litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 7 8 9 10 11 12 13
Тема 10. Другие налоги и сборы в Украине


1. Плата за землю.

2. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

3. Плата за использование природных ресурсов.

4. Государственная пошлина.

5. Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.

6. Сбор за загрязнение окружающей среды.


1. Плата за землю.


Плата (налог) на землю регламентируется Законом Украины №378-ВР от 19.09.96. Это прямой налог на имущественные права и за пользование.

Плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, которые выступают владельцами земли или землепользователями.

Использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, что определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка, исходя из кадастровой оценки земель. Владельцы земли и землепользователи, кроме арендаторов, платят земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата. Размер, условия и сроки ее взимания устанавливаются в договоре аренды между арендатором и арендодателем.

Объектом платы за землю является земельный участок, находящийся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.

Субъектом платы за землю является собственник земли или землепользователь, в том числе арендатор.

Средства от платы за землю используются исключительно в следующих целях:

- финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране земель, повышению плодородия грунта;

- ведение государственного земельного кадастра, землеустройства, мониторинга земель;

- создание земельного инновационного фонда;

- возмещение затрат собственников земли и землепользователей, связанных с хозяйствованием на землях плохого качества;

- экономическое стимулирование собственников и землепользователей в улучшении качества земель, повышении плодородности грунта, продуктивности земель лесного фонда;


- предоставление льготных кредитов, частного погашения займов и компенсации потери доходов собственников и землепользователей, вследствие временной консервации земель не по их вине;

- проведение земельной реформы, земельно-хозяйственного устройства, разработки градостроительной документации и развития инфраструктуры населенных пунктов.

Плата за землю дифференцирована по качеству и местонахождению земельного участка исходя из кадастровой оценки земель.

Размер земельного налога определяется исходя из площади участка и денежной оценки земли. Площадь участка подтверждается государственными актами на право собственности, постоянного пользования или выпиской из земельно-кадастровой книги. Денежная оценка участка проводится Госкомитетом Украины по земельным ресурсам.

Ставки налога установлены в процентах от денежной оценки земельного участка от 50% на земли, предоставленные во временное пользование на землях природоохранного и историко-культурного значения до 0,02% на земли железнодорожного транспорта. На земли населенных пунктов ставка налога составляет 2%;

Если денежная оценка земельных участков в населенных пунктах не определена, то устанавливаются средние ставки земельного налога в зависимости от численности населения в копейках на 1квадратный метр. Минимальная ставка 3 коп. при численности до 0,2 тыс. чел. Максимальная ставка - 42 коп. при численности свыше 1 млн. чел.

В городах Киеве, Симферополе, Севастополе и областных городах применяются повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога от 2,4 до 6,0. Дополнительно применяются также следующие повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога:

- на южном побережье Крыма – 3,0;

- на юго-восточном побережье Крыма – 2,5;

- на Черноморском побережье Николаевской, Одесской, Херсонской областей – 2,0;

- в горных и предгорных районах Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской, Черниговской областей – 2,3;


- на побережье Азовского моря – 1,5;

- на территориях объектов историко-культурного значения:

а) международного – 7,5;

б) общегосударственного – 3,75;

в) местного – 1,5;

Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму земельного налога ежегодно по состоянию на 01.01 и до 01.02 предоставляют налоговым органам расчеты земельного налога.

Оплата земельного налога осуществляется ежемесячно в пропорциональных суммах до 15 числа следующего месяца. Граждане, производители сельскохозяйственной и рыбной продукции уплачивают налог до 15.08 и до 15.11.

Освобождаются от уплаты земельного налога:

- заповедники, национальные природные парки, заказники, ботанические сады, зоологические парки и так далее;

- отечественные исследовательские хозяйства сельскохозяйственного профиля;

- органы государственной власти, местного самоуправления, прокуратуры, заведения и организации, полностью содержащиеся за счет бюджета;

- детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украины;

- предприятия обществ глухих, слепых, инвалидов;

- специализированные санатории по списку Министерства здравоохранения Украины;

- земли кладбищ;

- земли под молодыми садами, виноградниками, до их плодоношения, питомники;

- земли на временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения;

- земли сортоиспытательных станций;

- сельскохозяйственные угодья зон радиоактивного и химического загрязнения;

- воинские части, учебные заведения, воинские формирования, предприятия Министерства обороны по перечню КМУ;

- учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры, спорта, религиозные и благотворительные организации;

- инвалиды 1 и 2 группы, граждане, воспитывающие более 3 детей, члены семей военнослужащих, пенсионеры, граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы.


