litceysel.ru
добавить свой файл
1
Федеральное агентство по образованию


Муниципальное автономное образовательное

учреждение

« Гимназия № 2»


«БЫТ, НРАВЫ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНИХ НОВГОРОДЦЕВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА БЕРЕСТЯНЫХ ГРАМОТ»


Выполнила: Персикова Дарья

Геннадьевна, ученица 10 «Г» класса

«_____» ________200__ г.


Руководитель: Мизгирева Лилия

Васильевна, учитель общественных

дисциплин

Консультант: Савинова Ирина

Дмитриевна


Великий Новгород

2009 год

Содержание:


Введение стр. 3

Основная часть стр. 4

Заключение стр. 9

Список литературы стр.10


Введение


Ученые разных специальностей гуманитарного цикла( археологи, историки, лингвисты, историки литературы, палеографы) единодушно признают, что обнаружение в Новгороде берестяных грамот было одним из крупнейших научных открытий нашего времени. Это замечательное открытие связано с именами А.В. Арциховского и сотрудников и последователей, ежегодно проводящих раскопки на территории древнейшего русского города. Вот уже на протяжении более 50 лет мы каждый год ждем находок новых текстов на бересте, и эти ожидания всегда оправдываются.

Толкование текстов на бересте- дело сложное. В понимании их разными исследователями неизбежно сказывается субъективное восприятие каждого. Лишь в результате обмена мнений и дискуссий могут быть достигнуты твердые результаты. Работы филологов, имея большое самостоятельное значение, дали богатый материал и историкам.

Лингвистический разбор отдельных текстов призван помочь раскрытию их содержания и тем самым использованию для исторических построений. Без обращения к истории не могут обойтись и сами языковеды.

Большая заслуга в области изучения берестяных грамот как исторического источника принадлежит В.Л. Янину, написавшему о них статьи и книги, и А.А. Зализняку, за свои заслуги в области изучения грамот удостоенного Государственной Премии.


Нынешняя археологическая статистика показывает, как много сделано в изучении берестяных грамот, и в то же время, по- моему, указывает на необходимость продолжения исследовательской работы над ними, что я и попытаюсь сделать: ведь быт, нравы, семейные, хозяйственные отношения древних новгородцев могут быть весьма интересны и поучительны для наших современников.

Цель: выявить особенности быта, нравов, семейных отношений и хозяйственной жизни древних новгородцев на основе анализа берестяных грамот, на основе анализа археологических раскопок доказать, насколько высок был уровень образованности новгородцев в X- XII веках, Новгород на полном основании можно считать одним из центров российской образованности. Полагаю, археологические находки позволят доказать, что население Новгорода достигало высокого уровня образования, т.к. грамотность охватывала все возрастные и социальные группы.

Задачи: провести отбор по выбранной тематике; ознакомиться с литературой по теме; провести анализ грамот с точки зрения семьи и хозяйства, быта и нравов, семейных отношений.

Объект исследования: берестяные грамоты.

Предмет исследования: семейные и хозяйственные отношения, быт и нравы, отношение к образованию.

Метод исследования: изучение и анализ грамот и литературных источников.


