litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 ... 12 13
Тема 2. Налоговая система Украины.


1. Классификация налогов и способы их взимания.

2. Структура управления государственной налоговой службой. Ее задачи и основные функции.

3. Права, обязанности и ответственность государственных налоговых администраций.


1. Классификация налогов и способы их взимания.


Система налогообложения – это нормативно определенные плательщики налогов, их обязанности и права, объекты налогообложения, виды налогов, сборов и платежей и порядок их взымания.

Система налогообложения - это продукт деятельности государства, его важнейший атрибут. Каждое государство формирует свою налоговую систему с учетом опыта других стран, своих национальных особенностей, состояния экономики, развития рыночных отношений, необходимости решения конкретных экономических и социальных задач. Система налогообложения должна быть построена таким образом, чтобы способствовать производственной деятельности, стимулировать формирование средств на приоритетных направлениях экономического и социального развития.

Система налогообложения характеризуется ее элементами – субъект, объект налогообложения, налоговая ставка, источник уплаты.

Субъекты налогообложения – это плательщики(юридические и физические лица), которые непосредственно уплачивают налоги.

Объекты налогообложения – это доходы (прибыль), добавленная стоимость продукции (работ, услуг), стоимость продукции (работ, услуг), специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и физических лиц,другие объекты, определенные законодательством о налогообложении.

Налоговая ставка – это размер налога на единицу объекта налогообложения.

Источник уплаты – это доход (заработная плата, прибыль и т.д.), из которого уплачивается налог; себестоимость; часть выручки от реализации продукции (работ, услуг).

По методам исчисления налоги можно классифицировать следующим образом:


- кадастровый метод заключается в разделении объектов налогообложения на определенные группы, для которых установлены индивидуальные ставки налога. В этом случае размер налога не зависит от прибыльности плательщика. Это, например, налог с владельцев транспортных средств;

- метод на основании декларации заключается в составлении плательщиком налога документа, где производится расчет дохода и налога из него. В этом случае размер налога зависит от прибыльности плательщика. Это, например, налог на прибвль предприятий;

- метод из источника выплаты дохода, уменьшенного на сумму налога. Это, например, подоходный налог с граждан.

Становление налоговой системы Украины началось с принятием 25.06.91 Закона «О системе налогообложения». В нем были определены принципы перестройки и назначение системы налогообложения, перечень налогов, сборов и обязательных платежей, плательщики и объекты налогообложения. Учитывая изменения в налоговой политике государства, в 1994 и 1997 годах были приняты второй и третий варианты этого закона.

Налоговая система Украины – это совокупность общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды, а также принципов, форм их установления, замены или отмены, порядка их исчисления, оплаты и взыскания, включая организацию работы по их контролю.

Переход к рыночным отношениям предусматривает смену форм собственности и отношения собственности. Развиваются частная и коллективная формы собственности, что означает потерю государством значительной части собственных доходов. Основным методом формирования доходов государства в этих условиях становятся налоги, которые являются не только методом формирования бюджета, но и инструментом влияния на различные стороны деятельности плательщиков.

Создание и реформирование налоговой системы должно основываться на научном подходе, который предполагает:


- формирование правовой основы налогообложения;

- системный подход;

- установление изначальной базы этой системы.

Требование системности состоит в том, что налоги, формирующие налоговую систему, должны быть связаны между собой, органично дополнять друг друга, не находится в противоречии с системой в целом и отдельными ее элементами. Системный подход означает также, что должны быть реализованы все функции налогов. С фискальной позиции налоговая система должна обеспечивать гарантированное и стабильное поступление доходов в бюджет. С позиции регулирующей – обеспечить государству возможность влияния на все стороны социально-экономического развития общества. Налоговая система должна включать достаточно широкий круг налогов различной целенаправленности.

Определяющей базой создания налоговой системы является объем бюджетных расходов. С позиций организации финансовой деятельности государства налоги вторичны относительно расходов. Сбалансированность доходов бюджета с объемом государственных расходов является целью финансовой политики государства.