Контроль исчисления и своевременного и полного перечисления налога на землю осуществляют налоговые органы.

Ответственность плательщиков налога за занижение или завышение суммы налоговых обязательствпо всем видам отчислений в социальные фонды, за отсутствие учета объектов налогообложения или его ведение с нарушением установленного порядка, а также за несвоевременную подачу налоговым органам расчетов или других документов наступает в виде финансовых санкций в соответствии с ЗУ № 2181 от 21.12.00 г « О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами», административных штрафов и пени за его несвоевременную уплату.


2. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.


Налог с владельцев транспортных средств регламентируется Законом Украины № 1963 от 11.12.91г. в редакции ЗУ № 75/97-ВР от 18.03.97.

Плательщиками данного налога являются юридические и физические лица – граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие зарегистрированные в соответствии с законодательством транспортные средства.

Объектами налогообложения являются транспортные средства, числящиеся по состоянию на 01.01. К ним относятся:

- трактора колесные, кроме тех, которые на гусеничном ходу;

- автомобили, предназначенные для перевозки не менее 10 человек, включая водителя;

- автомобили легковые;

- автомобили грузовые;

- автомобили специального назначения кроме автомобилей «скорой помощи» и «пожарных»;

- мотоциклы, мопеды и велосипеды с установленным двигателем с объемом цилиндра двигателя свыше 50 куб. см.;

- яхты и суда парусные кроме спортивных яхт и судов;

- лодки моторные и катера кроме лодок с подвесным двигателем и спортивных лодок и катеров;

- другие лодки кроме спортивных лодок.


Ставки налога установлены дифференцировано:

- со 100 куб. см. объема цилиндра двигателя в гривнах для транспортных средств с электродвигателем на 1 кВт мощности двигателя;

- для катеров и яхт – на 100 см. длины судна.

Налог с владельцев транспортных средств исчисляется юридическими лицами самостоятельно на основании данных о наличии транспортных средств по состоянию на 01.01. Расчет предоставляется налоговым органам ежегодно в течение 60 календарных дней по имеющимся на начало года транспортным средствам и в десятидневный срок после регистрации вновь приобретенного транспорта. Уплата налога осуществляется:

- физическими лицами – перед регистрацией или перерегистрацией транспортного средства и ежегодно или один раз в два года, но не позднее 1 июля года прохождения техосмотра;

- юридическими лицами ежеквартально не позднее 15 числа следующего месяца.

Не являются объектами налогообложения данным налогом следующие транспортные средства:

- автомобили специального назначения «скорой помощи» и «пожарные»;

- машины и механизмы для сельскохозяйственных работ;

- транспортные средства грузовые, самоходные, которые используются на заводах, складах, в портах и аэропортах на короткие расстояния;

- трактора на гусеничном ходу;

- мотоциклы, мопеды и велосипеды с объемом цилиндра двигателя до 50 куб. см.;

- спортивные яхты, парусные суда, лодки и спортивный водный инвентарь.

Освобождены от уплаты налога с владельцев транспортных средств следующие юридические и физические лица:

- предприятия автомобильного транспорта общего пользования по транспортным средствам, занятым на перевозке пассажиров, на которые законодательно установлены тарифы оплаты на проезд;

- учреждения и организации, финансируемые за счет государственного бюджета, в частности учреждения Министерства обороны, Национальной гвардии, Пограничных войск, Гражданской обороны, СБУ, МВД, прокуратуры в пределах лимита количества транспортных средств и при условии их целевого использования;


- на 50% сельскохозяйственные предприятия за тракторы колесные, автобусы и специальные автомобили для перевозки людей вместимостью более 10 мест;

- местные органы власти в пределах сумм, поступающих в их бюджеты по транспортному налогу;

- граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы, ветераны войны, труда, пенсионеры, инвалиды I и II группы.

Ответственность плательщиков налога за занижение или завышение суммы налоговых обязательствпо всем видам отчислений в социальные фонды, за отсутствие учета объектов налогообложения или его ведение с нарушением установленного порядка, а также за несвоевременную подачу налоговым органам расчетов или других документов наступает в виде финансовых санкций в соответствии с ЗУ № 2181 от 21.12.00 г « О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами», административных штрафов и пени за его несвоевременную уплату.


3. Плата за специальное использование природных ресурсов.


Плата за специальное использование природных ресурсов в Украине включает в себя такие виды сборов:

- сбор за специальное использование водных ресурсов;

- сбор за специальное использование лесных ресурсов;

- сбор за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых;

Наиболее распространен и уплачивается практически всеми предприятиями сбор за специальное использование водных ресурсов, который регламентируется КМУ №75 от 08.02.94 и Инструкцией №26/50/52/46/48 от 14.04.94.