Основное исследование

Имеются цифры, которым не верить нельзя: за 50 с лишним лет, прошедшим со дня нахождения той самой, первой берестяной грамоты, их число ( грамот) растет неуклонно, почти достигнув психологически важной отметки в 1000 находок на Земле Новгородской, в чем мы снова « впереди планеты всей» ... Но, как известно, « дыма без огня не бывает» : ведь если в Новгороде в разное время было найдено столько грамот, то, очевидно, была потребность в грамотности, а самый богатый, крупный территориально и численно, уже по определению не мог быть неграмотным.Это подтверждает и тот факт, что в сезон 2008 г. не было найдено ни одной грамоты, но зато два костяных писала, датируемые Х в.! О существовании письменности свидетельствуют и ранее найденные церковные книги, написанные на восковых табличках(церах), и написаны они были глаголически-кириллическими буквами. В.Л. Янин позднее скажет по этому поводу: «Х век- слишком рано для всеобщей грамотности!» И тем не менее, можно смело говорить о том, что именно этот период стал для зарождения всеобщей грамотности стартовым. Потому и тексты, переведенные на современный русский язык, встречаются самые неожиданные : « Русская Правда» в действии, о крестьянах и холопах, дани и боярах, о церкви, быте, даже о земле, земельных собственниках и долгах, когда- либо выплачиваемых! И это разнообразие для нынешних новгородцев стало уже привычным, а примеры большинства грамот актуальны и в наши дни. Так что сейчас моя сфера интересов- быт новгородцев, описываемый в грамотах, а также нравы , образование , хозяйственные отношения древней Новгородчины. Я привожу и тексты грамот в переводах А.В. Арциховского и В.Л. Янина. Новгород, будучи крупным экономическим и торговым центром Европы, просто не мог не иметь грамотное население , почему неудивительно, что среди находок не последнее место занимают так называемые «школьные» (еще известные как «детские»)грамоты; - в частности, упражнения Онфима (грамоты № 199-203,а также №331): алфавит, рисунки с подписями («я зверь»), а среди его записей имеется и « типично новгородская» … купчая грамота на ладьи, один из примеров делового письма, пусть даже и написанного ребенком:


Грамота№202: «На Домитре взяти должив» версия, что

это- купчая именно на ладью, приходит потому, что Дмитра, упоминаемый в грамоте, не заплатил до конца за ладью, а она нарисована на грамоте. Позднее был сделал вывод, что суть этого весьма прозаичного текста- взыскание долга. « Увы, даже ребенок, живя среди деловых людей, упражняясь в грамоте, сделал выписку из делового документа» - скажет потом А.В. Арциховский.

То, что новгородцы были людьми образованными, очевидно: тот же Онфимка: его упражнения где только не были найдены, даже на донышках от туесов, зачастую записи делались не для учителя ( грамота№200) , а для своего же ученья: ведь не понесет же ученик учителю домашнее задание, если там еще и воины нарисованы, или еще, чего доброго, звери. Но, тем не менее, обилие грамот- упражнений , в том числе и Онфима, говорит не о единичных случаях прилежания, а о целенаправленном изучении письма и азбуки, ибо, как я упоминала, крупнейший город Европы не мог не быть грамотным…

Становится очевидно, почему население Новгорода так быстро богатело- ведь детей не только грамоте « с младых когтей « учили, но и многим « более взрослым» дисциплинам; ныне их изучение, бесспорно, полезно, но не все соизмеряют свои мечты и реалии….Что ж, неординарности новгородцев во все времена можно лишь позавидовать и восхищаться неустанно, чему подверглась и я: в « школьных» грамотах четко прослеживается неуемное стремление к образованию, которое, несомненно, играет огромную роль в жизни человека и отражается на благополучии города и государства, как было отмечено М. В. Ломоносовым, « народ русский надобно наукам учить, ибо лишь тогда Русь счастлива будет» . Согласна, а купчая грамота на ладью в упражнениях Онфима потрясла необыкновенно: живи мальчишка в наше время, стал бы удачливым коммерсантом, поэтому не вижу смысла в словах, что «…нечего ребенку голову забивать! Пусть играет себе. Ведь то, что он не знает- вздор! « ( Д.Фонвизин « Недоросль»)

