litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4 ... 9 10

4. ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


4.1. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО


Е.И. Коновалова,

преподаватель ИЗО и ДПИ

МОУ «Гимназия №4» г. Перми


Практическое использование ИКТ в учебном процессе

на уроках предметов художественно-эстетического цикла


В настоящее время область культуры и искусства представлена в «Гимназии №4 имени братьев Каменских» такими предметами художественно-эстетического цикла как МХК, ИЗО и декоративно-прикладное искусство, музыка. Специфика данных предметов такова, что главным в обучении является ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В процессе главное, чтобы каждый ребенок мог реализовать свои креативные возможности. При этом крайне важен опыт изобразительных и музыкальных образов, с которыми ученик знакомится на уроке. Дидактическая база по данным предметам включает в себя множество репродукций и музыкальных произведений. ИКТ создают условия для развития навыков работы с большим объемом информации, что развивает у учащихся, так и у учителей умение пользоваться презентациями, анимационными фрагментами, видеофильмами на мультимедийной основе. Поэтому применение информационных технологий на уроке стало жизненной необходимостью.

Безусловно, практическое использование электронных средств повышает интерес к предметам области искусств, интенсифицирует обучение за счет его дидактической базы. Применение компьютерной техники делает урок привлекательным, активизирует внимание, создает определенный эмоциональный настрой. Это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии творческого начала.

Учителями кафедры предметов художественно-эстетического цикла уже накоплен определенный практический опыт использования ИКТ. Например, учитель МХК создает с учащимися виртуальные музеи и галереи. Дети неоднократно успешно участвовали во всероссийских олимпиадах и конкурсах по предмету. Все учебно-исследовательские работы представляются на конференциях с использованием компьютерных презентаций.


Компьютер качественно улучшает эффект урока музыки. В рамках стандартной схемы урока учителем используются компьютерные презентации, энциклопедии и т.д. Например, знакомство с музыкой П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик» происходит с использованием визуального ряда. Зрительное восприятие помогает наиболее эффективно усвоить и запомнить материал урока. С помощью презентаций, созданных на основе компьютерной программы «Энциклопедия классической музыки», ученики знакомятся с музыкальной культурой разных стран. Провести увлекательную игру позволяет презентация «Все ли мы знаем о музыке?». Вопросы, собранные из разных областей музыки, а так же сама игровая ситуация вызывает у всех учеников класса широкий интерес к уроку.

Прекрасная компьютерная база гимназии позволила создать старшеклассникам несколько виртуальных проектов для уроков ДПИ. Это проекты по темам «Русская изба», «Храмы Перми», «Народная роспись», «Текстильный орнамент коми». Существенным в этой работе было то, что у детей активно формировались общеучебные умения и навыки: интеллектуальные и информационные. Ученики сами структурировали материал, выстраивали его в определенной логике. Но самым главным было то, что их деятельность была общественно значима: они сами создавали современную, удобную, эстетически оформленную базу дидактического материала для урока ДПИ, были поставлены в роль учителя-исследователя. Опыт использования проекта «Текстильный орнамент коми» на уроке был представлен учителям города на семинаре межшкольного методического центра.

Предметная область «искусство» дает огромные возможности для интеграции со всеми предметами школьного курса. Объединив учителей ИЗО, истории, естествознания и информатики, проект «Пермские ящеры» позволил создать пятиклассникам макет-реконструкцию о флоре и фауне Пермского периода, обогатить знания о Пермском крае. С большим желанием ребята вылепили ящеров, создали ландшафт. Праздник-презентация получился ярким и интересным. В ходе работы над проектом были достигнуты основные цели – развитие познавательных процессов, памяти, речи, воображения, возрос интерес к обучению по предметам ИЗО, история, естествознание, информатика.