Плательщиками этого сбора являются субъекты предпринимательской деятельности – водопользователи в производственных целях. Им устанавливается лимит использования воды и выдается разрешение на ее использование. Лимит утверждается на годовой объем использования воды до 10.01, а для орошаемого земледелия – 10.03.

Нормативы платы за воду утверждаются КМУ в копейках на 1 куб. м. дифференцировано:


- для подземных вод по областям, в частности Киевская – 4,03 и 5,29, Донецкая – 9,58, Луганская, Николаевская – 10,58;

- для вод с поверхности водных бассейнов, например для рек Дуная - 2,02 , для рек Приазовья - 12,1.

За сверхлимитное использование воды плата взимается в пятикратном размере.

Объектами платы за воду являются:

- фактический объем воды, определяемый на основании показателей водомера, а при его отсутствии исходя из объема продукции, норм расхода воды на единицу продукции, характеристик работающих насосов, расходам электроэнергии и так далее;

- объем воды, пропущенной через трубные гидроэлектростанции;

- в тоннах (место) в сутки эксплуатации грузовых и пассажирских судов.

Сбор за специальное использование водных ресурсов не взимается:

- за воду, которая используется для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических потребностей населения;

- за воду, которая используется для противопожарных потребностей;

- за воду, которая используется для потребностей внешнего благоустройства территорий населенных пунктов;

- за воду, которая используется в шахтах для пылезаглушения;

- за морскую воду, кроме воды с лимана;

- за воду, которая собирается для научных исследований по производству риса.

- за потери воды в каналах оросительных систем;

- за подземную воду, добываемую из недр для устранения вредных действий вод;

- за воду, которая забирается предприятиями для обеспечения выпуска молодняка ценных видов рыб в водоемы и водохранилища.

Средства от платы за специальное использование водных ресурсов, поступающие в бюджет, направляются на такие цели:

- разработку и выполнение государственных экологических программ;

- проведение научно-исследовательских работ в области охраны и рационального использования водных ресурсов;


- финансирование межбассейновых водоохранных мероприятий, направленных на улучшение состояния водных ресурсов;

- возмещение затрат водопользователей, связанных с использованием воды плохого качества и доступности;

- разработку и ведение кадастров водных ресурсов;

- создание государственной системы мониторинга состояния водных ресурсов.

Предприятия-водопользователи ежеквартально составляют расчет и представляют его в течение 40 календарных дней после отчетного квартала налоговому органу. Уплата сбора осуществляется ежеквартально в 10-дневный срок со дня предоставления расчета.

Ответственность плательщиков налога за занижение или завышение суммы налоговых обязательствпо всем видам отчислений в социальные фонды, за отсутствие учета объектов налогообложения или его ведение с нарушением установленного порядка, а также за несвоевременную подачу налоговым органам расчетов или других документов наступает в виде финансовых санкций в соответствии с ЗУ № 2181 от 21.12.00 г « О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами», административных штрафов и пени за его несвоевременную уплату.


4. Государственная пошлина.


Плательщиками государственной пошлины являются физические и юридические лица - резиденты и нерезиденты за осуществление в их интересах действий и выдачу документов, которые имеют юридическое значение уполномоченными на это органами..

Государственная пошлина взимается:

- с исковых заявлений в суды, арбитражные суды, кассационных жалоб, заявлений о проверке решений, определений, постановлений в порядке надзора, пересмотре дел, за выдачу копий документов;

- за нотариальные действия, и выдачу нотариально удостоверенных документов;

- за регистрацию актов гражданского состояния, выдачу свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, а также в связи с их изменением, дополнением, исправлением и восстановлением;


- за выдачу документов на выезд за границу и приглашение в Украину лиц из других стран;

- за регистрацию и продление сроков действия заграничных паспортов, за выдачу или продление видов на жительство, с заявлений о приеме и выходе из гражданства Украины;

- за выдачу нового образца паспорта гражданина Украины;

- за прописку граждан или регистрацию места проживания;

- за выдачу разрешения на охоту и рыболовство;

- за операции с ценными бумагами;

- за операции на биржах, за проведение аукционов;

- за иные договоры гражданско-правового характера.

Государственная пошлина уплачивается по месту рассмотрения и оформления документов и зачисляется в местный бюджет, кроме пошлины, взимаемой с заявлений в арбитражный суд, которая зачисляется в Государственный бюджет.