В отношении хозяйства многое встает на свои места: в Новгороде хозяйство просто не могло не процветать, но и честность, как на примере грамоты № 17 ( «Поклон от Михаила к Тимофею. Земля готова- нужны семена. Пришли, господин, человека. А мы не смеем брать ржи без твоего разрешения») , присутствовала, но все же уже тогда имела место конкуренция , как в грамотах № 23( « Поклон от Карпа к Фоме. Рожь разделил с Алексой. Немного, господин, ржи на твою долю: два овина. А Пантелей сам видел») и № 53 (« Поклон от Петра к Марье. Я скосил покос, и озеричи [ жители села Озеры] у меня сено отняли. Напиши копию с купчей грамоты и пришли сюда, куда грамота путь покажет. Мне нужно дать разумно.») Грамоты № 8 («Скрой Гучьку, чья корова [ которому принадлежит корова], и скажи ему [далее не переведено].( Если ) поедешь за коровой, вези три гривны» и № 78 ( « Возьми у Тимощи одиннадцать гривен, у Воицына шурина за коня записанные и хомут, и вожжи, и узду, и попону») – случай отдельный.

В 8- ой, чтобы установить, чья же все- таки корова и кто за ней пойдет, надо три гривны, чтобы животное – кормилец к хозяевам вернулось. О доставке закупленной соли говорится в грамоте №282, о продаже бобровых шкур- в грамоте №420, и этот факт прямо указывает на бурное развитие торговли на Новгородской земле.

Похожая ситуация в 53- ей грамоте: чтобы вернуть себе отобранное сено, надо прислать документ, а не , к счастью, плату « воришкам»… Грамота № 78- не что иное, как договоренность по снаряжению лошади: деньги- с одного, «обмундирование» лошади – с другого. Совершенно ясно, что лишние несколько гривен со своего кошелька благосостоянию не помешают. Впрочем, « у богатых свои причуды»…

Хозяйственность и щедрость новгородцев меры порой не знает: то они не смеют брать ржи без разрешения хозяина, то так разделят, что хозяину почти ничего не остается. То без трех гривен не могут определить, чья корова, чтобы она домой вернулась, то отдают целых одиннадцать на снаряжение лошади. Многие имели очень богатые хозяйства, а на примере грамоты № 53, даже сено отнимали друг у друга, а возвращали, лишь подтверждая документом. Все это в который раз подтверждает, что зачастую материальное благосостояние не всегда служит хорошую службу, порой навлекая большие неприятности … Поэтому нужно всегда соизмерять планы и возможности. Всегда. И во всем.


И , наконец, не оставлю я без внимания и мельчайшую частичку общества нашего города- государства – семью. Сам факт того, что несколько сотен лет назад люди жили куда сплоченнее, дружнее, в решении вопросов такого характера руководствуясь более долгом родственников о взаимности,( грамота № 5: « Есифа к Матфею. Постои за нашего сироту. Скажи дворянину Павлу, Петрову брату, дать грамоту ( так как иначе он) не даст на него» никак не может не привести в восхищение – ведь в наши дни такое встречается крайне редко, а случается больше « современная трактовка» грамоты №9( « То, что мне отец дал и родственники дали, ( находится) у него. Теперь же, взяв новую жену, (он) не отдал мне ничего. Гостята») , вне зависимости от того, кто же этот ( или эта) Гостята. Либо речь идет о новой жене отца, с сына, впоследствии - автора грамоты, « привилегии» мачехе, при которых сыну ничего не достается, до глубины души возмущают. А может быть, что Гостята – жена, которой после такой редкости для тех времен, как развод, не осталось ничего – все у новой супруги, что лишний раз подчеркивает необходимость в Мире, Согласии и Взаимопомощи среди семей современных, что в наш непростой период немаловажно( грамота№ 43 « От Бориса к Анастасии. Когда придет эта грамота, тогда пришли мне человека на жеребце, так как у меня здесь дел много. Да пришли рубашку: рубашки забыл.») А почему же? Да все потому, что у многих « избалованных» властью и богатством новгородцев, наделенных, впоследствии, невероятной незыблемостью нрава перед кем ли то ни было, проявляется банальный эгоизм, что все положительное в людях убивает практически мгновенно, в который раз подтверждая, что главная преграда на пути к Благополучию во всех сферах жизни – гордыня, единственное « неудачное» « наследие» древнего Новгорода современному.