В ходе реформирования налоговой системы необходимо учитывать:

- универсальный налог на потребление не влияет на выбор товаров, а акцизы, напротив, влияют;

- подоходный налог влияет на выбор между нынешним и будущим потреблением, а универсальный налог такого воздействия на потребление не оказывает;

- высокий налог на доходы с капитала нарушает инвестиционный процесс;

- при росте налоговых ставок эффект налоговой системы сначала повышается и достигает максимального уровня, а затем начинает снижаться;

- расходы прогрессивного подоходного налогообложения значительно выше, чем пропорционального.

Налоги, сборы и другие обязательные платежи классифицируются по различным признакам. Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов. Адам Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал) отнес к прямым налогам налоги на землю, на предпринимательскую прибыль и на заработную плату наемного работника. Косвенными налогами он предлагал считать налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя. Классификация налогов, исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и теперь и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг. Таким образом, исходя из признака перелагаемости налогов на потребителя, налоги делятся:


- на прямые налоги, которые взимаются непосредственно у объекта налогообложения. Эти налоги устанавливаются на доход и на имущество налогоплательщика. При прямых налогах денежные отношения возникают непосредственно между государством и налогоплательщиком, который вносит налоги непосредственно в государственную казну. Это, например, налог на землю, налог на прибыль, подоходный налог и другие;

- на косвенные налоги взимаются с производителя, но, в конечном счете, их уплачивает потребитель. Эти налоги вытекают из хозяйственных активов и оборотов, финансовых операций и целевых сборов. Они включаются в виде надбавки в цену товара, работы, услуги. Субъектом налогообложения при косвенных налогах выступает продавец товаров, работ, услуг, который выступает, как посредник между налогоплательщиком (покупателем) и государством по взиманию налогов с покупателя и передаче их в казну. Это налог на добавленную стоимость, который поэтапно взимается с каждого производителя продукции, но уплачивает его конечный потребитель.

Прямые налоги, в вою очередь, разделяются:

- на реальные налоги, изъятие которых происходит без учета личности налогоплательщика и уровня доходности объекта налогообложения ;

- на личные налоги, такие как подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушные налоги, налог на прибыль, налог на прирост капитала и так далее.

Косвенные налоги также делятся:

- на акцизы, которые бывают индивидуальными и универсальными как, например НДС;

- на фискальные монополии, которые бывают полными и неполными;

- на таможенные пошлины, которые, в сою очередь, классифицируются по происхождению, целям, ставкам, характеру отношений.

Исходя из субъекта налогообложения, налоги делятся:

- на налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль предприятия);

- на налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог с граждан).


По подчиненности в Украине существуют:

- общегосударственные налоги, сборы и другие обязательные платежи;

- местные налоги, сборы и платежи.

В соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» № 1251-XII от 25.06.91 с последующими изменениями и дополнениями к основным видам общегосударственных налогов, сборов ми других обязательных платежей относятся:

- налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, взимаемый по единой ставке 20%;

- акцизный сбор – косвенный налог, взимаемый по разным ставкам;

- налог на прибыль предприятия – прямой налог, взимаемый по единой ставке 30%;

- налог на доходы физических лиц – прямой налог, взимаемый по прогрессивной шкале налогообложения;

- государственная пошлина;

- налог на землю;

- налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

- налог на промысел;

- сбор за специальное использование природных ресурсов;

- сбор на геологоразведочные работы, выполняемые за счет государственного бюджета;

- сбор за загрязнение окружающей среды;

- сбор на обязательное государственное пенсионное страхование по ставке 32%;

- сборы на обязательное государственное социальное страхование по временной нетрудоспособности, на случай безработицы и от несчастного случая на производстве;

- плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;

- фиксированный сельскохозяйственный налог;

- сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

- единый сбор, который уплачивается в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

- пошлина.

К местным налогам и сборам в действующей налоговой системе Украины относятся:

- налог с рекламы;

- коммунальный налог;

- рыночный сбор;


- гостиничный сбор;

- сбор за парковку автомобильного транспорта;

- курортный сбор;

- сбор за проезд по территории Автономной Республики Крым и приграничных областей, движущегося за границу автотранспорта;

- сбор за размещение объектов торговли и сферы услуг;

- сбор за осуществление зарубежного туризма;

- сбор за выдачу ордера на квартиру;

- сбор за использование местной символики;

- сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;

- сбор за предоставление земельного участка для строительства объектов производственного и непроизводственного назначения, индивидуального жилья, гаражей в населенных пунктах.

