litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 9 10 11 12 13
Тема 13. Правонарушения в сфере налогообложения. Налоговый контроль.


1. Виды и способы совершения правонарушений.

2. Ответственность за совершенные правонарушения.

3. Обжалование правомерности применения санкций.


1. Виды и способы совершения правонарушений.


Правонарушение в сфере налогообложения – это противоправное действие, которое привело к невыполнению субъектами налоговых правоотношений, установленных законодательными нормами и положениями.

Различают такие виды правонарушений в сфере налогообложения:

- дисциплинарные правонарушения, ответственность за совершение которых наступает в соответствии с законодательством Украины о труде (выговор, отстранение от должности);

- финансовые правонарушения, за совершение которых применяются финансовые санкции в виде штрафов, пени, приостановления бюджетного финансирования, досрочного возврата бюджетных займов и так далее;

- административные правонарушения, совершение которых влечет за собой применение административных штрафов;

- криминальные правонарушения, за совершение которых наступает уголовная ответственность согласно Уголовному Кодексу Украины.

Способы совершения правонарушений в сфере налогообложения можно сгруппировать следующим образом.

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, а также незаконное сокрытие доходов:

- искажение фактически полученных доходов в финансовой отчетности (декларациях, расчетах, отчетах). Должностные лица намеренно не отражают в бухгалтерском и налоговом учете фактически полученного дохода;

- не отражение в учете фактически полученной наличной выручки;

- заключение договоров на часть объема работ, которая отражается в учете, другая часть оплачивается наличными и не приходуется в кассу предприятия. Таким образом, происходит занижение стоимости продукции, работ, услуг;

- не заключение договоров вообще. Расчеты в этом случае производятся за наличный расчет без оприходования наличной выручки в кассу предприятия;


- использование посреднической организации при покупке и реализации товаров. Посредник заключает с изготовителем договор на определенную сумму без указания количества товара. Затем посредник заключает договор с покупателем на эту же сумму, но по более высокой цене. Покупатель по договоренности посредника получает необходимое количество товара. Дополнительное количество товара посредник получает у изготовителя за наличный расчет и продает третьим лицам самостоятельно;

- при проведении бартерных операций обмен происходит по заниженным ценам, а оприходование по завышенным;

- отражение доходов в виде долга другим предприятиям и отгрузка продукции в погашение долга;

- перечисление сумм от реализованной продукции не на расчетный счет предприятия, а на личные счета работников предприятия;

- при наличии нескольких счетов в банках на одном счете проводятся операции, попадающие в налогообложение, а на других – скрываемые;

- перечисление части или полной суммы выручки фиктивным предприятиям соисполнителям, например субподряд;

- перечисление сумм в виде неустоек по фиктивным договорам;

- использование льготного налогообложения путем перепродажи товаров с нарастающей надбавкой последовательно нескольким предприятиям. При этом доход отражается только у предприятия, пользующегося льготами, которое производит расчет наличными деньгами.

2. Необоснованное увеличение затрат:

- списание товарно-материальных ценностей в производство по фиктивным документам при фактической их реализации за наличные денежные средства;

- реализация товарно-материальных ценностей и основных средств или их приобретение через фиктивные фирмы;

- размещение денежных средств за границей на срок под проценты, которые зачисляются на личные счета;

- обналичивание денежных средств через фиктивные фирмы;

- завышение затрат в налоговой отчетности.


- поставка в Украину подакцизных товаров под видом комплектующих, например по автомобилям.


2. Ответственность за совершенные правонарушения.


Ответственность за совершенные правонарушения в области налогообложения наступает в соответствии с Законом Украины “О государственной налоговой службе” № 83/98-ВР от 05.02.98, соответствующими законами по уплате отдельных налогов, сборов и других обязательных платежей и Законом Украины «О порядке расчетов с бюджетом плательщиков налогов» № 2181 от 21.12.00.

За нарушения налогового законодательства предусмотрена финансовая, административная и уголовная ответственность плательщиков налогов. Финансовая ответственность предполагает уплату штрафных санкций и пени. Административная ответственность заключается в наложении административного штрафа. Уголовная ответственность наступает в виде штрафов, лишения свободы на определенный срок, конфискации имущества. Кроме того, к должностным лицам на предприятии и работникам, виновным в совершении налоговых правонарушений, решением руководителя предприятия, совета директоров, совета трудового коллектива или другого руководящего органа применяется ответственность в виде увольнения, отстранения от должности, материального взыскания (лишение премий, поощрнений, других социальных льгот), выговора и так далее в соответствии с трудовым законодательством.

