litceysel.ru
добавить свой файл
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УО «МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.П. ШАМЯКИНА»


Кафедра общей физики и МПФ


Научно-методический анализ и методика изучения основных понятий темы «Электромагнитная индукция»


Подготовил студент

5 курса 1 группы

физико-математического

факультета


Мозырь 2008

1. Краткий научно-методический анализ изучаемого материала


Тема «Электромагнитная индукция» изучается в десятом классе. На изучение данной темы отводится 10 учебных часов (сильные учащиеся) или 8 учебных часов (слабые учащиеся).

При изучении данного материала должны быть реализованы следующие задачи:


  1. Образовательные задачи: ознакомить учащихся с опытными фактами возникновения вихревого электрического поля при изменении во времени магнитного поля; сформировать понятие индукции магнитного поля, магнитного потока индуктивности, магнитной проницаемости; обеспечить усвоение закона электромагнитной индукции, правила левой и правой руки, Ленца; формул ЭДС, возникающей в проводнике при его движении в магнитном поле, ЭДС самоиндукции, энергии магнитного поля; научить решать задачи на расчет индукции магнитного поля, ЭДС индукции, определять направление индукционного тока, объяснять причины ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле, и индуктивного тока в неподвижном проводнике.

  2. Воспитательные задачи: содействовать формированию научного мировоззрения учащихся; сформировать первоначальные представления о материальности вихревого электрического поля (на основе рассмотрения действия этого поля на заряды и токи, а также энергию этого поля); познакомить с применением законов электродинамики в народном хозяйстве и с успехами развития энергетики; раскрыть роль М. Фарадея, Э.Х. Ленца, Дж. Максвелла в развитии электродинамики.
  3. Развивающие задачи: формировать умения сравнивать и анализировать условия, при которых протекают физические процессы, делать выводы об их характере; применять полученные знания при решении задач; применять закон Ома для полной цепи при изучении электромагнитной индукции; раскрыть смысл конкретной физической величины на основе ее определения.


Для изучения темы «Явление электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущемся проводнике» необходимо вспомнить правила определения направления силы Ампера и силы Лоренца, а также их численное значение.

Для изучения темы «Явление самоиндукции. Индуктивность» необходимо вспомнить из девятого класса понятие массы и второй закон Ньютона.


Весь материал по теме «Электромагнитная индукция» очень удобно представить в виде структурно-логической схемы:





2. Структурные элементы учебного материала и их трактовка


Явления: электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция.


Понятия и величины: магнитный поток, вихревое электрическое поле, индуктивность, объемная плотность энергии магнитного поля.


Законы: электромагнитной индукции.


Опыты: Фарадея.


Теории (элементы теории): правило левой руки, правило правой руки, правило Ленца.


Практические умения: решать задачи на применение правила Ленца, определение величины ЭДС индукции, возникающей в прямолинейном проводнике, равномерно движущемся в магнитном поле с постоянной индукцией; энергии магнитного поля; магнитного потока пронизывающего контур, ЭДС самоиндукции и индуктивность катушки с использованием формул:

, , , , , , .


3. Выбор педагогической технологии


В качестве педагогической технологии для изучения темы «Электромагнитная индукция» можно выбрать проблемное обучение.

Проблемное обучение – это двусторонний процесс, включающий деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций и поисковую деятельность учащихся по решению учебных проблем.

Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения.

Отличительные признаки проблемного обучения.

Первая и важнейшая особенность — это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение — наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем учащимися одновременно является и основным условием превращения знаний в убеждения, т. к. только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формирует систему прочных и глубоких убеждений.

Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и (непосредственным или опосредствованным) критерием оценки правильности решения учебных проблем.


Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. При проблемном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.

Шестая особенность состоит в динамичности проблемного обучения (подвижной взаимосвязи его элементов). Эта особенность обусловлена динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности. Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений окружающего мира. Как указывают исследователи, в традиционном обучении динамичности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».

Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности обучаемых, обусловленной во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание обучаемого, его эмоциональную активность.

Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.


Первые три особенности проблемного обучения имеют социальную направленность (обеспечивают прочность знаний, глубину убеждений, умение творчески применять знания в жизни). Остальные особенности носят специально-дидактический характер и в целом характеризуют проблемное обучение.

Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Она должна создаваться с учетом реальных, значимых для учащихся противоречий. Только в этом случае она является мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного

Нередко одна и та же проблема может быть поставлена различными способами. Интерес учащихся к проблеме, а, следовательно, и их познавательная активность будут зависеть от того, как ставится проблема, каким путем учащиеся «вводятся в проблемную ситуацию». Можно выделить следующие способы создания проблемных ситуаций.

