litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6


Николай Халезин




Я пришел

Притча в семи главах



Действующие лица:


Гвидо – мужчина лет сорока

Ангел – просто ангел
Мама

Франк – друг
Доминик – любимая
Папа

Мария – дочь


На сцене семь комнат, расположенных последовательно по кругу, создающих один виток спирали. Каждая следующая комната находится чуть выше предыдущей. Последняя, седьмая комната, находится выше всех, стыкуясь уровнем пола с уровнем потолка первой комнаты. Последняя стена, завершающая анфиладу, отсутствует. Находясь в седьмой комнате, можно посмотреть вниз и увидеть, что происходит в первой. Все комнаты последовательно соединены дверями.

Каждое помещение имеет свой доминирующий цвет в интерьере и предметах, ее наполняющих.


I. Красная


В этой комнате нет практически ничего. На полу, глядя в зал, сидит Ангел, – он смотрит поверх голов зрителей, размышляя о чем-то своем. Из левой двери появляется обнаженный мужчина лет сорока. Какое-то время он стоит молча, озираясь по сторонам.


Гвидо.
Я пришел….

Ангел.
Простите?

Гвидо. Я говорю, пришел… я.

Ангел. А-а-а… понимаю. Пришел, значит?

Гвидо. Ну, да… пришел, вот.

Ангел. Присаживайся, коль пришел.

Гвидо. А куда присаживаться?

Ангел. Да хоть куда. Вот, со мной рядом присаживайся….

Гвидо. (Присаживаясь рядом) Спасибо.

Ангел. Не за что.

Пауза


Гвидо. Знаете, я как-то неловко чувствую себя без одежды.

Ангел. Со мной можно на «ты».

Гвидо. Знаешь, я как-то неловко чувствую себя без одежды.


Ангел. Просто ты еще не пришел, на самом-то деле.

Гвидо. Как это «не пришел»? Я же вот… здесь.

Ангел. Ну, да, ты здесь, а чтобы придти, надо войти вон в ту дверь (показывает на дверь слева от себя). Пока тебе это сложно понять,… дело в том, что ты пришел, но как бы пришел….

Гвидо. Прости, я не очень понимаю….

Ангел. Я и говорю: тебе пока сложно понять.

Гвидо. Объясни, пожалуйста.

Ангел. Попробую. (Пауза) Вот ты как бы пришел, и уже что-то ощущаешь, видишь, слышишь, думаешь, говоришь со мной, даже стесняешься…. А на самом деле тебя еще нет. То есть, ты, может быть, станешь, а может быть, и нет.

Гвидо. А если я сейчас встану и войду в эту дверь? Я сразу стану?

Ангел. В общем-то, да….


Гвидо поднимается и идет в сторону двери.


Ангел. …Но нельзя войти в нее раньше положенного срока.


Гвидо останавливается, некоторое время раздумывает, возвращается и садится рядом с Ангелом.


Ангел. Я тебе все объясню…. На самом деле, правил немного и они достаточно просты, просто их надо хорошо усвоить. Правило первое: все должно происходить в свой срок.

Гвидо. В каком смысле?

Ангел. Придет время, и ты войдешь в следующую комнату. Но ты не войдешь туда раньше, чем в этом возникнет необходимость.

Гвидо.
У кого?

Ангел.
Возникнет вообще…. Не «у кого-то», а «вообще». (Пауза) Попробуй подойти к этому иррационально.

Гвидо. Что такое «иррационально»?… Просто, я недавно пришел… и знаю еще не все слова….

Ангел. Ты просто поверь.

Гвидо. Без объяснений?

Ангел. Ну, да. Просто поверь, что правила таковы…. И все будет хорошо.

Гвидо. Хорошо. Я верю.


Ангел. Скажи громче «я верю».

Гвидо.
Я верю!

Ангел.
Еще громче!

Гвидо.
Я верю!!

Ангел.
Еще громче!!

Гвидо.
Я верю!!!

Ангел.
Громче!!!

Гвидо. (Очень тихо) Я верю.

Ангел. Теперь верю, что веришь.

Гвидо. Второе правило.