Грамота№410 « …у смерда… е, у Митрощь 2 гривнь намо, у Дмитра 2 гривны, у (Р)Омана у смерда полуторе гривны по 6 ногато намь… было 18 гривнь куно.. у Козрмы 5 было…» Упоминание в грамоте смердов, т. е. государственных крестьян, позволяет заключить, что речь идет о сборе с них государственных повинностей, а находка документа на территории усадьбы новгородского посадника дает возможность усматривать в названных в грамоте суммах повинности. Очень важной деталью является упоминание «18 кун» . В денежной терминологии Новгорода « белы» ( синоним « куны» ) были аналогом рублю ( грамота относится к XIII веку, когда шло упразднение гривны серебра)


Грамота№411 «( От Фед)ора к Ксенье. Если Матфейца поймаете, хорошо его скуйте,а цепи сумейте достать..Дайте Коснятинцу, пусть сторожит до моего приезда…Иди в село немедленно» Грамота была найдена неподалеку от купеческой усадьбы. В тексте грамоты речь идет о том, что Ксения, жена хозяина, должна была осуществить наказание над беглым холопом Матфейцем. Но он мог и иначе провиниться перед господами – его побег сам по себе, возможно, был обусловлен страхом за какой- то им совершенный тяжкий проступок…

Грамота № 419, что одновременно удивительно и нет, - церковная … «книга»: тут и обложка, и переплет нитяной имеется… Текст грамоты- молитвы, и доныне применяемые церковью. Судя по « оформлению» грамоты, ее владельцем был священник, что лишний раз подчеркивает, что новгородцы были людьми верующими все- таки., хотя молитвы среди новгородских грамот – большая редкость. А вот грамоты №207 и 203, очередные грамоты Онфимки, не что иное, как фрагменты литургических текстов и молитв, говорят и том, что маленькие новгородцы постигали азы не только письма, арифметики, «основы коммерции», что видно на примере все того же Онфима, но и с ранних лет приобщались к религии. Ведь явно неспроста в грамотах одного из самых известных, пожалуй, новгородцев, есть указанные мною фрагменты…


Заключение

В данной работе представлены не все грамоты охватываемой тематики, а только те, которые могли показаться наиболее интересными и актуальными в наши дни, поэтому бесценность берестяных грамот Новгорода для исторической науки очевидна, пусть даже если текст грамоты неясен или не переведен вовсе.

Человек- на то и Человек, что его возможности изменять мир так или иначе безграничны, как и возможности новых открытий в изучении берестяных грамот. Потому и книга В.Л.Янина « Я послал тебе бересту…» заканчивается полным оптимизма заявлением, что « в книжках о берестяных грамотах никогда не будет написано последней главы, потому что новые успехи всегда будут сопутствовать энтузиазму исследователей»…. За 11 с половиной веков существования Великого Новгорода случалось многое, и очень многое находило свое отражение в берестяных грамотах. Хочется верить, что будут находиться все новые и новые грамоты, давая нам новые поводы для гордости и размышлений. А по выражению одного из выдающихся новгородцев, «….Великий Новгород будет стоять до тех пор, пока стоит Голубь на куполе Софии и не будет найдена последняя берестяная грамота…»


А будет это еще очень не скоро.


Список литературы:


В.Л.Янин « Я послал тебе бересту…» М.,1965. стр.190.

Л.В.Черепнин « Новгородские берестяные грамоты как исторический источник» М., изд. « Наука» 1969.стр. 3,5,6,10,12,151,393

А.В.Арциховский и В.И. Боровиковский « Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1956- 1957года» М., Издательство Академии Наук СССР,1963. стр.17-32.

« Палеографический и лингвистический анализ новгородских берестяных грамот» М., Издательство АН СССР,1965.стр.191- 193, 194-195, 196, 198, 201, 202, 203, 204.

А.А.Зализняк « Древненовгородский диалект» М., изд. « Языки русской культуры» ,1995; стр.223- 382.