От уплаты государственной пошлины освобождаются:

- органы социального страхования и социально обеспечения по регрессным искам о взыскании с лица, которое причинило ущерб, сумм пенсий, пособий, выплаченных потерпевшим и членам их семей;

- государственные и общественные органы, предприятия и граждане по защите прав и интересов других лиц, а также потребителей по искам, связанным с нарушением их прав;

- органы местного самоуправления - по искам:

а) о признании недействительными актов других органов, предприятий, организаций, которые ущемляют их полномочия;

б) о взыскании убытков с предприятий, организаций, учреждений, причиненным интересам населения, местному хозяйству, окружающей среде;

в) о прекращении права собственности на земельный участок;

- местные государственные администрации по искам о признании недействительными актов органов местного самоуправления, противоречащих действующему законодательству;

- финансовые и налоговые органы за выдачу им свидетельств и копий свидетельств о праве государства на наследство, за совершение исполнительных нотариальных надписей о взыскании налогов, платежей, сборов и недоимок, а также по искам в суд и арбитражный суд;


- органы государственного контроля за ценами по искам в суд и арбитражный суд ;

- местные администрации, исполкомы, предприятия, учреждения, организации по приобретению жилья для граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы кроме города Киева и курортных местностей, а также эти граждане, выезжающие с территории радиоактивного загрязнения по продаже жилья;

- Министерство охраны окружающей среды и лесного хозяйства по искам, связанным с загрязнением окружающей среды, нарушением лесного законодательства, нерациональным использованием природных ресурсов и рыбных запасов;

- Всеукраинские и международные объединения граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, Украинский Союз ветеранов Афганистана, объединения инвалидов;

- НБУ и его учреждения;

- Генеральная прокуратура и ее органы на местах по искам в интересах граждан;

- Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов;

- Центр изобретений Украины;

- Украинская государственная страховая коммерческая организация по искам, связанным с обязательным страхованием;

- Пенсионный фонд Украины;

- Государственные органы приватизации по искам, связанным с защитой имущественных интересов государства, а также за проведение аукционов и операций с ценными бумагами;

- Антимонопольный комитет Украины по искам, связанным с нарушением антимонопольного законодательства;

- Государственные заказчики и исполнители госзаказа по искам о возмещении убытков, связанным с заключением государственных контрактов, их невыполнением или ненадлежащим выполнением;

- Комитет по надзору за страховой деятельностью по искам об отмене государственной регистрации страховщика;

- местные органы власти – в пределах сумм поступившей в местные бюджеты государственной пошлины;

- Государственный комитет по материальным резервам по искам о выполнении договорных обязательств субъектами хозяйственной деятельности.



5. Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.


Торговый патент – это государственное свидетельство, подтверждающее право субъекта заниматься определенными видами предпринимательской деятельности.

Согласно перечню КМУ №576 от 27.04.96 подлежат патентованию такие виды деятельности:

- операции по розничной торговле для каждого пункта розничной продажи товаров, магазина, киоска, лотка, прилавка и так далее, а также для АЗС, которые осуществляют розничную торговлю нефтепродуктами;

- игорный бизнес, в частности казино, игровые автоматы с денежным и вещевым выигрышем, проведение лотерей, кроме государственных лотерей, с выдачей призов в денежной или имущественной форме;

- операции по обмену валюты;

- деятельность по предоставлению бытовых услуг (пошив тентов, чехлов, штор драпировок; ремонт радиотелевизионной, аудио-видеоаппаратуры; замена элементов питания; ремонт и изготовление ювелирных изделий; ремонт и изготовление металлоизделий; ремонт и техобслуживание транспортных средств, которые принадлежат гражданам; ремонт и строительство индивидуального жилья, садовых домиков, гаражей; парикмахерские услуги только в Киеве, Севастополе и областных городах; прокат аудио-видеокассет, CD-дисков и запись на них; прокат транспортных средств; прокат свадебной и торжественной одежды; услуги ломбардов; фотоуслуги и услуги фотолабораторий).

Торговый патент выдается налоговым органом по месту нахождения или регистрации субъекта предпринимательской деятельности и действителен:

- по розничной торговле – 12 месяцев;

- по операциям обмена валюты – 30 месяцев;

- по игорному бизнесу – 60 месяцев.

Оплата торгового патента производится ежемесячно до 15 числа месяца, предшествующего отчетному месяцу. Патент по операциям обмена валюты и игорному бизнесу оплачивается до 15 числа месяца, предшествующего отчетному кварталу. Его стоимость дифференцирована и устанавливается органами местной власти по городам, в Киеве стоимость патента дифференцирована по зонам города.