1. Ситуация неожиданности создается при ознакомлении учащихся с явлениями, выводами, фактами, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей необычностью. Готовя проблемную ситуацию, учитель специально подбирает такой материал и использует его для постановки проблем. Основой для создания такой ситуации часто служат занимательные опыты, которые можно подобрать по многим темам программы. Описание многих удивительных явлений природы также может послужить основой для создания ситуации неожиданности.

2. Ситуация конфликта используется в основном при изучении физических теорий и фундаментальных опытов. «Конфликтные ситуации» многократно возникали в. истории развития физики. Они происходили всякий раз, когда новые факты, опыты, теоретические выводы вступали в противоречие с известными и, казалось бы, твердо установленными законами природы, теориями, сложившимися представлениями. Степень участия учащихся в разрешении поставленных проблем обычно невелика. Разрешение этих проблем носит преимущественно характер «проблемного изложения», когда главным действующим лицом в постановке и разрешении проблемы является учитель. Цель организации таких ситуаций, с одной стороны, в возбуждении интереса учащихся к проблеме, а с другой — в демонстрации образцов решения научных проблем, имевших место в истории науки. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы учащиеся поняли суть и причины возникновения противоречий, увидели столкновения различных точек зрения, идей, «динамику» их борьбы и рождения новых взглядов. Но не только такие «крупномасштабные» конфликтные ситуации могут быть использованы в обучении. Проблемные ситуации данного типа можно создавать и при изучении текущих вопросов программы. Выдвигая очередную учебную проблему, учитель может высказать и «обосновать» взаимоисключающие, но на первый взгляд логичные гипотезы, предложив учащимся разобраться в возникшем противоречии. Иногда подобные ситуации возникают в ходе обсуждения очередной проблемы.


3. Ситуация предположения состоит в выдвижении учителем предположений о возможности существования какой-либо новой закономерности или явления с вовлечением учащихся в исследовательский поиск. Роль учителя при этом состоит в том, чтобы направлять ход обсуждения в нужное русло, не задерживаясь подолгу на ошибочных соображениях.

4. Ситуация опровержения создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, доказательства, проекта, опровергнуть антинаучный вывод и т. п.

5. Ситуация несоответствия возникает в тех случаях, когда жизненный опыт, понятия и представления, стихийно сложившиеся у учащихся, вступают в противоречие с научными данными. Подобные несоответствия можно использовать для создания проблемных ситуаций.

6. Ситуация неопределенности возникает в тех случаях, когда предъявляемое проблемное задание содержит недостаточно данных для, получения однозначного решения. В этом случае учащийся должен обнаружить недостаточность данных, затем либо ввести дополнительные условия, при которых решение становится определенным, либо провести исследование и определить границы, в которых может изменяться искомое неизвестное.

Это основные способы создания проблемных ситуаций. Однако не всегда возникает необходимость в применении таких способов. Нередко сформулированная учителем проблема своим содержанием уже вызывает интерес учащихся, будит их мысль, вовлекает в активную познавательную деятельность, т.е. создает проблемную ситуацию.

Средства создания проблемных ситуаций:


  • вопросы;

  • демонстрационный эксперимент;

  • мысленный эксперимент;

  • фронтальные опыты;

  • экспериментальные задачи;

  • специально выбранные факты из истории физики, современных проблем науки.

Приемы создания проблемных ситуаций:


    • создание ситуации выбора, принятия решения;

    • сравнение, сопоставление фактов, решений;

    • экскурсы в историю открытий, изобретений;

    • предложение учащимся установить причинно-следственные связи, соотношения между явлениями, процессами;

    • показ примеров, фактов, иллюстрирующих рассогласование между теорией и жизненным опытом учащихся;

    • новый взгляд на привычное явление, сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления;

    • постановка вопросов требующих:

          • выдвижения гипотез;

          • поиска новых взаимосвязей между явлениями;

          • объяснение одних и тех же фактов, явлений с позиций разных наук.

Педагогическая эффективность проблемного подхода зависит не только от удачного подбора проблемы и способа создания проблемной ситуации, но и от того, как организуется учителем процесс решения проблемы, какова степень участия в этом школьников.

Рассмотрим процесс решения проблемы в наиболее общем виде. Решение проблемы начинается с ее постановки — первый этап. Под постановкой обычно понимают уяснение сути проблемы и ее формулирование, что происходит не сразу. В процессе осмысливания возможна переформулировка проблемы, постепенное ее уточнение.

