litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
УРОК № ________


ТЕМА УРОКА: Мочевыделительная система. 8 кл

ЦЕЛИ УРОКА:

1. интегрировать знания о значении выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, о путях их выведения из организма человека; сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особен­ностей мочевыделительной системы. Раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи; про­должить развитие понятия об организме как едином целом, постоянстве внутрен­ней среды организма – гомеостазе.

2. Развивать общеучебные умения и навыки:


  • учебно-информационные: навык смыслового чтения, навыки свертывания и развертывания информации, умение анализировать текстовую и графическую информацию, высказывать суждения;

  • учебно-интеллектуальные: умение выделять главное, обобщать, сопоставлять, устанавливать аналогии;

  • учебно-коммуникативные: навык активного слушания; навык работы в полилоге, обмена мнениями в группе.

ТИП УРОКА – урок усвоения новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа-проектор, презентация «Мочевыделительная система», 7 экземпляров стихотворения о почках для индивидуальной работы, рабочий лист каждому, результаты анализа для работы в паре.


После изучения темы ученики должны

знать/понимать

сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;

распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);

проводить самостоятельный поиск биологической информации, в том числе с исполь­зованием информационных технологий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболевания почек.


Слайд 1


Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на очередном занятии по биологии. Сегодня у нас необычное занятие, много гостей. А гости – это наши друзья. Поэтому поделимся с друзьями своими знаниями. Начнем занятие с изучения новой темы. В

« Рабочих листах» она уже записана. Прочитали её все вместе. Эпиграфом к уроку возьмём слова И.Аксакова « Полны чудес неистощимых природы вечные дела».


Слайд 2

Проблемный вопрос: Какое отношение к теме нашего урока имеют изображенные предметы: лохань, пирамида, чашка, почки растений? (возможный ответ: почки есть у растений и у человека, у человека они выполняют выделительную функцию)

Слайд 3

Постановка задач урока.

Сегодня на уроке мы

  • Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.

  • Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.

  • Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.

И сможем ответить на вопрос, поставленный на предыдущем слайде

Слайд 4

Работа со схемой «Этапы обмена веществ».

Обмен веществ – один из главных признаков живого. Он состоит из трех этапов.

*Первый этап - поступление веществ в организм. Какие вещества поступают в организм человека с пищей? ( органические вещества).

*Второй этап - внутриклеточный обмен.

*Во время этого этапа из белков, жиров и углеводов образуются некоторые вредные вещества.

Какие продукты распада образуются из белков? *(дети отвечают, а я щелкаю мышкой на каждое слово: мочевина, соли, вода и углекислый газ)


А из жиров и углеводов образуются … *(дети отвечают, а я щелкаю мышкой на каждое слово: вода и углекислый газ).

Ребята, эти вещества не нужны клетке, и даже могут быть для нее опасны. *Поэтому очень важен третий этап – выделение продуктов обмена. Процесс выделения - это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека гомеостаз.


Слайд 5

В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Проанализируйте таблицу.

Название органа

Вода

Углекислый газ

Твердые вещества

Кожа

700 – 900 г

4 – 6 л

7 – 9 г

Почки

1500 г

30 – 50 см3

60 – 65 г

Легкие

500 г

450 – 500 л

Нет


- Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме

выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)

- Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)

- Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)


- Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы).


Слайд 6


1. актуализация знаний

Почки – очень сложный орган, и появились они в процессе эволюции не сразу.

*У простейших продукты выделения выводятся путем диффузии или с помощью сократительных вакуолей.

Труднее приходится многоклеточным организмам: продуктов обмена веществ у них много, а размеры тела не позволяют «выбрасывать мусор» из клеток прямо в окружающую среду. Поэтому даже у примитивных животных появляются специализированные органы, образующие выделительную систему.

*Вспомните, какие органы выделения характерны для кольчатых червей? (метанефридии, в каждом кольце имеется пара выделительных воронок, трубочек и пор).

У членистоногих? * у ракообразных зеленые железы в основании усиков, *у паукообразных и насекомых – мальпигиевы сосуды)

*У хордовых? (парные почки и мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал или клоака).

- А к какому типу относится человек? (К типу Хордовые).

- Значит, какие органы выделения у человека? (Те же, что у животных на нижнем ряду слайда - лягушки, рыбы, кролика- почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, нет только клоаки). Они образуют мочевыделительную систему человека.


Соотнесите органы выделения с предложенными организмами.

