litceysel.ru
добавить свой файл
1

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

(Тюменская область)

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОКУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»


Конспект интегрированного урока

«Поэтический мир Ивана Бунина»


Урок подготовила

Калинина Л.В., учитель

русского языка и литературы


с.п. Покур, 2008г.

Интегрированный урок русского языка и литературы, изобразительного искусства в 9-ом классе "Поэтический дар Ивана Бунина»




Тема урока: Поэтический мир Ивана Бунина

Комплексная работа с текстом стихотворения “Ещё и холоден и сыр… ”

Цели:

  1. Анализируя одно стихотворение, попытаться понять особенности стиля поэта.

  2. Определить роль лексических средств в тексте стихотворения (ключевые слова, синонимы, однокоренные слова, глагольные формы).

  3. Определить роль грамматических средств языка (грамматические категории, стилистическая характеристика морфологических и синтаксических средств).

  4. Найти в тексте изобразительно-выразительные средства языка и определить индивидуальный стиль поэта. ( Звукопись, цветопись; тропы: эпитеты, сравнения, метафоры; стилистические фигуры: параллелизм, анафора, антитеза, инверсия, бессоюзие, многосоюзие).

  5. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

  6. Подготовиться к сочинению.

ТСО: компьютер, проектор, презентация «Поэты и художники о природе».

Текст стихотворения “Ещё и холоден и сыр…”.

Эпиграф к уроку:

“Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Мир его - по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний». (А. Блок. О лирике. 1907г.)


Основные этапы урока.


  1. Вступительное слово учителя. Презентация «Поэты и художники о природе»

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Выразительное чтение стихотворение подготовленного ученика.

  4. Работа в группах.

    1. Определить роль грамматических средств языка.

    2. Обнаружить стилистические фигуры.

  5. Работа в группах.

    1. Найти изобразительно – выразительные средства языка.

    2. Определить индивидуальный стиль поэта. Тропы (размер, рифмовки, олицетворение, эпитеты).

  6. Работа над лексикой:

    1. Найти ключевые слова по строфам, однокоренные слова, значение слов, синонимы, глаголы, цветопись, звукопись.

  7. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Слушая музыку Чайковского “Времена года” или “Подражание Бунину” (по стилю, лексике, тональности).

Предварительное домашнее задание:

  1. Стихотворение учится наизусть, учащиеся должны приготовиться писать его по памяти.

  2. Сделать полный синтаксический разбор (подчеркни, укажи части речи, дай характеристику, нарисуй схемы)

  3. Повторить определения: размеров стиха, вид рифмовки, эпитет, олицетворение, инверсия, антитеза, сравнение и др.

Домашняя работа учащихся.

Синтаксический разбор предложений.

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-белый, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость Бытия.

1901


Вид рифмовки стихотворения.


Сыр рифма кольцевая (опоясывающая)

Садом

Взглядом

мир


Определение размера стиха.

Ещё и холоден и сыр ямб
Февральский воздух, но над садом


 Ход урока.


  1. Цели урока.

На примере анализа одного стихотворения мы постараемся определить роль грамматических и лексических средств языка в этом произведении, определим индивидуальный стиль поэта через изобразительно – выразительные средства языка. Исследуя стихотворение, заглянем в жизнь и судьбу поэта, попытаемся отметить особенности стиля.

    1. На листочках в течение 2-х минут учащиеся пишут по памяти стихотворение.

    2. Послушаем то, что вы написали. Стихотворение выразительно читает заранее подготовленный ученик.

    3. Начнём работу над текстом:

а) на доске сделать синтаксический разбор 1-ой строфы, без характеристики предложений;
б) на доске начертить схемы предложений по строфам;
в) устно дать характеристику предложений.

Вывод: поэт использует в основном сложные синтаксические конструкции, это ССП, СПП с придаточными изъяснительными, которые поясняют основную мысль произведения.

Строфы состоят из 1- ого сложного предложения.

В стихотворении присутствуют простые двусоставные и односоставные предложения. Определённо-личное предложение указывает, с кем происходит событие, изображает чувства, настроение лирического героя, безличные выражают его внутреннее состояние, отношение к увиденному.

    1. Поговорим о стилистических фигурах.


Задание: найти, определить в стихотворении, если есть, инверсию, многосоюзие или бессоюзие, антитезу, анафору, параллелизм.

Инверсия встречается только в одном предложении, она усиливает эмоциональность стихотворения и повышает его выразительность.

Многосоюзие

Строфа

Подчинительные

Сочинительные

1

-

И…и, но, и

2

Как

А, и

3

Как, как

И

4

Что

А, и

Вывод: в стихотворении встречается стройная система использования союзов. Повторяющиеся союзы и, а, как находятся в строфах рядом, логично и интонационно подчёркивают соединяемые члены предложения и части сложного предложения.

В стихотворение есть антитеза: февральский воздух «ещё и холоден и сыр», но небо уже ясное, «И молодеет Божий мир»; прозрачно-бледному снегу противопоставлен отблеск голубой, который ложится с неба на кусты и лужи.