Следующий этап решения проблемы обычно начинается с того, что ученик пытается найти выход из затруднения, вспоминая сходные ситуации, встречавшиеся ему ранее, с тем, чтобы применить уже известную схему решения. Так часто бывает при выполнении учащимися домашних проблемных заданий. Но учителю приходится с этим сталкиваться и при объяснении нового материала.

Третий этап решения проблемы включает разработку способов проверки гипотезы и ее осуществление. Проверка гипотезы может осуществляться различными способами. При обучении физике можно выделить два основных способа: 1) теоретическое обоснование гипотезы; 2) экспериментальное доказательство.


Теоретическое обоснование гипотезы может проводиться методом математического анализа, геометрическим или графическим способом и путем логических рассуждений.

Экспериментальное доказательство гипотезы особенно часто применяют при проблемном изучении нового материала на уроке, когда высказываемые учащимися предположения и их обоснования проверяются затем на опыте. Это могут быть предположения о существовании какой-либо закономерности, об особенностях протекания того или иного физического явления и т. д.


Проблемное обучение может быть реализовано практически на всех этапах урока:


  • при изложении нового материала (проблемное изложение, поисковая беседа);

  • при выполнении проблемного эксперимента учащимися, который может быть организован как фронтальная лабораторная работа. Он также может быть использован как способ изучения нового материала или как закрепление и повторение пройденного;

  • при решении физических задач (задачи с недостатком или избытком данных, имеющие неопределенности в формулировке, задачи с неявным вопросом или отсутствием вопроса). Проблемные задачи также могут иметь место при изложении нового учебного материала, закреплении и обобщении изученного, проверке усвоения учебного материала;

  • при выполнении домашних заданий (исследовательские, конструкторские, рационализаторские, задания на обнаружение и устранение физических ошибок, на проектирование физических опытов, на отыскание физических способов решения практических задач).


Планирование учебного материала


Тема урока

Тип урока

Вид урока

Содержание материала (основные вопросы)

Методы, использованные на уроке


Домашнее задание

Явление электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущемся проводнике













§ 30

Магнитный поток













§ 31

Закон электромагнитной индукции













§ 32

Решение задач на закон электромагнитной индукции. Самостоятельная работа по теме «Закон электромагнитной индукции»
















Явление самоиндукции. Индуктивность.













§ 33

Энергия магнитного поля тока













§ 34


4. Методика изучения основных понятий

Процесс формирования понятий длительный и сложный. Школьники уже изучили потенциальное электростатическое поля, а также вихревое магнитное поле. Теперь их нужно познакомить с вихревым электрическим полем, а также с изменениями во времени электрического и магнитного вихревых полей, со связью этих полей. Все это удается сделать при изучении явления электромагнитной индукции, открытого М. Фарадеем. Им же был сформулирован и закон электромагнитной индукции.



Явления самоиндукции


Для изучения явления самоиндукции можно использовать метод поисковой (эвристической) беседы, суть которого заключается в том, что учитель заранее продумывает систему вопросов, рассмотрение которых позволяет учащимся самостоятельно отыскать истину. На доске вычерчивается схема, показанная на рисунке.

Е — аккумулятор на 6В;

3 — звонок демонстрационный;

Л1 — лампа на 3,5 В;

Л2— неоновая лампа;

L — катушка индуктивности с большим числом витков от школьного разборного трансформатора;

К
1, К2 — ключи.

На демонстрационном столе собирается цепь по данной схеме. Предлагается предсказать, как будут гореть лампы при замыкании ключа К1, если ключ К2 разомкнут (замкнут). Высказываются и обсуждаются различные точки зрения, затем демонстрируется опыт и предлагается объяснить его результат. После этого формулируется тема урока, рассматривается теория явления самоиндукции, вводится понятие индуктивности проводника.

Для проблемного изучения явления самоиндукции необходим «опорный» эксперимент, в котором бы проступала основная особенность явления. Им может быть известный опыт с самоиндукцией при замыкании электрической цепи.

Из опыта наглядно видна основная особенность явления — замедленное нарастание силы тока в ветви, содержащей катушку, при замыкании цепи. На первый взгляд учащимся кажется, что наблюдаемое явление противоречит закону Ома для участка цепи, поскольку они знают, что напряжение на ветвях параллельного соединения одинаково и одинаковыми были подобраны сопротивления ветвей. Однако учащиеся уже знакомы с явлением электромагнитной индукции и знают основное условие возникновения ЭДС индукции, поэтому они имеют необходимые знания для самостоятельного теоретического исследования явления и выяснения причины его возникновения. Вопрос: «Как объяснить наблюдаемое явление?» — служит началом коллективного решения проблемы.