Штрафная санкция (штраф) – это плата в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства (без учета пени и штрафных санкций), которая взымается с плательщика налогов в связи с нарушением ими правил налогообложения, определенных соответствующими законами.

Пеня – это плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), которая взымается с плательщика налогов в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства. Пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения долга или его погашения за каждый календарный день просрочки платежа. При этом в расчет принимается большая учетная ставка НБУ.



Признаки пени и штрафа

Сходства

Различия

Применяются при нарушении сроков уплаты налогового долга

Размер пени установлен 120 % годовых учетной ставки НБУ от суммы налогового долга, а размеры штрафов применяются в зависимости от характера правонарушений

Устанавливаются в виде процентов от суммы налогового долга

Пеня применяется к суммам налогового долга и штрафных санкций, а штраф устанавливается только к сумме налогового долга без учета штрафных санкций и пени

Размер их зависит от срока непогашения налогового долга

Размер пени не ограничен по сумме, но ее начисление прекращается в связи с истечением сроков исковой давности, а максимальный размер штрафа установлен в виде 50 % налогового долга.

Размер штрафа может быть согласован, пння этого не требует.

Недоимка – это сумма налогов и соответствующих платежей, не внесеннная после окончания установленных для их оплаты сроков. При доначислении в результате проверок суммам налогов пеня начисляется со дня, следующего за сроком уплаты, установленным в решении соответствующего налогового органа.

Суммы финансовых санкций подлежат перечислению в бюджеты или государственные целевые фонды, а также на специальный счет налоговой службы.

- предприятиями, учреждениями, организациями, в 10 - дневный срок со дня составления акта проверки;

- гражданами – в 15 дневный срок со дня принятия решения органам ГНИ.

Днем уплаты платежей считается:

- день внесения денег в кассы;

- день внесения денег в банк или почту;


- день списания учреждением банка суммы платежа со счета плательщика.

Отсрочка платежа – это перенос на более поздний срок уплаты платежа – по решению финорганов.

Рассрочка платежа – это распределение суммы платежа на несколько сроков уплаты - по решению финорганов.

Отсрочка и рассрочка предоставляются на условиях налогового кредита.Списание и реструктуризация налоговой задолженности (та же рассрочка) осуществляется в соответствии со специальными законодательными актами либо для всех налогоплательщиков (ЗУ “О расчетах с бюджетом”) либо для определенных отраслей народного хозяйства (с/х, металлургия, угольная промышленности).

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины (регламентируется порядком ведения кассовых операций НБУ):

- превышение установленного лимита остатка денег в кассе – штраф в двукратном размере сумм, выявленных больше установленного лимита за каждый день;

- неоприходование в кассу наличнх денег штраф в пятикратном размере неоприходованной суммы;

- израсходование денег из наличной выручки на выплату заработной платы, помощи, всех видов компенсаций (командировочные расходы) при наличии налоговой задолженности – штраф в размере осуществления выплат;

- превышение сроков использования выданных в подотчет сумм (3 дня для командировочных расходов), а также выдача средств в подотчет без полного отчета по ранее выданным суммам – штраф в размере 25% сумм, выданных в подотчет;

- проведение денежных расчетов расчетов без предоставления получатели средств платежного документа, подтверждающего уплату денежных средств (кассового чека, квитанции и приходному ордеру) – штраф в размере уплаченных сумм;

- использование полученных в банке средств не по целевому назначению – штраф в размере истраченных средств;

- использовапние наличных денежных средств при расчетов между юридическими лицами в размерах, превышающих 3000 грн. в день с одним поставщиком - штраф в размере истраченных средств.


Перечень финансовых санкций и штрафов за нарушение налогового законодательства юридическими и физическими лицами.



п/п

Вид нарушения

Размер

штрафных

санкций

Орган,

налагающий

санкции

Осно

вание


1.

Непредставление налоговой декларации в сроки, определенные законодательством

Штраф 10 НМДГ

Таможенные, налоговые органы, ПФУ, ФСС

п.17.1.1.

ЗУ

№ 2181

2.

Непредставление налоговой декларации в установленные сроки, в связи с чем налоговый орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства

Штраф 10 НМДГ, штраф за каждый месяц задержки декларации 10 % суммы налогового обязательства, но не более 50 % и неменее 10 НМДГ

Таможенные, налоговые органы, ПФУ, ФСС

п.17.1.2.

ЗУ

№ 2181

3.