Ангел. Ах, да. Правило второе: надо пройти все.

Гвидо. Понятно. А вернуться можно?

Ангел. Это третье правило: возвращаться нельзя.

Гвидо.
Четвертое?

Ангел.
Четвертого нет – всего три.

Гвидо.
Не густо.

Ангел.
Тебе хватит.


Пауза


Гвидо. А что там, за дверью?

Ангел.
Другая дверь.

Гвидо.
А за другой дверью?

Ангел. Следующая дверь.

Гвидо. А за ней опять дверь?

Ангел. Молодец. Опять дверь.

Гвидо. И так бесконечно?

Ангел. Не знаю, как тебе и сказать…. В общем-то, да. Но, скажем так, с периодичностью….

Гвидо. С какой?

Ангел. С запланированной.

Гвидо. Понял.

Ангел. Вряд ли.

Гвидо. Мне как-то дискомфортно без одежды. Вроде бы и нормально, но как-то не очень….

Ангел. Там, за дверью, получишь одежду.

Гвидо. Когда?

Ангел. Да практически сразу.

Гвидо. Так, может, я пойду уже?

Ангел. Можешь идти….


Гвидо поднимается и идет в сторону двери.


Ангел. …Только время еще не пришло.

Гвидо. (Возвращаясь на место) А когда оно придет?

Ангел. Вовремя.

Гвидо. Не скажу, что так уж сильно дискомфортно, но в одежде было бы значительно приятнее.


Ангел. Единственное, что я могу тебе дать – это рубашку. Рубашки я выдавать уполномочен, а вот все остальное – нет.

Гвидо. Кем?

Ангел. Вообще уполномочен. Не «кем», а «вообще».

Гвидо. Ты мне выдашь рубашку?

Ангел. Тебе – да. Но вообще-то, я их выдаю редко…. Да, ладно, чего уж там…


Ангел достает белую рубашку и отдает ее Гвидо.


Гвидо. Спасибо.

Ангел. Не за что.

Гвидо. Как же, «не за что»? Рубашка все-таки….

Ангел. Да я обязан был тебе ее отдать.

Гвидо. Почему?

Ангел. Она тебе выпала.

Гвидо. Выпала?..

Ангел. Не думай об этом.

Гвидо. А о чем думать?

Ангел. Думай о том, что тебя ждет там (показывает в сторону двери).

Гвидо. Как же мне думать, если я не знаю, что там?

Ангел. Думай, размышляй, предполагай поведенческие модели для различных ситуаций….

Гвидо. Но я же не знаю, какие ситуации там могут возникнуть.

Ангел. Там ситуации могут возникнуть любые…. Абсолютно любые.

Гвидо. Понял.

Ангел. Вряд ли.


Пауза

Гвидо. (Надевая рубашку) Вроде по размеру.

Ангел. Конечно.

Гвидо. А брюки?

Ангел. Выдадут в следующей комнате,… скорее всего.

Гвидо. Почему «скорее всего»?

Ангел. Потому что некоторым выдать не успевают….

Гвидо. Ужас!

Ангел. Не думаю.

Гвидо. Знаешь, мне здесь уже скучновато.

Ангел. Иди, постучи.

Гвидо. А откроют?

Ангел. Нет. Время еще не пришло.

Гвидо. Зачем тогда стучать?


Ангел. Они будут знать, что ты жив и здоров. Порадуются за то, что ты нормально развиваешься, даешь о себе знать. Почувствуют, в конце концов, твое нетерпение…. Ну, не знаю, что им еще в голову взбредет – они такие нелогичные….

Гвидо. Пойду я, наверное…. Здесь на самом деле скучно.

Ангел. Не горячись…. Я же говорю: время еще не пришло.

Гвидо. Пришло – не пришло…


Гвидо встает, подходит к двери и пытается ее открыть. Он дергает за ручку, толкает, стучит в нее – дверь не поддается. Гвидо возвращается на свое место.


Ангел. А ты горяч.

Гвидо. Тебе до моей горячности не должно быть никакого дела.

Ангел. Напрасно хамишь. Потом умолять будешь о помощи, а я тебе отвечу: «Тебе до моей помощи не должно быть никакого дела».