Стоимость торгового патента при осуществлении торговой деятельности и предоставлении услуг дифференцирована в зависимости от территориальных единиц от 60 до 320 грн. в месяц. По операциям игорного бизнеса и обмена валюты патент приобретается по максимальной стоимости.

За осуществление деятельности, подлежащей патентованию, без приобретения патента предусмотрена ответственность в виде изъятия в доход бюджета всей суммы выручки, полученной по операциям, произведенным без патента.

Владелец специального торгового патента не уплачивает такие налоги сборы и обязательные платежи:

- налог на добавленную стоимость;

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на прибыль;

- налог на землю;

- сбор за специальное использование природных ресурсов (воду, недра, лес)

- сборы на обязательное государственное пенсионное и социальное страхование;

- коммунальный налог;

- рыночный сбор;

- сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и услуг.

Не подлежит патентованию деятельность таких субъектов предпринимательской деятельности:

- предприятия Укоопсоюза, военной торговли, государственные аптеки, ОРСы в рабочих поселках;

- физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которые уплачивают рыночный сбор, налог на промысел, продают выращенную в личном хозяйстве продукцию, уплачивают госпошлину за нотариальное освидетельствование договоров отчуждения собственного имущества, платят фиксированный налог;

- организации инвалидов, по реализации продовольственных товаров отечественного производства или продукции обществ слепых, глухих, инвалидов.

Без приобретения торгового патента разрешена реализация следующих видов товаров отечественного производства:

- хлеб, хлебобулочные изделия, мука;

- соль, сахар, подсолнечное и кукурузное масло;


- молоко и молочная продукция, кроме сгущенки;

- продукты детского питания;

- безалкогольные напитки, мороженое;

- говядина, свинина, домашняя птица, рыба, яйца;

- ягоды, фрукты, картофель и плодоовощная продукция;

- комбикорма для продажи населению;

Льготный патент выдается на следующие товары отечественного производства: вы;

- почтовые марки, открытки, конверты, тара предприятий Госкомсвязи для почтовых отправлений;

- периодические издания средств массовой информации;

- проездные билеты;

- товары народных промыслов, кроме антикварных и имеющих художественную ценность товаров по перечню КМУ;

- готовые лекарственные средства, витамины, ветеринарные препараты, санитарно-гигиенические изделия, термометры, индивидуальные диагностические приборы;

- уголь, угольные брикеты, осветительный керосин, сжиженный газ, торф, дрова;

- мыло хозяйственное, спички;

- семена овощных, бахчевых, цветочных культур, корнеплодов и картофеля.

Льготный патент приобретается за одноразовую плату в размере 25 гривен на весь срок действия.

Кроме того, не подлежит патентованию, продукция собственного производства субъектов хозяйствования, проданная за наличные со складов, баз и так далее.


6. Сбор за загрязнение окружающей среды.


Сбор за загрязнение окружающей среды регламентируется КМУ №303 от 01.03.99 и инструкцией №62/379.

Плательщиками сбора являются юридические и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, перечень которых определяется местными природоохранными органами.

Объектами налогообложения сбором за загрязнение окружающей среды являются:

- выбросы в атмосферу загрязненных веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

- сбросы загрязненных веществ в водные объекты;


- размещение отходов;

Нормативы сбора устанавливаются в зависимости от вида загрязненных веществ и класса безопасности отходов.

Суммы сбора за выбросы стационарными источниками, сбросы и размещение отходов рассчитываются плательщиками самостоятельно на основе утвержденных лимитов, исходя из объемов выбросов и сбросов. Суммы сбора за выбросы передвижными источниками рассчитываются плательщиками самостоятельно на основании нормативов сбора и исходя из фактически использованного топлива и его вида.

Органы Минэкобезопасности и КМУ устанавливают лимиты выбросов, сбросов и размещения отходов. За превышение установленных лимитов сбор взимается в пятикратном размере.

Расчет сбора за загрязнение окружающей среды предоставляется плательщиками ежеквартально в течение 40 дней после истечения отчетного квартала. Сбор уплачивается ежеквартально в течение 10 дней после представления отчета.

Контроль правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления сбора осуществляют налоговые органы.

Ответственность плательщиков налога за занижение или завышение суммы налоговых обязательствпо всем видам отчислений в социальные фонды, за отсутствие учета объектов налогообложения или его ведение с нарушением установленного порядка, а также за несвоевременную подачу налоговым органам расчетов или других документов наступает в виде финансовых санкций в соответствии с ЗУ № 2181 от 21.12.00 г « О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами», административных штрафов и пени за его несвоевременную уплату.



<< предыдущая страница   следующая страница >>