нетрадиционные формы уроков можно применять для учащихся любого возраста, от начальной до старшей школы. Подготовка и проведение таких уроков или внеклассных мероприятий требует от учителя большого напряжения сил, творческих и артистических способностей, профессионального мастерства и владения материалом, но результат не заставит себя ждать.



<< предыдущая страница   следующая страница >>