Гвидо. Почему буду умолять?… А чем ты можешь помочь?

Ангел. Да, хоть чем.

Гвидо. Тогда помоги дверь открыть.

Ангел. Пожалуйста. Только давай договоримся так: если ты абсолютно уверен, что преждевременное открывание двери тебе не повредит, – я ее открою. Но только ты должен быть абсолютно уверен, на сто процентов….


Пауза


Ангел. Ну что, открывать?!

Гвидо. Не думаю.

Ангел. А я – знаю.

Гвидо. Сколько у нас есть времени до того, как дверь откроется?

Ангел. Все меньше….

Гвидо. Тогда расскажи мне что-нибудь…. Или чему-нибудь научи.

Ангел. Похвальные стремления. А чего тебе хочется больше – моего рассказа или науки?

Гвидо. А это не одно и то же?

Ангел. Повезло мне с тобой….

Гвидо. Наверное, все-таки лучше будет, если ты меня чему-то научишь – я же совсем ничего не умею.

Ангел. Чему тебя научить?


Гвидо. Не знаю…. А, вот… научи меня избавляться от состояния тревоги.

Ангел. А тебе что, тревожно?

Гвидо. Не очень…. Но вообще-то, есть немного…. Не по себе чуть-чуть. Как-то крутит в верхней части живота… и что-то горячо внутри. Не знаю, откуда эта тревога, я же пришел совсем недавно, еще не успел ничего….

Ангел. Это не приобретенная тревога – врожденная. От нее пока избавиться легко.

Гвидо. Как?

Ангел. Подойди к стене и побарабань в нее кулаками.

Гвидо. Я это уже делал.

Ангел. Тогда ты войти хотел – стучал в дверь, а сейчас хочешь тревогу снять – стучи в стену. Это разные вещи.

Гвидо. Странно.


Гвидо поднимается и подходит к стене. Он несколько мгновений раздумывает, затем несколько раз бьет в стену кулаком. После возвращается на место.


Ангел. Ну, как?

Гвидо. Странно.

Ангел. Что странно?

Гвидо. Странно, что помогло.

Ангел. Брось, все странности еще впереди.

Гвидо. Ты не мог бы ответить мне на один вопрос?

Ангел. На один – мог бы.

Гвидо. Что там, за дверью?

Ангел. Комната.

Гвидо. А в комнате?

Ангел. Это второй вопрос….

Гвидо. Неужели, находясь перед запертой дверью, никогда не знаешь, что ждет тебя там, дальше, в следующей комнате?

Ангел. Как правило, не знаешь. Можешь лишь гадать, предполагать, допускать…. И даже если, войдя, увидишь то, что предполагал, происходящее все равно будет другим.

Гвидо. Кошмар!

Ангел. Это всего лишь правила игры. Когда не знаешь, что может быть по-другому, тебя устраивает то, что имеешь.

Гвидо. А кто устанавливает правила?

Ангел. Ты его не знаешь.

Гвидо. Он здесь главный?

Ангел. Не здесь.

Гвидо. А где?

Ангел. Везде.

Гвидо. Ты хочешь сказать, что кроме «здесь» есть что-то еще?

Ангел. Ничего я сказать не хочу. Это ты хочешь от меня что-то услышать, и отказываешься понять простую истину – у каждого есть свой предел компетенции. У каждого… кроме него.

Гвидо. Кроме кого?

Ангел. Ты мог бы ответить мне на один вопрос?

Гвидо. Да, конечно. Правда, я пока не много знаю, но тем не менее….

Ангел. Скажи, чего тебе хочется сейчас больше всего?

Гвидо. Честно?

Ангел. Честно.

Гвидо. Штаны.

Ангел. Штаны?

Гвидо. Штаны. Какие-нибудь нормальные штаны к этой рубашке.

Ангел. Я так и предполагал.

Гвидо. Что ты предполагал? Да и что вообще можно предполагать относительно человека без штанов?

Ангел. Когда ты знаешь одного человека без штанов – предполагать практически нечего. Но когда знаешь много людей без штанов – прослеживаешь тенденцию.