Магнитный поток


Вначале учитель дает определение понятия магнитного потока. Затем ставит перед учащимися проблему: от каких величин, на ваш взгляд, может зависеть магнитный поток. Учащиеся высказывают различные предположения. В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что магнитный поток может зависеть от:


  • модуля магнитной индукции;

  • площади поверхности;

  • косинуса угла между вектором магнитной индукции и нормалью к поверхность.

В итоге приходят к следующей зависимости:




Закон электромагнитной индукции


Учитель ставит перед учащимися следующие опыты:

  • движение проводника в поле неподвижного магнита;

  • движение магнита относительно проводника;

  • моменты включения и выключения тока в катушке электромагнита;

  • увеличения и уменьшения тока в индукционной катушке.

Затем предлагает им высказать предположения, почему наблюдаются данные явления. В ходе беседы учащиеся приходят к выводу закона электромагнитной индукции:



Энергия магнитного поля тока


Вначале урока учитель перед учащимися ставит проблему: как вы думаете, от каких величин может зависеть энергия магнитного поля. При этом все предположения учащихся он записывает на доске. Затем в результате беседы неверные предположения отсеиваются. И в итоге приходят к выводу, что энергия магнитного поля равна:

.

Затем целесообразно провести аналогию между энергиями электрического и магнитного полей и сравнить их характеристики.

5. Контроль знаний и умений



6. Внеклассная работа


Внеклассная работа представляет собой органическую часть и важный элемент учебно-воспитательной деятельности школы. Цель ее – всестороннее развитие самодеятельности и творческих способностей учащихся в области, науки, техники, искусства.

Внеклассные мероприятия позволяют расширить и углубить знания школьников по физике, пробудить и развить интерес к ее изучению, ознакомить с новейшими достижениями науки и техники и вместе с тем воспитывать у учащихся инициативу, самостоятельность, чувство коллективизма и товарищества, упорство в достижении поставленной цели. Внеклассные занятия оказывают положительное влияние на уроки, поскольку многие учащиеся начинают более серьезно относиться к своим учебным обязанностям, проявляют большую познавательную активность, помогают учителю в оборудовании физического кабинета, в изготовлении, ремонте и подготовке приборов для уроков.

Внеклассная работа является обязательной составной частью учебно-воспитательного процесса. Это работа по привитию интереса к предмету. Среди множества путей воспитания у школьников интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи, например закреплению знаний, лучшему усвоению решения задач и т.д. [1], [10], [11].

Система внеклассных мероприятий по теме «Электромагнитная индукция»:


  • разгадывание тематических кроссвордов;

  • клуб «находчивые физики» (опыты по электромагнитной индукции);

  • конкурс газет по теме «Любимый вопрос электромагнитной индукции».

После изучения данной темы целесообразно провести комплексные внеклассные мероприятия, включающие электрическое и магнитное поля (провести между ними аналогию, найти сходства и различия). Они могут включать предшествующие темы курса, а также быть интегрированными, т.е. объединять различные предметы.



7. Перечень учебников, учебных пособий, методической литературы для учителя


  1. Внеурочная работа по физике в средней школе / Под ред. О.Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 1983. – 188 с.

  2. Гребенев, И.В. Формирование физических понятий на основе развития проблемной ситуации: Проблемное обучение физике / И.В. Гребенев // Физика в школе. – 1998. – №1. – С. 40-42.

  3. Жилко, В.В. Сборник самостоятельных и контрольных работ по физике 10 кл.: пособие для учителей / Жилко В.В., Маркович Л.Г. – М.: МОТ, 2005. – 303 с.

  4. Извозчиков, В.А. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя / В.А. Извозчиков. – М.: Просвещение, 1999. – 187 с.

  5. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильницкая. – М., 1985. – 121 с.

  6. Кабардин, О.Ф. Углубленное изучение физики в 10-11 классах: Кн. для учителя / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардин, В.А. Орлова. – М.: Просвещение, 2002. – 245 с.

  7. Кабардин, О.Ф. Факультативный курс физики, 10 класс / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Н.И. Шефер. – М.: Просвещение, 1987.

  8. Кембровский, Г.С. Подготовительные задачи к олимпиадам по физике / Г.С. Кембровский. – Мн.: Народная асвета, 1984. – 188 с.

  9. Кимбар, Б.А. Сборник самостоятельных и контрольных работ по физике, 8-10 классы / Б.А. Кимбар, А.М. Качинский, Н.С. Заикина. – Мн.: Народная асвета, 1980.

  10. Ланина, И.Я. 100 игр по физике / И.Я. Ланина. – М.: Просвещение, 1995. 156 с.