Завышение или занижение налогового обязательства, выявленное в результате документальной проверки, в связи с чем налоговый орган самостоятельно определяет его сумму

Штраф в размере 5 % суммы недоплаты за каждый из налоговых периодов, начиная с периода возникновения недоимки и заканчивая периодом получения уведомления налогового органа, но не более 25 % такой суммы и не менее10 НМДГ


Таможенные, налоговые органы, ПФУ, ФСС

п.17.1.3.

ЗУ

№ 2181

4.

Арифметические или методологические ошибки в декларациях, выявленные камеральной проверкой налогового органа, которые привели к завышению или занижению налогового обязательства, в связи с чем налоговый орган самостоятельно его доначисляет

Штраф в размере 5 % суммы доначисленного налогового обязательства, но не менее 1 НМДГ

Таможенные, налоговые органы, ПФУ, ФСС

п.17.1.4.

ЗУ

№ 2181

5.

Осуждение налогоплательщика (его должностного лица) за уклонение от уплаты налогов, что приводит к занижению налогового обязательства в крупных размерах



Штраф в размере 50 % суммы недоимки, но не менее 100 НМДГ



Таможенные, налоговые органы, ПФУ, ФСС



п.17.1.6.

ЗУ

№ 2181

6.

Неуплата налогоплательщиком согласованной суммы налогового обязательствав установленные сроки:




Таможенные, налоговые органы, ПФУ, ФСС

п.17.1.7.

ЗУ

№ 2181




- до 30 календарных

дней

Штраф в размере 10 % налогового обязательства








- от 31 до 90 календарных дней


Штраф в размере 20 % налогового обязательства










- более 90 календарных

дней

Штраф в размере 50 % налогового обязательства







7.

Отчуждение налогоплательщиком активов, которые находятся в нвлоговом залоге без согласования с налоговым органом

Штраф в размере 100 % налогового долга, в отношении которого возник налоговый залог

Таможенные, налоговые органы, ПФУ, ФСС

п.17.1.8.

ЗУ

№ 2181

8.

Продажа товаров (продукции, работ, услуг) или денежные выплаты без предварительного начисления и уплаты налога, сбора

Штраф в двойном размере суммы налогового обязательства, что не освобождает от административной, уголовной ответственности или конфискации имущества

Таможенные, налоговые органы, ПФУ, ФСС

п.17.1.9.

ЗУ

№ 2181

9.

Самостиятельное выявление налогоплательщиком до проверки занижения налогового обязательства

Самостоятельное погашение суммы недоимки и штраф в размере 10 % ее суммы

Налогоплательщик

п.17.2

ЗУ

№ 2181

10.

Неуведомление банками или субъектами предпринимательской деятельности об открытии или закрытии счета в установленный срок


Штраф 20 НМДГ

Руководители ГНА (ГНИ)

ст. 11

ЗУ

№ 509

11.

Задержка уплаты всех видов налогов

Пеня в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ за каждый календарный день

Таможенные, налоговые органы, ПФУ, ФСС

п. 16.4.1

ЗУ

№ 2181

12.

Нарушения порядка использования торгового патента

Штраф в размере стоимости торгового патента за календарный месяц

Руководители ГНА (ГНИ)

ст. 8

ЗУ

№ 98

13.

Осуществление операций без приобретения торгового патента

Штраф в двойном размере стоимости торгового патента за весь период деятельности без патента

Руководители ГНА (ГНИ)

ст. 8

ЗУ

№ 98

14.

Осуществление операций без приобретения льготного торгового патента

Штраф в пятикратном размере стоимости льготного торгового патента

Руководители ГНА (ГНИ)

ст. 8

ЗУ

№ 98

15.

Несвоевременная регистрация в качестве плательщика акцизного сбора при торговле алкогольными и табачными изделиями

Штраф в размере 100 НМДГ

ГНА (ГНИ), Госстандарт, Госинспекция по ценам и др.


ст. 17

ЗУ

№ 481

16.

Нарушение сроков по ввозу товаров (выполнению работ, предоставлению услуг), импортированных по бартерным договорам

Пеня в размере 0,3 % стоимости неоплаченных товаров (работ, услуг) за каждый день просрочки, но не более суммы задолженности

Руководители ГНА (ГНИ)

п. 3.1

ЗУ

№ 351

17.

Непредставление в течение 5 дней информации об осуществлении экспорта или импорта в таможенный или налоговый орган

Пеня в размере 0,1 % стоимости экспортированных товаров (работ, услуг) за каждый день просрочки, но не более их стоимости

Руководители ГНА (ГНИ)

п. 3.4

ЗУ

№ 351



<< предыдущая страница   следующая страница >>