Делая заключение о практике использования информационных технологий на уроке и во внеурочной деятельности по предметам художественно-эстетического цикла, можно утверждать о том, что она очень эффективно помогает в развитии познавательного интереса учащихся, делает урок современным. Расширение использования ИКТ в образовательном процессе должно стать одним из приоритетных направлений в работе педагогов кафедры художественно-эстетического цикла.


4.2. ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ


С.А. Фролова,

преподаватель физики

МОУ «СОШ № 63» г. Перми


«Электронное пособие по физике: опыт разработки и использования»


Мощным средством обучения сегодня является компьютер. Благодаря высоким изобразительным возможностям, он расширяет диапазон представления учебной информации, позволяет повысить мотивацию ученика к познанию, устранить неуспешность в обучении, вовлечь ребенка в активную учебную деятельность.

Сегодня имеется широкий выбор электронных учебников. Большинство из них сделаны профессионально, имеют красивую графику, хорошую мультипликацию – словом, имеют массу достоинств. Но при этом, рассчитанные на широкую тему, например, «Электродинамика», они не вписываются в канву конкретной темы конкретного класса. Иначе говоря, пособия не адаптированы к возрастным особенностям учащихся и к программным задачам. В связи с этим назрела необходимость создания собственных иллюстративных материалов, электронных пособий к уроку, разработки методик их использования.

Цель создания пособия – повышение качества и успеваемости учащихся по теме «Электрические явления».

Задачи:

1. повысить уровень восприятия и усвоения;

2. повысить мотивации к учебной деятельности.

Для создания данного пособия используется программа PowerPoint из пакета Microsoft Office, т.к. она проста в применении и позволяет свободно конструировать урок. За считанные минуты можно создать новый сценарий урока, включить в него новые слайды, скомбинировать слайды нескольких презентаций, удалить лишнее. При использовании этой программы перед учителем открывается широкий простор для творчества.


Компьютерные презентации используются в сочетании с другими методами и формами работы. Они не заменяют реальные физические демонстрации, а дополняют их.

Данное электронное пособие представляет собой 10 презентаций к урокам 8 класса по теме «Электрические явления» (тематическое и поурочное планирование Е.М. Гутник к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс»).

Каждая презентация сопровождается комментариями по каждому слайду. Например:

Слайд №9, урок «Строение атома»


Заметки к слайду

Этап целепологания. Слайд зрительно поддерживает рассуждения учащихся, помогает учащимся не сбиться в логике рассуждений. Элементы слайда появляются по щелчку левой клавиши «мыши».



Заметки к слайду содержат название этапа урока, способ управления элементами слайда, указывает на гиперссылки, если они имеются, и методические рекомендации.

В моей педагогической системе данное пособие применяются при


  • сопровождении нового материала /презентации 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10/

  • повторении пройденного материала /презентации 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10/

  • контроле знаний (например, игра, тест) /презентации 1, 2, 5, 6, 8, 9, 10/

  • организации самостоятельного изучения /презентации 1, 2, 8/

  • представлении данных (например, анализ контрольной работы) / презентация 5/

Например, в классе с высоким уровнем обученности при проверке знаний тест выполняется самостоятельно, работы сдаются и только после этого производится устная проверка. В другом классе тест пишется самостоятельно, не сдавая работ, производится разбор, исправление ошибок и проводится само или взаимооценивание. В третьем – тест разбирается в форме фронтального опроса с оцениванием самых активных учеников и давших наиболее правильные ответы. На этом примере видно, что можно подготовить урок с учетом конкретных особенностей класса и даже темпа прохождения материала в текущем учебном году.


К положительным результатам использования презентаций можно отнести то, что дети, из числа компьютерных «профи», пожелали подготовить презентации к уроку самостоятельно с небольшими консультациями по содержанию материала. Например, ребятами были составлены презентации по данной теме к урокам «Лампа накаливания», «Последовательное и параллельное соединение проводников».

О правильности выбранного пути говорят возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание ими уроков с использованием презентации к уроку.