  11. Ланина, И.Я. Внеклассная работа по физике / И.Я. Ланина. – М.: Просвещение, 1977.

  12. Максимова, Н.В. Проблемный подход к обучению в школе. Метод. пособ. по спецкурсу / Н.В. Максимова. – Ленинград, 1973. – 81 с.

  13. Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе: Из опыта работы. Пособие для учителей / Р.И. Малафеев. – М.: Просвещение, 1970. – 127 с., ил.
  14. Мансуров, А.Н. Физика 10-11 кл.: Для школ с гуманитарным профилем обучения: Кн. для учителя / А.Н. Мансуров, Н.А. Мансуров. – М.: Просвещение, 2000. – 312 с.


  15. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.

  16. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. – М., 2002. – 96 с.

  17. Методика преподавания физики в 8-10 кл. средней школы. Ч1/ В.П. Орехов, А.В. Усова [и др.]; под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с., ил.

  18. Основы методики преподавания физики / Под ред. А.В. Перышкина. – М.: Просвещение, 1984.- 234 с.

  19. Планирование учебного процесса по физике в средней школе/ Л.С. Хижнякова, Н.А. Родина [и др.]; под ред. Л.С. Хижняковой. – М.: Просвещение, 1982. – 224 с., ил.

  20. Степанова, Г.Н. Сборник задач по физике 10-11 кл. / Г.Н. Степанова. – М.: Просвещение, 2003. – 207 с.

  21. Тулькибаева, Н.Н. Физика: Тестовые задания: 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин. – М.: Просвещение, 2004. – 98 с.

8. Перечень учебников и учебных пособий для учеников

  1. Бакашина, Л.П. Сборник задач по физике. Учебное пособие для углубленного изучения физики в 10-11 классах общеобразовательных учреждений / Л.П. Бакашина [и др.] – М.: Просвещение, 1995.

  2. Галякевич, Б.К. А.И. Физика в экзаменационных задачах: справочник для учителей, репетиторов, абитуриентов / Б.К. Галякевич, А.И, Болсун. – Минск: БелЭН,1999.

  3. Демкович, В.П. Сборник задач по физике для 8-10 кл. средней школы: Пособие для учащихся / В.П. Демкович, А.П. Демкович. – М.: Просвещение, 1981. – 206 с, ил.

  4. Дробинский, Л.З. Тестовые задания по физике. Пособие для школьников 9-11 классов и учителей средней школы / Л.З. Дробинский. – С-П.: Корона принт, 1998.

  5. Жилко, В.В. Опыты и экспериментальные задачи по физике, 10 кл. / В.В. Жилко [и др.] – Мн.: Аверсэв, 2001. – 109 с.
  6. Жилко, В.В. Сборник задач по физике, 10 кл. / В.В. Жилко [и др.] – Мн.: Нар. асвета, 2004. – 155 с.


  7. Жилко, В.В. Тетрадь для лабораторных работ по физике, 10 кл. / В.В. Жилко [и др.] – Мн.: Аверсэв, 2001.

  8. Жилко, В.В. Физика: Учеб. пособие для 10-го класса общеобразовательной школы с русским языком обучения / В.В. Жилко, А.В. Лавриненко, Л.Г. Маркович. – Мн.: Нар. асвета, 2001. – 318 с., ил.

  9. Кабардин, О.Ф. Международные физические олимпиады школьников / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. – М.: Просвещение, 1985.

  10. Кабардин, О.Ф. Физика. Тесты 10-11 классы. Учебно-методическое пособие / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. – М.; Дрофа, 1990.

  11. Лешинский, Ю.Д. Сборник задач по физике / Ю.Д. Лешинский [и др.] – Минск: Народная асвета, 1999.

  12. Мякишев, Г.Я. Физика 11 кл. / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – М.: Просвещение, 2003. – 256 с.

  13. Орлов, В.А. Всесоюзные олимпиады по физике / В.А. Орлов, И.Ш. Слободецкий. – М.: Просвещение, 1982.

  14. Пинский, А.А. Задачи по физике / А.А. Пинский – М.: Просвещение, 1977.

  15. Рымкевич, А.П. Сборник задач по физике для 8-10 кл. средней школы / А.П. Рымкевич. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с., ил.

  16. Сборник вопросов и задач по физике для 8-10 кл. средней школы / Под ред. П.А. Знаменского. – М.: Учпедгиз, 1958. – 191 с.

  17. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся 8-10 кл. средней школы / Сост. А.С. Енохович [и др.] / Под ред. Б.И. Спасского. – М.: Просвещение, 1987. – 288с.

  18. Элементарный учебник физики / Под ред. Г. С. Ландсберга. – М.: Наука, 1975.