С целью привлечения в местные бюджеты средств для финансирования разных целевых социальных мероприятий на определенной территории и с учетом мнения населения органы местного самоуправления имеют право применять самоналогообложение в соответствии с действующим законодательством Украины.

В рамках действия законодательных актов в отношении государственной поддержки субъектов малого предпринимательства введена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для таких предприятий, так называемый «единый налог». В перечне налогов и сборов такого налога нет, поскольку это не вид налога, а особый порядок налогообложения, который следует рассматривать как вид льготы в области налогообложения определенного круга субъектов хозяйствования.

С целью снижения налогового давления на предприятия, в рамках реформирования системы налогообложения были отменены, в качестве обязательных платежей:

- сбор в Государственный инновационный фонд;

- сбор на строительство, ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог;

- гербовый сбор;

- сбор в фонд по осуществлению мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;

- сбор в Государственный фонд охраны труда.


Некоторые из этих фондов существуют, но отчисления в них производятся в добровольном порядке, а их ресурсы формируются из средств государственного бюджета. В финансовой системе Украины существуют ряд других добровольных фондов, направленных на осуществление социальных мероприятий или для стимулирования развития производства. Это, например, экологическая составляющая в составе стоимости электроэнергии, Фонд защиты инвалидов, который создается не за счет прямых отчислений, а в виде штрафных санкций, которые уплачивают предприятия за не создание рабочих мест для инвалидов в пределах установленных нормативов.

В налоговом законодательстве Украины превалирует принцип добровольной и самостоятельной уплаты налогов субъектами хозяйственной деятельности. На практике этот принцип реализуется следующим образом:

- субъект хозяйственной деятельности, руководствуясь законодательными актами Украины, самостоятельно определяет фактический размер объекта налогообложения и, применяя установленные ставки, рассчитывает объем (сумму) того или иного налога, сбора или платежа. Например, так определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, налоговое обязательство по налогу на прибыль предприятия и другие виды налогов;

- в установленные действующим законодательством сроки, субъект хозяйствования самостоятельно производит уплату налогов, сборов и других обязательных платежей путем перечисления денежных средств на соответствующие счета бюджетов различных уровней. В связи с ведением в действие с 01.04.01 Закона Украины «О взаимоотношениях налогоплательщиков с бюджетом по уплате налогов» расширены права предприятий в отношении сроков уплаты налогов. Эти сроки по уплате отдельных видов налогов продлены;

- расчеты, декларации и другие документы, относительно исчисления и уплаты налогов составляются налогоплательщиками самостоятельно и подаются в налоговые органы в определенные законодательством сроки. Исключение составляет налог на доходы физических лиц. Обязанности по исчислению и перечислению текущих платежей по данному налогу с наемных работников, возложены на должностных лиц предприятий, где они работают.


С целью обеспечения налоговых поступлений в бюджет в полном объеме и в установленные сроки в условиях добровольной и самостоятельной уплаты налогов субъектами хозяйствования, действующим законодательством Украины предусмотрена жесткая ответственность за сокрытие, неуплату или несвоевременную уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.

За несвоевременную уплату налогов с 01.04.01 предусмотрено взыскание штрафных санкций в размере 10% суммы налогового обязательства при просрочке его уплаты свыше 30 дней, 20% - свыше 60 дней и 50% - свыше 90 дней. Кроме того, при несвоевременной уплате налоговых платежей начисляется пеня в размере двойной учетной ставки НБУ за каждый день просрочки платежа.

Действующим законодательством предусмотрены такие виды взыскания налогов, как обращение взыскания на имущество налогоплательщика через оформление его в налоговый залог, а также существует уголовная ответственность должностных лиц субъектов хозяйствования и физических лиц за умышленное уклонение от уплаты налогов по статье 212 Уголовного кодекса Украины.

2. Структура управления государственной налоговой службой. Ее задачи и основные функции.