Анафора встречается в последней строфе, что усиливает эмоциональное воздействие текста и смысловую нагрузку его заключительных строк.

Синтаксический параллелизм в 3-ей строфе раскрывает живую связь образов.

Вывод: В стихотворении поэт использует многосоюзие, антитезу, анафору, параллелизм для того, чтобы придать ему эмоциональность, яркость, указать на свои жизненные ценности. Для него важнее всего не февральский пейзаж, не краски приближающейся весны, а «любовь и радость бытия» - важная сторона его творчества, правда, одна из многих. Это поэт – певец, мечтатель, философ.


Поработаем над изобразительно-выразительными средствами языка. Определим тропы. Определим размер (четырёхстопный ямб), рифмовку (кольцевая, опоясывающая). Все стихотворение живописно, наполнено интонацией и словарным богатством поэтической речи.

Назовите самые яркие, красочные эпитеты (прозрачно-бледный снег, жадный взор, Божий мир).

Много ли их? (Нет)

Назовите олицетворения. (Слезится снег, ложится отблеск; смотрит небо, молодеет мир). Их тоже немного.

В стихотворении присутствует цветопись – голубой (благородство), прозрачно-бледный (чистота). Цветопись подчёркивает приметы ранней весны, создают жизнеутверждающее настроение стихотворения.

Звукопись («снегири в кустах звенят») выступает как средство «распознавания и живописания мира сущего» (А. Твардовский. О Бунине. 1965).

Сравнение «как весной» помогает создать художественный образ слезящегося снега после недавней стужи.

Вывод: хотя в стихотворении немного олицетворений и эпитетов, возможно, из-за особенности построения, из-за синтаксиса оно яркое, эмоциональное.

6. Наиболее важный этап. Работа над лексикой. Работаем по строфам.

1.

Строфы

Ключевые слова

Однокоренные

Синонимы

1

И молодеет Божий мир




Взглядом

2

Ложится отблеск голубой

Небо


3


Не налюбуюсь

Небосклона




4

Любовь и радость бытия




Взором

2. Ключевые слова находятся в конце строф, как вывод, за исключением 3-ей. Логическое ударение в ней падает на первое слово, но основная смысловая нагрузка заключена всё-таки в последующих строчках.

Даже по синонимам и однокоренным словам построение стихотворения напоминает кольцо (как и рифмовка). Начало и завершение подобны.

3. Найдите в стихотворении глаголы. Как известно, глагол в русском языке имеет богатые изобразительно- выразительные возможности:

а) смотрит, молодеет, слезится, ложится, сквозят, звенят, влечёт, подметит и др.

Какого они вида в основном? Какова их роль?
(Картина ожила. Мы видим, как слезится снег, как ложится отблеск; мы слышим, как снегири звенят. Происходит это за счёт насыщенности текста глаголами, что указывает на последовательность и одновременность действий или явлений.)

Вывод: поэт, употребляя глаголы несовершенного вида, нарисовал февральский пейзаж, изобразил приметы ранней весны, сделал вывод в конце стихотворения.

4. Есть ли в стихотворениях высокая лексика (слова, принадлежащие к ней, близкие к ней)? (Божий мир, в лоне, бытие). Каково их значение? Обратите внимание на то, что мир, в котором живёт поэт, Божий; деревья «в лоне небосклона», бытие наполнено любовью и радостью – значит, мир прекрасен, понятен и осмыслен.

5. Проведите наблюдения над интонацией 1,2, строф и первых двух строк 3-ей строфы. Какую роль в интонации этих строф и строк играет перенос (несовпадение паузы в конце строки с паузой смысловой)? Какие чувства героя выражены этих строфах и строках?

Вывод:


Что узнали о поэте? Какие ассоциации вызывает у вас этот поэт?

(Простота стихов, любящий и знающий природу, февраль, приход весны, любовь, радость, жизнь). Его стихотворения живописны, естественны, правдивы. Простым языком, используя немного эпитетов, олицетворений, поэт говорит о вечном, о философском, о природе, о ценностях мира, о любви и радости бытия. В своей лирике Бунин во многом оставался верным поэтическим традициям 19 века, но «не мог бы стать тем, чем стал в поэзии, если бы только буквально следовал классическим образцам». Он изображает старые ценности мира, пишет о том, о чём уже воспевали многие до него. «Весна, ручей, восход, полдень, настойчивые песни соловьев, голуби, звёзды его любимые, февраль, апрель, «золотой иконостас заката» - всё это продолжает его вдохновлять, всё это, казалось бы исчерпанное его предшественниками на разных концах земли, дожидалось его, существует и для него, свежее и светлое, не ослабленное в свое первозданной чистоте. Поэт сдержанный, он не навязывает природе своих душевных состояний, он любит её за неё самое….» (Ю. Айхенвальд.)


В конце урока звучат слова А. Блока, взятые в эпиграф к уроку.

Домашнее задание ( задания а, б – по выбору):

а) написать подражание И.Бунину;
б) написать сочинение “Поэт Бунин – это…”, или “Слушая музыку Чайковского “Времена года”.
в) выразительное чтение стихотворение “Ещё и холоден и сыр”.