1-д, 2- г, 3- а, 4- б, 5- в. ( 5 баллов)


Слайд 7


2. Закончить схему

Строение мочевыделительной системы.

Составьте короткий рассказ по схеме.


Возможный ответ:

К органам мочевыделительной системы человека относятся:

1. Почки.

2. Мочеточники.

3. Мочевой пузырь

4. Мочеиспускательный канал

** Я щелкаю мышкой, ученик дополняет свой ответ:

Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал – мочевыводящими.


Мочевыделительная система ( 4 балла)

Мочеобразующий орган Мочевыводящие органы


Слайд 8


3.А) смысловое чтение

Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам. (Навык смыслового чтения)

СЛОВАРИК: две, почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.

ТЕКСТ:

  • У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

  • Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

  • Мочевой пузырьнепарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

Слайд 9


3.Б) Проверка

«Цепочка»

Предлагаю ученикам по цепочке зачитать по одному ответу. Остальные говорят «УГУ», если ответ верный, или «НЕ-А», если неверный.

ВЕРНЫЙ ОТВЕТ:


  • У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

  • Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

  • Мочевой пузырьнепарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами? ( 10 баллов)

- У кого было не больше двух ошибок? - отлично улавливаете смысл текста.

- У кого три-четыре ошибки? – неплохой результат. А если больше – вам нужно учиться смысловому чтению текста.

Найдите в тексте функции почек, мочеточников, мочевого пузыря, подчеркните или впишите их.

Ответ: в почках образуется моча, мочеточники проводят ее в мочевой пузырь, мочевой пузырь накапливает мочу.

Слайд 10


3.В) игра

Словесные пропорции

Ребята, предлагаю вам игру «Словесные пропорции».

Образец:

Орган – система органов = … - ткань

Ответы для выбора: организм, особь, клетка, органоид

Алгоритм поиска соответствия в представленных аналогиях. Необходимо вставить основную пару слов в короткое законченное по смыслу предложение — утверждение. Например: «Из органов строится система органов». Тогда для второй части подойдет только вариант «Из клеток строится ткань».


Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение. (не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова)

Мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган

легкие : углекислый газ = почки : ?

мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ? ( 3 балла)

Ответы: *почки, *моча,* трубочки


Слайд 11


Гербарий!

Давайте рассмотрим строение почки ( рис. 88 учебника)

*Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

* Под капсулой расположен корковый слой почек

*Ниже – мозговой слой, *состоящий из пирамидок

*Пирамидки открываются в малые почечные чашки

*Малые чашки впадают в большие почечные чашки

*А те открываются в почечную лоханку. Вспомните, что такое лохань? (Вид корыта). В лоханку поступает моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря.

Маленькое отступление. Что такое лоханка мы уже выяснили. А что такое лох? Это вид кустарников, их выращивают как декоративные растения и медоносы. Теперь вы знаете значение слов лох и лоханка и, надеюсь не будете использовать их в качестве ругательства?

Кровь для фильтрации *поступает в почки по почечной артерии, а очищенная кровь собирается в *почечную вену.

Слайд 12


4.Строение почки с.214

Прочитайте заголовок слайда (Микростроение почки).

- Что означает этот заголовок? (Что мы будем рассматривать внутреннее строение почки под микроскопом)

По щелчку появляется рамка «Нефрон - структурно-функциональная единица почки».

- Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»? (Структурная единица – это то, из чего строится орган, в нашем случае почка. Функциональная единица – это такая часть органа, которая выполняет его функции, работу).


В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация плазмы крови( стр. 214 учебника). ( 1 балл)

? Сколько в каждой почке насчитывается около нефронов? ( 1 млн.)

Итак, изучаем строение нефрона ( рис. 89)

Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой .

От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены.


Слайд 13

Уберите лишнее

  1. Извитой каналец 1. Капиллярный клубочек

  2. Петля 2. Мочеточник

  3. Лоханка 3. Извитой каналец

  4. Собирательная трубочка 4. Капсула


Ответы:* 3. лоханка, она не является частью нефрона *2 мочеточник, он не является частью нефрона ( 2 балла)

Слайд 14

Какими номерами на рисунке обозначены части нефрона:

Извитой каналец

Капиллярная сеть канальца

Почечная капсула

Собирательная трубочка

Капиллярный клубочек?

*Ответы: 2,1,4,5,3 ( 5 баллов)

Поднимите руку, у кого получилось так же? Кто допустил 1 ошибку?

Слайд 15



следующая страница >>