Система управления налогообложением в Украине представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации. Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине» № 509-XII от 04.12.90 с изменениями и дополнениями определен статус Государственной налоговой службы в Украине, ее функции и правовые основы ее деятельности. Структура органов налоговой службы представлена такими ее подразделениями:

- Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ)- это центральный орган исполнительной власти. Органы ГНАУ координируют свою деятельность с финансовыми органами, органами Государственного казначейства Украины, органами службы безопасности, внутренних дел, прокуратуры, статистики, таможенной и контрольно-ревизионной службами, другими контролирующими органами, банками, а также налоговыми службами других государств. ГНАУ возглавляет Председатель, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины. Заместители Председателя ГНАУ назначаются и освобождаются от должности КМУ по представлению Председателя ГНАУ, Их количество также определяется КМУ;


- Государственные налоговые администрации в Автономной республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (областные ГНА), которые подчиняются ГНАУ. Их возглавляют председатели, которые назначаются на должность и освобождаются от должности КМУ по представлению Председателя ГНАУ, также как и заместители Председателя ГНАУ;

- Государственные налоговые инспекции в районах и городах, кроме городов Киев и Севастополь (ГНИ), которые подчиняются ГНА. Их возглавляют начальники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем ГНАУ по представлению председателей соответствующих областных ГНА;

- специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (налоговая милиция). Их возглавляют начальники управлений налоговой милиции, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем ГНАУ по представлению председателей соответствующих областных ГНА, также как и начальники ГНИ.

Основными задачами налоговой службы в Украине являются:

- контроль соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;

- внесение предложений по усовершенствованию налогового законодательства;

- принятие нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;

- формирование и ведение Государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов и Единого банка данных о юридических лицах, которые являются плательщиками налогов;

- разъяснение законодательства по вопросам налогообложения среди налогоплательщиков;

- предотвращение преступлений и других правонарушений, отнесенных к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, пресечение, расследование и производство по делам об административных правонарушениях.

Органы государственной налоговой службы в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, законами Украины и другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления в рамках их полномочий.


Функции Государственной налоговой администрации Украины таковы:

- организует работу ГНА;

- разрабатывает и издает нормативно-правовые акты, методические и инструктивные документы по вопросам налогообложения;

- утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов;

- разъясняет через средства массовой информации порядок применения законодательных актов по налогообложению;

- проводит кадровую работу для обеспечения органов налоговой службы квалифицированными специалистами;

- оказывает методическую помощь областным налоговым администрациям;

- осуществляет работу по автоматизации работы областных налоговых администраций;

- разрабатывает направления формы и методы проверок налогоплательщиков;

- выявляет факты организованной преступности и направляет материалы по этим фактам соответствующим специальным органам;

- выявляет факты правонарушений и направляет материалы по ним соответствующим органам;

- представляет Министерству финансов Украины и Государственному казначейству Украины отчет о поступлении налогов и платежей;

- разрабатывает проекты международных договоров о налогообложении;

- предоставляет физическим лицам идентификационные номера, ведет Единый банк данных по юридическим лицам, плательщикам налогов;

- прогнозирует и анализирует поступление налогов, дает предложения по их оптимизации и уменьшению потерь бюджета;

- обеспечивает изготовление марок акцизного сбора, их хранение, продажу, контроль их использования;

- вносит предложения по усовершенствованию налогового законодательства;

- организует работу по обеспечению государственной тайны в органах ГНАУ.

Государственные налоговые инспекции на местах выполняют следующие функции:

- осуществляют контроль соблюдения налогового законодательства;

- обеспечивают учет плательщиков налогов;


- контролируют своевременность предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности;

- осуществляют контроль валютных операций, расчетов с применением ЭККА, РРО, товарно-кассовых книг, соблюдение лимитов остатков наличных денежных средств в кассах предприятий, наличие свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий, патентов и так далее;

- ведут учет векселей внешнеэкономической деятельности (ВЭД);

- обеспечивают применение и взыскание финансовых санкций и административных штрафов;

- анализируют факты нарушений налогового законодательства;

- проводят проверки фактов сокрытия и занижения налогов, сборов и других обязательных платежей;