Гвидо. Ты хочешь сказать, что кроме нас есть кто-то еще?… Где они?!… За дверью?!

Ангел. Неужели ты думал, что мир состоит лишь из нас с тобой?

Гвидо. Я, честно говоря, на эту тему подумать еще не успел…. Хотя, признаться, если бы нас было лишь двое – мне это было бы лестно.


Пауза


Ангел. По-моему, тебе пора.

Гвидо. Откуда ты знаешь?

Ангел. Тебе следует поторопиться – опаздывать нельзя, равно, как и приходить раньше. Ты же помнишь правило – все должно происходить в свой срок.

Гвидо. Мы еще увидимся?

Ангел. А ты как думаешь?

Гвидо. Мы еще увидимся.



Гвидо подходит к двери, открывает ее, и шагает в следующую комнату.


II. Оранжевая


В комнате стоит гладильная доска. На ней Мама гладит брюки. Гвидо торопливо входит в комнату в одной рубашке.


Гвидо. Мам, скоро?

Мама. Да, сынок, подожди пять минут.


Гвидо присаживается на стоящее рядом с гладильной доской кресло. Он надевает носки, какое-то время ждет, глядя в зрительный зал.


Мама. С кем ты идешь?

Гвидо. Какая разница?

Мама. Мне хочется знать, с кем встречается мой сын…. Как ее зовут?

Гвидо. Доминик.

Мама. Красивое имя. Ты не знаешь, что оно означает?

Гвидо. Мам, кончай.

Мама. Что такого я сказала? Я читала, что каждое имя что-то означает…. И, кстати говоря, имя человека очень влияет на то, как он проживает свою жизнь.

Гвидо. Мам, ну что ты…. Если ее имя переводится с древнеарамейского, как «тарантул», мне не следует с ней встречаться?

Мама. Что ты такое говоришь? Я просто рассказываю тебе о том, что прочитала в книге….

Гвидо. А в ней ничего не написано о том, что родителям не стоит лезть в дела детей?… Особенно, когда они выросли.

Мама. Да я ведь ничего не сказала…. Почему ты все воспринимаешь с такой враждебностью?!

Гвидо. Потому, что только у меня родители суются во все дела…. Особенно в те, которые их не касаются. У Виктора, например, родители вообще не в курсе дела, с кем он ходит в кино и где ночует.

Мама. Поэтому твой друг Виктор едва не угодил в тюрьму сразу после шестнадцатилетия. Может быть, у его родителей много денег, и они готовы нанимать дорогих адвокатов для своего чада, а мы с твоим отцом….

Гвидо. Я всегда прошу вас только об одном – не уделять мне такого пристального внимания.


Мама. Всем повезло с родителями, кроме тебя….

Гвидо. (Подходит к Маме и обнимает ее за плечи) Прости, мамочка, возраст первых свиданий абсолютно не подходит для общения с родителями.

Мама. Может быть, ты и вырос хорошим человеком потому, что мы с отцом уделяли тебе столько внимания.

Гвидо. Я знаю. Проблема только в том, что ценить это мы начинаем где-то после тридцати.

Мама. Надень штаны, а то ты сейчас напоминаешь мне отца. Он, когда был моложе, ходил по квартире без штанов до самого ухода на работу. Я у него все время спрашивала: тебе просто удобно ходить без штанов, или ты нудист?

Гвидо. Нудисты ходят без нижнего белья…. Что он отвечал?

Мама. Отвечал, что брюки мнутся…. А если он надевает их перед самым выходом на работу, то соседи думают, что у него хозяйственная жена, которая не выпускает мужа из дома в мятых брюках.

Гвидо. (Надевая брюки) Мам, я хочу открыть тебе одну тайну.

Мама. Ты женишься?

Гвидо. Нет, что ты. Я хочу сказать тебе, что не надеваю брюки до самого выхода из дома по той же причине, что и отец.

Мама. Естественно. Ты же его сын.

Гвидо. А ты – моя мать.


Пауза. Что-то меняется в комнате. Время смещается вперед или назад, на год, два, пять, десять...



следующая страница >>