Н.П. Муллина,

преподаватель математики и информатики

МОУ «СОШ №136» г. Перми


Использование ИКТ на уроках алгебры в 8 классе


На протяжении 5 лет я работаю над методической темой «Использование ИКТ на уроках математики». Руковожу работой школьной проблемной группы «Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс, участвую в работе семинаров и конференций по данной тематике. Все это позволило мне сформировать свой взгляд на необходимость использования ИКТ на уроках алгебры в 8 классе.

При обучении алгебре в 8 классе я использую следующие формы организации деятельности с использованием средств ИКТ:


  • индивидуальная работа с обучающей системой;

  • создание и использование на уроке презентаций;

  • моделирование: использование готовых моделей и разработка новых;

  • автоматические системы тестирования;

  • проектный метод работы;

  • игровые формы, конкурсы, викторины, участие в дистанционных конкурсах;

  • создание с помощью программ Microsoft Office и использование средств организации деятельности;

  • учет успеваемости; использование инструментальных учебных программ; использование web-технологий.

С учетом этих форм я разработала примерное тематическое планирование уроков и рекомендации по использованию на уроках дисков «Алгебра 7-11» (КУДИЦ), «Математика 5-11», (Дрофа ДОС), Открытая математика «Функции и графики» (ООО «Физикон»). Использование данных электронных учебников позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, при этом изменяется роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя. Эти программные продукты меня устраивают тем, что их информационное наполнение соответствует обязательному минимуму содержания образования для основной и старшей школы, их можно использовать фактически на любом этапе урока.


Для достижения максимальной эффективности контроля знаний я разработала базу тестовых заданий для компьютерного тестирования, используя программу Testing, предложенную Пермским региональным институтом педагогических информационных технологий (лаборатория информационных технологий, авторы Севрук А.И., Белозерова Т.С., Папко Т.П.)

В базе тестовых заданий были использованы задания закрытого типа с выбором правильного ответа из четырех предложенных. По материалам базы тестовых заданий формируются тесты входные, промежуточные, итоговые и тесты текущего контроля. Входные, промежуточные и итоговые тесты, включают в себя 20 заданий, продолжительность выполнения теста – 40 минут. Каждый тест текущего контроля рассчитан на 10-12 минут, состоит из 6 заданий, позволяет проверить уровень подготовки учащихся по определенной теме одного или двух уроков. Так как в тесте всего 6 вопросов, то одно тестирование не является показателем успехов. Бывает много случайностей, и увидеть действительный результат можно, оценивая сразу несколько тестирований. Поэтому после тестирования каждый ученик заполняет таблицу, в ней фиксируется дата, время и тема тестирования, номера не усвоенных разделов темы (задания, которые не удалось выполнить правильно), сумма баллов, набранных за все выполненные тесты.

Успешность выполнения одного теста текущего контроля из 6 заданий я оценивала исходя из следующих критериев: удовлетворительно – 4 балла; хорошо – 5 баллов; отлично – 6 баллов.

Использование компьютерной программы обработки результатов тестирования позволяет мне осуществить обратную связь процесса обучения, проанализировать деятельность класса в целом, результаты каждого ученика в отдельности и выбрать пути корректировки учебного процесса для оказания необходимой помощи обучаемым, для достижения намеченных результатов. Кроме того, при создании базы тестовых заданий я специально подбираю варианты ответов на тестовые задания таким образом, что каждый ответ отражает одну из типичных ошибок, поэтому, проанализировав выбор неправильных ответов, можно выявить ошибки, которые совершает каждый ученик в процессе решения тестового задания.


В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной методической теме и разработать дистанционный курс по алгебре 8 класса.


О.А. Лепихина,

преподаватель биологии и химии

МОУ «СОШ №28» г. Перми


Использование икт на уроках

естественно-математического цикла


Методическая система учителя строится на основе общедидактических и специфических для внедрения ИКТ принципов обучения. К специфическим принципам следует отнести


  • принцип целесообразности, предполагающий обращение к компьютеру только в ситуациях, когда он обеспечивает получение знаний, которые иным способом получить затруднительно;

  • принцип компьютерной безопасности, обеспечивающий соблюдение санитарных правил (СанПин 2.2.2.542-96);

  • принцип вариативности, предусматривающий выбор и замену способа изучения материала учеником при возникновении затруднений;

  • принцип минимализации внепредметной информации (связанную, например, с конструктивными особенностями программ).

Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю

  • оперативно анализировать результаты каждого урока, четверти, года;

  • преодолеть противоречия роста информации и времени обучения;

  • преодолеть противоречия между коллективными формами обучения и личностно-ориентированным обучением;

  • интенсифицировать индивидуальную работу ученика;

  • успешно развивать важные личностные качества школьников (креативность, критичность, ответственность, самостоятельность, творческие способности).

  • дополнять экспериментальную базу компьютерными моделями опытов, динамическими наглядными пособиями.

Очевидно, без наличия в кабинете химии, биологии, математики компьютера и мультимедийного проектора невозможно полностью использовать все плюсы ИКТ.

У учителя нет и не может быть монополии на знания, ученик может получить знания не только от учителя. Задача преподавателя научить, показать где и как можно добыть дополнительный комплекс знаний.

Место компьютера на уроке определяет методическая составляющая урока и поэтому его роль состоит в выполнении функций учителя (сам учитель при этом выступает в роли консультанта). Специфическая функция на уроках этого цикла состоит в выполнении функций:


  • при объяснении, демонстрации опытов, невозможных для проведения в школьных условиях;

  • при решении задач возрастающего уровня сложности;

  • при проведении практических работ (разноуровневые задания).

Процесс формирования предметной информационной культуры будет эффективнее, если методика обучения будет построена с учетом обеспечения гибкого личностно-ориентированного образования для каждого потребителя. Немаловажное значение играет заинтересованность самого учителя в использовании компьютера на уроке. Отсутствие стационарных установок в кабинетах ограничивает возможности учителя и, зачастую, делает этот процесс невозможным.

Необходимым условием повышения эффективности качества образования являются внедрение ИКТ с использованием учебных материалов нового поколения.

ЦОР – цифровые образовательные ресурсы, являются ресурсами сегодняшнего дня, но дня уходящего. Опираясь на многочисленные публикации в Интернете, ЦОР можно классифицировать по нескольким типам. ЦОР широко используются, распространяются, публикуются. Практически все учителя школы владеют ЦОР и активно используют их на своих уроках.

ИИСС – информационные источники сложной структуры. Сложная структура подразумевает наличие специального учебника, сопровождающегося цифровым обеспечением. Инновационные формы обучения дают ребенку возможность выбора пути для решения поставленной проблемы. Это ресурс приходящего дня.

ИИСС успешно внедряется, но пока единицами. Примером может служить Старунова Т.А. География 6 класс.


ИУМК – инновационные учебно-методические комплексы – наше ближайшее будущее. Современный совокупный информационный источник. Не используется традиционный учебник, все необходимые пошаговые действия заложены в программе. Основой познания является модель, работая с которой школьник становится компетентным в данной области. Комплексы являются пока персональным и трудоемким для исполнения ресурсом. Работа в этом направлении ведется в ПГПУ.

Активная работа по внедрению ИКТ в образовательный процесс выявляет ряд проблем:


  • растущее неравенство в доступе к образовательным ресурсам (на уровне класса, города и сельской местности, мелких городов и т.д.)

  • недостаточная готовность учащихся к использованию своих знаний;

  • недостаточный уровень подготовки педагогических кадров;

  • сложные отношения с правовой базой (права на информацию, разъяснения того, что и в каком объеме может потребовать учитель от ученика в использовании цифровых ресурсов).

  • смена носителя источника информации неоднозначно сказывается на уровне знаний по предметам естественно-математического цикла.

Н.В. Котугина,

преподаватель химии

МОУ«СОШ №134» г. Перми



<< предыдущая страница   следующая страница >>