- проводят проверки документов по исчислению и уплате налогов по поручению органов по борьбе сорганизованной преступностью;

- подают правоохранительным органам материалы по фактам правонарушений, влекущих уголовную ответственность;

- подают в суды иски о признании недействительными соглашений и договоров, о взыскании в доход государства средств по ним, а также о взыскании задолженности перед бюджетом за счет имущества налогоплательщиков;

- ведут работу по выявлению, учету, оценке, реализации бесхозного, конфискованного имущества, сокровищ;

- контролируют исполкомы сельских советов по учету налогов и перечислению их в бюджет;

- рассматривают обращения граждан, предприятий, организаций по вопросам налогообложения и валютного контроля, а также жалобы на действия должностных лиц ГНИ;

- подают финансовым органам и органам казначейства отчеты о поступлении налогов и платежей;

- осуществляют контроль наличия марок акцизного сбора на подакцизных товарах;

- разъясняют через средства массовой информации порядок применения законодательства о налогах.

3. Права, обязанности и ответственность государственных налоговых администраций.



Органы государственной налоговой службы в Украине имеют право:

- осуществлять проверку у субъектов хозяйственной деятельности денежных документов, отчетов, смет, показателей ЭККА, РРО и тому подобное, связанных с уплатой налогов. Получать справки, пояснения, документы, удостоверяющие личность, при проведении проверок. Приглашать граждан и должностных лиц для пояснений относительно получения доходов и уплаты налогов;

- получать безвозмездно от субъектов хозяйственной деятельности, банков, в том числе НБУ, и граждан справки, копии документов, входить в любые информационные системы для проверки налогов, формирования Государственного реестра физических лиц. Получать от таможенных органов данные о ввозе импортных товаров. Получать от статистических органов данные для анализа финансово-хозяйственной деятельности;

- обследовать любые производственные, складские, торговые и другие помещения предприятий и граждан, если они используются для получения дохода;

- требовать от руководителей предприятий и граждан устранения нарушений налогового законодательства и контролировать их выполнение;

- приостанавливать операции на счетах плательщиков налогов, если такие плательщики отказываются от проведения у них документальной проверки; не представляют расчеты, декларации об уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, не предъявляют свидетельства о государственной регистрации предприятия, лицензии, патенты и другие требуемые подобные документы, нарушают порядок регистрации как плательщики налогов;

- изымать документы, свидетельствующие об уклонении от налогов, разрешения, лицензии, патенты;

- применять к субъектам предпринимательской деятельности финансовые санкции;

- взыскивать в доходы Государственного бюджета и местных бюджетов суммы налогов сборов и других обязательных платежей по результатам проверок;

- предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате налогов;


- взыскивать с учреждений банков пеню за несвоевременное перечисление по их вине налогов, сборов и других обязательных платежей предприятий;

- налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;

- давать поручения контрольно-ревизионному управлению (КРУ) на проведение ревизий при нарушениях в области валютного контроля, расчетах с потребителями, при несоблюдении лимита остатка наличных денежных средств в кассах предприятий;

- требовать от руководителей предприятий проведения инвентаризаций;

- предоставлять информацию из государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов;

- материально и морально поощрять граждан, обеспечивающих помощь в борьбе с нарушениями налогового законодательства.

Должностные лица органов Государственной налоговой администрации должны соблюдать Конституцию Украины, законы, нормативные акты, права граждан, предприятий, организаций. Они обязаны обеспечивать функции налоговой службы и использовать для этой цели, предоставленные им права. Должностные лица ГНАУ должны соблюдать коммерческую и служебную тайну.

За неисполнение должностными лицами ГНАУ своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Убытки, нанесенные субъектам хозяйствования, организациям и гражданам неправомерными действиями органов Государственной налоговой администрации возмещаются за счет средств государственного бюджета.

Налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями. Ее основными задачами являются:

- предупреждение правонарушений в сфере налогообложения, их раскрытие и расследование;

- розыск плательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов;

- предупреждение коррупции в органах Государственной налоговой администрации, выявление ее фактов;


- обеспечение безопасности деятельности работников ГНАУ.




<< предыдущая страница   следующая страница >>